Ностальгия или желание заработать: почему переиздание старых игр стало так популярно Статьи редакции
В последние годы выходит много ремастеров и переизданий старых тайтлов. Кому-то эта тенденция может казаться признаком кризиса идей в индустрии, но редактор Gamesindustry.biz Роб Фахи (Rob Fahey) считает, что тяга разработчиков к ремейкам и интерес аудитории к ним говорят о фундаментальных изменениях не только в отрасли, но и культурного статуса всего медиа. В своей колонке он рассуждает о том, какие позитивные сдвиги этот тренд способен произвести.
Фахи считает, что понятие «ретро» в игровой индустрии вошло в обиход несколько десятков лет назад — с тех пор, как игры стали устаревать и приобретать ностальгический флёр. И у таких тайтлов всегда была своя аудитория. Тем не менее за последние несколько лет в секторе ретро-игр произошла тихая революция.
Вышедшая 13 лет назад Shadow of the Colossus, переиздание которой возглавляет британские чарты, — лишь одно из последних проявлений изменений в восприятии старых игр как с коммерческой, так и культурной точки зрения.
Высокие продажи ремастера Crash Bandicoot; Rez Infinite, перевыпущенная в Steam в 2017 году и получившая культовый статус; и сметение мини-консолей от Nintendo с полок магазинов — это не только показатели проходящего тренда на ностальгию, но и демонстрация того, как потребители теперь относятся к старым играм.
По словам Фахи, это не первый бум ретро. Так, игры эпохи SNES издавались на огромном количестве более современных платформ. Портирование тайтлов с Super Nintendo на iOS — это простой способ сделать деньги на старых играх, но построить на этом бизнес и разбогатеть раньше было невозможно.
Несколько вещей отличают нынешний ренессанс ретро-игр от прошлых бумов. Во-первых, переиздания сейчас продаются наравне с новыми тайтлами и способны приносить доход. Прежде ремастеры выпускали лишь для того, чтобы заработать немного денег и заполнить время между громкими релизами, а теперь студии тратят много сил и времени на создание ремейков, но и выручка от их продаж сильно увеличилась.
На рост качества самих переизданий и их коммерческий успех повлияла не только тяга к ностальгии, но и другие культурные факторы, спровоцировавшие фундаментальные сдвиги в восприятии ретро-игр потребителями.
Фахи считает, что климат в индустрии стал благоприятным для компаний, которые отказались от современных игр в пользу старых тайтлов. Их успех так же непредсказуем, как и феноменальные результаты игр вроде GTA V, которые не покидают чарты в течение нескольких лет.
Индустрия, которая всю свою историю стремилась к чему-то новому, сильно изменилась. Совсем недавно для разработчиков были важны продажи игр в первые недели после релиза, именно они говорили об успешности тайтла и приносили основную часть дохода. Редко какие игры получали дополнительные тиражи.
Конечно, с развитием цифровой дистрибуции всё изменилось. Теперь игры не исчезают из продажи, уступая место на полках магазинов новым релизам. Отношение потребителей к старым играм, которые сама индустрия считала бесполезными для собственного развития, изменилось.
Свою роль сыграл и демографический фактор. Предыдущие ретро-бумы были связаны с выходом переизданий восьми и 16-битных игр, нынешний же характеризуется обилием переизданий тайтлов времён PlayStation 2.
Сама эта эпоха стала переломной для индустрии — аудитория видеоигр сильно выросла. Сейчас люди, которые познакомились с играми в то время, начали испытывать ностальгию по нему, и именно этим объясняется коммерческий успех современных переизданий.
По мнению Фахи, на данном этапе индустрия должна задать себе вопрос: «Что это изменение в восприятии старых тайтлов и их ремастеров значит для бизнес-моделей игр в целом?» Десятки лет большинство игр создавались с осознанием того, что они принесут быстрый доход. Долгие и стабильные продажи или внезапный интерес публики через какое-то время после релиза никогда не предполагались. Однако сейчас всё это не просто возможно, но стало естественной частью работы индустрии.
Позитивные стороны эволюции отрасли очевидны: наконец, игры получили ту культурную долговечность, которой всегда могли похвастаться иные медиа. Однако ситуация вызывает и вопросы. Значит ли это, что появится целый сектор индустрии, который будет поддерживать старые тайтлы, перевыпускать их каждые десять лет?
Является ли уровень развития современного «железа» одним из драйверов этого движения, ведь теперь ретро-игры, прежде страдавшие от технических ограничений консолей, можно перевыпускать в таком виде, что они будут актуальны ещё долгое время?
Более того, Фахи считает, что появится целая отрасль, которая будет заниматься определением того, какие игры достойны переиздания. Это не так просто, как анализировать и прогнозировать прибыль, поэтому данные об интересе аудитории к тому или иному тайтлу будут чрезвычайно ценными.
Но главное, что тренд на ретро показывает, что видеоигры становятся культурными артефактами. Разговоры о том, какую игру можно назвать «Гражданином Кейном» для этого медиа, стали несостоятельными: индустрия никогда не испытывала недостатка в тайтлах, которые меняли бы устоявшиеся нормы.
Проблема в том, что игроки не могли просто так взять и вернуться к тем играм, которые произвели на них впечатление в детстве. Речь не о ностальгии, а об отчаянном желании пережить прошлый опыт.
Потому что старые игры лучше новых.
Игроки ждут от переиздания действительно переиздание игры под современные реалии – современную графику, оптимизацию, фиксы багов, а получают убогий ретекстур с рябящими текстурами, вырезанный контент, на который истекли лицензии, новые баги.
Но надежда умирает последней.
Хз лучше новых или нет, но в современные игоры не геймеру типа меня даже не возникает желание поиграть. А вот Краш Баша на первой плойке с кем-нибудь или Серьёзного Сэма с удовольствием пару-тройку раз в год гоняю. То ли "тёплые воспоминания", то ли просто-напросто потому что знаю, что гарантированно получу удовольствие от игры.
И вот переиздание devil may cry жду.
Комментарий удален модератором
Залипнуть можно и в точку на стене, если ты сидишь в пустой комнате, но лучше старой картины она от этого не становится.
Мне трудно вспомнить действительно крутую игру, вышедшую за последнее время. На ум приходит, разве что, третий Ведьмак, который вполне может дать фору 3Д, а местами даже и изометрическим РПГ начала двухтысячных, в котором действительно видно, что старались все, как и в лучшие времена.
Есть игры, например, как Uncharted, или The Last of US – они хорошие, без спору, но это обычное линейное повествование, которое ты прошёл и всё. Ничего глобального в них нет.
Бюджеты сейчас вбухиваются в кинематографичность и пиар, игровой процесс оказуаливается, сроки сжимаются и на выходе мы получаем четвертый фоллаут.
Комментарий удален модератором
В чём заключается их инновационность, собственно говоря?
Комментарий удален модератором
– Так можно заявить и про No Man’s Sky, и про Elite Dangerous, и про любую игру с процедурно-генерируемым миром. А эмоции слишком субъективный параметр, который ну никак нельзя записать в инновационность.
The Forest – ну да, крафт стал выглядеть более-менее так, как он и должен был выглядеть в остальных сурвайвл играх, хотя и в XENUS можно было зарезать ножом рыбу, и подобрать её к себе в инвентарь.
Паркур в Dying Light очень напоминал мне систему прыжков в фар крае, где можно было запрыгивать на свисающие тряпки, растения и т.д., вследствие это не даёт никакого уровня свободы, так как в Dying Light локации ничем принципиально не отличаются от любой другой подобной игры и являются довольно ограниченными, не давая игроку забираться туда, куда не следует.
Системы, квесты, сюжет и диалоги в фоллаут 4 в принципе ещё сильнее деградировали по сравнению даже с третьей частью, не говоря уже о нью вегас и классических фоллаутах (или упаси боже обливион и морровинд), разве что прокачка оружия стала удобнее, но, серьёзно, мы ведь говорим об РПГ.
Суперхот в принципе сложно назвать полноценной игрой. Это просто игра, в которой, пока ты не двигаешься, останавливается время. И всё.
Так можно и про SpinTires сказать, мол инновационная симуляция(нет) бездорожья, но нет, то просто технодемка, демонстрирующая возможность движка.
Миррорс Эдж, возможно, действительно является игрой, дающей уникальный игровой опыт, но очень скомкано и очень сыро. Слишком всё заскриптовано, да и игре уже десять лет, как никак но, тем не менее, возможности её не нашли за эти годы своего применения.
Аудиосёрф является очередным не самым удачным аналогом гитар хиро, в котором кораблик движется просто в такт музыке, ну и, соответственно, нужно что-то делать. В этой связи можно вспомнить тот же Neon Drive
Все вышеприведённые игры не дают нового игрового опыта. Сурвайвл игры с системой крафта были и до этого, и то, что сейчас появилась более-менее анимированная система крафта, которая всё равно не дотягивает до того, что можно наблюдать в реальной жизни, назвать new game experience ну никак язык не поворачивается.
Ну а всё остальное – хорошо забытое, или даже не забытое, старое.
Комментарий удален модератором
Взрывает лет так до 22-23, не больше. Потом начинаешь видеть что "почему в Вашем творчестве стольк ремейков", в каждой новой игре
Комментарий удален модератором
Да, есть редкие исключения. Но как-то по осени, я полез за диском с Fallout (первая часть, ее еще патчить надо, чтобы без багов работала), и в переписке со знакомым об этом упомянул. Оказалось, что его тоже осенью накрывает желанием запустить какое-нибудь ретро с abandoned games, а новое он как бы не очень воспринимает, хотя и работает в геймдев.
Я лично, во флэш версию Принца Персии (первого), под Новый Год играл 4 ночи подряд, пока не защемил нерв от постоянно зажатых клавиш (рука в одном положении все время когда на клавиатуре)
:)
Комментарий удален модератором
Если сейчас на всё забить - то как в том анекдоте про биржевого брокера:
- А что Вы будете делать, когда выйдете на пенсию?
- Куплю кресло-качалку, поставлю его на веранду и первые два года буду в нем подолгу сидеть
- А потом?
- Ну а потом начну потихонечку раскачиваться ...
Т.е. я бы с удовольствием переиграл во всё старое и может что-то новое посмотрел бы тоже (купив комп за сто тыщ мильонов :) ... но пока времени хватает только на комменты в vc. Хотя, блин, и на это тоже с началом сезона перестаёт хватать (ушел работать :(
Сейчас периодически наверстываю пропущенные игры.
Сейчас в STALKER по мере свободного времеги (читай по ночам в выходной) играю.
Fallout of Nevada советую.
Отечественная разработка на движке 2 фола. Прошел зимой
Почему герои меча и магии 3 никто не вспомнил ?
А две сингловые версии квейка ? И тем более третий, который переиздался с официальным клиентом для браузера.
Вы еще вспомните King`s Bounty :)
Комментарий удален модератором
Сетллерс эт наше всё. Вы молодец !
Я тоже с большим удовольствием в Master of Orion 2 переигрывал. Гениальная стратегия!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Тут просто коньюктура сейчас такая. Во-первых, мобилки - там деньги, там массовость, но нормальную игру на мобилке не поиграешь - не в плане технологий, а в смысле погружения, вовлечённости если хотите.
Во-вторых, куча всяких новых чучмеков самых разных возрастов каждый день вылазит на все платформы. Для сегодняшних 20-летних геймеривших в 00-е, всё что пишут издатели/девелоперы игр звучит фееричным бредом, а сами эти игры откровенно убоги во всём (в сравнении).
Но на одного (1, один) такого олдфага , КАЖДЫЙ, мать, его , КАЖДЫЙ день, спавнится 1000 новых "геймеров" самых разных целевых аудиторий, которым вдруг подумалось что "match3 ака найди кота" на мобилке и "Солитер" на ПК - это явно не те игры про которые говорят даже в гламурном инстаграмчике.
И для них любая, даже самая трешовая игра будет в кайф. А видя после этой игры другую, умеренной трешовости - там уже вообще начинается лютое фанбойство. Теория относительности в действии, мать его.
С ностальгией, вообще отдельная тема - люди кто рос в конце 90-х, начале 00-х, но потом ушли от игры в бизнес/работу/академию, им подавай "как было" и они даже рады чтобы было без улучшений. Т.к. они уже совсем не геймеры, максимум пару часов в неделю посидят за игрой, зато будут донатить на кикстаретеры всяким жуликам и с яростью невымершего мамонта защищать на форумах от всякой критики. Главное товарищам сказать что мол олдскул и в соцсети это запостить.
Ничего, лет через 5-7 пойдет обратная тенденция возврата к сложным играм, люди наиграются в "заплати за кота", и станут требовать чего-то нового. Ностальгиторов-ждунов дурить тоже можно не бесконечно. И цикл запустится снова.
Комментарий удален модератором
Отдал бы полцарства за продолжение Космических рейнджеров или Аллодов в старой, спрайтовой графике. Как говорится, бриллианты навсегда.
Помню ждал третьих рейнджеров. А разработчики выкатили какую-то мморпг, в которую я честно поиграл, но теперь не могу даже вспомнить название.
Хм,видимо я пропустил. Натыкался пару раз на какие-то фанатские дополнения, но принципиально ничего не менялось, только квестовые задания добавили. Но это уже не то пальто, конечно.
Скорее отсутствие свежих идей , а не ностальгия. Да и в целом это вполне себе выгодное дельце.
Желание заработать на ностальгии.
Комментарий удален модератором
У старых игр был сюжет со смысловой нагрузкой. Пусть запилят Вракрафт 3 Ледяной Трон с улучшенной графикой и геймплеем - я куплю:))
Благодаря статье вспомнил, что хотел купить переиздание Старкрафта. От ностальгии не убежишь. Эх, а ведь 20 лет уже прошло
Стесняюсь спросить, а WarCraft 1 и 2 переиздавался, чтобы играть на современном разрешении? В английской версии, без мувиков, так хочется опять пройти все миссии ...
На баттл.нете пишут, что не переиздавались и вряд ли будут.
Ну может Flash версия тоже появится, сама-то игрушка в принципе не очень тяжелая (если без роликов, ну так я без них и играл, занимало штук 10 дискет 1'44 Mb, вроде)
Warcraft 2 и Beyond the DP недавно с удовольствием прошел. Ставится с досовским эмулятором и работает отлично.
заг-заг
Ну эмулятор DOS у меня есть. Но графика там же 800x600 (если я ничего не путаю)- как играть? В окошке будет мелковато, на полном экране ... Вы как играли?
Да там вроде какая-то улучшалка была на графику, если не ошибаюсь. Завтра гляну на дистрибутив, если он еще не отстрелен.
В общем, напишу.
Спс, я и сам попробую поискать. Постараюсь также не пропустить Ваш ответ, к сожалению ленту забивает + и - , и это не отключаемо - так что часто не вижу ответов.
Ещё раз прочитай первый коммент, я купил и пожалел.
Отличная тенденция. Автомобили же модифицируют (переиздают) каждые 3-5 лет. Почему не обновлять игры. К тому же для нового поколения очень проблематично играть игры с устаревшей графикой. Это факт. Они пропустили много культовых игр в силу своего возраста, так пускай оценят их хотя бы в переизданном варианте.
Комментарий удален модератором
Есть c десяток игр на первой PlayStation, в которые я рубился с корявым англо-русско-китайским переводом. Тёплые, ламповые, пиксельные. С удовольствием переиграл бы в Brith of Fire 4 в хорошей графике, например.
до сих пор мурашки по коже от Intro-видео
Комментарий удален модератором
Даёшь обновлённую Ultima Online с серверами по 100000 игроков