Оффтоп Виталий Кравченко
2 925

50% digital-агентств закроется, а еще 30% будет выживать: время трансформации агентского бизнеса пришло

Этот год стал достаточно сложным для большого числа агентств на digital-рынке. Палки в колеса и сложности были абсолютно всегда, но тут достаточно длинная череда событий, которая для многих превратилась в вопрос смысла дальнейшего существования.
Сколько бы ни приходилось общаться на конференциях и в кулуарах, все рассказывают как все хорошо, как растет число клиентов и чек. Но как только речь заходит о каких-то конкретных фактах, становится сложнее хвалить свое болото, но и это понятно.

В закладки

За кулисами не так сладко. Мы, например, делаем все, чтобы удерживать темп и показать хотя бы какой-то рост к концу года. Год начался достаточно бодро, но уже к первому летнему месяцу было понятно, что мы попали в зону неблагоприятных финансовых перспектив. Такую, когда нужно садиться и думать, как это все держать на плаву.

Три основные причины, которые я отмечаю для себя:

  • высокая конкуренция и большое количество предложений;
  • растущая финансовая нагрузка на бизнес и валютные игры;
  • рост требований со стороны клиентов и погружение в рабочие процессы.

Причина первая. Про конкуренцию

Здоровая конкуренция должна существовать - она способствует росту качества продукта, сервиса и образования рынка. Но в случае рынка digital-маркетинга, например, это конкуренция в обратную сторону.

Если вы видите для проекта реальный бюджет в 1000$, то, вероятно, уже поступило предложение сделать эту же работу за 100 $.

Естественно, все это услуги, которые малому бизнесу не до конца понятны, их сложно пощупать. Основной клиент приходит к нам, уже потеряв какие-то деньги в куче мелких компаний и с полным недоверием. Задача заставить клиента верить увеличивает путь к лояльности и не очень хорошо влияет на показатели загруженности менеджеров проектов.

Есть еще средний и крупный бизнес. Там тендеры, советы и прочее. Последнее время мне кажется, что система откатов превратиться в то, что некоторые компании будут доплачивать за то, чтобы быть подрядчиком.

- Простите, а не хотите ли принять участие в нашем тендере по SEO?
- Побойтесь Бога, у нас нет таких денег.

Рынок растет. Причина тому ­­­­­­­­– бюджеты, которые начали выделять на цифровые рекламные каналы. Теперь тут и кусок пирога интересно откусить.

Причина вторая. Бизнес в беде

Тут говорить много не буду. Множество проблем, которые возникают вследствие введения новых законов, рамок, сложностей с валютными операциями и внешнеэкономической деятельностью.

Часть клиентов не просто уходит из агентства - они закрывают бизнес. Ты пытаешься сделать все возможное, чтобы они продолжили жить, но понимаешь, что тут такая экономическая модель, которая 10 лет назад была прекрасна, а сегодня убыточна уже при планировании.

Мы могли спрогнозировать все риски, кроме налогов и пошлин.

Причина третья. Рост требований клиента

Самая классная причина, которая заставляет рынок двигаться дальше. Наконец-то пошел перекос, и большая часть людей понимает, что эффективность не заключается в позициях сайта, трафик бывает разный, и что не всегда все зависит от специалиста.

Теперь клиент вместе с любимой фразой "нам предложили в два раза дешевле" еще докидывает вот это вот все про сквозную аналитику, воронки продаж, мультиканальные срезы и прочее. И в конце традиционно добавляет: "Мы готовы на бюджет в 500 долларов, не более".

- Скажите, а какая будет стоимость заявки и конверсия в покупку?
- Но ведь вы даже не сказали, о каком проекте идет речь!
- Фу, какой непрофессиональный подход.

К чему я это все? Вместо вывода

Пришло время массово менять подход среди агентств . Если вы хотите уйти дальше команды в 10 человек, придется бежать еще быстрее, чем бежали.
Чтобы сохранить текущую позицию и начать рвать вперед, нужно собрать все силы и возможности в кулак и брать разгон. Тяжело, но нужно.

Я решил для себя: либо мы сможем сделать хороший шаг вперед, либо определяем другую стратегию дальнейших событий.

Мы готовим огромный ряд изменений внутренних процессов. Мы – это агентства Webline Promotion и Remarka. Это 60 сотрудников и 200+ клиентов. Цель – как минимум удвоиться.

Если интересно, оставляйте комментарии. Будет много фишек, которые либо спасут, либо станут хорошей инструкцией, как не стоит делать. В любом случае нужно начинать с себя.

Спасибо VC за возможность стать вечерним собеседником в этот очередной сложный понедельник :)

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Виталий Кравченко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 24, "likes": 30, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 48845, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Oct 2018 20:23:19 +0300" }
{ "id": 48845, "author_id": 112590, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/48845\/get","add":"\/comments\/48845\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/48845"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

24 комментария 24 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Перечитал статью до середины прежде чем уверился о каких агентствах идёт речь. Туристические? Страховые? А! Digital. Ну ок.

Ответить
1

Да, это промах и буду исправлять, спасибо за конструктивную критику!

Ответить
1

Ну - не самый страшный косяк, конечно) И даже вполне объяснимый: вы ж в контексте своих мыслей и ситуации находитесь - для вас все прозрачно!

Для сторонней аудитории все не совсем аналогично) Ничего - с опытом все починится

Ответить
1

Уже исправил, во всем виноват совет Илона от VC при написании "Будьте собой и рассказывайте как обычно" :)

Ответить
6

Как руководитель в небольшом агентстве вставлю свои 5 копеек.

1) Большинство SEO агентств, которые мы сегодня знаем, начиналось во времена, когда достаточно было закупить десяток ссылок в SAPE, а на сайт клиента можно было даже не заходить (вспомнить хотябы историю с запросом "капец стране" и сайт Тимошенко на 1-м месте). Сегодня требования как к самим сайтами так и к внешним ссылкам усложнились настолько, что все это уже стало сложно масштабировать.

2) SEO не стало предсказуемым. И, хотя, некоторые агентства и оперируют на конференциях такими словами как полином, кластеризация, скоринг и TDN, но в точности никто не может дать гарантии, что сайт выйдет в топ за определенное время и займет нужную позицию.

3) Знания по SEO доступны, их может получать любой желающий, а среди учеников SEO-курсов, которых тоже уже достаточное количество - каждый второй предприниматель. Там их прекрасно учат как покупать ссылки в биржах и прописывать тайтлы.

4) В топах поисковых систем маркетплейсы и нишевые каталоги, которые добавляют все новые категории на свои сайты и забирают все больше топов. Все эти olx/avito, prom/tiu и тд. Все меньше органических результатов, все меньше денег SEO-шникам, все больше денег маркетплейсам.

5) Клиент рано или поздно уйдет, как бы хорошо ты не делал свою работу. Клиент хочет видеть постоянный рост, а если ты вдруг замедлился, то знай, этого клиента уже давно окучивает сейлз другого агентства, обещая х3 рост, да еще и дешевле в 2 раза.

Глядя на все эти процессы, полтора года назад я принял решение
переходить от клиентского SEO к своим проектам, тут чуть подробнее писал об этом https://vc.ru/seo/32774.

Ответить
2

верное решение! или делать свой маркетплейс

Ответить
3

В целом ты очень прав. Сегодня рынок перенасыщен предложениями настолько, что любое возможное УТП агентства уже используется раз 100 у конкурентов.

При этом вопрос подготовки кадров остаётся несистемат зированным для рынка.

Отсюда и заказчики нового поколения - те, кто бросил эту низкомаржинальную деятельность в пользу реального сектора.

Ответить
2

после дефолта 2014 года бизнес очень внимательно стал считать цифры и как раньше, отдать 50 килорублей на продвижение не думая, уже никто так не делает.
Мне кажется, что даже 50% компаний будут выживать - 50% будут чувствовать себя нормально (но получать не сверхприбыли). Будет выше порог входа в индустрию - мало того, что нужно быть грамотным во всех сферах - SEO, контекст, и пр., но еще и надо будет оптимизировать свой труд - чтобы выполнять заказы быстрее и с меньшими суммами, но тем же качеством

Ответить
1

К сожалению, мы анализируем ряд клиентов, которые достаточно хорошие бюджеты тратят за отчеты с красивыми и непонятными словами.

Тут скорее речь про замкнутый круг - не все хотят тратить деньги на реально полезные вещи вроде сквозной аналитики, коллтрекинга и каналы возврата аудитории, но все уверены, что это все таки нужно и без этого никак. Надеюсь будет рывок в понимании клиента.

Ответить
2

Уже почти год пытаюсь донести до коллег по digital production, что разработка под заказ в опасности. Сейчас уже даже топовые игроки рынка делают сайты для клиентов на Tilda или ReadyMag, а когда рекламному агентству называешь 140 000 руб. за разработку лэндинга у аккаунта округляются глаза и следует фраза: "Никогда столько не платили. Есть 10 000 руб." . Через год - два, многим из production уже будет кушать нечего. Так, что ребята, чтобы не остаться у разбитого корыта, вчера уже нужно было начинать пилить свои продукты. Возможно это и станет новым вектором развития российского digital. Из "сайтикорисовальщиков" и "лэндингостроителей" мы перейдем в серьезный и востребованный IT сегмент.

Ответить
0

Да, мы как-то продвигали сайт одного клиента, с которого веб-студия взяла 5000$ за "разработку" магазина на prestashop на бесплатной теме, менюшку переделали, это было 4 года назад. А потом каждый чих, типа обновить плагин до новой версии 100$, но такого все меньше будет с каждым годом.

Причем, у меня есть опыт работы с западным клиентом (писал об этом здесь https://devaka.ru/articles/upwork-seo), у которого, по идее должны водиться деньги, но оказалось там за воздух и ценники с потолка, как водится в СНГ, никто не готов платить. Они готовы оплачивать конкретное value, конкретные вещи, например, линкбилдинг. Ваш час стоит 20$? отлично, тогда заверните 10 часов линкбилдинга по 20$.

Ответить
0

Ну веб не исчерпывается одними лендингами слава богу.

Ответить
1

Как-то даже неприятно на VC читать текст без каких-либо цифр, основанный только на внутренних ощущениях. Все плохо, мы попали в зону неблагоприятных финансовых перспектив - это оправдание на уровне лени, где нужно придумать банальное УТП и стиль, а 50% агентств закроется, а 30% будут выживать - это аналитика на уровне РБК и предсказания цен на нефть. На вашем сайте, как и на сайтах еще 10 тысяч таких агентств - нет ничего примечательного, всё, как у всех - аудит сайта, настроим рекламу, контекст, SEO. Использование таких слов как "фишка" - также признак того, что вы - как все. А потом жалуетесь, что все плохо, так может нужно просто признать, что вам не хватает креатива выделиться? Или не хватает креатива по привлечению клиента. За пример можете взять агентство Серенити.

Ответить
0

Колонка чистый оффтоп. Мысли, с которыми многие согласны. Скоро будут и цифры. Важно было понять интересно ли это кому-то. А Серенити - крутой пример упаковки, тут спора нет, но есть еще и продукт - в данном случае качество в соотношении к деньгам. Тут тяжело сказать все ли так хорошо.

Ну и да, вы сравнили два абсолютно разных рынка с разными чеками. Наш основной сегмент SMB.

Но спасибо за критику, я постараюсь больше не допускать вольностей без конкретных цифр, что бы было приятнее читать.

Ответить
0

Вроде правильные все мысли высказаны, удивило только в конце измерение роста проекта в численности персонала и клиентов.
Модная ныне тенденция рост- главное, прибыль не важна, будет когда-нибудь?
В этом году любопытная беседа была у меня с сервисом мониторинга упоминаний, они очень сильно увеличили минимальный тариф, практически разогнали таким образом "мелкую рыбу"( два проекта в которых я использовал, отключил - не окупить такой расход), но по их словам выиграли в деньгах.

Ответить
1

Внутренне конечно мы все измеряем абсолютно другими показателями. Нам важен оборот без учета рекламных бюджетов, важна прибыль на сотрудника, важен LTV клиента и многое другое. В конечном итоге интересен показатель чистой прибыль. Например, основные ориентиры Net profit и EVA.

Отбрасывать мелкую рыбу можно, но наша практика - помогать ей расти. Пока что только так мы имеем минимально значимую позицию и возможность увеличить денежный оборот.

Ответить
1

Это радует:
"В конечном итоге интересен показатель чистой прибыль."
Успехов!

Ответить
0

Спасибо большое! Буду стараться радовать материалами более высокого уровня содержания.

Ответить
0

50% закроются? Вы шутите? А в какой период? А что такое "выживать"? И почему 30%?
Такое впечатление, что это школьное сочинение на тему "у папы на работе".
Спутаны базовые экономические механизмы. Про ошибки в тексте просто молчу.
Зачем тратить время на написание этого?

Ответить
0

Можно про базовые экономические подробнее?

По остальному - не стоит рассматривать эту публикацию как научное исследование.

Про трату времени - достаточное количество людей написало с вопросами и своими взглядами, кто-то очень разделяет написанное. Сложных задач при написании не ставилось, KPI тоже.

Ответить
0

Подпишусь, прям с языка) Печально все, но прорвемся.

Ответить
0

Пора делать маркетинг полного цикла, а не только в цифре.
А также пора делать оптимизацию труда в агентствах. Очень часто происходит так, что на тот объем работы, который предлагают забрать на аутсорсинг - слишком высоки в цене и проще взять в штат специалистов, которые сделают еще больше.
Но если делать достаточный объем + постоянно работать с параллельными проектами, то можно держать клиентов долго, т.к. реальный сектор экономики все еще будет нуждаться в маркетологах. Вопрос лишь в том кто и на каких договорных отношениях будет исполнителем

Ответить
0

Вот это улыбнуло:
Скажите, а какая будет стоимость заявки и конверсия в покупку?
- Но ведь вы даже не сказали, о каком проекте идет речь!
- Фу, какой непрофессиональный подход.

А в целом да, есть большая доля правды в статье, времена меняются, требования меняются и рынок после роста достиг насыщения и стал сжиматься.

Ответить
0

Я хочу сказать,что все не закроются,останутся самые эффективные,а так конкуренция очень большая,прозрачных мало,в общем Красный Океан!Есть понимание,что если ФБ ищет Директора по продажам,то не все хорошо у него!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }