{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как реагировать на неадекватные замечания от клиентов: 3 универсальных совета

Я редактор и контент-менеджер, помогаю бизнесу привлекать клиентов в интернете. Примерно треть рабочего времени уходит на общение с клиентами, в том числе — обсуждение замечаний. Когда они сдержанные и по делу, прислушиваюсь и исправляю. Когда формальные, пустые или необдуманные — начинаю спорить.

За годы работы я сформулировал три модели поведения в борьбе с неадекватными замечаниями. Они помогают мне выходить из тупика в диалоге и фокусировать внимание на задаче.

1. Конкретизировать

Иногда клиенты дают слишком общие замечания. Они основаны на впечатлениях от работы и всегда эмоциональны:

«— Мрачная иллюстрация, надо повеселее, поярче!»

«— Этот текст слишком простой, хочется больше пышности».

В таких случаях непонятно, что именно не понравилось заказчику и в какую сторону исправлять. Чтобы лучше понять задачу, нужно попросить о помощи, дать клиенту возможность высказаться конкретнее. Он начнет разбираться что к чему и либо поймет несуразность своих требований, либо уточнит поправки:

«— А, ну да. Мы же похоронное бюро. Хорошая иллюстрация, не надо ярких красок»

«— В тексте не рассказали о наших достижениях. Мы 25 лет на рынке, международные награды имеем».

Сначала клиент поленился и высказал первое эмоциональное впечатление, а потом исправился и конкретизировал требования. Работать стало проще — сократили число возможных итераций.

2. Показать хороший и плохой примеры

Бывает, что правки клиента-непрофессионала могут испортить результат кропотливого труда целой команды:

«— Контент-план неплох. А давайте в нашу группу постить еще и мемы из Одноклассников! И людей привлекать будем, и контента будет больше».

Первый порыв — мягко указать на некомпетентность заказчика и глупость его предложения. Но лучше показать на примерах. Одни ваши конкуренты делали вот так и разорились, а другие делали иначе и процветают. Это грубоватый, но рабочий прием:

«— У компании N выходит три полезных поста в неделю. Они привлекают внимание: собирают много комментариев, их репостят в другие группы и сохраняют в закладки. А вот F превратила свои соцсети в помойку: у них низкие охваты и пассивные читатели».

Здесь клиента не стали тыкать носом в его невежество, а уважительно показали, как правки могут загубить хороший проект.

3. Исправить

Для некоторых клиентов правки — обязательная часть работы над проектом. Они дают формальные замечания и бесполезные советы, чтобы не прослыть бездельниками:

«— Вот тут разделите на два абзаца. А здесь объедините два абзаца в один. Добавьте пару предложений о...».

Правки-пустышки обычно не отнимают у исполнителя много времени, зато утешают честолюбивого клиента: он чувствует свою причастность к общему делу. Если замечания незначительно влияют на результат, лучше не оспаривать их и молча исправить.

Еще раз

  • Если замечание слишком общее, надо сузить его до конкретной задачи
  • Если предлагают ерунду, наглядно показать последствия
  • Если правки ради правок — молча исполнить пожелание

Задайте вопрос, предложите проект

ТГ — @SashaIN

Почта — [email protected]

0
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сухов

А если правки ради правок не кончаются?) Молча выполнять, они же совсем незначительные?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сеовектор

На первой скрине, стрелку надо в левую сторону.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда