Роботы-курьеры «Яндекса» начнут доставлять заказы в кампусы университетов США Статьи редакции
«Роверы» будут возить заказы, сделанные в американском сервисе доставки еды Grubhub.
«Яндекс» заключил соглашение о сотрудничестве с американским сервисом доставки еды Grubhub — компания будет доставлять заказы «Роверами» в студенческих городках при колледжах и университетах в США, рассказали vc.ru в компании.
Коммерческие условия сделки стороны не раскрывают, Grubhub будет платить «Яндексу» за оказанные услуги доставки.
Роверы станут частью платформы, которую Grubhub разработал специально для университетских кампусов — например, заказанную еду можно оплатить студенческой или преподавательской картой.
Когда робот-курьер привезёт заказ, пользователь получит уведомление в приложении Grubhub, там же появится кнопка для открытия крышки.
Сейчас Grubhub обслуживает более 250 кампусов на всей территории США — в некоторых из них роботы-курьеры появятся уже в 2021 году.
- «Яндекс» впервые представил беспилотных роботов-курьеров «Яндекс.Ровер» для перевозки небольших грузов в ноябре 2019 года. С апреля 2020 года их используют в Сколково для доставки документов и посылок.
- Бесплатная доставка еды роверами «Яндекса» в декабре 2020 года стала доступна для жителей Иннополиса, а также в Москве. С июня 2021 года роботы доставляют заказы в Мурино — городе на границе Петербурга и Ленобласти.
- С апреля 2021 года «Роверы» также доставляют заказы из ресторанов в американском городе Энн-Арбор в штате Мичиган. Также компания планирует запуск в Израиле и Южной Корее.
Интересно, а сколько выручки это принесет Яндексу?
Да нисколько. Это пилотный проект. Если бы это экономически-целесообразно, то Яндекс сам бы вышел с доставкой. То же самое делают роботы Nuro и Крогер, эстонский Старшип с Амазоном
Такой бизнес базы договоров с кампусами и дарк сторов (каждый это сотни тысяц usd) нет у яндекса, он сам так не может выйти в сша.
Фин анализ на глазок, если человеку платят мин 15 usd в час в сша, то роботу яндексу скажем 5, при этом работает он часов 8 (так как зарядка и простои ), в одном кампусе нужно 10 роботов.
5 usd * 8 часов *360 дней * 10 шт * 250 кампусов = 36 мил usd в год в потенциале через пару лет.
Себестоимость производства такого робота думаю уже сейчас укладывается в 15k usd, что должна примерно окупается за 1 год при таких доходах.
Да, ерунда это. Эстонский Starship Technologies вышел самостоятельно. Назаключал уже договора с десятками кампусов, сделал отдельный апп Starship - Food Delivery для заказа, и к лету уже имеет 1,5 млн доставок.
Потенциал там сильно ограничен. Доставки локальные и носят скорее маркетинговый и чисто имиджевых проект, чем реальный бизнес. ГрабХаб сильно просел на рынке США, потеряв по разным данным от 20 до 30 % рынка, где теперь царят Doordash и UberEats. Пытается хоть как-то сформировать лояльную аудиторию.
Возвращаясь к Starship, они уже пробовали такую услугу с Doordash. Но, как я понял, это оказалось не сильно выгодно (заказов немного, Ровер медленнее человека и т.д.)
Starship их продает по 5К $, так что себестоимость сильно ниже 15К. В контексте Яндекса это тоже имиджевый проект, тут нет бизнеса, и я думаю, что все расходы он берет на себя. Поэтому надо готовиться, что консолидированный убыток ещё вырастет, а акции опять ничего не покажут :)
P.S. У GrubHub нет дарк-сторов, это чисто сервис для доставки
Понял думал что есть, в этом главная фишка же по экономике.
Почему? Главная фишка - замена курьера на робота. Но проблема в том, что инфраструктура не сильно готова к этому, чтобы одновременно было быстро, выгодно и безопасно. Где совсем глухо с доставками и, наоборот, хорошо с инфраструктурой для безбарьерной поездки ровера - решение неплохое. Но пока это штучные кейсы даже в рамках таких рафинированных локаций, как закрытые территории кампусов
Все производители подобных аппаратов указывают в качестве проблемы именно это.
Свои продукты в своих дарк сторах, могут приносить самой большой процент (так и в абсолютной величине) из общей прибыли при услуге доставка продуктов.
Но пока это штучные кейсы даже в рамках таких рафинированных локацийЭто не так, жил в паре городов 2014 в США там все было круто с без барьерной средой это связано с инвалидами, у них эти стандарты с начала нулевых, хотя все зависит от места/штата.
В Москве уже несколько лет новые госты, ремонт на улицах поздние года 3-4 тоже все по ним, Ровер легко подъедет к подъезду, поднимать к лифту ему не нужно.
Но пока не приносят. Косты на доставку курьерами нивелируют экономию на расходах отсутствия торгового зала.
там все было круто с без барьерной средойБесспорно, что продажа со склада выгодна, но без доставки. Самая выгодная модель на данный момент у Костко - огромный склад, куда приезжают и забирают все сами клиенты. Такие форматы растут в Европе (Алди, Лидл), в РФ (Светофор)
Дело не только в безбарьерной среде. Проблема у роверов такая же, как у самокатов: делят одну дорогу с пешеходами и другими участниками движения. В итоге, ехать они должны со скоростью пешеходов, при этом, пропускать их, а так же маневрировать в потоке. Велодорожки есть не везде выделенные, на проезжую часть им нельзя. В итоге они ездят по тротуарам, а это автоматом увеличивает время доставки, потому что курьер может оперативнее маневрировать, либо вообще ехать на велосипеде. Кроме того, у каждой такой тележки должен быть оператор.
В Мск и НЙ - это вообще утопия. Хотя бы потому, что надо спускаться. Желающих спуститься зимой на улицу немного, да и летом тоже. Теряется смысл доставки.
Свои товары в своих дарк сторах стоят дороже (или/и более маржинальные) чем в магазинах, при доставке часто есть мин. сумма, люди готовы за это платить. В США по моему все доставки платные, в РФ думаю половина заказов тоже платная, особенно когда высокий спрос.
Желающих спуститься зимой на улицу немного, да и летом тоже.Если доставка курьером буде платная, а роботом бесплатная большинство будут спускается. Да и роботы это круто же посмотреть!
Кроме того, у каждой такой тележки должен быть оператор.Это зачем извините ?
Так это не +, а -. У офлайн-магазинов складов это стоит дешевле. Люди любят скидки и акции, а дарк-сторы, как правило, не могут себе это позволить, потому что в цене зашита доставка. Она везде платная. Просто где-то она уже зашита в стоимость, а где-то идёт отдельным типсом. Примерно как с налогами: в какой-то стране зп платят брутто, а где-то очищенную от налогов.
Если доставка курьером буде платная, а роботом бесплатнаяЯ же не просто так привел примеры. Например, Светофор - самая быстрорастущая сеть в РФ по выручке.
До этого ещё далеко, везде пока сидят операторы, которые могут вмешаться в ситуацию в случае ЧП экстренно. Так что пока такие модели уступаю доставкам с курьерами.
Это зачем извините ?Это требование закона. И оно обоснованно:
Во-первых, робот может столкнуться с человеком, как я уже писал, потому что делит один тротуар с ним. Из-за трафика на тротуаре или просто из-за банального любопытства ребенка или агрессии гопника, а так же каких-то препятствий
Во-вторых, реагировать надо оперативно на инцидент