{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Роботы-курьеры «Яндекса» начнут доставлять заказы в кампусы университетов США Статьи редакции

«Роверы» будут возить заказы, сделанные в американском сервисе доставки еды Grubhub.

«Яндекс» заключил соглашение о сотрудничестве с американским сервисом доставки еды Grubhub — компания будет доставлять заказы «Роверами» в студенческих городках при колледжах и университетах в США, рассказали vc.ru в компании.

Коммерческие условия сделки стороны не раскрывают, Grubhub будет платить «Яндексу» за оказанные услуги доставки.

«Яндекс»

Роверы станут частью платформы, которую Grubhub разработал специально для университетских кампусов — например, заказанную еду можно оплатить студенческой или преподавательской картой.

Когда робот-курьер привезёт заказ, пользователь получит уведомление в приложении Grubhub, там же появится кнопка для открытия крышки.

Сейчас Grubhub обслуживает более 250 кампусов на всей территории США — в некоторых из них роботы-курьеры появятся уже в 2021 году.

  • «Яндекс» впервые представил беспилотных роботов-курьеров «Яндекс.Ровер» для перевозки небольших грузов в ноябре 2019 года. С апреля 2020 года их используют в Сколково для доставки документов и посылок.
  • Бесплатная доставка еды роверами «Яндекса» в декабре 2020 года стала доступна для жителей Иннополиса, а также в Москве. С июня 2021 года роботы доставляют заказы в Мурино — городе на границе Петербурга и Ленобласти.
  • С апреля 2021 года «Роверы» также доставляют заказы из ресторанов в американском городе Энн-Арбор в штате Мичиган. Также компания планирует запуск в Израиле и Южной Корее.
0
86 комментариев
Написать комментарий...
Олег Asti

Интересно, а сколько выручки это принесет Яндексу?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Да нисколько. Это пилотный проект. Если бы это экономически-целесообразно, то Яндекс сам бы вышел с доставкой. То же самое делают роботы Nuro и Крогер, эстонский Старшип с Амазоном

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov

Такой бизнес базы договоров с кампусами и дарк сторов (каждый это сотни тысяц usd) нет у яндекса, он сам так не может выйти в сша.

Фин анализ на глазок, если человеку платят мин 15 usd в час в сша, то роботу яндексу скажем 5, при этом работает он часов 8 (так как зарядка и простои ), в одном кампусе нужно 10 роботов.

5 usd * 8 часов *360 дней * 10 шт * 250 кампусов = 36 мил usd в год в потенциале через пару лет.

Себестоимость производства такого робота думаю уже сейчас укладывается в 15k usd, что должна примерно окупается за 1 год при таких доходах.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Да, ерунда это. Эстонский Starship Technologies вышел самостоятельно. Назаключал уже договора с десятками кампусов, сделал отдельный апп Starship - Food Delivery для заказа, и к лету уже имеет 1,5 млн доставок.
Потенциал там сильно ограничен. Доставки локальные и носят скорее маркетинговый и чисто имиджевых проект, чем реальный бизнес. ГрабХаб сильно просел на рынке США, потеряв по разным данным от 20 до 30 % рынка, где теперь царят Doordash и UberEats. Пытается хоть как-то сформировать лояльную аудиторию.
Возвращаясь к Starship, они уже пробовали такую услугу с Doordash. Но, как я понял, это оказалось не сильно выгодно (заказов немного, Ровер медленнее человека и т.д.)
Starship их продает по 5К $, так что себестоимость сильно ниже 15К. В контексте Яндекса это тоже имиджевый проект, тут нет бизнеса, и я думаю, что все расходы он берет на себя. Поэтому надо готовиться, что консолидированный убыток ещё вырастет, а акции опять ничего не покажут :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

P.S. У GrubHub нет дарк-сторов, это чисто сервис для доставки

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov

Понял думал что есть, в этом главная фишка же по экономике.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Почему? Главная фишка - замена курьера на робота. Но проблема в том, что инфраструктура не сильно готова к этому, чтобы одновременно было быстро, выгодно и безопасно. Где совсем глухо с доставками и, наоборот, хорошо с инфраструктурой для безбарьерной поездки ровера - решение неплохое. Но пока это штучные кейсы даже в рамках таких рафинированных локаций, как закрытые территории кампусов
Все производители подобных аппаратов указывают в качестве проблемы именно это.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov
Почему?

Свои продукты в своих дарк сторах, могут приносить самой большой процент (так и в абсолютной величине) из общей прибыли при услуге доставка продуктов. 

Но пока это штучные кейсы даже в рамках таких рафинированных локаций

Это не так, жил в паре городов 2014 в США там все было круто с без барьерной средой это связано с инвалидами, у них эти стандарты  с начала нулевых, хотя все зависит от места/штата.
В Москве уже несколько лет новые госты, ремонт на улицах поздние года 3-4 тоже все по ним, Ровер легко подъедет к подъезду, поднимать к лифту ему не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
Свои продукты в своих дарк сторах, могут приносить самой большой процент

Но пока не приносят. Косты на доставку курьерами нивелируют экономию на расходах отсутствия торгового зала.
Бесспорно, что продажа со склада выгодна, но без доставки. Самая выгодная модель на данный момент у Костко - огромный склад, куда приезжают и забирают все сами клиенты. Такие форматы растут в Европе (Алди, Лидл), в РФ (Светофор)

там все было круто с без барьерной средой

Дело не только в безбарьерной среде. Проблема у роверов такая же, как у самокатов: делят одну дорогу с пешеходами и другими участниками движения. В итоге, ехать они должны со скоростью пешеходов, при этом, пропускать их, а так же маневрировать в потоке. Велодорожки есть не везде выделенные, на проезжую часть им нельзя. В итоге они ездят по тротуарам, а это автоматом увеличивает время доставки, потому что курьер может оперативнее маневрировать, либо вообще ехать на велосипеде. Кроме того, у каждой такой тележки должен быть оператор.
В Мск и НЙ - это вообще утопия. Хотя бы потому, что надо спускаться. Желающих спуститься зимой на улицу немного, да и летом тоже. Теряется смысл доставки.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kharitonov
Но пока не приносят. Косты на доставку курьерами нивелируют экономию на расходах отсутствия торгового зала.

Свои товары в своих дарк сторах стоят дороже (или/и более маржинальные) чем в магазинах, при доставке часто есть мин. сумма, люди готовы за это платить. В США по моему все доставки платные, в РФ думаю половина заказов тоже платная, особенно когда высокий спрос.  

Желающих спуститься зимой на улицу немного, да и летом тоже.

Если доставка курьером буде платная, а роботом бесплатная большинство будут спускается.  Да и роботы это круто же посмотреть! 

Кроме того, у каждой такой тележки должен быть оператор.

Это зачем извините ? 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
Свои товары в своих дарк сторах стоят дороже

Так это не +, а -. У офлайн-магазинов складов это стоит дешевле. Люди любят скидки и акции, а дарк-сторы, как правило, не могут себе это позволить, потому что в цене зашита доставка. Она везде платная. Просто где-то она уже зашита в стоимость, а где-то идёт отдельным типсом. Примерно как с налогами: в какой-то стране зп платят брутто, а где-то очищенную от налогов.
Я же не просто так привел примеры. Например, Светофор - самая быстрорастущая сеть в РФ по выручке.

Если доставка курьером буде платная, а роботом бесплатная

До этого ещё далеко, везде пока сидят операторы, которые могут вмешаться в ситуацию в случае ЧП экстренно. Так что пока такие модели уступаю доставкам с курьерами.

Это зачем извините ?

Это требование закона. И оно обоснованно:
Во-первых, робот может столкнуться с человеком, как я уже писал, потому что делит один тротуар с ним. Из-за трафика на тротуаре или просто из-за банального любопытства ребенка или агрессии гопника, а так же каких-то препятствий
Во-вторых, реагировать надо оперативно на инцидент

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда