{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Еда
Полина Лааксо

Мыло из «фритюра», джин из картофельных очистков и пиво из хлеба и маракуйи: как стартап Loop Mission «спасает» еду Статьи редакции

На свалки попадают тонны съедобных овощей и фруктов, потому что покупатели придирчивы, а магазины слишком много заказывают. Второй шанс им даёт Loop Mission: выкупает за 30% от стоимости и превращает в напитки, закуски и уходовые товары.

Основатели Loop Mission Жюли Пуатра-Сольнье и Дэвид Котэ. Источник: Est Media Montreal

В 2020 году доступа к полноценному питанию не было у 2,37 млрд человек — это каждый третий, а около 800 млн и вовсе голодали, пишет ООН. Но несмотря на это, магазины продолжают выбрасывать продукты.

Пищевые отходы ежегодно составляют около 17% от общего объёма мирового производства, превышая в сумме $400 млрд, и отвечают за 8-10% выбросов парниковых газов. Расход воды при выращивании продуктов тем временем колоссальный: в США, например, сельскохозяйственный и продовольственный секторы ответственны за 80% потребления.

Большая часть еды, которая оказывается на свалках, не порченная и не гнилая. Просто магазины заказывают слишком много, чтобы в случае чего не пустовали полки, а покупатели не жалуют продукты с дефектами — арбузы без полосок, кривые плоды моркови, пишет National Post. Иногда подводят и поставщики, задерживая очередной привоз.

Чтобы дарить съедобной пище вторую жизнь, супруги из Канады — Дэвид Котэ и Жюли Пуатра-Сольнье — запустили стартап Loop Mission. Они выкупают ненужные магазинам продукты за 30-40% от первоначальной стоимости и создают из них совершенно новые: напитки, закуски, уходовые товары. А цены устанавливают демократичные, чтобы быстрее всё распродать.

«В Канаде на выброс идёт 56% пригодной еды, или 2,2 млн тонн в год. Так что бизнес-модель мы строили вокруг одной задачи — помочь окружающей среде», — говорит Пуатра-Сольнье. Желание продвигать повторное использование материалов основатели отразили в названии проекта, где "loop" значит «петля».

Основатели Loop Mission. Источник: Metro

Познакомились Котэ и Пуатра-Сольнье в 2015 году. Котэ тогда управлял сетью ресторанов для веганов-сыроедов и компанией по производству комбучи RISE. Ему казалось, что в этих делах он своих целей достиг, поэтому хотел взяться за что-то новое, пишет Bloomberg. А Пуатра-Сольнье, изучавшая до этого экологическую устойчивость, его стремления разделяла.

Идея Loop Mission пришла после беседы с продуктовым дистрибьютором из Квебека. Тот рассказал Котэ, что ежедневно выбрасывал по 16-25 тонн спелых овощей и фруктов. Канадец в итоге продал бизнес, его будущая супруга — дом, и вместе они стали работать над рецептами продуктов, которые бы включали те самые «отходы».

Так, менее чем через год они уже продавали соки холодного отжима — из анонсов, жёлтого имбиря, дыни-канталупы, свеклы, капусты. Бутылка одного такого напитка стоила около $4 — в среднем в два раза дешевле, чем соки, которые ежедневно пили Котэ и Пуатра-Сольнье. Все волокна и мякоть, которые оставались после производства, супруги отдавали партнёрской фирме — та добавляла их в лакомства для собак.

Основатели производили сперва только соки просто потому, что знали: фрукты и овощи они смогут закупать регулярно. Но позже всё же решили разрабатывать и другие рецепты — в зависимости от того, что периодически получали от поставщиков.

«Последних мы сами не ищем и работаем как колл-центр, постоянно принимая звонки от производителей, фермеров и магазинов. Все они рассказывают нам, что пойдёт на выброс, а мы затем думаем, что можем сделать сами и кого в силах привлечь», — рассказывает Пуатра-Сольнье.

Соки Loop Mission. Источник: La Panier Bleu

Обычно в работе у супругов сразу по 15 рецептов, но в производство попадают лишь два-три. В скором времени они хотят выпустить линейку детского питания и печенье с фруктовой мякотью. Ну а пока — на начало 2022 года — помимо десятка соков, производят также:

  • Газированные напитки из апельсина, клубники, лимона и имбиря с пробиотиками.
  • Смузи из фруктов, овощей, зелени, бобовых и пищевых волокон.
  • Джин из картофельных очистков с имбирём и лаймом.
  • Кислое пиво из старого хлеба с соками цитрусовых, клубники и маракуйи. По словам Котэ, в одной только Канаде на свалку попадает 750 тысяч буханок в день.
  • Острую квашеную смесь из редьки, капусты, моркови и перчиков халапеньо.
  • Мыло из использованного подсолнечного масла, которое поставляет веганская сеть быстрого питания, с добавлением соков и экстрактов имбиря, цитрусовых, огурца, ананаса и зелени.

Пока что у супругов одна фабрика — в Монреале, на территории её основного поставщика Courchesne Larose. Но их товары продают по всей Канаде, в том числе в крупных сетевых гипермаркетах вроде Walmart и Whole Foods.

Видео с производства. На стоп-кадре картофельные очистки для джина

В 2022 году основатели надеются открыть ещё одно производство, выйти в США, поскольку уже заключили договор с американскими магазинами Sprouts Farmers Market, и в будущем не исключают даже IPO. «Увы, чтобы спасти планету, недостаточно быть хиппи. Нужно войти в корпоративный мир и самому помочь гигантам индустрии переосмыслить практики», — рассуждает Котэ.

В 2021 году компании удалось выйти в ноль, так что новая фабрика и захват американских или даже европейских рынков наверняка помогут ей получить прибыль, полагает Bloomberg.

За пять лет работы стартапу, как утверждает он сам, удалось пустить в производство более 8000 тонн бросовых фруктов и овощей, избежать 6400 тонн парниковых выбросов, сохранить 482 млн литров воды и «спасти» 1,2 млн хлебных ломтиков.

Но показателями супруги не то чтобы довольны, ведь им всё равно приходится отказываться от ещё 200 тонн пищевых отходов в неделю. Да и не все те товары, которые они выкупают, можно быстро превратить во что-то другое. Поэтому из части ингредиентов сперва делают пюре и дегридратированные порошки, а затем перепродают партнёрам.

Производители могут добавить экологически чистые ингредиенты от Loop Mission в свои продукты. Но, чтобы те не занимались за счёт компании «зелёным самопиаром», Пуатра-Сольнье думает разработать регламент. Прописать, какой объём добавок должен содержать продукт, чтобы получить право ассоциироваться с Loop Mission.

«Нам хочется верить, что в будущем, благодаря нам и нашим коллегам, бизнес поймёт: устойчивое развитие не всегда увеличивает затраты. Оно также может принести компаниям дополнительную ценность», — говорят основатели.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Талантливый блик

Пару лет назад думал подобный стартап запустить, только вместо переработки для употребления в пищу (уйма ГОСТов и требований от РПН), думал дегидрировать и, грубо говоря, молоть просрочку в порошок как добавку для корма хрюшкам)

Если кто-то надумает, то может это вам поможет:
- Проблем с выкупом просроченной еды в целом нет, сети не прочь реализовать неликвид (в моем бизнес плане выкуп стоил 20% от первоначальной цены, но во время разговора с представителем крупной сети звучали и 10 и 15% - зависит от объема)
- Проблем с логистикой нет, подойдет обычный грузовик (с емкостями - это опционально), но загрузка нужно осуществлять своими силами - сеть не готова тратить на это свои ресурсы - они хотят чтобы ты САМ приехал, САМ загрузил и получить за это деньги
- Нужен хороший склад, желательно за городом с небольшим штатом
- Требования к оборудованию достаточно высокие - промышленные дегидраторы и молотилки стоят недешево + регулярное ТО этих машинок
- Нужна упаковочная линия, но на первых этапах можно делать это вручную
- Основная проблема в сбыте: запускаться нужно в регионе с хорошо развитым СХЗ сектором
- При всех вводных, включая амортизацию оборудования, средняя окупаемость одного региона - 3,5 года. Рентабельность - около 20% (может быть выше, но этого можно добиться только автоматизацией)

Ответить
Развернуть ветку
Pretty Sober

А сертификация продукции понадобится ведь, скорее всего? Это же как корма д/ж пойдет? Или пищевые добавки.

Ответить
Развернуть ветку
Талантливый блик

По хорошему - да, но я не углублялся в сертификации/разрешения - это была задача кофаундера)

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Ну и как они помогли той трети земли, кто голодает? Никак. Продукты отправляются в то же общество, которое выбрасывает те же 56% еды.

Уж точно «петля», а не выход.

Ответить
Развернуть ветку
Pretty Sober

Я не увидел, что у них есть миссия накормить голодающих. Там в тексте про голодающих с отсылкой "пишет ООН". А ребята просто пытаются минимизировать количество пропадающих продуктов.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

А что, с их продуктами люди станут больше есть и пить? Нет. Так же будут выбрасывать другое. Если это все делается в замкнутой системе одного общества, это просто обычный бизнес, как шаурма.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Вы все в кучу мешаете. Recycling - это тема переработки, эффективного использования ресурсов. В данном случае то что они из того что пошло бы на свалку делают продукт - это здорово и экологично.

К "накормить голодных", тем более в африке, это не имеет никакого отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Про голодных вообще-то в начале статьи написано.

Так они это выброшенное переработают, а люди выбросят другое, те же 56% сохранятся.

А что, не так? Люди станут больше потреблять?

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Ivanova

Так они на международный рынок не вышли ещё, думаю, в этом всё дело. С другой стороны, к голодающим относятся не только дети Африки, в Канаде тоже есть бедные

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Мыло из маракуйи чтоб мылись

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Но им не перепадёт)

Ответить
Развернуть ветку
N N

Звучная фамилия у Котэ

Ответить
Развернуть ветку
у нас отмена

Отличная альтернатива простому выбрасыванию.. тенденция на "ресайкл", как это сейчас называется, вовсю прослеживается уже в магазинах одежды (сдаешь ненужную старую, из которой впоследствии делают новые джинсы), в целом все больше людей начинает сортировать и сдавать мусор, и вот наконец появилась возможность дарить вторую жизнь продуктам. Всяко лучше, чем выкидывать или давить санкционку.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

А что, люди с ними станут больше съедать и меньше выбрасывать?)

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Ivanova

Почему-то вспомнился твит "если страдаете синдромом спасательства, то лучше спасите одинокие бананы в магазине". Но это так, к слову.

Сама статья потрясающая, как и инициатива в целом. Интересно, а возможно ли такое в России? Мне кажется, у нас достаточно своих предпринимателей с фокусом на благотворительность. Главное, чтобы ничего не прикрыли под видом "иноагента" или ещё какой неугодной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Большаков

Мне кажется что в России уже давно это в ходу у крупных сетей. Взять те же продукты под марками "Моя цена" Магнита и т.д.
Я сильно сомневаюсь что это их производство, скорее перемаркировка залежавшегося товара по уменьшенной стоимости.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мизуров

Это производство. Причем с очень большими требованиями по аудиту

Ответить
Развернуть ветку
Yan Petrov

А где вы тут благотворительность увидели? Они просто используют «непригодные» продукты, которые выбрасывают.

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Ivanova

Неправильно выразилась. Суть в том, что они новые продукты продают по очень доступным ценам. Прибыль они получают, но могли бы получить гораздо больше при ценах повыше. Часто у компаний такая политика, что они просят больше денег за "экологичный" подход (веганская еда, косметика и т.д.) Поэтому я впечатлена, что супруги действуют по-другому.

Это не благотворительность, но возможность делать продукты доступными дял среднего класса и ниже. Мне кажется, подобная вещь была бы очень кстати в у нас.

Ответить
Развернуть ветку
Ю.Б.

Идея очень крутая.

Ответить
Развернуть ветку
Денисов Ян

думаю у них получится

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Назвать "стартапом" бизнес по переработке фруктов в соки?
ну ладно
так-то идея очевидна. Я думал соки именно так и делают (зачем на соки пускать хорошие фрукты, хорошие можно продать дороже)
По поводу мыла. Читал я один рассказ и фильм был. Про стартап с мылом. Но основатель плохо кончил :)

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Очевидна — ну сделаю работающий бизнес на эту тему, делов-то!

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Удачи. Да этот бизнес собственно и есть у производителей
Как думаете получают кошачьи или собачьи корма.
только производители договариваются не с магазинами, а напрямую с мясо-заводами или даже фермами

Ответить
Развернуть ветку
Pretty Sober

Производство кормов, это понятно. Тут всё же идея в том, что перерабатывают продукты, которые на свалку идут

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

в нашей стране мне кажется все это стремно. Либо уже продукты уходят куда надо, либо это запрещено санпином (я не исключаю ситуации с обеими вариантами одновременно)

Ответить
Развернуть ветку
Tema Borisenko

Одна маленькая ошибка — а так ржачно. Я хотел написать "ну сделаЙ" ;) В смысле, что твой комментарий был такой "так-то идея очевидна" — вот я и написал — что если все так просто и очевидно — камон, давай попробуй.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

да у меня есть чем заняться, я на работе работаю и ИП

Ответить
Развернуть ветку
George Weiller

Следующий стартап - переработка соков переработанных соков

Ответить
Развернуть ветку
Not Name

У нас тоже есть безотходное производство, называется помойные бочки около петёрок.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Это не помойные бочки, а средство для переработки вторсырья. На следующий день они из неё делают соки, куру гриль, салаты.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Валентина Щербакова

На самом то деле идея реально крутая, хотелось бы чтобы реализовали!

Ответить
Развернуть ветку
Anfilatova

начала перерабатывали пластик, теперь и за еду взялись)

Ответить
Развернуть ветку
Anfilatova

а вообще интересная статья, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Подгорный

хорошая идея, разработчикам браво

Ответить
Развернуть ветку
Артём Подгорный

хочу мыло из маракуйи)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Сетров

Если убрать эту модную обертку о спасение голодающих, то остается правда жизни- дешевая закупка фруктов, которые уже на фазе гниения и переработка их в другой продукт с последующей перепродажей с хорошей маржой, так как закупка дешевая.
нормальные компании предпочитают закупать фрукты от поставщика, а не после того как их не удалось продать посреднику (магазинам).
Вот если бы в Африку поставляли, по цене меньше рынка- тогда можно было такую статью писать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Гнильё должно быть утилизировано а не переработано в пищу.Пусть бродит и в газ перерабатывают, остатки в брикеты,пиллеты и тоже в топливо.
Просрочку бодяжат и продают как новый хороший да ещё и полезный продукт.Думаю туда добавляю ещё консерванты,стабилизаторы и продукт без срока годности.Он ЭКОВЕЧЕН.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 38 комментариев
null