Мыло из «фритюра», джин из картофельных очистков и пиво из хлеба и маракуйи: как стартап Loop Mission «спасает» еду Статьи редакции
На свалки попадают тонны съедобных овощей и фруктов, потому что покупатели придирчивы, а магазины слишком много заказывают. Второй шанс им даёт Loop Mission: выкупает за 30% от стоимости и превращает в напитки, закуски и уходовые товары.
В 2020 году доступа к полноценному питанию не было у 2,37 млрд человек — это каждый третий, а около 800 млн и вовсе голодали, пишет ООН. Но несмотря на это, магазины продолжают выбрасывать продукты.
Пищевые отходы ежегодно составляют около 17% от общего объёма мирового производства, превышая в сумме $400 млрд, и отвечают за 8-10% выбросов парниковых газов. Расход воды при выращивании продуктов тем временем колоссальный: в США, например, сельскохозяйственный и продовольственный секторы ответственны за 80% потребления.
Большая часть еды, которая оказывается на свалках, не порченная и не гнилая. Просто магазины заказывают слишком много, чтобы в случае чего не пустовали полки, а покупатели не жалуют продукты с дефектами — арбузы без полосок, кривые плоды моркови, пишет National Post. Иногда подводят и поставщики, задерживая очередной привоз.
Чтобы дарить съедобной пище вторую жизнь, супруги из Канады — Дэвид Котэ и Жюли Пуатра-Сольнье — запустили стартап Loop Mission. Они выкупают ненужные магазинам продукты за 30-40% от первоначальной стоимости и создают из них совершенно новые: напитки, закуски, уходовые товары. А цены устанавливают демократичные, чтобы быстрее всё распродать.
«В Канаде на выброс идёт 56% пригодной еды, или 2,2 млн тонн в год. Так что бизнес-модель мы строили вокруг одной задачи — помочь окружающей среде», — говорит Пуатра-Сольнье. Желание продвигать повторное использование материалов основатели отразили в названии проекта, где "loop" значит «петля».
Познакомились Котэ и Пуатра-Сольнье в 2015 году. Котэ тогда управлял сетью ресторанов для веганов-сыроедов и компанией по производству комбучи RISE. Ему казалось, что в этих делах он своих целей достиг, поэтому хотел взяться за что-то новое, пишет Bloomberg. А Пуатра-Сольнье, изучавшая до этого экологическую устойчивость, его стремления разделяла.
Идея Loop Mission пришла после беседы с продуктовым дистрибьютором из Квебека. Тот рассказал Котэ, что ежедневно выбрасывал по 16-25 тонн спелых овощей и фруктов. Канадец в итоге продал бизнес, его будущая супруга — дом, и вместе они стали работать над рецептами продуктов, которые бы включали те самые «отходы».
Так, менее чем через год они уже продавали соки холодного отжима — из анонсов, жёлтого имбиря, дыни-канталупы, свеклы, капусты. Бутылка одного такого напитка стоила около $4 — в среднем в два раза дешевле, чем соки, которые ежедневно пили Котэ и Пуатра-Сольнье. Все волокна и мякоть, которые оставались после производства, супруги отдавали партнёрской фирме — та добавляла их в лакомства для собак.
Основатели производили сперва только соки просто потому, что знали: фрукты и овощи они смогут закупать регулярно. Но позже всё же решили разрабатывать и другие рецепты — в зависимости от того, что периодически получали от поставщиков.
«Последних мы сами не ищем и работаем как колл-центр, постоянно принимая звонки от производителей, фермеров и магазинов. Все они рассказывают нам, что пойдёт на выброс, а мы затем думаем, что можем сделать сами и кого в силах привлечь», — рассказывает Пуатра-Сольнье.
Обычно в работе у супругов сразу по 15 рецептов, но в производство попадают лишь два-три. В скором времени они хотят выпустить линейку детского питания и печенье с фруктовой мякотью. Ну а пока — на начало 2022 года — помимо десятка соков, производят также:
- Газированные напитки из апельсина, клубники, лимона и имбиря с пробиотиками.
- Смузи из фруктов, овощей, зелени, бобовых и пищевых волокон.
- Джин из картофельных очистков с имбирём и лаймом.
- Кислое пиво из старого хлеба с соками цитрусовых, клубники и маракуйи. По словам Котэ, в одной только Канаде на свалку попадает 750 тысяч буханок в день.
- Острую квашеную смесь из редьки, капусты, моркови и перчиков халапеньо.
- Мыло из использованного подсолнечного масла, которое поставляет веганская сеть быстрого питания, с добавлением соков и экстрактов имбиря, цитрусовых, огурца, ананаса и зелени.
Пока что у супругов одна фабрика — в Монреале, на территории её основного поставщика Courchesne Larose. Но их товары продают по всей Канаде, в том числе в крупных сетевых гипермаркетах вроде Walmart и Whole Foods.
В 2022 году основатели надеются открыть ещё одно производство, выйти в США, поскольку уже заключили договор с американскими магазинами Sprouts Farmers Market, и в будущем не исключают даже IPO. «Увы, чтобы спасти планету, недостаточно быть хиппи. Нужно войти в корпоративный мир и самому помочь гигантам индустрии переосмыслить практики», — рассуждает Котэ.
В 2021 году компании удалось выйти в ноль, так что новая фабрика и захват американских или даже европейских рынков наверняка помогут ей получить прибыль, полагает Bloomberg.
За пять лет работы стартапу, как утверждает он сам, удалось пустить в производство более 8000 тонн бросовых фруктов и овощей, избежать 6400 тонн парниковых выбросов, сохранить 482 млн литров воды и «спасти» 1,2 млн хлебных ломтиков.
Но показателями супруги не то чтобы довольны, ведь им всё равно приходится отказываться от ещё 200 тонн пищевых отходов в неделю. Да и не все те товары, которые они выкупают, можно быстро превратить во что-то другое. Поэтому из части ингредиентов сперва делают пюре и дегридратированные порошки, а затем перепродают партнёрам.
Производители могут добавить экологически чистые ингредиенты от Loop Mission в свои продукты. Но, чтобы те не занимались за счёт компании «зелёным самопиаром», Пуатра-Сольнье думает разработать регламент. Прописать, какой объём добавок должен содержать продукт, чтобы получить право ассоциироваться с Loop Mission.
«Нам хочется верить, что в будущем, благодаря нам и нашим коллегам, бизнес поймёт: устойчивое развитие не всегда увеличивает затраты. Оно также может принести компаниям дополнительную ценность», — говорят основатели.
Пару лет назад думал подобный стартап запустить, только вместо переработки для употребления в пищу (уйма ГОСТов и требований от РПН), думал дегидрировать и, грубо говоря, молоть просрочку в порошок как добавку для корма хрюшкам)
Если кто-то надумает, то может это вам поможет:
- Проблем с выкупом просроченной еды в целом нет, сети не прочь реализовать неликвид (в моем бизнес плане выкуп стоил 20% от первоначальной цены, но во время разговора с представителем крупной сети звучали и 10 и 15% - зависит от объема)
- Проблем с логистикой нет, подойдет обычный грузовик (с емкостями - это опционально), но загрузка нужно осуществлять своими силами - сеть не готова тратить на это свои ресурсы - они хотят чтобы ты САМ приехал, САМ загрузил и получить за это деньги
- Нужен хороший склад, желательно за городом с небольшим штатом
- Требования к оборудованию достаточно высокие - промышленные дегидраторы и молотилки стоят недешево + регулярное ТО этих машинок
- Нужна упаковочная линия, но на первых этапах можно делать это вручную
- Основная проблема в сбыте: запускаться нужно в регионе с хорошо развитым СХЗ сектором
- При всех вводных, включая амортизацию оборудования, средняя окупаемость одного региона - 3,5 года. Рентабельность - около 20% (может быть выше, но этого можно добиться только автоматизацией)
А сертификация продукции понадобится ведь, скорее всего? Это же как корма д/ж пойдет? Или пищевые добавки.
По хорошему - да, но я не углублялся в сертификации/разрешения - это была задача кофаундера)
Ну и как они помогли той трети земли, кто голодает? Никак. Продукты отправляются в то же общество, которое выбрасывает те же 56% еды.
Уж точно «петля», а не выход.
Я не увидел, что у них есть миссия накормить голодающих. Там в тексте про голодающих с отсылкой "пишет ООН". А ребята просто пытаются минимизировать количество пропадающих продуктов.
А что, с их продуктами люди станут больше есть и пить? Нет. Так же будут выбрасывать другое. Если это все делается в замкнутой системе одного общества, это просто обычный бизнес, как шаурма.
Вы все в кучу мешаете. Recycling - это тема переработки, эффективного использования ресурсов. В данном случае то что они из того что пошло бы на свалку делают продукт - это здорово и экологично.
К "накормить голодных", тем более в африке, это не имеет никакого отношения.
Про голодных вообще-то в начале статьи написано.
Так они это выброшенное переработают, а люди выбросят другое, те же 56% сохранятся.
А что, не так? Люди станут больше потреблять?
Так они на международный рынок не вышли ещё, думаю, в этом всё дело. С другой стороны, к голодающим относятся не только дети Африки, в Канаде тоже есть бедные
Мыло из маракуйи чтоб мылись
Но им не перепадёт)
Звучная фамилия у Котэ
Отличная альтернатива простому выбрасыванию.. тенденция на "ресайкл", как это сейчас называется, вовсю прослеживается уже в магазинах одежды (сдаешь ненужную старую, из которой впоследствии делают новые джинсы), в целом все больше людей начинает сортировать и сдавать мусор, и вот наконец появилась возможность дарить вторую жизнь продуктам. Всяко лучше, чем выкидывать или давить санкционку.
А что, люди с ними станут больше съедать и меньше выбрасывать?)
Почему-то вспомнился твит "если страдаете синдромом спасательства, то лучше спасите одинокие бананы в магазине". Но это так, к слову.
Сама статья потрясающая, как и инициатива в целом. Интересно, а возможно ли такое в России? Мне кажется, у нас достаточно своих предпринимателей с фокусом на благотворительность. Главное, чтобы ничего не прикрыли под видом "иноагента" или ещё какой неугодной деятельности.
Мне кажется что в России уже давно это в ходу у крупных сетей. Взять те же продукты под марками "Моя цена" Магнита и т.д.
Я сильно сомневаюсь что это их производство, скорее перемаркировка залежавшегося товара по уменьшенной стоимости.
Это производство. Причем с очень большими требованиями по аудиту
А где вы тут благотворительность увидели? Они просто используют «непригодные» продукты, которые выбрасывают.
Неправильно выразилась. Суть в том, что они новые продукты продают по очень доступным ценам. Прибыль они получают, но могли бы получить гораздо больше при ценах повыше. Часто у компаний такая политика, что они просят больше денег за "экологичный" подход (веганская еда, косметика и т.д.) Поэтому я впечатлена, что супруги действуют по-другому.
Это не благотворительность, но возможность делать продукты доступными дял среднего класса и ниже. Мне кажется, подобная вещь была бы очень кстати в у нас.
Идея очень крутая.
думаю у них получится
Назвать "стартапом" бизнес по переработке фруктов в соки?
ну ладно
так-то идея очевидна. Я думал соки именно так и делают (зачем на соки пускать хорошие фрукты, хорошие можно продать дороже)
По поводу мыла. Читал я один рассказ и фильм был. Про стартап с мылом. Но основатель плохо кончил :)
Очевидна — ну сделаю работающий бизнес на эту тему, делов-то!
Удачи. Да этот бизнес собственно и есть у производителей
Как думаете получают кошачьи или собачьи корма.
только производители договариваются не с магазинами, а напрямую с мясо-заводами или даже фермами
Производство кормов, это понятно. Тут всё же идея в том, что перерабатывают продукты, которые на свалку идут
в нашей стране мне кажется все это стремно. Либо уже продукты уходят куда надо, либо это запрещено санпином (я не исключаю ситуации с обеими вариантами одновременно)
Одна маленькая ошибка — а так ржачно. Я хотел написать "ну сделаЙ" ;) В смысле, что твой комментарий был такой "так-то идея очевидна" — вот я и написал — что если все так просто и очевидно — камон, давай попробуй.
да у меня есть чем заняться, я на работе работаю и ИП
Следующий стартап - переработка соков переработанных соков
У нас тоже есть безотходное производство, называется помойные бочки около петёрок.
Это не помойные бочки, а средство для переработки вторсырья. На следующий день они из неё делают соки, куру гриль, салаты.
Между тем финский Relex Solutions как раз сегодня получил 0,5 ярда инвестиций за менее 10%. Их система - как раз оптимизация закупок в ритейле. Говорят что с помощью их софта уже экономиться столько продуктов, что можно накормить всю Канаду. https://www.relexsolutions.com/
На самом то деле идея реально крутая, хотелось бы чтобы реализовали!
начала перерабатывали пластик, теперь и за еду взялись)
а вообще интересная статья, спасибо)
хорошая идея, разработчикам браво
хочу мыло из маракуйи)
Комментарий удален модератором
Если убрать эту модную обертку о спасение голодающих, то остается правда жизни- дешевая закупка фруктов, которые уже на фазе гниения и переработка их в другой продукт с последующей перепродажей с хорошей маржой, так как закупка дешевая.
нормальные компании предпочитают закупать фрукты от поставщика, а не после того как их не удалось продать посреднику (магазинам).
Вот если бы в Африку поставляли, по цене меньше рынка- тогда можно было такую статью писать.
Гнильё должно быть утилизировано а не переработано в пищу.Пусть бродит и в газ перерабатывают, остатки в брикеты,пиллеты и тоже в топливо.
Просрочку бодяжат и продают как новый хороший да ещё и полезный продукт.Думаю туда добавляю ещё консерванты,стабилизаторы и продукт без срока годности.Он ЭКОВЕЧЕН.