{"id":13465,"url":"\/distributions\/13465\/click?bit=1&hash=1e6228dc4e5e22730d5108e1c30ee96b3462205737e7a3fe7ce4c965aaacfe57","title":"\u041a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f Ozon \u2014 \u043a\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6b1e0c55-41d3-56c2-84e2-fe6f447e3825","isPaidAndBannersEnabled":false}

Из фудкорта в YouTube: почему вегетарианскому бизнесу трудно закрепиться на рынке

Организатор ежемесячных московских вегетарианских ярмарок «ВегМарт» Никита Шипилов — об идейном подходе и капризных посетителях.

Никита Шипилов

«ВегМарты» проходят в последние выходные каждого месяца на разных площадках Москвы. В продаже только продукция растительного происхождения для веганов, экологичная косметика и товары для дома. Исключение — мёд, который пользуется большим спросом у посетителей.

Также организованы фудкорты и лекторий по питанию и ЗОЖ. В каждом «ВегМарте» принимают участие от 80 до 150 компаний и приходят от 3000-6000 посетителей. Раз в год Шипилов организует более масштабные фестивали — «МосВегФест» с выступлениями артистов.

Вегетарианские мероприятия с такой периодичностью в России не проводит никто. В Москве дважды в год проходит аналогичная выставка-ярмарка Veg-Life-Expo. В Европе самым крупным стал проект VeggieWorld, который организует 14 вегетарианских выставок в год в разных странах.

Создание рынка

Никита Шипилов занимался организацией концертов с 15 лет. В 26 лет он последовательно бросил курить, пить, увлёкся ЗОЖ и вегетарианством. По его словам, когда у него появился опыт в вегетарианстве, возникла идея помочь миру тем, чем он силен.

Летом 2015 года вместе с другом Сергеем Доброздравиным они провели фестиваль "Go Vegan!" в Сокольниках и потеряли из-за этого 250 тысяч рублей. За 13 дней до фестиваля администрация парка «Музеон» внезапно отказалась его принять, пришлось искать новую площадку, и часть участников не пришли. Несмотря на коллизии, фестиваль посетило около 10 тысяч человек, и Шипилов решил идти дальше.

Уже в ноябре он организовал вегетарианскую выставку. В 2016 году прошло ещё три мероприятия, в том числе первый «ВегМарт», а в 2017 году они стали ежемесячными. После первых мероприятий предприниматель понял, что не может сочетать концерты и ярмарки.

Начинали с идеи, хотя это неправильно, ведь с точки зрения бизнеса надо начинать со спроса.

Никита Шипилов
«ВегМарт» на открытом воздухе

«Стоял выбор: либо я остаюсь в концертном бизнесе, либо занимаюсь тем, чем мне хотелось, то есть вегетарианством», — рассказывает он. Шипилов продал свой клуб за 3 млн рублей и вложил их в новое направление.

Праздник каждый месяц

Шипилов говорит, что сейчас место на «ВегМарте» стоит 16 тысяч рублей за два дня, а раньше один день стоил 40 тысяч рублей. Участники — часто маленькие компании — не могли платить такие деньги. От платного входа пришлось отказаться, потому что это вызывало массу нареканий.

Организовывать мероприятия несколько раз в год предпринимателю было невыгодно, и он решил сделать их ежемесячными. Всё нужное оборудование пришлось выкупить, потому что аренда стоила слишком дорого.

Другой расходной статьёй была мебель, затраты на которую, по словам Шипилова, в два-три раза превышали заработки. В июле 2016 года предприниматель выкупил её и запустил бизнес по аренде мебели. Целый год заказов было мало, а первый склад для неё был слишком дорогим — в результате на это потратили 2 млн рублей. Позже предприниматель сменил склад.

Летом 2017 года Шипилов сделал новый сайт с более узнаваемым доменом. Несмотря на то, что на рекламу он не тратится, время от времени появляются заказы от компаний, которые занимаются проведением мероприятий.

Во время организации мероприятий половина затрат у Шипилова приходится на оплату труда. Со временем эта статья только растёт.

Самое сложное здесь — монтаж оборудования. На каждый маркет у нас выезжает пять-десять тонн мебели, которую расставляют до 30 человек, причём нужно успеть в ночь перед мероприятием.

Никита Шипилов

Недавно перед организаторами возникла «мусорная проблема». Шипилов рассказал, что служба клининга их подвела, а аудитория проявила себя не лучшим образом — всё вокруг было завалено мусором. Тогда предприниматель получил претензию от районной управы.

Позже он ввёл нормативы по раздельному сбору мусора и подписал договор с мусороперерабатывающей компанией.

Параллельно с «ВегМартами» раз в год предприниматель организует более масштабные мероприятия — фестивали «МосВегФест» с выступлениями артистов. Но они пока не окупаются.

Фестиваль «МосВегФест»

По словам Шипилова, каждый раз возникают какие-то непредвиденные обстоятельства. Из-за чемпионата мира по футболу пришлось сделать много листовок, а в результате всё подорожало для них на $5000. Он признаётся, что периодически сомневается, стоит ли проводить такие фестивали снова.

Маркетинговый ликбез

По словам предпринимателя, сейчас в базе организаторов «ВегМарта» 2000 компаний, ежемесячно они получают до 300 заявок на участие. Холодных звонков они уже не делают.

Однако выйти в плюс удаётся не всем. «Про слово "маркетинг" мало кто слышал. Они верят, что если заплатили нам, то обязательно заработают. Я периодически общаюсь с ними, провожу какие-то консультации, но это почти не действует», — утверждает предприниматель.

На «ВегМартах» около 10% постоянных участников, в том числе пять компаний из регионов. «Этим ребятам трудно найти реализацию, и многие из них зарабатывают только на маркетах», — говорит Шипилов.

В каждом мероприятии участвуют от 80 до 150 партнёров — это вдвое больше, чем в начале. Почти все места выкупаются. «С каждым разом мы стараемся выбирать пространства крупнее. Но в этом плане постоянно идём на риск, потому что договариваемся с площадками задолго до мероприятия. Например, сейчас я веду переговоры на проведение маркетов весной 2019 года», — утверждает предприниматель.

Бывали случаи, когда приходилось снимать участников, которые добавляли в ассортимент невеганские продукты, например, мороженое из коровьего молока.

Фудкорты на «ВегМартах» появились не сразу, хотя сейчас пользуются стабильным спросом. «Они долго не верили в нас, — рассказывает предприниматель, — а сейчас пришла какая-то другая аудитория, которая заходит и сразу ищет фалафель. В прошлом августе мы устроили "Битву фалафелей", и это был один из самых посещаемых маркетов за год, несмотря на лето».

На фудкорте «ВегМартов» кроме фалафелей есть смузи, сыроедческая еда и растительное мороженое

Сейчас в каждом мероприятии участвуют от 5 до 20 кафе — больше всего их приходит в пост, но задерживаются не все. «В течение года наш фудкорт меняется на 50-70%. Это связано с тем, что бизнес не может закрепиться — они живут какими-то ложными идеалами и питаются сказками бизнес-коучей», — рассказывает Шипилов.

Избалованная аудитория

По оценке Шипилова, в Москве и области до полумиллиона вегетарианцев, однако моды на это направление он не наблюдает.

Публика избалована. Сегодня привезти людей на мероприятие — задача маркетолога 80-го уровня. У меня он есть, но много лет ушло на то, чтобы понять, как это работает. В 2016 году у нас не было никакого контента, и мы жили от мероприятия к мероприятию. В 2017 году у нас появился такой менеджер, мне пришлось выделить на это деньги, хотя на тот момент их не хватало.

Никита Шипилов
Лекция на «ВегМарте»

Сейчас на продвижение уходит 20-30% бюджета каждого мероприятия, и маркетингом занимается трое из восьми человек в команде. Больше всего Шипилов верит в Youtube. По его словам, они вкладывают туда много денег.

Сейчас у проекта 52 тысячи подписчиков в почтовой рассылке и социальных сетях. Также активно используется таргетированная реклама, хотя, по словам предпринимателя, с 2015 года стоимость клика выросла с 3-5 рублей до 35-50 рублей.

Больше всего людей в этом году — 6000 человек пришло на «ВегМарт» в последние выходные марта. Во время Великого поста посещаемость традиционно растёт. Наибольшим спросом на «ВегМартах» пользуются колбаса на основе сои, растительное молоко и готовая еда.

Детская мечта

Ярмарок и фестивалей Шипилову оказалось мало, и в начале года он открыл веганский интернет-магазин. «С детства хотел свой магазин, да и нас об этом спрашивали с первых маркетов», — признаётся он.

Для предпринимателя было особенно важно предоставить площадку для производителей, которые не могут регулярно участвовать в его мероприятиях.

«Нам не хватает колбас, потому что в Москве находится только один производитель, а остальным слишком дорого участвовать», — говорит он. Магазин позволил предоставить для них склад площадью 150 м² и шоурум. Теперь веганская колбаса вместе с кэробом (плоды рожкового дерева, используются как заменитель какао) лидируют по продажам.

Первоначально предприниматель хотел работать по принципу прямых доставок, минуя склад, но от этой идеи пришлось отказаться. «Бизнес-процессы у наших участников плохо налажены: заказываешь хлеб к понедельнику, а они привозят в пятницу», — утверждает Шипилов.

В команде интернет-магазина три человека. В июне он вышел в ноль. Ассортимент предприниматель подбирал, основываясь на наблюдениях за посетителями «ВегМартов», но потерь избежать не удалось. В первые месяцы выбрасывали продуктов на 50-100 тысяч рублей.

В ближайших планах переход на собственную торговую марку «ВегМарт» по основному ассортименту. «У нас уже был эксперимент с сыром, и продажи выросли втрое. Люди нам доверяют», — утверждает Шипилов.

Сложная математика

С самого начала Шипилов работает через ИП. Задач у предпринимателя всегда много. «Я стараюсь нанимать новых людей, когда появляется зазорчик в 20-30 тысяч рублей, я сразу думаю, чтобы найти фрилансера», — говорит он. Все задачи предприниматель ставит в Trello.

Первое время он руководил в одиночку, а недавно нанял управляющего, который раньше работал у одного из участников «ВегМарта». «На одной из семейных тусовок он сказал, что уходит, и мы тут же договорились о работе. Он сильно меня разгрузил», — рассказывает Шипилов.

Впрочем искать себе партнера на проведение мероприятий он не хочет. «Мне сложно вести бизнес с партнёрами. В эвенте любой лишний человек, который не разбирается в этом направлении, — страшная обуза», — говорит предприниматель.

Вся выручка от мероприятий приходит от участников. Сейчас Шипилов обсуждает два спонсорских контракта. По его словам, в такой нише сложно искать спонсоров, потому что в понимании крупных компаний вегетарианский фестиваль — это не массовое мероприятие.

Финансовые результаты всех активностей предприниматель считает общим валом. В этом году его ежемесячная выручка составляла 1,5-2 млн рублей, а прибыль — 150-200 тысяч рублей. По словам Шипилова, рентабельность эвент-бизнеса выше не бывает.

Более просторная площадка — всегда риск для предпринимателя

В прошлом году обороты составляли около 1 млн рублей. По его словам, вложенные на старте деньги он ещё не окупил, потому что постоянно вкладывает в развитие. К концу года он надеется увеличить выручку до 2,5 млн рублей в месяц.

Зелёное будущее

В ближайшее время предприниматель хочет организовать две выставки, связанные с «Зелёным движением» и вегетарианством. Одну из них он хочет посвятить эко-косметике. Из 2000 компаний в его базе косметикой занимается 500.

«К нам не раз обращались с такой идеей, поэтому мы её взяли не с потолка, — говорит предприниматель. — Но для этих товаров нужна более спокойная атмосфера, чтобы можно было постоять и пообщаться. Сейчас наши мероприятия больше похожи на русские ярмарки».

Шипилов верит, что экологичная косметика будет пользоваться большим спросом

По словам предпринимателя, к нему часто обращаются с просьбами провести такие мероприятия в Санкт-Петербурге.

«Еще в 2016 году я это планировал: ездил, смотрел залы, общался с производителями. Но пока математика не сходится: расходы на организацию мероприятия везде почти одинаковы, но участники не готовы платить московскую цену. Хотя в том, что мы там соберём людей не меньше, чем в Москве, у меня сомнений нет», — говорит Шипилов.

Перед предпринимателем по-прежнему стоит задача отладки бизнес-процессов. «Сейчас я достаточно зажат, и мне нужно переложить часть своих задач, чтобы появилось поле для творчества», — утверждает он.

Впрочем, брать кредиты под развитие Шипилов пока не хочет. «В эвенте в этом нет необходимости. Возможно, понадобятся деньги для интернет-магазина, но в этом случае я не пойду в банк, а найду инвестора», — говорит предприниматель.

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Дмитрий Кедов
В продаже только продукция растительного происхождения для веганов, Исключение — мёд

Сначала не понял про мед, он же не мясо, но интернет подсказал: "Многие веганы не употребляют в пищу даже мед, поскольку считают его продуктом эксплуатации пчел".

Эксплуатации пчел, Карл!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бескровный

Это же пчелиная рвота, они добровольно это делают, вряд ли это можно назвать эксплуатацией

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Вообще статья порадовала, несмотря на мой адский инквизиторский скепсис в сторону вегетарианства.

Ивенторы такие ивенторы. Крайне трудоёмкая и неблагодарная индустрия.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

Меня наоборот интересует эта тема. Организм и сознание просят периодически об отказе от мяса. Но пока по многим причинам это вряд ли осуществимо. Вегетарианство в нашей стране ассоциируется с борьбой, выживанием, противостоянием, собирательством ))

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Shmakov

У детей организм просит чипсов...все так уверены в том что именно просит организм.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

У детей организм просит того, что им дают и показывают родители.

Ответить
Развернуть ветку
Боря Бро

Бред несешь!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

ОбоснуйТЕ. Дети есть? Или сам ещё ребёнок?))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Вы близки к разгадке просьб своего организма.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Я иногда даже боюсь, как бы он ещё чего не попросил

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

своих детей

Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Водочки, сигарет, героинчика тоже, бывает, просит у людей, да.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

А ещё просит тугого пеленания, подгузников, колясок, самокатов вместо нормальной физической активности. И ещё почему-то просит продуктов для животных сосунково-грудничкового возраста, чьи мамы коровы, а папы — быки; и ещё выделений куриных влагалищ в скорлупе, вместе с сальмонеллами.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

организм мультипроцессорный - это часть просит об отказе, а часть, наоборот, настаивает. Судя по тому, что вы пока не перешли - второй пул процессоров пока продавливает свои таски

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

А вспомните, когда Ваш организм попросил Вас включить в рацион мясо. Как это происходило, в связи с чем? Когда он попросил заменить в рационе материнское молоко коровьим (причём именно коровьим, а не свиным, кошачьим, собачьим, медвежьим, ежовым, крысиным, дельфиньим или молоком любого другого вида из около 5500 видов млекопитающих) или включить в рацион выделения куриных влагалищ, а не страусиных, журавлиных, голубиных, крокодильих, утконосьих и т. д. (затрудняюсь описать, насколько многообразен мир продуктов овуляции)?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Андрианов
Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

МЯСО ПОЛЕЗНО БЕЗ МЯСА ТЫ УМРЕШЬ

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

с мясом тоже

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kolosovsky

Зачем покупать вегколбасу, если веганы не едят мяса? Если отказался от мяса - зачем 🤦‍♀️ растительные продукты называть по аналогии с мясными? 🙈😂

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

)))))))))))))) кстати, только сейчас задумался )) веганская шаурма. веганские сосиски (по вкусу как настоящие)) веганские котлетки. веганские бургеры. вегенский фастфуд)) Реально смешно ))) Люди отказываются есть мясо по этическим или оздоровительным причинам, либо потому что это модно протест и ой все. Но при этом в голове они реально продолжают хотеть есть мясо, тоскуют по сосисочкам, проходят мимо стейков и пускают слюну ... а потом срываются и уходят в МЯСНОЙ ЗАПОЙ \./

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бескровный

Ну организм то просит, таким образом его обманывают.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kolosovsky

Ну, у меня не просит :))

Ответить
Развернуть ветку
Mike Prokopenko

Поскорей бы мясоеды вели себя как веганы

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гаврилкин

"Служба клининга их подвела, а аудитория проявила себя не лучшим образом — всё вокруг было завалено мусором."- это вот так что-ли?? Вот уж чего не ожидал прочесть, так это про веганских свиней на мероприятии )) они же, скорее всего, кричат на каждом углу "я веган!!" и бьют себя в грудь соевой колбасой. Свинеганы :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

И что Вам известно об образе жизни свиней, что Вы позволяете себе столь нелестные сравнения? И сколько из посещающих веганские мероприятия людей являются веганами, учитывая хотя бы популярность того же мёда, который веганы не употребляют?

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

«Вегетарианцы — тупиковая ветвь человечества»
https://www.kommersant.ru/doc/3688279

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy B.

Зашёл запостить эту ссылку

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

Обычное антропологическое мракобесие, характерное для одной из самых спекулятивных наук.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Как именно?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кондратенко

Быть веганом можно, но это очень дорого
и практически невозможно рядовому смертному. Отказываясь от мяса нужно внести в рацион орехи, грибы, растительную пишу в ассортименте. А среднестатистический россиянин не может позволить себе есть это не то чтобы регулярно, но даже иногда.

У меня дед в свое время эксперименты над собой проводил практикуя травоедство и раздельное питание. Умер довольно молодым от рака желудка. Не уверен, что это связано на прямую, но то что это повлияло на финальный результат, это факт.

А вообще все в меру надо: иногда съесть кусок мяса, а и иногда и на кашке посидеть.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Rozhkov

Кроме того питание в общепитах или ресторанах становится практически невозможным или пыткой — например в ассортиментах общепитов практически нет бизнес-ланчей без мяса а заказывать отдельно например гречку и салат — получается в такую же сумму. В ресторанах то же самое — какие-то дурацкие овощи на гриле стоят как стейк. Исключительно вегетарианские заведения редки, туда не пойдешь с компанией товарищей-мясоедов и стоимость еды там еще выше нежели в обычном ресторане (для меня загадка — как трава может стоить дороже мяса?). В-общем, действительно тяжело. Спасают иногда "постные меню" в соответствующие периоды года, но это тоже не дело.
На одном фалафеле и выживаешь — благо он почему-то практически всегда на 30-50% дешевле мясного аналога.

Ответить
Развернуть ветку
teke teke

ты что угораешь что-ли? вегетарианцем быть намного дешевле -- не нужно искать и пробовать всякие запеканки, стейки в собственном соку, рыбу, морепродукты и др. -- по заоблачным ценам.

не знаю, что у тебя за дед :))) в индии пол миллиарда вегетарианцев, если что.

года у примерно уже как вегетарианец. поесть - $1-3 на раз. но, это не в РФ. с мясом было бы дороже.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Rozhkov

В Индии вегетарианцы потому что бедные а не потому что что сознательные.

это не в РФ

Яснопонятно. Но тут у нас статья про местный контекст. Так вот, у нас вегетарианцем быть дороже и неудобнее, если конечно только не жрать дома одну гречку с салатиками (которых зимой все равно не напасешься).

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бескровный

Про грибы ты конечно загнул, они практически не перевариваются, да и в целом не являются растениями, чтобы их можно было есть вегетарианцам. Но мало кто это знает, в секту попал и погнал по заветам жрать.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

Веган почти 9 лет, с уклоном в сыроедение в последние 5 лет. Могу месяцами жить на одной капусте, моркови, свёкле, бананах, яблоках, арбузах, прочих широко доступных овощах и фруктах. Современная диетеология — всё ещё довольно мракобесная наука. Одна теория калорийности чего стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Malakhova

Сегодня первый раз были на этом маркете. Впечатление, если честно, не очень. Во-первых, визуально это выглядит никак. Нет ни какого-то декора, ни единого стиля. Во-вторых, грязно. Мусорные баки стоят там, куда люди почти не доходят. Возле столов на фудкорте не было ни одной мусорки. В-третьих, состав участников немного странный. Куча палаток продают одно и то же миндальное молоко. Из еды поесть особо нечего, одна и та же пицца и шаурма с фалафелем в нескольких местах. Гораздо интересней было бы, если бы еда от палатки к палатке не повторялась. Заявленных блинчиков не было. Из смузи — фрукты взбитые с водой.

На том же самом Veter Summer Fest гораздо больше интересных вегетарианских опций.

Ну и список участников заранее тоже негде посмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
Исключение только мёда, который пользуется большим спросом у посетителей.

Это кстати почему?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Шаповалова
Автор

Мед очень ценится у последователей ЗОЖ. На эти мероприятия приходят не только веганы. Тем более в супермаркетах сейчас много подделок

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

у них покупатели - пчелы. Ну или трутни

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Малышев

Веганство это не сложно. Вот сыроедение это уже да

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 41 комментарий
null