{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Выбираем лучший чай из масс-маркета. Нечестный эксперимент от AROMA TEA COFFEE

На кассе в «Ленте» я испытал неловкость. Пятница. Лето. Мужчина до меня оплачивал уголь, мясо и бухлишко. Тележка за мной скрипела под тяжестью ящиков с пивом и коньяком. Я выложил перед кассиршей шесть пачек чая. И всё.

Так началось чайное исследование, которое мы затеяли в AROMA TEA COFFEE.

Это исследование случилось, потому что о нём просили читатели VC.ru. Прошлые наши статьи про подделку Starbucks, Lavazza и Paulig набрали 80 000+ просмотров. За просмотрами взлетели продажи нашего кофе на маркетплейсах. Два дня рекордов! Спасибо за поддержку, ребята! При этом люди спрашивали: «Почему только кофейные эксперименты? Даёшь чайные. Покажите, что игроки массового рынка предлагают розничным покупателям».

Конкурент или право имею?

«Неэтично критиковать конкурентов», – возмутятся многие. Во-первых, я не собираюсь критиковать. Цель – честный разбор. Во-вторых, масс-маркет – вообще не наш океан. Кофе и чай у нас покупают кафе, бары, рестораны, чайно-кофейные магазины. На полках сетевых магазинов бренд AROMA TEA COFFEE не появится в ближайшие годы или никогда.

Что сравниваем

85% потребляемого чая в нашей стране – чёрный. Его я и покупал для изучения. Выбирал только листовой. Потому что… ну зачем быть Капитаном Очевидность и доказывать, что пакетированный – зло.

Хотелось найти ушедшие с рынка марки, листовые Lipton и Brooke Bond, чтобы понять, что мы вообще потеряли. Но оных нигде не нашёл. В выборку попала продукция, которая занимает больше всего пространства на полках: Ahmad, Richard, TESS, Greenfield и Азерчай.

Все упаковки кроме пакетированого по 100 г

Есть нюанс: сорта чая разные. Где-то это Цейлон, где-то Ассам, а где-то букет без подробностей. В идеале нужно сравнивать один и тот же сорт, но такую подборку я составить не смог – просто не нашёл. Поэтому подобрал максимально близкие по уровню образцы. Возможно, такой эксперимент на 100% честным считать нельзя. Но так ли важен сорт, когда речь идет о выборе самого вкусного чая?

Сомневался: стоит ли тратить время на Азерчай. Всё-таки он считается уровнем пониже. Даже упаковку сравните, например, с Ричардом. Где тут чай, а где бедный родственник? Но про Азерчай задают много вопросов: просят поделиться профессиональным мнением. Я решил, что для этого настал отличный момент. В добавок купил Азерчай в пакетиках: на примере линейки одного производителя покажем разницу между листовым и пакетированным чаем.

С экспериментом мне согласился помочь наш специалист по чаю Андрей.

Наш специалист по качеству чая Андрей. Подготовка к дегустации. 

Эксперимент. Часть первая, в которой грустит один чайный эксперт

Когда продаешь продукт, требования к которому несоизмеримо выше, чем к магазинному, нужно быть уверенным в качестве. Поэтому червяк внутри подтачивал: а вдруг наш чай… такой же или, прости хоспаде, хуже? Даже думать об этом было некомфортно, но мы за честность. В дополнение к магазинному взяли три наших сорта:

  • крупнолистой Цейлон – как аналог Tess, Richard и Greenfield;
  • среднелистовой Ассам – аналог Ahmad;
  • крупнолистовой чай из Южной Индии – как нечто близкое к крупнолистовому Азерчаю.

Всего получилось девять образцов. Формат – слепая дегустация. Участники – сотрудники компании.

Да, фокус-группа специфическая. Мы постоянно тут пьём много хорошего чая. Но считать, что каждый маркетолог, бухгалтер и прочий менеджер – это суперспециалист? Нет, конечно.

Участникам я предложил ответить на четыре вопроса:
1. Нравится вкус?
2. Нравится аромат?
3. Это чай в пакетике?
4. Какой чай самый вкусный?

Слепая дегустация сотрудниками AROMA TEA COFFEE

Образцы заваривали строго по рекомендациям производителей как по времени настаивания, так и по температуре воды. Насчёт последней: все производители рекомендуют кипяток. Этот факт огорчил нашего специалиста по качеству чая. Он говорит, что заливать чай водой из только что вскипевшего чайника – значит убить большую часть ароматических веществ. Чтобы получить действительно ароматный чёрный чай, нужна вода 92-95 °C. Однако даже возмущения Андрея не заставили меня нарушить чистоту эксперимента: написано кипяток - значит, будет кипяток.

Результаты первого теста перед вами.

Выводы

  • Наши «лошадки» пришли первыми, и это лестно. Но по факту эксперимент провален, так как определить лучший масс-маркет чай на основе этого голосования невозможно.
  • Большинство голосов – у Индии OPA и Ассама GFOP. По сути, это рядовые позиции нашего индийского чая. Думаю, они очаровали участников своей свежестью.
  • Удивлён, что наш всегда популярный цейлонский чай, хитяра (!), остался не замеченным. Почему? В этом вопросе мы разобрались позже.
  • Аромата в чае катастрофически не хватало. Кипяток сделал своё дело.
  • Мы не пригласили в лабораторию потомков Амаяка Акопяна. Поэтому нам не хватило ловкости рук, чтобы быстро выловить все чаинки из чашек для каппинга. Оставшиеся листья перезаваривались, влияя на вкус.
  • Из магазинных образцов понравился Tess. Его неплохое качество отметили несколько человек.
  • Если вы любите крепкий чай, имейте в виду: круче всех заварился Greenfield.
  • Мы с Андреем знали, какой из образцов является чаем в пакетике, потому не голосовали. А вот коллегам, судя по результату, стоит тренировать вкусовые сосочки.

Азерчайная битва

Наша с Андреем дегустация началась ещё до первого этапа. В ней мы разбирались с противостоянием листового и пакетированного чая.

Чай заварили опять же по рекомендациям производителя: 2-3 минуты для пакета и 7-8 минут для листа. Состав в обоих случаях указан как букет.

В результате пакетированный чай практически не имел аромата (мелкая фракция не способствует сохранению ароматических веществ), вкус простой, древесный. На послевкусии отчётливо чувствовался привкус бумаги от фильтр-пакета.

Листовой Азерчай источал тонкий приятный аромат чёрного чая, вкус древесно-цветочный с более сложным букетом относительно пакетированного.

Эксперимент. Часть вторая, в которой эксперт радуется

Продолжили эксперимент мы через три дня. Внесли коррективы:

  • убрали все образцы нашего чая, итого образцов осталось шесть;
  • снизили температуру воды до 95 °C;
  • с помощью фильтра убрали абсолютно все чаинки сразу после требуемого времени заваривания.
Результат второго теста, который лично меня очень удивил. 

Хотя до начала эксперимента к Азерчаю я относился скептически, именно он показал лучший результат в мини-исследовании. Наш чайный эксперт признался, что свой голос тоже отдал бы Азерчаю. Чистая победа над более раскрученными конкурентами!

Есть нюансы. Азерчай хорош вкусом и ароматом, но он не заваривается так крепко, как многим бы хотелось. Любите покрепче? Ну вы помните – Greenfield. Он и на втором этапе оказался лидером по крепости.

Что случилось с Tess? Примерно то же, что с нашим Цейлоном в первом испытании. Имея самую крупную фракцию, на более низкой температуре воды он не успел завариться до нужного состояния.

Что с пакетиками? Угадавшие есть, но мало. Видимо, к своему возрасту каждый нажил индивидуальные вкусовые ассоциации с пакетированным чаем, и участники просто не знали, что искать в чашке. Если бы вопрос стоял так – «найти образец почти без запаха и с бумажным послевкусием», справились бы 9 из 10. Ещё момент: чтобы ощутить это самое послевкусие, паузу между пробами образцов требовалось сделать длиннее.

Оценки эксперта

Если вы всё ещё читаете, то, возможно, думаете: фигня какая-то, кучка чайников устроила чаепитие, а я им верь? Чтобы не было недосказанности, я попросил специалиста по чаю провести экспертизу, оценить каждый из образцов на основе объективных параметров. Далее – текст Андрея.

Сырьё

Азерчай. Невозможно установить, имея лишь упаковку под рукой, где именно вырастили этот чай. И это и нормально. Наша компания тоже не всегда указывает плантации на пачках. Где бы ни произвели Азерчай, он приехал в Краснодарский край и там уже был расфасован и упакован. А так, это чёрный байховый, сорт букет.

Richard. На пачке значится: отборный высокогорный. Состав: черный листовой Цейлонский. Сорт не указан. Хотя Цейлон Цейлону рознь, вкус зависит от высоты плантаций. Об этом я подробно писал в статье про чёрный чай.

Tess Sunrise. Cодержит отсылку на равнинные плантации. Респект за честность.

Ахмад. Ссылается на регион Ассам, что вполне допустимо.

Greenfield. Приз достаётся маркетологам, упомянувшим Нувара Элию. Близ этого города расположены плантации, где производится четверть всего чая Шри-Ланки. Как минимум, стоит загуглить, чтобы восхититься картинками.

Упаковка

Рассмотреть упаковку перед дегустацией – это важно. Не коробку! А упаковку чайного листа.

У Ахмада, Гринфилда, Ричарда и Тесс обнаружились фольгированные пакеты. У Азерчая – бумажный пакет, который приклеился к коробке. Зип-локов нет нигде (печаль), но из-за них чай сразу прибавил бы в стоимости.

При домашнем хранении такого чая стоит вооружиться хотя бы прищепками или закрывающимися непрозрачными банками. Главное помнить: чай не любит влаги, впитывает резкие запахи и не рад солнечным лучам.

А так выглядит оптовая упаковка для хорошего индийского чая. Дешевый вьетнамский будет упакован в мешок с полиэтиленовой пленкой внутри. От этого он "устанет" еще в дороге и на складе. 

Вкус и аромат

В чайном настое до 40% – это полифенолы, именно они придают чаю терпкий вкус и хорошо растворяются в горячей воде. За аромат ответственны эфирные масла. Чем больше их в листе, тем выше его качество. Однако при высоких температурах эфирные масла быстрее разрушаются. Для сохранения аромата не советую чай кипятить или перегревать.

Рекомендации по приготовлению

Оптимально при настаивании использовать соотношение чая и воды 1 г \ 100 мл. На своих пачках мы всегда расписываем способ приготовления проливами. Потому что это ЧЁРТ ВОЗЬМИ ВАЖНО!

Лишь на пачке Азерчая я обнаружил указания объёма посуды и количества чая: «2 чайные ложки в прогретый кипятком чайник объёмом 200 мл». В остальных случаях есть просто изображение чайника. На пачке Tess упомянуты три чайные ложки. Сложилось впечатление, что только производители Азерчая подобрали оптимальный способ приготовления, раскрывающий потенциал своего продукта.

Терминологическое отступление. Описания Tess, Greenfield и Азерчай говорят о том, что это байховый чай. Бай Хао – это «белый ворс» по-китайски. Ворс сохраняется на чае, когда его бережно обрабатывают. Особенно хорошо заметно это явление на белом и зеленом чаях. Китайцы, продавая чай, говорили «бай хао», подразумевая, что чай качественный. В русском языке слово «байховый» = «крупнолистовой, цельнолистовой, качественный».

Описание параметров чая. Много букв и цифр

  • В Ахмаде отталкивает слабый аромат сухого листа. Цвет настоя прозрачный, что говорит о том, что в нём мало танинов. Вкус заурядный. Из маленьких радостей – только наличие типсов, которые дают чуть сладковатый аромат чая.
  • Ричард заверяет, что он отборный цейлонский. Но заваренные и уже распустившиеся листья показывают, что это не так! Лист ломаный, рваный, светлый. По моему мнению, в коробке с самым ярким дизайном оказался самый посредственный чай.
  • Гринфилд никакой не байховый. По факту приготовления раскрывшиеся листья ломаные и рваные, что не соответствует высокому стандарту. Это просто нормальный чай, который за счёт более мелкой фракции можно заварить очень крепко.
  • Азерчай порадовал тем, что содержит меньшее количество черенков относительно некоторых других образцов. Напиток лёгкий, малотанинный, вяжущий. Не подойдет для любителей крепкого чая.

Личное мнение

В личное пользование я рассматриваю варианты, которые приятно пить с мёдом по утрам либо вообще без еды и закусок. Поэтому Tess – мой фаворит. В номинации «самый многогранный аромат» побеждает он. А ещё Тесс приятен по терпкости при высокой насыщенности и плотности вкуса. Стоит лишь убавить температуру, не шпарить чай кипятком. Конечно, Тесс уступает Цейлону, который продаём мы, но и стоит дешевле.

Эксперимент показал, что в магазинах у дома можно приобрести вполне годный чай на каждый день. Уровень – нормальный: можно пить, не только седину закрашивать. Однако соотношением качества и цены ни один из образцов не удивил.

0
544 комментария
Написать комментарий...
Andre Kozhevnikov

Greenfield - африканская пыль (к чаю вообще мало имеет отношения, как он в лидеры крепости попал), а Tess - сплошные добавки.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zykov
Автор

Гринфилд был цейлонский а тесс брали черный не ароматизированный

Ответить
Развернуть ветку
541 комментарий
Раскрывать всегда