Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.
Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».
Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.
Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?
Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.
Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:
«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»
«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».
Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.
Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.
Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.
Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.
Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).
Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.
Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.
Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»
Робот в пиццерии - норм, готовка в дороге - нет. Также не понял с чего доставка должна быть 5 минут(и сейчас, как я понял, ее нет. И думаю не будет). Правильно в ответе написано, чтоб было 5 минут, нужно готовить 5 минут(ну ок, может супер робот это может) и самое главное, быть в 5 минутах, это нереально, это не окупится. Чтоб ставить столько точек, нужен дикий спрос на пиццу, чего не будет теперь никогда, с учетом огромного количества альтернатив.
Было бы прикольно, еслиб доставку дронами развивали)))
Там не доставка за 5 мин, как я понял, после печи она будет у вас через 5 мин., так как печется в авто, по пути к вам.
А, ну может имеет право на жизнь, но я все равно за готовку на базе роботом и доставку дронами)
Она же остынет даже летом, а зимой, в дождь и т.д., да и какие дроны в мегаполисах, это пока чистая реклама, pr.
А фургончики могут уже быть раскиданы по району так, чтобы до вашего адреса было не более 5-10 минут езды, как раскиданы машины скорой помощи.
Дрон может же брать не хватом, а погрузкой в отсек.
Согласен что пока доставка дронами это еще не сегодня, я про то что нужно развивать этот способ логистики. Развивать инфраструктуру, боксы для сброса грузов, ПО, железо, форм-фактор. Но доставка такая намного быстрее, и сильно разгрузит дороги.
А так, да, глобальный тренд на производство ближе к потребителю есть. Я думаю тут все придет в 3д-печать, в том числе и еды.
Никто не развивает что-то, потому что надо. Рынок же, прибыль.
Это у нас пицца не так массова, в тех же сша это очень массовый продукт, рынок огромный, он способен сделать рентабельным наличие грузовика-пиццерии в пяти минутах от вас.
За счет автоматизации, вся пиццерия поместится в фургоне легко.
Ну, это пока идея, она еще не факт что прибыльна.
На сколько я знаю, там и идеи с доставкой(логистикой) дронами так же развивается. Посмотрим кто победит)
В эту идею уже потекли миллиарды, а в доставку дронами вкладывают только перевозчики товаров. Товар на месте не произведешь, в отличии от пиццы, бургеров и хотдогов.
Товар на месте производить не нужно. Товар хранится долго, и он не нужен "свежим".
И дроны подключают в работу по доставке вещей, на короткие дистанции. Исключить человека-работника, который везет, снизит стоимость.
Даже сейчас ее доставляют достаточно теплой, +будет дешевле. Или 5и минутной готовности, но дороже... Возможно кстати будут оба варианта...
Оба варианта даже лучше, конкуренция.
Сейчас миллиарды во что только не текут. Так что не показатель.
Дронами только если от фургона до окна/двери доставлять