{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Можно ли считать робопиццерию инновацией: Фёдор Овчинников из «Додо пиццы» спорит с инвестором Zume Дмитрием Гришиным Статьи редакции

Новые технологии против уже работающей сети пиццерий.

В начале ноября 2018 года американская компания Zume Pizza привлекла $375 млн инвестиций от японской SoftBank и получила оценку более чем в $2 млрд. Zume — это пиццерия, в которой рутинными задачами по готовке занимается робот. Кроме того, компания разработала технологию для выпекания пиццы в пути с помощью печей с дистанционным управлением.

Один из инвесторов Zume — основатель фонда Grishin Robotics и председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. Он рассказывал vc.ru, что видит большой потенциал в разработках компании: по его словам, роботы позволят избавиться от консервантов и доставлять пиццу за пять минут после готовки.

Во-первых, вам привозят пиццу не ту, которая была испечена 30-40 минут или час назад, а её запекли за пять минут до этого.

Во-вторых, пицца получается более здоровой, так как больше не нужно добавлять консерванты, которые добавляют сейчас, чтобы сохранить вкус как можно дольше на время доставки.

Пицца получается быстрее, дешевле и более здоровой. Если получится, то это будет крупнейшая революция в сфере еды, которая случалась.

Дмитрий Гришин, основатель Grishin Robotics
Пример работы робота Zume

Мнение Фёдора Овчинникова

Основатель «Додо пиццы» Фёдор Овчинников публично выразил сомнения в модели Zume. По его мнению, в робопиццерии нет ничего инновационного, а одна только технология не означает, что заведение общественного питания станет успешным.

Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.

Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».

Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.

Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?

Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.

Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:

«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»

«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».

Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.

Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.

Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.

Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.

Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).

Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.

Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.

Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»

Ответ Дмитрия Гришина

Позже Гришин ответил Овчинникову в комментариях. По его словам, основная идея Zume — в уменьшении постоянно растущих затрат на работу пиццерий.

Главная проблема индустрии быстрого питания в развитых странах в том, что затраты растут быстрее, чем выручка. Причем в будущем тенденция только усилится.

В ближайшие 10 лет цена пиццы вырастет намного меньше, чем аренда и средняя зарплата сотрудников.

Один из самых простых способов уменьшить свои затраты — это закупать менее качественные ингредиенты, что сейчас часто и происходит. Другая тенденция — это уменьшение среднего размера пиццерии и большая переориентация на доставку.

Эффективное использование новых ИТ-технологий и повышение роботизации при производстве и логистике позволяет сделать бизнес пиццерий более эффективным и дает возможность закупать более качественные ингредиенты, с меньшим содержанием консервантов.

Дмитрий Гришин, считает, что роботы спасут бизнес пиццерий

На это Овчинников сказал, что расходы — это не самая большая проблема, о которой нужно заботиться пиццериям.

Расходы важны, но это не главное, что определяет юнит-экономику пиццерии. Больше всего на юнит-экономику влияет выручка, а выручка зависит от очень многих факторов, и не все они так очевидны как, например, цена на пиццу — широта меню, бренд, способность производства выполнить много заказов в очень ограниченный отрезок времени (люди хотят есть в одно время), правильная локация, сам продукт, его уникальность, промо-маркетинг.

В этом бизнесе очень много деталей. Оборудование — одна лишь часть, при чем не самая главная, подчиненная часть, большой цепочки, где есть потребительский бренд, формат, продукт.

Фёдор Овчинников, уверен, что в пицце важна не только автоматизация труда
0
97 комментариев
Написать комментарий...
Ilya Permyakov

Робот в пиццерии - норм, готовка в дороге - нет. Также не понял с чего доставка должна быть 5 минут(и сейчас, как я понял, ее нет. И думаю не будет). Правильно в ответе написано, чтоб было 5 минут, нужно готовить 5 минут(ну ок, может супер робот это может) и самое главное, быть в 5 минутах, это нереально, это не окупится. Чтоб ставить столько точек, нужен дикий спрос на пиццу, чего не будет теперь никогда, с учетом огромного количества альтернатив.
Было бы прикольно, еслиб доставку дронами развивали)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Там не доставка за 5 мин, как я понял, после печи она будет у вас через 5 мин., так как печется в авто, по пути к вам.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Permyakov

А, ну может имеет право на жизнь, но я все равно за готовку на базе роботом и доставку дронами)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Она же остынет даже летом, а зимой, в дождь и т.д., да и какие дроны в мегаполисах, это пока чистая реклама, pr.
А фургончики могут уже быть раскиданы по району так, чтобы до вашего адреса было не более 5-10 минут езды, как раскиданы машины скорой помощи.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Permyakov

Дрон может же брать не хватом, а погрузкой в отсек.
Согласен что пока доставка дронами это еще не сегодня, я про то что нужно развивать этот способ логистики. Развивать инфраструктуру, боксы для сброса грузов, ПО, железо, форм-фактор. Но доставка такая намного быстрее, и сильно разгрузит дороги.
А так, да, глобальный тренд на производство ближе к потребителю есть. Я думаю тут все придет в 3д-печать, в том числе и еды.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Никто не развивает что-то, потому что надо. Рынок же, прибыль.
Это у нас пицца не так массова, в тех же сша это очень массовый продукт, рынок огромный, он способен сделать рентабельным наличие грузовика-пиццерии в пяти минутах от вас.
За счет автоматизации, вся пиццерия поместится в фургоне легко.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Permyakov

Ну, это пока идея, она еще не факт что прибыльна.
На сколько я знаю, там и идеи с доставкой(логистикой) дронами так же развивается. Посмотрим кто победит)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В эту идею уже потекли миллиарды, а в доставку дронами вкладывают только перевозчики товаров. Товар на месте не произведешь, в отличии от пиццы, бургеров и хотдогов.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Permyakov

Товар на месте производить не нужно. Товар хранится долго, и он не нужен "свежим".
И дроны подключают в работу по доставке вещей, на короткие дистанции. Исключить человека-работника, который везет, снизит стоимость.
Даже сейчас ее доставляют достаточно теплой, +будет дешевле. Или 5и минутной готовности, но дороже... Возможно кстати будут оба варианта...

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Оба варианта даже лучше, конкуренция.

Ответить
Развернуть ветку
94 комментария
Раскрывать всегда