Отсутствие договора, большие траты и безучастность в случае проблем: что не устраивает франчайзи сети кофеен «Даблби» Статьи редакции
Главные претензии предпринимателей — из материала РБК.
Журналисты РБК поговорили с несколькими франчайзи сети кофеен «Даблби», которые остались недовольны подходом основательницы компании Анны Цфасман к ведению бизнеса. Предприниматели на свои деньги открыли кофейни «Даблби» за рубежом, почти не получили никакой помощи от партнёра и закрыли заведения с убытком для себя.
Сеть «Даблби» сейчас насчитывает 85 кофеен в России и за рубежом, говорится на сайте компании. По данным майского исследования РБК «Российский рынок кофеен 2018», в рейтинге крупнейших в России сетей кофеен и кафе-кондитерских «Даблби» занимает 18 место.
Сколько стоит франшиза «Даблби»
РБК приводит историю трёх предпринимателей, которые на свои деньги открыли кофейни «Даблби» за рубежом, но закрыли заведения, так и не окупив вложения.
- Владислав Падруль заплатил паушальный взнос 800 тысяч рублей и открыл три кофейни в Праге, на прибыль вышла только одна из них — для этого пришлось отказаться от концепции монокофейни и добавить меню с завтраками. В результате одну кофейню Падруль закрыл, другую Цфасман согласилась выкупить по себестоимости. Сейчас он ищет покупателя на кафе, которое приносит прибыль. За всё время работы с «Даблби» Падруль потерял 10 млн рублей.
- Виталий Мыздриков внёс паушальный взнос за открытие пяти кофеен в Дубае — по €25 тысяч (примерно по 1,5 млн рублей по курсу ЦБ РФ на конец мая 2017 года) за каждую. Две так и не были открыты, но деньги за них предприниматель не получил. Первая кофейня в Дубае открылась в ноябре 2017 года, ещё две — в феврале 2018 года. Летом предприниматели закрыл все три кофейни, свои убытки он оценивает в $3 млн.
- Елена Кузнецова заплатила паушальный взнос в €20 тысяч (1,2 млн рублей по средневзвешенному курсу ЦБ РФ на декабрь 2016 года) для запуска «Даблби» в Барселоне. Бизнес-план Цфасман предполагал €79 тысяч (4,9 млн рублей) первоначальных инвестиций, но ещё до открытия в декабре 2016 года траты достигли €210 тысяч (13 млн рублей). Ещё €44 тысячи (2,7 млн рублей) Кузнецова заплатила человеку, который должен был оформить специальную лицензию для открытия кофейни в Испании, его привела исполнительный директор, назначенная Цфасман. Через полтора года выяснилось, что лицензия так и не получена и заведение работает с нарушениями. 1 сентября 2018 года Кузнецова закрыла кофейню с убытком в €300 тысяч (23,8 млн рублей по курсу ЦБ РФ на 1 сентября).
Кроме этого, франчайзи должны были закупать кофе только у поставщика «Даблби» и оплачивать обучение сотрудников в «Академии "Даблби"» (105 тысяч рублей за человека). Всех сотрудников подбирала компания, партнёры не могли даже заранее познакомиться с ними.
Что не устраивает франчайзи
Отсутствие договора
Основная проблема почти всех франчайзи сети за рубежом — отсутствие письменного договора с Цфасман. Предприниматели согласились заплатить паушальный взнос и вложить свои деньги в запуск точек, полагаясь только на устные договорённости с Цфасман. Свои решения они объяснили харизмой основательницы «Даблби».
«Анна — волшебный продажник. Она говорит то, что ты хочешь услышать», — рассказала Елена Кузнецова, у которой до партнёрства с «Даблби» уже был десятилетний опыт работы по франшизе. Сейчас предпринимательница признаёт, что её решение согласиться, толком ничего не проверив, было импульсивным.
Отсутствие помощи
Цфасман и московский офис «Даблби», по словам франчайзи, практически не участвовали в организационных вопросах и не оказывали поддержки в решении сложных ситуаций.
В то же время собеседники РБК рассказывают, что Цфасман каждый раз удавалось убедить их работать дальше: основательница «Даблби» обещала, что вложения вот-вот окупятся, и рассказывала об успехах франчайзи в других странах.
Когда в середине 2016 года Падруль заявил, что больше не готов вкладывать деньги «непонятно во что», Цфасман пообещала взять бизнес в управление и окупить издержки.
Виталий Мыздриков не верил в моноформат кофейни и спорил с Цфасман, что такой концепт в Дубае не будет популярен, поскольку местные жители не ходят просто попить кофе и с порога спрашивают, что есть из еды. Основательница «Даблби» отмела эти сомнения фразой «Мы будем формировать привычку». Цфасман пообещала взять на себя маркетинг, PR и общение со СМИ.
«Анна Цфасман не развивает компанию — она работает на личный бренд», — подытожила Кузнецова. Поговорив с другими франчайзи «Даблби», предпринимательница узнала, в сложной ситуации оказалась не только она: кофейни, работавшие в Риге, Минске, Тюмени, Нижнем Новгороде, либо закрылись, либо планировали закрыться.
Ответ «Даблби»
РБК не удалось получить комментарий Цфасман, хотя журналисты обратились к представителю «Даблби» ещё в начале декабря. На запрос vc.ru представитель «Даблби» ответил, что компания прокомментирует публикацию после новогодних праздников.
Изучаю франшизы и не удержался, даже тиснул статью на VC. Проблема не в модели бизнеса, а в продаванах-«франчайзерах», которые продают вывеску и видимость технологии. Причём припрёшь к стене, всё равно будет смотреть на тебя и продолжать пиздеть прямо в глаза.
Франшиза, которая отвечает всем классическим критериям стоит неподъёмных денег. Процентов 90-95 на рынке РФ - недофраншизы разной степени проработанности. Открываю прогу Франшизы - в основном галимый мусор ноунейм.
Согласен на 100%!
Ключевая проблема российского рынка франчайзинга в том, что абсолютное большинство франшиз построено на стремлении "франчайзеров" быстро (1) срубить бабла на паушальных взносах (2) - т.е. главное продать, а там будь, что будет.
У меня в персональной копилке есть один кейс создания успешной франшизы. Некоторые люди, знающие об этом, обращаются ко мне с предложением "упаковать" их бизнес в франшизу - и почти у всех логика "давайте нарисуем фантиков (презентаций, лендосов, брендбуков) и будем продавать по 500 тыс/франшиза". И почему-то никто не думает о том, что для реализации франшизы нужна инфраструктура для ее поддержки.
Короче у меня тоже постоянно бомбит, когда я вижу очередную "франшизу" и сопутствующие охи-вздохи в стиле "купил франшизу и прогорел"
Моё мнение - франчайзинговому бизнесу нужно законодательно прописать критерии, что может им считаться, а что нет. Часто продаётся право на использование бренда лого и брендбук с красивой легендой.
Жаль, времени не хватает, я начинал делать таблицу по которой можно было бы оценить проработанность франшиз. Туда должны входить готовые бизнес-планы, оценка банками для получения кредитов, поддержка франчайзи, реклама за счёт франчайзера, открытая финансовая статистика реально работающих франчайзи (не собственных объектов!), и много чего другого.
Если есть желание, можно публиковать в сыром виде, с удовольствием такое почитаю!
Сырое на VC не любят!)) Расковыряют и разнесут в клочья!)
На VC разнесут в клочья что угодно. Скоро можно будет устраивать срач-битву между комментаторами Хабра и VC)
А что на счёт незаметной ссылки в комментариях или в вк?
А что насчёт ссылки? Уточните пожалуйста
Я имел ввиду не публикацию поста, а ссылку в комментариях, к примеру, на гугл документы.