Обсуждение: что победит на рынке фудтеха — обычные рестораны или формат dark kitchen
Ответ на мнение Фёдора Овчинникова о сервисе экспресс-доставки еды «Кухня на районе».
Основатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников написал программный пост о «Кухне на Районе», а на самом деле — о всех «тёмных кухнях» вообще.
Основной вывод: «тёмные кухни» — просто рестораны, не лучше и не хуже обычных, без принципиальных преимуществ. Цепочка рассуждений: расходы на аренду зала — это не родовое проклятие, а всего лишь маркетинговый расход на привлечение гостей.
Одни покупают рекламу в «Директе», другие окна на Тверскую. И большой вопрос — что в итоге дороже. При этом доля арендного расхода падает по мере роста популярности, а офлайн-аудитория лояльнее, чем в онлайне — так что быть на улице ещё и лучше, чем в сети.
Фёдор неправ, всё ровно наоборот. Если считать аренду маркетинговым расходом, то привлечённые ей пользователи — самые нелояльные из возможных. Количество столиков в обед и ужин ограничено, в другое время в ресторан «никто» не ходит — от какого-то хорошего состояния популярность не может значительно вырасти.
Делим ежемесячную аренду на ориентировочное (оно же почти предельное) число гостей — вот и получили CAC, который надо платить в каждом чеке. В любом. Всегда.
В онлайне лояльность может быть слабой, когорты могут быть плохими, но какие-то клиенты всё-таки приходят бесплатно, потому что им здесь понравилось, а в физическом ресторане их всегда строгий ноль. Хорошая «тёмная кухня» с каждым месяцем наращивает базу постоянных покупателей, а значит, и отрыв от обычного ресторана.
Фёдор пишет о конкурентности рынка общественного питания. Кто-то открывается, а кто-то закрывается каждый день — невозможно спорить с очевидным. Но доля доставки росла последние годы, все отчёты и прогнозы говорят о продолжении тренда, на растущем рынке открываться будут больше, а закрываться — реже.
Гарантия может быть только в страховом полисе, но у тех «тёмных кухонь», кто успел впрыгнуть в поезд первыми, очень высокие шансы вырасти в большие компании.
P.S. Уж если «атаковать» «Кухню на Районе», то за концентрацию на собственной доставке. Конкурировать с агрегаторами, а не дружить с ними — очень дорогое удовольствие. Maple, который Фёдор в пример приводит, тоже на ней погорел.
То, чего никак не хотят понять айтишные топ-менеджеры, живущие в башне из слоновой кости - это простая математика агрегаторов.
Вы можете сколько угодно рассказывать сказки про отсутствие платы за аренду, но суровая реальность такова, что в нормально работающем ресторане (с доставкой) доля аренды (от выручки) достигает от 5% до 20%.
В среднем.
Отдавая агрегатору Яндекс Еда и Деливери Клабу 35% от оборота, вся математика рушится.
Что толку от экономии аренды, если есть сильнейший контраргумент - конская комиссия агрегатора.
А с учетом ужасного сервиса Деливери Клаба (как с гостями ресторана, так и с рестораном), сотрудничество с ДК работает даже в минус репутации ресторана.
Если говорить про работу без агрегаторов...
Ребята, вы считали такой показатель как delivery cost?
Доставка еды - далеко не такой маржинальный бизнес, как это может показаться со стороны.
Это постоянная борьба.
То курьеров не хватает и ты теряешь заказы, то курьеры сидят на жопе и отдыхают, но ты оплачиваешь им это время.
А если есть плата за заказ, то курьеры просто уходят туда, где можно заработать больше.
Плюс опоздания. Плюс подарки гостям за косяки. Плюс отказы из-за опозданий или "ваша еда остыла". А это списания.
Любой, кто запускал собственную доставку, скажет как это непросто.
"Хорошая «тёмная кухня» с каждым месяцем наращивает базу постоянных покупателей, а значит, и отрыв от обычного ресторана."
Ну у уважаемого автора, полагаю, есть подобная статистика, раз он позволяет себе такие смелые утверждения?
В реальности все ровно наоборот.
Потребитель, лежащий в трусах на диване, и желающий быстрого перекуса, быстро устанет от меню "Кухни на районе" (даже при условии смены меню) и просто переключится на приложения ЯЕ и ДК.
Да просто потому что там всегда больше выбор.
И в этом смысле сменяемость меню КнР - всего-лишь усложнение своей операционной деятельности.
Доставлять монопродукт (бургеры, пиццу, суши) сложно.
Сложность доставки двух монопродуктов вырастает нелинейно.
А тут речь о полноценном меню.
"Но доля доставки росла последние годы, все отчёты и прогнозы говорят о продолжении тренда, на растущем рынке открываться будут больше, а закрываться — реже."
Какая еще доставка растет? Вы о чем, вообще? Можно источник?
Растет не доставка ресторанов, растут агрегаторы и кол-во ресторанов, подключенных к ним.
Это так же смешно, как и недавний отчет Яндекс Еды, в котором говорилось, что бургеры в ЯЕ - самый доставляемый продукт.
С учетом того, что половина все выручки ЯЕ - это Мадоналдс, то отчет, конечно верный.
Но отражает ли он реальную картину?
"В онлайне лояльность может быть слабой, когорты могут быть плохими, но какие-то клиенты всё-таки приходят бесплатно, потому что им здесь понравилось, а в физическом ресторане их всегда строгий ноль."
Извините, но это уже перебор.
Автор, Вы бы хоть с одним собственником и управляющим ресторана пообщались.
Они бы вам и без CRM сказали бы, что основной поток гостей в ресторане - постоянные гости.
Кроме некоторых исключений (туристические рестораны и пр.)
"Уж если «атаковать» «Кухню на Районе», то за концентрацию на собственной доставке. Конкурировать с агрегаторами, а не дружить с ними — очень дорогое удовольствие. Maple, который Фёдор в пример приводит, тоже на ней погорел."
Дарк китчен + агрегаторы = убыточная бизнес-модель.
Автор к этому все подвел?
Я активно пользуюсь КнР и порой - Я.Еда.
Чтобы наесться, вторые стОят на 50-100% дороже (да, разнообразие выше).
Стоит ли разнообразие проблемы выбора: "готовить или заказать?" - не уверен.
Если вы не заметили, тут речь на про "наесться" или "чем пользуется Max Kraynov". Тут речь про бизнес.
А бизнес не зависит от среднего чека?
Зависит. Но кроме ср.чека есть и другие показатели. Исключительно средний чек не даст вообще представления ни о чём. Если логика, что чем ниже чек, тем больше клиентов/заказов/прибыль, то из коммента выше можно сделать вывод о том, что в кнр дела существенно лучше, чем в я.е