{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше Статьи редакции

Маск может стать первым «космическим предпринимателем» и не только начнёт зарабатывать на отправке людей в космос, но и разрушит монополию «Роскосмоса» на контракты NASA.

27 мая в 23:33 SpaceX планирует запустить ракету-носитель Falcon 9 с пассажирским космическим кораблём Crew Dragon — он доставит космонавтов Боба Бенкена и Дага Херли на Международную космическую станцию.

Полёт продлится 19 часов. 28 мая, примерно в 18:30 Crew Dragon должен пристыковаться к МКС. Космонавты проведут на станции от 30 до 119 дней, а затем вернутся на Землю.

Обновление 27 мая 23:25: Из-за погодных условий запуск перенесли на 22:22 30 мая, есть ещё одна запасная дата — 31 мая.

Запуск Crew Dragon может закончить монополию России на доставку астронавтов на МКС, сделать SpaceX основным подрядчиком NASA и повлиять на будущее космических полётов — сделать их полностью коммерческими.

Если SpaceX успешно закончит миссию — перевозкой грузов и людей смогут заниматься частные космические компании, а не государственные. Также успех приблизит к достижению главной цели Маска — колонизации Марса.

Почему важен запуск Crew Dragon

Это первый в истории пилотируемый полёт в космос, совершенный частной компанией, — до этого SpaceX и другие занимались лишь доставкой спутников и грузов, астронавтов им не доверяли.

Для NASA это первый полёт астронавтов с 2011 года — после закрытия программы Space Shuttle их доставкой девять лет занимался только «Роскосмос» на ракетах «Союз».

Проверка систем Crew Dragon 24 мая

Если запуск пройдёт успешно, NASA сможет постепенно отказываться от контрактов с «Роскосмосом» и экономить на запусках.

За доставку «Союзом» NASA платила «Роскосмосу» в среднем $55,4 млн, но цена росла: в 2006 году запуск стоил $21,3 млн, к 2020 году цена выросла до $86 млн. Всего с 2006 года NASA потратило на полёты «Союза» около $3,9 млрд.

Отправка одного астронавта на SpaceX стоит около $55 млн. Это дешевле, чем у Boeing Starliner, запуск которого обойдётся в $90 млн.

Что будет, если запуск Crew Dragon пройдёт неудачно

У NASA строгие стандарты безопасности для коммерческих космических полётов — вероятность того, что полёт серьёзно ранит или убьёт экипаж, не должна превышать одного случая на 270 рейсов. При этом к концу программы Space Shuttle у самой NASA этот показатель составлял 1 к 90. По мере развития программы коммерческих запусков требования менялись и усложнялись, пишет The Verge.

Внутри Crew Dragon система аварийного спасения с небольшими двигателями SuperDraco. В случае возникновения проблем во время полёта произойдёт отстыковка капсулы с космонавтами от неисправной ракеты, а SuperDraco унесёт её подальше.

Затем развернётся парашют, и капсула опустится в Атлантический океан. Этот манёвр выполняется только во время чрезвычайной ситуации и доступен всё время, пока Crew Dragon не будет выведена на орбиту, утверждает SpaceX.

Первые астронавты Crew Dragon Даг Херли и Боб Бенкен. К ракете их доставит Tesla NASA

NASA и SpaceX ограничены во времени запуска миссии — в случае аварии капсула упадёт на очень широкой области океана. Поэтому компании должны убедиться, что погода будет благоприятной во всех возможных точках приземления, а спасательные службы смогут добраться до капсулы.

SpaceX анализирует скорость и высоту волн более чем в 50 местах на всей траектории полёта: от восточного побережья до Канады, от Атлантики до Северной Ирландии — а вероятность переноса запуска из-за погоды выше обычного, пишет The Verge. Вероятность благоприятных погодных условий, по данным 45-го космического крыла во Флориде, — 60%.

Запасные даты запуска — 22:22 в субботу 30 мая и 15:00 в воскресенье 31 мая.

Если полёт пройдёт неудачно, у NASA есть запасной план — российская ракета «Союз». 1 мая 2020 года агентство проводило переговоры о покупке дополнительного места на «Союзе» для доставки космонавтов на МКС.

Осенью 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что NASA запросила два места для своих астронавтов. Полёты запланированы на 2020–2021 годы.

Crew Dragon на стартовой площадке, 27 мая 2020 года SpaceX

Как SpaceX начала возить астронавтов

В 2004 году, когда правительство США начало обсуждать отмену космической программы Space Shuttle, NASA искало другой способ доставки грузов на МКС. Агенство хотело удешевить запуски, чтобы тратить часть финансирования на исследование открытого космоса.

Так появилась программа новой космической бизнес-модели «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS).

Через COTS NASA стало инвестором, а не исполнительным надзирателем: агентство искало новые компании для инвестиций, помогало экспертизой при создании кораблей и вкладывало деньги в проекты. При этом компании несли ответственность за конструкцию и дизайн своих ракет, а также самостоятельно оплачивали часть разработок.

NASA искало несколько компаний, чтобы создать между ними конкуренцию, а затем заключить с самой успешной контракт. В конце концов, NASA стало бы обычным клиентом, который покупает транспортную услугу, как пассажир покупает билет на самолёт, отмечает The Verge.

В COTS приняла участие SpaceX в качестве одного из первых подрядчиков: с помощью NASA компания разработала ракету Falcon 9 и грузовую капсулу Dragon, а затем использовала ракету для запуска коммерческих спутников.

В 2010 году NASA расширила бизнес-модель COTS на доставку космонавтов, а в 2014 году заключила контракты со SpaceX и своим давним подрядчиком Boeing для создания транспортных средств космической программы Commercial Crew.

SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд на создание кораблей и запуски в 2017 году.

Маск стоит с астронавтами перед первым беспилотным пуском Crew Dragon USA Today

Но возникли проблемы: например, Falcon 9 взорвалась дважды — в полёте и во время испытаний на земле, Crew Dragon также взорвалась во время наземных испытаний.

Boeing отправила в космос капсулу CST-100 Starliner, но столкнулась с множеством сбоев в ПО и не смогла вывести капсулу на орбиту. Это отодвинуло запуск Starliner до 2021 года.

В итоге SpaceX вырвалась вперёд: в марте 2019 года Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковалась к МКС, а в январе 2020 года завершила тестирование системы аварийного спасения.

The first @Commercial_Crew mission arrived at the space station today when the @SpaceX #CrewDragon completed soft capture on the Harmony module at 5:51am ET. #LaunchAmerica https://go.nasa.gov/2EKruFt https://t.co/KfNFpHxpGx

SpaceX опередила Boeing и заключила первый контракт на отправку астронавтов в космос.

Что Маск и SpaceX будут делать дальше

Кроме запусков астронавтов у SpaceX запланированы несколько направлений дальнейшего развития — от космического туризма и запуска спутников до покорения Марса.

Следующий полёт к МКС

Если экипаж успешно вернётся на землю, NASA сертифицирует Falcon 9 и Crew Dragon для пилотируемых космических полётов, и подобные поездки станут «рутинными», отмечает The Verge.

Следующая миссия SpaceX по доставке астронавтов может состояться ранней осенью — Crew Dragon доставит на МКС экипаж из четырёх человек: специалистов NASA Виктора Гловера, Майка Хопкинса и Шеннон Уокер, а также японского астронавта Соити Ногучи.

Космический туризм

В феврале 2020 года SpaceX и компания по космическому туризму Space Adventures подписали договор о сотрудничестве и отправке первых клиентов уже в 2021–2022 годах. В первой миссии будут участвовать четверо туристов — они полетят на корабле Crew Dragon.

Ранее Space Adventures сотрудничала с «Роскосмосом»: за восемь полётов они доставили на МКС семь клиентов, отмечает TechCrunch. Полёты обошлись в «десятки миллионов долларов», пишет издание Space. Например, основатель Cirque du Soleil Гай Лалиберт в 2009 году заплатил $35 млн за 11 дней на орбите.

Также SpaceX забронировала поездку вокруг Луны для японского миллиардера Юсаку Маэдзавы. Полёт должен состояться в 2023 году.

Запуск спутников Starlink

Отдельный бизнес SpaceX — проект глобального спутникового интернета StarLink. Компания выводит на орбиту спутники, чтобы обеспечить доступ к высокоскоростному интернету по всей планете, включая удалённые регионы.

К 2024 году SpaceX хочет вывести на орбиту 12 тысяч спутников. В апреле 2020 года на орбите находились 418 спутников Starlink, что больше необходимого (360 штук) для минимального покрытия. Илон Маск объявил, что в 2020 году сервис будет доступен в Канаде и северной части США, а в 2021 году охватит другие части мира.

Закрытое бета-тестирование начнётся летом 2020 года.

Участие в программе отправки астронавтов на Луну

30 апреля NASA объявило о выборе SpaceX, Blue Origin и Dynetics в качестве компаний, которые займутся разработкой проектов лунных посадочных модулей для космической программы Artemis.

Цель Artemis — отправить пилотируемый космический корабль на южный полюс Луны к 2024 году и организовать постоянные миссии к 2028 году. Это первая «лунная» миссия NASA со времён программы Apollo-17.

SpaceX получила от NASA $135 млн на разработку лунной версии дешёвого многоразового космического корабля Starship. Если агентство устроит техническая готовность и перспективы проекта SpaceX, то заключит с ней контракт.

Колонизация Марса

Для освоения космоса критически важно сделать космические полёты такими же простыми, как авиаперелёт, считает Маск. «Мы можем отправиться куда угодно, хоть на Сатурн, но нам лучше сфокусироваться на скорейшем создании самостоятельного города на Марсе», — сказал основатель Tesla.

В 2002 году он сформулировал главную цель SpaceX — колонизацию Марса, и постепенно движется к её реализации. По его мнению, человечеству нужны межпланетные перелёты как для развития цивилизации, так и для того, чтобы избежать уничтожения всего живого на Земле.

В 2016 году Маск представил систему межпланетных перелётов Interplanetary Transport System и план колонизации Марса. Для развития колонии Марс можно «подогреть» геотермальными изменениями (например, с помощью термоядерных бомб). Это запустит процесс терраформирования и создания атмосферы, пригодной для выращивания растений.

В сентябре 2019 года SpaceX и Маск представили корабль Starship, предназначенный для межпланетных путешествий и доставки грузов. Это многоразовый корабль, который может перевозить до ста человек и доставлять грузы на Луну и Марс для строительства на них городов.

В ноябре 2019 года Маск рассказал, что на создание колонии на Марсе потребуется до 20 лет и около тысячи кораблей Starship. По расчётам предпринимателя, первые полёты с экипажем на орбиту могут начаться в середине 2020 года.

Он рассчитывает, что к моменту строительства базы на Марсе каждый полёт Starship будет обходиться компании не дороже чем в $2 млн. Корабль сможет летать в космос до трёх раз в сутки с перерывами на дозаправку и обслуживание.

SpaceX планирует отправить первый грузовой корабль на Марс в 2022 году, а первую миссию с экипажем — не раньше 2024 года.

0
604 комментария
Написать комментарий...
Ivan Fedyanin

Так, а что там с гиперлупом? Где многоразовые ракетные двигатели? Солнечные панели уже стали дешевле электростанций? И что делать на Марсе, если с таким же успехом можно в пустыне Казахстана пожить, но без радиации? Разве все эти темы не пилеж бабла под вывеской частной компании?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Гиперлуп это идея Маска (хотя этому принципу 100 лет в обед). Но ни одна компания Маска ей не занимается.
Спейс Х уже 2 движка запилил, один для Фалкона на керосине, и один для Старшипа на метане. Фалконовские движки уже по 4 раза летали, но их чистить надо и ресурс у них маленький. А вот Страшиповские смогут летать по сотне раз так как от метана нет сажи.

На Марс деньги ни кто не даёт. Это инициатива Маска. Так как он тратит на это свои деньги то какие к нему претензии? Кто то тратит деньги на золотые унитазы а кто то на продвижение человечества.   

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedyanin

Т.е. по факту всё ещё только в планах

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Ну пока Маск реализует свои планы, у Рогозина тоже есть планы. Даже на ракету похожи. Занят постройкой коммерческого жилья и офисных центров на территории Хруничева.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedyanin

Здесь же тема про ракеты Маска и их многоразовость, есть ли доказательства, т.е. помимо повторного запуска при посадке их повторный пуск. А Рогозина я защищать не собираюсь, тоже не в восторге )

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

А тогда в чем смысл вашего спича? Что СпейсИкс (который совсем даже не только и не столько Маск) прошли только полпути, показав хороший, но пока не 100% результат?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedyanin

Обязательно противопоставлять кому-то? Если я веду к тому, что у них тоже врут больше чем делают. Набрать готовых специалистов из Боинга и других компаний, по сути получить готовые технологии ракетостроения и проспонсироваться от госконтрактов, а потом сделать вид, что частная компания эффективнее государственной, это ли не очередной гараж Джобса или Гейтса )) Всё по старой методичке, пиар не более )

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Обязательно противопоставлять кому-то?
сделать вид, что частная компания эффективнее государственной

1. Мы не противопоставляем - мы сравниваем. И да, это интересно.
2. Приведите примеры где эффективнее.

PS Только разговариваете Вы по методичкам Рогозина. Так что не обессудьте - с ним и будем сравнивать.
PPS А потом мы еще вспомним, как этот дебил, который кроме того, как нести ахинею ничего не умеет делать, просрал триллионы на Гособоронзаказе. Откуда его выпинали за полную профнепригодность.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedyanin

Я думаю суть манипуляций с обёрткой государственных инвестиций в частную компанию больше связана с политикой и американским менталитетом. Там и отвественность перекладывается на бизнес, а не на чиновника как у нас, подобран супергерой по типу Тони старка для рекламных компаний и прочие положительные эффекты для создания образа. В общем хитро, так просто не опишешь )

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Иван, не съезжайте с темы, расскажите нам, где эффективнее, чем СпейсИкс? И скажите, где результаты нашего Роскосмоса, который проел и продолжает проедать бюджеты несравнимо бОльшие, чем СпейсИкс?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedyanin

Ну я об этом и говорю, вы думаете, что Роскосмос тратит больше, а Спейс Х вроде как нет. А возможно Спейс тратит больше, но не свои, а государственные. Например, роскосмос тратит деньги на обучение специалистов, испытания и разработки, а Спейс Х просто получает готовых специалистов с готовыми знаниями, котовых уже подготовило государство и т.д. Т.е. суть схемы с обёрткой в том, чтобы у Маска не было лишних статей расходов для создания образ эффективного частника )
Как я понимаю по этой схеме и apple и microsoft и intel выросли

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Иван, Вы опять занимаете демагогией. Еще раз, Вы считаете, что в СпейсИкс хуже - приведите пример где лучше! Ну и давайте переходить с сравнениею. Какую рынка коммерческих запусков имела ДО г-на Рогозина и какую она имеет сейчас? Маск может похвастаться тем, что в два раза снизил стоимость запуска, как с этим обстоят дела у Рогозина?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedyanin

Он снизит в два раза стоимость запуска, когда второй раз тот же двигатель использует без особых затрат, но он этого ещё не сделал, в противном случае он просто демпингует. А ещё цена зависит от условий заказчика, т.е. вы опять поддались пиару

https://pikabu.ru/story/kakova_realnaya_stoimost_zapuskov_spacex_7381647

Я не адвокат Рагозина, можете у него сами спросить про дела

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
в противном случае он просто демпингует

1. Приведите, пожалуйста, расчет из которого следует, что демпингует.
2. А теперь вернемся к себестоимости. СпейсИкс ОДИН раз получила от НАСА 4.2 млрд. долл. и разработала за эти деньги ракету, стоимость запуска киллограмма груза на которой в два раза меньше текущей. Роскосмос до 2014 года ЕЖЕГОДНО получал 6 млрд. долл., а после 14-го в связи с падением рубля - 3 млрд. долл. За эти деньги Роскосмос разработал ракету, себестоимость запуска которой в ДВА раза ВЫШЕ советской ракеты 60-х годов и в ШЕСТЬ-СЕМЬ раз ВЫШЕ Ариана. Кто эффективнее - Роскосмос или СпейсИкс?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Fedyanin

Ну какой вопрос такой ответ. СпэйсеХ строил космодром? Деньги Роскосмосу идут только на постройку ракет? Может вы сами разберётесь

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Ну какой вопрос такой ответ. СпэйсеХ строил космодром? Деньги Роскосмосу идут только на постройку ракет? Может вы сами разберётесь

А Роскосмос построил космодром? :))) Сколько запусков сделали? Или вы за то, чтобы как у Рогозина - дохуя потратили, а результата нет?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

"А Роскосмос построил космодром? :))) Сколько запусков сделали?"
Серьезно? Вы не в курсе про "Восточный"?

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

1. Восточный строят почти столько же, сколько существует СпейсИкс и построили только первую очередь. Причем по цене в ТРИ МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ УЖЕ вышло, больше, чем вся программа разработки Фэлкона. И, я напомню, это только первая очередь. А у СпейсИкс четыре космодрома, построенных без шума, пыли и уголовных дел. Почему-то то, на что СпейсИкс достаточно двух лет и ста миллионов, у Роскосмоса стоит три миллиарда и занимает десять лет.
2. Сколько запусков сделали с Восточного и сколько их сделал СпейсИкс со своих космодромов?

PS Давайте я Вам процитирую про Восточный "Строительство космодрома уже завершено, но он не может быть принят в эксплуатацию". Вот у Вашего Рогозина все такое: "Мы все разработали, просто оно не летает".

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

А! То есть про космодром вы в курсе.
"А у СпейсИкс четыре космодрома, построенных без шума, пыли и уголовных дел."
Маск - сам "ходячее уголовное дело", отделавшийся штрафами.

"Сколько запусков сделали с Восточного и сколько их сделал СпейсИкс со своих космодромов?"
Болезная логика, однако. Сколько пусков было у Роскосмоса за тот же период со всех своих космодромов? 
Нравится такая кривая логика? Нет проблем. Сколько пилотируемых миссий отправил Маск на МКС?

"Давайте я Вам процитирую про Восточный "Строительство космодрома уже завершено, но он не может быть принят в эксплуатацию". Вот у Вашего Рогозина все такое..."
Вы путаетесь в показаниях, любезный. Это все от истерики.
Строительство еще не завершено. И потрудитесь посмотреть, когда Рогозин стал главой Роскосмоса.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

1. Рогозин обещал Путину сделать 45 запусков в 2019м году. Сколько сделал? 25.
2. Традиционно доля России в пусках была 35-40%, какая у нас доля при Вашем гениальном работодателе? В два раз меньше.

Кто мешает Рогозину ракеты запускать? Давайте процитируем здесь Великого Руководителя "Здесь проблема, конечно… и в самом рынке — запусках, которые ушли в руки иностранных конкурентов". Невиноватая я, что они не хотят со мной запускаться.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

Не истери, а ответь на банальный вопрос: зачем? Чтобы ради тебя помериться длинной ..., типа у кого больше пусков? Странные вы, ребята. 
"Традиционно доля России в пусках была 35-40%, какая у нас доля при Вашем гениальном работодателе?"
У вас никакая, а у нас доля меняется. И меняется не столько из-за Маска, сколько вообще из-за изменения рынка. Посмотри, кто осуществлял пуски двадцать лет назад и кто сейчас. Завтра это будут делать все, кому не лень. Только "на уточках" понимаешь? 
Ну давай. Когда-то можно было купить "либо Форд, либо Форд". Сейчас Форд далеко не первый на рынке. Так и здесь.
А визжать, как ты, и гнаться за количеством - не вижу смысла. Коммерция в этой отрасли меня не интересует.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Коммерция в этой отрасли меня не интересует

Ну как это не интересует. Ты ж взялся из ниоткуда комментировать только одну статью про того, от кого у твоего хозяина Рогозина пукан рвет. И не ты один - тут Ваших много набежало. Значит интересует. Просто это коммерция в области платного пиздобольства, а не космоса. Предложи своему хозяину меряться с Маском в этой номинации :) Боюсь и в маркетинг и в пиар Вы как и в космос - не сумеете, а вот в пиздобольстве, особенно русскоязычном, есть шанс :)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Batkov

"Ну как это не интересует. Ты ж взялся из ниоткуда комментировать только одну статью..."
Ха-ха! Я как появился из ниоткуда, придя по ссылке на трансляцию, так в никуда и уйду скоро. Тратить время на сидение в соц.сетях - это, как бы помягче сказать, лузерство в некоторой степени. А я тут и так задержался. Собственно, только из-за одного человека, который сам пытается мозгами шевелить. Так что не ссы, скоро сможешь продолжить .... на Маска без помех.

"...от кого у твоего хозяина Рогозина пукан рвет."
Ха-ха, слышь, небрат, мне твои истерики и пассажи про "хозяина" и "пуканы" не только не близки, но и малоинтересны.

"Боюсь и в маркетинг и в пиар Вы как и в космос - не сумеете..."
Конечно, куда уж нам, то ли дело ты - мощь! Да что уж там, просто цвет нации! Ха-ха!
Пока, бугор в яме! 

Ответить
Развернуть ветку
601 комментарий
Раскрывать всегда