Инженер в Англии и заочно арестованный в России: история создателя «умных» парковочных датчиков Nwave Статьи редакции
С помощью устройств Юрия Бирченко можно узнать о свободных местах на стоянках.
Белорус Юрий Бирченко переехал в Англию и заметил, как много времени водители тратят на поиск парковочного места. Чтобы решить эту проблему, инженер разработал датчики Nwave, которые передают данные о свободных парковочных местах. Устройства работают с помощью технологии LPWAN — беспроводной передачи данных на дальние расстояния.
Сейчас устройства Nwave стоят в семи городах Великобритании, а также в калифорнийских университетах Беркли и Дейвис.
Продукт для «умного» города
По данным The Telegraph, британские водители тратят на поиск парковочного места в среднем 90 часов в год, а это больше двух рабочих недель. Найти место для парковки можно быстрее там, где есть датчики Nwave: с помощью технологии LPWAN они передают данные о свободных местах в приложения по поиску парковок.
Разработка устройства заняла у Nwave три года. Парковочные датчики компании наземные, их высота составляет 20 мм. Они передают данные на расстояния до 5 км со скоростью 50 бит/с.
Датчики устанавливаются на асфальт с помощью специального клея — сверлить дорожное полотно не нужно. Это позволяет уменьшить стоимость установки.
Кроме самих датчиков, Nwave продаёт данные и статистику об использовании парковок. Именно продажа информации приносит компании основную прибыль. Стоимость доступа к данным и статистике предприниматель не раскрывает.
Решить проблему с помощью технологии
Основатель Nwave Юрий Бирченко с детства увлекался физикой, а после окончания МФТИ и работы в нефтяной компании ТНК-ВР уволился и вместе с товарищем Евгением Ахмадишиным создал компанию «Стриж Интеграция». Партнёры занимались развитием технологии LPWAN — беспроводной передачи данных на дальние расстояния. С помощью технологии партнёры сначала разработали парковочные датчики для правительства Москвы, а через год сфокусировались на приборах для учёта ресурсов ЖКХ.
В 2014 году пути партнёров разошлись — Ахмадишин продолжил строить бизнес в России, а Бирченко решил развивать свой стартап на международном рынке. Вместе они поделили интеллектуальные права на технологию и подписали соглашение о неконкуренции на один год.
Бирченко переехал в Великобританию и основал компанию Nwave. Он хотел создать облачную платформу для межмашинного взаимодействия и IoT-устройств, с помощью которой датчики могли бы обмениваться данными и экономить заряд батареи. С этой идеей и первыми пилотными внедрениями технологии предприниматель выиграл главный приз на конкурсе Cisco BIG Awards и получил чек на $100 тысяч.
Вместо платформы Бирченко решил создать один продукт, который сможет решить сложную технологическую и общественную задачу с помощью технологии LPWAN.
Предприниматель обратил внимание на проблему с поиском парковок в Англии и США. Он понял, что её можно решить, получая точные данные о свободных и занятых парковочных местах и предоставляя их водителям. Конкурентов с развитыми технологиями в этой области Бирченко не нашёл и решил сам создать «умные» парковочные датчики.
Команда и инвестиции
Для проекта Бирченко привлёк больше $1 млн от двух организаций Кремниевой долины — Band of Angels и Sand Hill Angels. Первые $400 тысяч он получил в октябре 2016 года, остальную сумму — через год. В конце 2018 года предприниматель планирует пойти на третий раунд инвестиций.
Чтобы разработать датчик, Бирченко нанял промышленного дизайнера, инженера-электронщика, программиста микроконтроллеров и математика. Сейчас в команде Nwave на постоянной основе работают десять человек и ещё четверо — удаленно по гибкому графику. Большинство инженеров находятся в России, а исполнительный директор и директор по развитию бизнеса — в Кремниевой долине.
По словам основателя проекта, в Лондоне и Кремниевой долине сложно нанимать на работу высококвалифицированных инженеров: за них приходится конкурировать с финансовыми компаниями и технологическими корпорациями. «Нанимать средних программистов не вижу смысла — непонятно, как со средними людьми делать уникальный продукт», — говорит предприниматель.
Трудности разработки
Создать парковочный датчик с точностью детекции автомобиля, близкой к ста процентам, оказалось для команды сложной, но интересной задачей. По задумке Бирченко, электронное устройство должно работать десять лет и быть не выше 20 мм. Кроме того, датчик должен подстраиваться под особенности среды — погоду, пробки, электромагнитный шум метрополитена и уметь распознавать новейшие электромобили c кузовом из углеродного волокна.
Анализируя технологии конкурентов, Бирченко понял, что 90% заряда батареи в их устройствах расходуется впустую из-за отсутствия коррекции ошибок в протоколе радиопередачи. По словам предпринимателя, это можно сравнить с набором текста на печатной машинке вместо компьютера: в случае ошибки приходится заново перепечатывать всю страницу, что отнимает ресурсы.
Он изучил современные методы коррекции ошибок и наткнулся на научные работы своего однокурсника и друга Юрия Полянского, профессора в Массачусетском технологическом институте. Бирченко связался с товарищем, и тот помог команде решить проблему энергоэффективности.
Из Китая в Лондон
Nwave продают свои устройства через системных интеграторов или партнёров. Первыми клиентами компании стали города Рединг и Ковентри в Великобритании.
Основные заказчики датчиков — города, университеты и предприятия. Датчики Nwave уже стоят в Сан-Матео, Оксфорде, Портсмуте, американских университетах Беркли и Дэйвис. Стоимость сделок предприниматель не разглашает, но говорит, что продаёт устройства с маржинальностью не менее 70%.
По расчётам Бирченко, к концу 2018 года компания выйдет на точку безубыточности. По его словам, основную прибыль Nwave приносит не продажа самих датчиков, а данных и статистики об использовании парковок.
Датчики производят на двух фабриках в Китае. Бирченко уверен, что в Китае сейчас проще найти высококвалифицированных инженеров, отлично знающих нюансы литья пластмасс и фрезеровки металла. Стоимость производства одного датчика предприниматель не разглашает.
Уголовное дело и заочный арест
Пока Юрий Бирченко занимался развитием своего стартапа в Англии, в это время по решению Басманного суда Москвы под стражу был взят его бывший партнёр Евгений Ахмадишин. Сам Бирченко по решению суда был заочно арестован. Их подозревают в хищении бюджетных средств при выполнении подрядных работ по обустройству парковочных мест «умными» датчиками в 2013 году.
В 2013 году Департамент капитального ремонта города Москвы (ДКР) объявил тендер на обустройство интеллектуальной системы мониторинга парковочных мест в столице. Государство выделило на проект более 500 млн рублей.
Конкурс выиграла компания «Свэко», но самостоятельно никаких работ не выполняла. Она наняла субподрядчика — компанию «Интеллектуальные трафик системы», которая принадлежала Бирченко и Ахмадишину.
По данным «Коммерсанта», предприниматели установили парковочные датчики и запустили ИТ-систему, которая проработала несколько лет. Однако затем власти города от неё отказались.
Впоследствии оказалось, что заместитель генерального директора Департамента капитального ремонта Константин Сысоев заставлял Бирченко проводить платежи через свою фирму «Ювента». Так он похитил 30 млн рублей, за что получил штраф в 200 тысяч рублей и два года заключения.
В том деле Бирченко и Ахмадишин выступали в качестве свидетелей. Позже Следственный комитет возбудил ещё одно уголовное дело, в котором они стали подозреваемыми.
По версии следствия, предприниматели объединились вместе с чиновниками и похитили большую часть выделенных на проект средств. В сентябре 2017 года Евгений Ахмадишин, директор ДКР Александр Шукюров и бывший генеральный директор «Свэко» Олег Филлипов были задержаны по подозрению в растрате бюджетных средств.
В марте 2018 года по решению Басманного суда Юрий Бирченко был заочно арестован — к тому времени он уже четыре года жил за рубежом. Предприниматель отрицает свою причастность к хищениям. Бирченко утверждает, что его компания имела только коммерческие отношения с компанией «Свэко» и вела работы в рамках правового поля.
Представители ДКР воздержались от комментариев.
Одна идея, две страны, в одной успех а в другой чуть не посадили. Всё что нужно знать об условиях для развития стартапов в России.
В одной стране они продукт продают, в другой стране пошли на госзаказы субсубподрядчиком.
В первом случае - молодцы. во втором - Чип и Дэилы обычные.
Да и вообще надо не сразу выводы делать, а пойти хотя бы уголовное дело посмотреть.
Я вот первым делом в гугл ушел рыть, что к чему. Проще всего приклеить сразу штамп на тему "Орки против эльфов", а не изучить вопрос.
То что чиновники ворьё на тендерах - факт. И государство в этом виновато. Но есть и масса умных и талантливых товарищей, которые с удовольствием участвуют в воровстве все прекрасно понимая и сотрудничая с такими ворами.
А потом уезжают в Лондон и там становятся успешными стартаперами.
Я не обвиняю ребят вот так, но надо сначала изучить хотя бы материалы дела.
достаточно прочитать "Басманный суд" прочтите сначала что это значит :
https://ru.wikipedia.org/wiki/Басманное_правосудие
Звучит как "Достаточно знать актуальные мемчики".
последние заказные дела датированы 2018 годом. да по сути все дела там заказные. там не судьи а клерки пишущие "приговоры" под заказ.
Вам поискать расценки ?
Поищите, если не затруднит
вот тут.. если умеете читать :)
https://newsland.com/user/4297710442/content/opravdal-znachit-vinovat-byvshii-sudia-rasskazal-o-svoei-rabote/6442990
сразу скажу. сумм там нет. но понять расценки можно.
то, что процент оправдательных приговоров низкий - это не то
в Японии исторически такой же низкий процент оправдательных приговоров, но жить там там не в пример комфортнее и спокойнее
я не жалуюсь, я просто удивляюсь - люди говорят, что проблема в том, что технологическая система обрабатывает 99 процентов попавшего в неё материала, в то время как настоящая проблема в том, что у системы слишком широкая пасть и попадает в нее слишком много материала
низкий процент оправдательных приговоров связан со спецификой уголовного процесса. оправдательный приговор в суде - это по факту дисквалификация следствия, а так же всех, кто был в процессе со стороны обвинения. это не значит что следователи не ошибаются, или судьи не выносят заведомо неправосудные приговоры по экономическим преступлениям, особенно если есть сильная заинтересованность. но все таки специфика такова, что на стороне обвинения профессиональные специалисты, а над ними еще и контроль и надзор со стороны прокуратуры. поэтому высокий процент оправдательных приговоров в УП - это все равно что высокий процент оспоренных штрафов от камер видеофиксации нарушений скоростного режима, то есть, это говорило бы о том что камеры в принципе безобразно настроены.
Не несите чушь пожалуйста. В экономических преступлениях следователь вообще нечего решать не должен. Всё должно решаться в суде с привлечением разных экспертов. Следователь не эксперт, он не может в сложных случаях однозначно знать было здесь нарушение или нет. В других областях тоже требуется мнение экспертов (кибер преступность, офшоры, медицина). В этом и заключается разделения следствия и суда. Следователь может подозревать что есть преступление а решать должен суд с экспертами. Или вы думаете что следователи могут быть экспертами во всех областях?
то есть, следователь в процесс приходит с "подозрениями" о совершенном преступлении? а эксперты в суде "решают"? слушайте, а зачем вы с таким азартом кидаетесь в споры на темы, о которых имеете смутное представление?
Так судья тоже не может быть компетентен во всём, вот эксперты (от обвинения и от защиты) высказывают своё экспертное мнение. А судья уже решает кто прав а кто нет. И не надо передёргивать мои слова. Я сказал
решать должен суд с экспертамиНо ни как не следователь.
Это всё равно что терапевт будет решать за кардио-хирурга какую делать операцию на сердце больному.
К сожалению в России вся система работает так. Отсюда и 1% оправданий. И попытки заблокировать телеграм блокируя всё подряд. Хрена тут удивляться если министром спорта был механик речных судов, а министром обороны был человек который даже в армии не служил. Хороший рецепт что бы завести страну в никуда.
Читать я умею, вашего пассажа на эту тему не понял.
Что касается теста, то там нет ни слова про деньги, взятки, коррупцию, борзых щенков и т.д., по каким словам я должен понять масштаб взяток?