{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Однажды в такси: три истории, которые могли стоить «Яндекс.Такси» бизнеса, но привели к его бурному росту

На конференции Epic Growth Conference выступил управляющий директор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко и рассказал о ситуациях, когда бизнес был на грани.

Что стоит за бурным ростом, как технологии помогают в условиях дефицита ресурсов и почему «сделал — сразу кати в прод» на самом деле самая правильная стратегия. Публикуем сокращенную версию доклада Даниила Шулейко.

Три истории, про которые я расскажу, произошли с «Яндекс.Такси» за последние полтора-два года. Они случились в разное время, и «Яндекс.Такси» каждый раз была разной компанией, на разных этапах переживало разные проблемы.

Первая история — за спрос деньги берут

Первая история про капитализм. Когда-то давным-давно в СССР банка красной икры стоила примерно 3 рубля. Ее мог себе позволить, пусть и на праздники, практически каждый советский инженер. Проблема в том, что икра была сумасшедшим дефицитом, ее невозможно было пойти и купить в магазине — только если улыбнулась удача или по блату.

Такси раньше тоже было примерно такой банкой икры, особенно в час пик. Вот, например, обычное утро обычного буднего дня в Москве.

Этот график иллюстрирует спрос на поездки. Примерно в 7:30 утра спрос начинает активно расти. Девять утра — самое частое время начала рабочего дня в Москве, это подтверждают и наши исследования. Самый армагеддон приходится на 8:40, потому что, как правило, мы заказываем такси к самому началу рабочего дня, а в Москве как раз средняя поездка занимает по длительности 15-20 минут. Проблема в том, что хотя многие водители и выходят работать примерно по такому же графику, в час пик их всё равно не хватает, чтобы обслужить все заказы.

А так выглядит спрос, когда в Москве идет дождь — цвет каждого полигона означает спрос: от зеленого (спрос обычный) до красного (спрос в несколько раз выше, чем обычно в это время в этом районе).

Как только начинается дождь, спрос за несколько минут вырастает примерно в четыре раза — люди хотят доехать «от двери до двери». Если кто-то знает, как за несколько минут сделать, чтобы в этот же самый момент к системе подключилось в четыре раза больше водителей — приходите работать в «Яндекс.Такси».

Таким было приложение «Яндекс.Такси» раньше.

Когда начинался дождь или час пик, сервис превращался в лотерею. То есть пользователь заходил в приложение, чтобы вызвать машину, и если свободная машина находилась — ему повезло. Если нет — то нет. Сервис не выполнял свою самую базовую функцию: гарантированной подачи машины. Точно так же до сих пор работают и классические диспетчерские. Это один из подходов, он имеет право на жизнь. Но нам это показалось неправильным.

Идея простая: когда спрос значительно превышает предложение, необходимо сделать цену такой, чтобы желающих уехать в этот момент было ровно столько, сколько доступно машин. Необходимо вернуть баланс. Кто-то решит уехать прямо сейчас — да, чуть дороже, чем обычно, но к нему гарантированно приедет машина за 2-5 минут.

Кто-то решит подождать, пока появится доступная машина и коэффициент не исчезнет сам собой. К слову, коэффициент привлекает на линию больше водителей, потому что они в этот период больше зарабатывают. Чем больше водителей — тем быстрее снижается и исчезает коэффициент, то есть это саморегулируемая система и баланс.

А теперь история о том, как мы вводили этот повышающий коэффициент.

Ниже на графике представлено, как выглядела наша обычная когорта. По оси X — недели и месяцы после прихода пользователя в наш сервис, по оси Y — уровень заказов. Видно, что после первого заказа частота падает, но потом стабилизируется, и люди даже начинают ездить чаще с каждой неделей.

Так было до того, когда мы внедрили повышающие коэффициенты. Была критика на удорожание поездок, но в целом сервис решал свою задачу: находить свободную машину в любое время и в любом месте. Мы внедрили, и с нашими когортами случилось примерно следующее (график ниже).

Этот момент был самым напряженным. К нам приходили сотрудники, коллеги, начальники, акционеры и говорили, что мы убиваем бизнес, и были в общем-то правы — судя по графикам, так и было. Но это решение казалось нам правильным. Если мы хотим, чтобы люди перестали пользоваться личным автомобилем, то у них должна быть гарантированная доступность такси. Иначе это не сервис. Вот так стала выглядеть когорта через некоторое время:

Она вернулась обратно и стала еще выше, чем прежде — опять же за счет того, что у людей была уверенность, что в приложении они всегда смогут заказать машину.

Мораль этой истории для меня такая: идея всегда важнее графиков.

Маркетологи и growth-хакеры говорят: «верьте данным». Но руководствуясь только данными, мы бы все отменили. По показателям все стало хуже, люди перестают пользоваться сервисом, потому что у него цены меняются и «вообще очень дорого». Я считаю, что всегда верить данным нельзя: правильная и прорывная идея далеко не всегда сразу подтверждается хорошими показателями.

Вторая история — про «вопрос жизни и смерти»

Эта история еще про один из случаев, когда мы чуть не потеряли бизнес. Представьте себе овощной рынок, где нет табличек с ценами. Выбираете, взвешиваете, а цена в итоге совсем не та, на которую вы рассчитывали. Можно, конечно, не покупать и отказаться, но вы уже выбрали и взвесили.

В приложении «Яндекс.Такси» раньше тоже было похожим образом. Цена была показана только приблизительная, не факт, что она такой будет в конце поездки, потому что водитель, например, попал в пробку или решил ее объехать по более длинному маршруту.

Год назад мы стали показывать окончательную стоимость поездки перед заказом — когда известна начальная и конечная точки маршрута.

У нас для этого было всё — подробные карты «Яндекса», отличная маршрутизация, умение оценивать и прогнозировать пробки, целая коллекция графов скоростей — в общем, абсолютно всё. Надо было напрячься и сделать, но мы по разным причинам откладывали.

И вот в феврале 2017 года наш основной конкурент выпускает пресс-релиз о том, что цены у него в приложении теперь будут фиксированными. Всё. С этого момента нам сразу становится понятно, что наш бизнес скоро умрет — это киллер-фича, с которой ты больше не можешь конкурировать.

Представьте, что вы занимаетесь ремонтом квартир, где конечная цена в принципе никогда не совпадает с заявленной (хотя и тут есть несколько стартапов, которые хотят это исправить), и тут ваш основной конкурент делает ее фиксированной и неизменной от обычных обстоятельств. Понятно, что не сразу все ваши клиенты к нему перейдут, но по факту вы уже в агонии.

Почему мы не сделали так сразу? Потому что у платформы два основных участника — пользователи и водители, которые друг без друга внутри сервиса не существуют. И любое наше нововведение воспринимается двумя этими аудиториями совершенно по-разному. Чтобы довольны были все, нам нужно было научиться максимально точно прогнозировать цену поездки. Поскольку надо было торопиться, пришлось сплотить всю компанию, сотни человек, которые отложили все свои планы и просто день и ночь делали этот проект.

Вот так стал выглядеть «колокол» — ключевой для нашего бизнеса график, где видны отклонения при прогнозе цены.

Алгоритм расчета удалось сделать очень точным, при том, что нам надо учитывать десятки факторов и уметь считать с большой скоростью в реальном времени, чтобы не страдал UX. Мы написали большой рассказ для разработчиков и аналитиков про то, как делали эту фичу, если интересно — можно почитать на «Хабре».

Можно предположить, что от такого новшества выиграли только пользователи, но на самом деле не только они. Почему выиграли и водители? Вот график, важный для водителей:

По оси Y один из самых важных показателей — мы его называем «эффективность». Это доля времени в каждом часе, в течение которого водитель едет со своим пассажиром, а не ждет заказ, не ожидает клиента и не едет к нему, чтобы забрать. То есть, это время чистого заработка. У онлайн-сервисов эффективность составляет от 45 до 60% за счет «умного» распределения заказов и большой плотности пользователей и водителей в системе одновременно.

С введением окончательной цены еще при заказе — пользователей стало значительно больше, а значит у водителей появилось больше шансов получить следующий заказ рядом с тем местом, где они только что высадили предыдущего пассажира, а иногда и до того, как высадили. Система понимает, где через 5-7 минут выйдет клиент, и следующего ищет в том районе. За счет этого, как видно на графике, значительно выросла доля «полезного» пробега, и водители стали зарабатывать больше, выполняя больше заказов при примерно таком же километраже.

Мораль у этой истории для нас стала такой: если нашли супер-важное продуктовое свойство для бизнеса, то как бы тяжело, сложно и страшно ни было, нужно брать и сразу делать. Иначе есть большой риск стать догоняющим, а не пионером.

История третья — про ограничение ресурсов, которое творит чудеса

Для того, чтобы оперативно решать вопросы пользователей и водителей, у нас есть служба поддержки. И это очень важная часть качества сервиса. Чем больше поездок заказывается через сервис, тем больше обращений. Хотя доля заказов, по которым нужно какое-либо вмешательство службы, меньше 1%.

Примерно полтора года назад, когда мы росли в 4-5 раза в год по поездкам, ко мне пришел руководитель службы поддержки с бюджетом на персонал и сказал, если мы будем расти так и дальше, то до конца года необходимо нанять в отдел несколько сотен человек, чтобы держать уровень качества. Я сказал, что он может рассчитывать только на половину, и благополучно про это забыл.

А Паша (Павел Бывших — руководитель службы поддержки «Яндекс.Такси») не забыл и ушел думать, как сделать так, чтобы часть работы переложить на алгоритмы, машинное обучение и другие технологии, которые есть у «Яндекса».

Нужно сказать, что задача это нетривиальная, потому что большинство отзывов о проблемных поездках через приложение люди оставляют вот так:

То есть не детализирует, что именно не понравилось и в чем была проблема.

В саппорт такой отзыв попадает с большим количеством мета-данных о поездке, которые формируются автоматически. Например, версия ОС в телефоне (это может влиять на «чистоту» GPS-сигнала); была ли поездка до заказа дольше, чем планировалось; или пользователь долго выходил к такси и поэтому ему начислена дополнительная сумма за ожидание. Вся эта информация дает нам возможность проанализировать, что именно было не так.

Для того чтобы быстрее и точнее обрабатывать такие отзывы мы написали алгоритм, который автоматически раскладывает все обращения (тикеты) на четыре типичных сценария.

В архив — это стрим, в который отправляются отзывы, не требующие реакции. В автоматизированный поток попадают некритичные обращения, для которых настроен стандартный процесс обработки. По этим тикетам, например, алгоритм отправляет машину на фотоконтроль и проверку или передает пользователю промокод.

В стандартной ситуации — менеджер службы поддержки действует по шаблону для самых частых ситуаций или вопросов от пользователей или водителей (например, объясняет, как работает повышающий коэффициент, про который я только что рассказал). Это, к слову, наиболее массовый стрим — так отрабатывается наибольшее количество тикетов.

Наконец, важное — это случаи, требующие отдельной проверки и разбирательства.

Раньше такую сортировку выполняли люди, теперь это делает алгоритм на основе machine learning, который постоянно обучается. Однако отзывы и комментарии нам присылают не только из меню приложений «Яндекс.Такси» или «Таксометра», но и по электронной почте, по телефону, публикуют в социальных сетях. И у таких отзывов нет всех мета-данных, по которым мы можем разобраться в ситуации.

Поэтому следующим шагом стало внедрение системы семантического анализа всех входящих сообщений (в случае с call-центром это данные по итогам звонка, которые фиксируют в нашей внутренней системе операторы). Мы вручную разметили более 50 тыс. текстовых обращений и с помощью машинного обучения научили алгоритм анализировать семантику и автоматически разносить тикеты в разные очереди. Система довольно точная: всего в 2% случаев она ошибается.

При этом, если алгоритм выбрал неправильную очередь для тикета, и сотрудник поддержки меняет ее вручную, алгоритм понимает, что ошибся и дообучается. Следующий этап в процессе работы с тикетами — не только правильно определять тему обращения, но и, если дело касается реакции по уже определенной процедуре, по шаблону, сразу рекомендовать сотруднику наиболее подходящий вариант ответа, который можно быстро изменить для конкретной ситуации.

У этой истории следующий вывод: если бы мы не ушли от масштабируемого найма сотрудников в саппорт и не начали бы оптимизировать систему поддержки с помощью технологий, обработка одного обращения сейчас для нас стоила бы примерно в 8 раз дороже, чем она стоит по факту. А штат «Яндекс.Такси», наверное, на 70% состоял бы из службы поддержки, опять же, просто потому, что на таком объеме поездок даже при низком проценте проблемных заказов в абсолютных значениях их всё же довольно много. Нам пришлось спровоцировать резкую нехватку кадровых ресурсов, и это стимулировало команду быстро принимать меры и искать пути выхода.

Больше историй по маркетингу продуктов в Telegram-канале @epicgrowth.

0
409 комментариев
Написать комментарий...
Олег Петров

У Яндекс такси есть два больших минуса: высокая аварийность, частые отказы водителей. Почему Я.Т. не хочет на оклад водителей взять. Тем самым водители не будут гонять, полный контроль, не будет смысла отказываться от поездок.

Ответить
Развернуть ветку
user name
таксист на окладе.
не будет смысла отказываться от поездок.

Поржал, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Он конечно глупый вопрос задал, но правильный чисто по человечески. А вот что вы смешного увидели? Сами небось на оклад и белую зп претендуете? ;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Топильский

Не согласен! Таксисты работают по 12-16часов в день сложно работать ! Если заснет п...ц

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Это проблемы таксиста.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Это будут твои проблемы когда уснувший водитель заедет с тобой под втречную фуру

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Это будут твои проблемы, когда уснувший водитель фуры заедет на твое такси с выспавшимся водителем.

P.S. Хватит приводить идиотские доводы.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Ролик выкладывал с такой ситуацией на кутузовском, посмотрите прежде чем писать идиотские опусы. Я знаю о чем я говорю.
Я сам был в ситуации когда за рулём начинает жеско рубить, часов так через 16-18 после начала смены.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Сколько таксистов сегодня вылетают под фуру? Или вы из тех узколобых людей, кто по единичному примеру делает обобщение на все возможные случаи?

P.S. вас никто не заставляет работать по 16-18 часов. Это ваш личный выбор и только вы виноваты в том, что в погоне за наживой вы подвергаете пассажиров опасности.
А пассажиры и яндекс с убером к этому не имеют никакого отношения. Виноват исключительно водитель, который не в состоянии зарабатывать больше в другой профессии.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Креатов

На мой взгляд, из всего этого обсуждения вопрос появляется несколько иной. Нужно ли обществу (в лице государства) ограничивать работу таксистов, вводить регулирование и т.д., чтобы избегать подобных случаев переработки, чтобы сохранять жизни и водителей, и пассажиров, и пешеходов? (которые к такси вообще не имели никакого отношения в момент аварии).

Вы говорите, что виноваты таксисты, так как работают по 18 часов из-за жажды наживы, и их никто не заставляет так работать. Исходя из Вашей логики, получается, что не нужно запрещать наркотики (виноват всегда тот кто их покупает, он сам выбирает свою судьбу), не нужно вводить минимальную цену на алкоголь (опять таки - виноват по Вашей логие тот кто покупает водку за 50р и травится ею) и т.д.

Считаю, что Яндекс.Такси, да и все аггрегаторы такси, как организации, от деятельности которой зависит безопасноть и здоровье людей, обязаны начинать думать в этом направлении, в частности способоствовать тому, чтобы водители не перерабатывали, а не просто "стричь" бабло. Сам оказывался с ситуации, когда таксист засыпал.
Пусть цена будет выше, но зато будут сохранены жизни. Согласен, что это сложно когда есть конкуренты - если ты поставишь ограничение, то либо с тобой водители работать откажутся, либо цены сильно взлетят, и после этого клиенты перейдут к конкурентам. Тогда нужно договариваться всем вместе.
Если не можете договориться, должно прийти государство и зарегулировать этот рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

В мире декриминализация легких наркотиков существенно уменьшает потребление тяжелых наркотиков. Но наше государство использует 228 статью как способ влепить двушечку. Алкоголь и табак - это тоже легкие наркотики и выделять их в отдельную категорию глупо.

Такси же - это общественный транспорт, поэтому общество заинтересовано в снижении цен. Это автоматом уменьшает трафик и не снижает загруженость парковочных мест. При этом, увы, профессия таксиста перестала быть элитарная, когда требовалось знать наизусть все улочки города. Сегодня это такая же профессия как дворник, каждый у кого есть права может работать таксистом.

Но такие старперы, как Фёдор, не хотят это признавать и хотят вернуть золотые горы, когда можно было почти ничего не делать и купаться в деньгах.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Переход на личности вас не красит, да и по возрасту отдельный вопрос права я получил в 17 по достижению 18ти открыл еще категории. Вопрос не про купаться в деньгах а в банальном заработке.
Любой труд достоин уважения и соответствующей оплаты.
Вы слишком низок если позволяете себе такое отношение, и такие высказывания. Тем более незнакомому человеку.
По русски вы банальное БЫДЛО, и по сему я не считаю вам отвечать в дальнейшем, потому как БЫДЛО не способно на конструктивный диалог

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Любой труд достоин уважения, а вот "соответствующей" оплаты - нет. Оплата за труд определяется рынком.

Фёдор же считает, что ему не платят соотвествующие деньги, поэтому уважительно к своему труду он сам относиться не будет. Будет плевать на клиентов, ругаться на компанию, которая увеличила в сотни раз количество рабочих мест на рынке такси. А в итоге еще будет вопить про то, что ему мало платят.

И быдло, в словарном понимании, это как раз Фёдор. У Михаила достаточно мозгов чтобы работать на высоко-квалифицированной позиции и получать соответствующую этой квалификации оплату труда. При этом Михаил уважительно относится к тем, кто хорошо выполнят свою работу. Увы, Фёдор не способен это делать, поэтому уважения не вызывает.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Не зарекайся

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Я не знаю как сильно я должен упасть, чтобы у меня был выбор идти работать таксистом или никуда.

Я вам уже раза 3 писал, что вас в таксистах насильно никто не держит.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Я вам все лишь пытался открыть глаза на обратную сторону медали, увы вы слепы и не способны понять простых вещей

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

На какую сторону медали? На ту, что в такси работают мазохисты, которым нравится систематически перерабатывать, чтобы заработать на корку хлеба?

Любой здравомыслящий(!) человек уйдет с работы, где за 12 часов рабочего дня он выходит в ноль. Но вы работали и ничего. Выводы? Всё очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Что я и сделал. И не только я
А вам удачи в этой русской рулетке

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Я, кстати, не понимаю почему вы ни разу не наехали на компании, сдающие машины в аренду. Может быть потому что Фёдор не замечает того, кто зарабатывает на бизнесе такси.

Аренда машины 1500 руб в день, или 550 тысяч в год. Каждая машина ездит 3 года. Итого при вложениях около 600 тысяч, машина принесет почти миллион прибыли. При этом сумма аренды подобрана так, чтобы таксисты еще соглашались на таких условиях работать.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Все становится на свои места, когда начали жаловаться клиенты прибежал представитель из службы поддержки, а на недовольного водителя отправили троля из штата компании
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.yandex.taximeter&showAllReviews=true
Жаль меньше единицы не поставишь
Полюбуйтесь рейтингом вашей программы, там мноооого исчерпывающих коментариев

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Фёдор, я скажу честно, у вас очень мало умственных способностей, если вы везде видите заговор, купленность или причастность к какой-то заинтересованной стороне.

И то, как вы ожесточенно защищаете компании, сдающие вам машины в аренду, лишний раз подтверждает вашу узколобость и полнейшее непонимание бизнеса технологических компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлович

Я всего лишь указал на вашу некомпетентность по вашему высказыванию, а выводы о причастности к яндексу сделал полистав ваши опусы на данном ресурсе львиная доля из которых связана с it сферой и яндексом в частности

Ответить
Развернуть ветку
406 комментариев
Раскрывать всегда