{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Продукт, зарплата, график: что изменилось в ожиданиях IT-специалистов и как теперь привлекать айтишников в команду

Провели исследование IT-бренда за 2023 год и изучили, изменились ли хотелки IT-специалистов. Рассказываем, где расходятся желания айтишников и работодателей и чем можно привлечь сильного IT-специалиста.

Привет! На связи Артем Гринев, я работаю в компании «ЭКОПСИ». В прошлом году я рассказывал об IT-бренде работодателя: что это такое и по каким критериям айтишники выбирают компании.

В 2023 году мы провели новое исследование IT-брендов работодателей. В этот раз в нем поучаствовали 23 000 специалистов и 614 работодателей. В статье я сравниваю результаты прошлого и этого исследований. А полный отчет за 2023 год доступен на сайте.

Как изменились предпочтения айтишников за год

Мы каждый год составляем таблицу с критериями, которые важны для кандидатов при выборе работодателя. В ней мы выделяем факторы низкой, средней и высокой значимости.

Чем важнее критерий, тем выше он в таблице

Первый столбец — самые важные критерии. Если специалист ассоциирует их с компанией-нанимателем — скорее всего, он обратит на нее внимание и с большой вероятностью откликнется на вакансию. Второй столбец раскрывает критерии средней значимости: они дополняют факторы из первой колонки, однако сами по себе не являются определяющими при выборе компании. Третий столбец — малозначимые критерии. Обычно они не влияют на мнение сотрудников о работодателе и не помогают сформировать IT-бренд.

По сравнению с 2022 годом в таблице практически не изменились факторы высокой значимости: для айтишников по-прежнему важны профессиональная среда, интересное содержание работы, человечность. Нет изменений и в факторах средней и низкой значимости. Например, стабильность остается не самым важным критерием, а государственное участие в компании по-прежнему не интересует специалистов.

Зато уже четвертый год самым важным для IT-соискателей является то, что создает компания: на первом месте находится критерий «Качество продуктов и услуг». Также значимы «человечность», то есть хорошие отношения в коллективе, ценности и культура компании.

Айтишники хотят расширять навыки: личностный рост поднялся на 7 позиций

Критерий «Возможности личностного роста» поднялся и вошел в топ-3 самых значимых. Айтишникам важно расти горизонтально, то есть расширять свои компетенции. Если компания помогает специалистам прокачивать навыки и хард-скилы, специалистам будет интереснее сотрудничать с ней.

IT-специалистам важно совершенствоваться, поэтому личностный рост играет в выборе работодателя большую роль

Развитые возможности для роста означают, что у работодателя налажена система менторства и наставничества. Также расширять компетенции помогают мероприятия: воркшопы, вебинары и конференции. На них IT-специалист сможет обмениваться опытом с коллегами или работниками других компаний, разобраться в новых для себя темах или обсудить сложные вопросы.

Если вы хотите развивать свой IT-бренд и у вас есть возможности для горизонтального роста, рассказывайте об этом в вакансиях и на карьерном сайте.

Зарплата поднялась на 5 позиций — снова важно?

Критерий «Заработная плата» попал на четвертое место рейтинга, хотя в прошлом году он был на девятом. Этот рост можно объяснить гонкой заработных плат, которая возобновилась в 2023 году. Борьба за специалистов продолжается, поэтому айтишники снова стали обращать на зарплату больше внимания.

Во время исследования мы в ЭКОПСИ также спросили IT-специалистов о том, как связаны зарплата и желание рекомендовать работодателя. Результаты отличаются в зависимости от уровня заработка.

✅ Если айтишник получает в пределах 200 000 рублей, есть сильная зависимость между уровнем оплаты и тем, будет ли сотрудник рекомендовать компанию. То есть чем выше зарплата, тем охотнее сотрудник будет рассказывать о компании другим.

✅ Когда работник начинает получать более 200 000 рублей, зарплата как фактор становится менее значимой. Чтобы айтишник с высокой оплатой труда захотел рекомендовать работодателя, ему нужны и другие критерии, например корпоративная культура или личностный рост.

Когда уровень дохода IT-специалиста пересекает планку в 200 000 рублей, зарплата перестает быть значимым фактором при выборе работодателя

Компания, которая развивает IT-бренд, то есть показывает качество продукта, предоставляет сотрудникам личностный рост, дает профессиональное окружение, может платить на 15% ниже рынка.

Важность гибкого графика растет: этот показатель поднялся на 11 пунктов

Критерий «Гибкий график» — на 19-м месте рейтинга 2023 года. Он не попал в самые значимые факторы, однако поднялся на 11 строчек по сравнению с прошлым исследованием. Это достаточно резкое изменение.

Тренд на рост связан с тем, что пандемия коронавируса закончилась, поэтому работодатели начали привлекать людей к работе в офисе. Однако многие специалисты уже привыкли к удаленке и стараются искать компании, где есть гибридный формат, то есть можно ходить в офис реже.

Главное в битве удаленки и офиса — найти компромисс. Обычно им является гибридный график

Социальная ответственность не важна

Критерий «Социальная ответственность» с каждым годом становится для сотрудников всё менее важным. В 2021 году этот критерий был в топе факторов. Затем его значимость стала падать: в 2022 году он был на 18-м месте, а в 2023 году упал до 31-го места, то есть перестал быть важным для айтишников вообще.

Социальная ответственность означает, что компания делает вклад в общество. Для этого работодатель проводит благотворительные марафоны, субботники, поездки в приюты для бездомных животных или строительство школ в регионе. Цель компании с социальной ответственностью — не только заработать деньги, но и дать пользу обществу.

Что делать, если хочется крутых айтишников

Компания привлечет сотрудников, если у нее будет сильный IT-бренд. Его можно развивать, в том числе ориентируясь на наше исследование. Для этого нужно выполнить несколько шагов:

  • Изучить топ-16 критериев из таблицы. Они не поменялись за 2023 год и, скорее всего, будут актуальны и дальше, поэтому важно ориентироваться на них.
  • Из высоко значимых факторов выбрать 2–4, которые можно развивать. Важно ориентироваться на то, каким критериям соответствует сам работодатель. Например, если компания не занимается инновационными проектами, внедрить их быстро не получится.
  • Выбранные критерии показывать кандидатам в вакансиях, на карьерном сайте и в корпоративной жизни. Важно не просто указать критерий, а описать, как он раскрывается в компании. Например, если в коллективе хорошие отношения, можно добавить фото коллег на карьерный сайт, привести примеры, когда сотрудники общаются не только по рабочим вопросам, но и проводят вместе свободное время — ездят на сплавы или организуют киноклуб.
  • Факторы, которым компания не соответствует, но хотела бы, нужно прокачивать — например, постепенно менять стек технологий. А чтобы усилить критерий «Интерес руководства к мнению сотрудников», нужно понять, как мотивировать руководителей больше спрашивать у работников, как они оценивают процессы внутри компании.

Изменятся ли факторы, по которым айтишники выбирают работодателя, в следующем году? Предлагайте варианты в комментариях)

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Фокин
Ответить
Развернуть ветку
Ренат Хуснутдинов

На данный момент рынок труда кишит программистами, да, многие из них не профессионалы, но дело в том, что работодатель постоянно недоволен и кричит о том, что специалистов вообще нет и вы как раз таки подняли очень актуальный вопрос!

Ответить
Развернуть ветку
MediaTen

Спасибо за исследование. Интересное. По смыслу специалисты хотят роста скиллов, чтобы больше зарабатывать. Это уже уверенные мидлы и синьоры (те самые, что от 200к) ищут хоть какое-то разнообразие в рабочей жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гринев
Автор

Спасибо!
Да, это получается как пирамида Маслоу. Пока получаешь мало, тебе важен доход и все, что косвенно на него повлияет. Когда ты уже сытый, появляется запрос на смыслы, уважение, самореализацию.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Объемная работа. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гринев
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Erik R.

Развитые возможности для роста означают, что у работодателя налажена система менторства и наставничества.- та вот вообще не факт

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гринев
Автор

Согласен. Может быть и другое.
Может быть, что в компании на столько все плохо, и если ты там выживешь - то точно прокачаешься/вырастишь)

А у вас какие варианты?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Интересно, что гибкий график работы становится все более важным для IT-специалистов

Ответить
Развернуть ветку
ДжЛондон

А есть исследования по хотелкам маркетологов? Или у компаний какого-нибудь "маркетингового бренда" нету?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гринев
Автор

Я не могу сказать, что у нас есть прям полноценное исследование, но все же. В рамках этого исследования в выборку попали 359 маркетологов из разных digital-компаний (т.е. маркетологи из компаний, где работает много айтишников).
Вот топ-5 факторов для среза только по маркетологам:
Профессиональная среда - 11,2
Хорошие отношения в коллективе - 9,8
Яркая корпоративная культура - 9,4
Качество продуктов и услуг - 8,2
Инновационность проектов Компании - 6,9

R^2- для этого среда будет поменьше, чем на большой выборке - но лучше, чем ничего)

Бренд работодателя среди маркетологов - точно есть, это же большой сегмент специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
А есть исследования по хотелкам маркетологов?

В текущей ситуации, когда с одной стороны за забором очередь этих маркетологов, а с другой стороны влияние маркетинга на прибыль падает все быстрее - всем насрать на хотелки маркетологов :)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда