Продукт, зарплата, график: что изменилось в ожиданиях IT-специалистов и как теперь привлекать айтишников в команду
Провели исследование IT-бренда за 2023 год и изучили, изменились ли хотелки IT-специалистов. Рассказываем, где расходятся желания айтишников и работодателей и чем можно привлечь сильного IT-специалиста.
Привет! На связи Артем Гринев, я работаю в компании «ЭКОПСИ». В прошлом году я рассказывал об IT-бренде работодателя: что это такое и по каким критериям айтишники выбирают компании.
В 2023 году мы провели новое исследование IT-брендов работодателей. В этот раз в нем поучаствовали 23 000 специалистов и 614 работодателей. В статье я сравниваю результаты прошлого и этого исследований. А полный отчет за 2023 год доступен на сайте.
Как изменились предпочтения айтишников за год
Мы каждый год составляем таблицу с критериями, которые важны для кандидатов при выборе работодателя. В ней мы выделяем факторы низкой, средней и высокой значимости.
Первый столбец — самые важные критерии. Если специалист ассоциирует их с компанией-нанимателем — скорее всего, он обратит на нее внимание и с большой вероятностью откликнется на вакансию. Второй столбец раскрывает критерии средней значимости: они дополняют факторы из первой колонки, однако сами по себе не являются определяющими при выборе компании. Третий столбец — малозначимые критерии. Обычно они не влияют на мнение сотрудников о работодателе и не помогают сформировать IT-бренд.
По сравнению с 2022 годом в таблице практически не изменились факторы высокой значимости: для айтишников по-прежнему важны профессиональная среда, интересное содержание работы, человечность. Нет изменений и в факторах средней и низкой значимости. Например, стабильность остается не самым важным критерием, а государственное участие в компании по-прежнему не интересует специалистов.
Айтишники хотят расширять навыки: личностный рост поднялся на 7 позиций
Критерий «Возможности личностного роста» поднялся и вошел в топ-3 самых значимых. Айтишникам важно расти горизонтально, то есть расширять свои компетенции. Если компания помогает специалистам прокачивать навыки и хард-скилы, специалистам будет интереснее сотрудничать с ней.
Развитые возможности для роста означают, что у работодателя налажена система менторства и наставничества. Также расширять компетенции помогают мероприятия: воркшопы, вебинары и конференции. На них IT-специалист сможет обмениваться опытом с коллегами или работниками других компаний, разобраться в новых для себя темах или обсудить сложные вопросы.
Зарплата поднялась на 5 позиций — снова важно?
Критерий «Заработная плата» попал на четвертое место рейтинга, хотя в прошлом году он был на девятом. Этот рост можно объяснить гонкой заработных плат, которая возобновилась в 2023 году. Борьба за специалистов продолжается, поэтому айтишники снова стали обращать на зарплату больше внимания.
Во время исследования мы в ЭКОПСИ также спросили IT-специалистов о том, как связаны зарплата и желание рекомендовать работодателя. Результаты отличаются в зависимости от уровня заработка.
✅ Если айтишник получает в пределах 200 000 рублей, есть сильная зависимость между уровнем оплаты и тем, будет ли сотрудник рекомендовать компанию. То есть чем выше зарплата, тем охотнее сотрудник будет рассказывать о компании другим.
✅ Когда работник начинает получать более 200 000 рублей, зарплата как фактор становится менее значимой. Чтобы айтишник с высокой оплатой труда захотел рекомендовать работодателя, ему нужны и другие критерии, например корпоративная культура или личностный рост.
Важность гибкого графика растет: этот показатель поднялся на 11 пунктов
Критерий «Гибкий график» — на 19-м месте рейтинга 2023 года. Он не попал в самые значимые факторы, однако поднялся на 11 строчек по сравнению с прошлым исследованием. Это достаточно резкое изменение.
Тренд на рост связан с тем, что пандемия коронавируса закончилась, поэтому работодатели начали привлекать людей к работе в офисе. Однако многие специалисты уже привыкли к удаленке и стараются искать компании, где есть гибридный формат, то есть можно ходить в офис реже.
Социальная ответственность не важна
Критерий «Социальная ответственность» с каждым годом становится для сотрудников всё менее важным. В 2021 году этот критерий был в топе факторов. Затем его значимость стала падать: в 2022 году он был на 18-м месте, а в 2023 году упал до 31-го места, то есть перестал быть важным для айтишников вообще.
Социальная ответственность означает, что компания делает вклад в общество. Для этого работодатель проводит благотворительные марафоны, субботники, поездки в приюты для бездомных животных или строительство школ в регионе. Цель компании с социальной ответственностью — не только заработать деньги, но и дать пользу обществу.
Что делать, если хочется крутых айтишников
Компания привлечет сотрудников, если у нее будет сильный IT-бренд. Его можно развивать, в том числе ориентируясь на наше исследование. Для этого нужно выполнить несколько шагов:
- Изучить топ-16 критериев из таблицы. Они не поменялись за 2023 год и, скорее всего, будут актуальны и дальше, поэтому важно ориентироваться на них.
- Из высоко значимых факторов выбрать 2–4, которые можно развивать. Важно ориентироваться на то, каким критериям соответствует сам работодатель. Например, если компания не занимается инновационными проектами, внедрить их быстро не получится.
- Выбранные критерии показывать кандидатам в вакансиях, на карьерном сайте и в корпоративной жизни. Важно не просто указать критерий, а описать, как он раскрывается в компании. Например, если в коллективе хорошие отношения, можно добавить фото коллег на карьерный сайт, привести примеры, когда сотрудники общаются не только по рабочим вопросам, но и проводят вместе свободное время — ездят на сплавы или организуют киноклуб.
- Факторы, которым компания не соответствует, но хотела бы, нужно прокачивать — например, постепенно менять стек технологий. А чтобы усилить критерий «Интерес руководства к мнению сотрудников», нужно понять, как мотивировать руководителей больше спрашивать у работников, как они оценивают процессы внутри компании.
Изменятся ли факторы, по которым айтишники выбирают работодателя, в следующем году? Предлагайте варианты в комментариях)
На данный момент рынок труда кишит программистами, да, многие из них не профессионалы, но дело в том, что работодатель постоянно недоволен и кричит о том, что специалистов вообще нет и вы как раз таки подняли очень актуальный вопрос!
Спасибо за исследование. Интересное. По смыслу специалисты хотят роста скиллов, чтобы больше зарабатывать. Это уже уверенные мидлы и синьоры (те самые, что от 200к) ищут хоть какое-то разнообразие в рабочей жизни.
Спасибо!
Да, это получается как пирамида Маслоу. Пока получаешь мало, тебе важен доход и все, что косвенно на него повлияет. Когда ты уже сытый, появляется запрос на смыслы, уважение, самореализацию.
Объемная работа. Спасибо.
Спасибо!
Развитые возможности для роста означают, что у работодателя налажена система менторства и наставничества.- та вот вообще не факт
Согласен. Может быть и другое.
Может быть, что в компании на столько все плохо, и если ты там выживешь - то точно прокачаешься/вырастишь)
А у вас какие варианты?
Интересно, что гибкий график работы становится все более важным для IT-специалистов
А есть исследования по хотелкам маркетологов? Или у компаний какого-нибудь "маркетингового бренда" нету?
Я не могу сказать, что у нас есть прям полноценное исследование, но все же. В рамках этого исследования в выборку попали 359 маркетологов из разных digital-компаний (т.е. маркетологи из компаний, где работает много айтишников).
Вот топ-5 факторов для среза только по маркетологам:
Профессиональная среда - 11,2
Хорошие отношения в коллективе - 9,8
Яркая корпоративная культура - 9,4
Качество продуктов и услуг - 8,2
Инновационность проектов Компании - 6,9
R^2- для этого среда будет поменьше, чем на большой выборке - но лучше, чем ничего)
Бренд работодателя среди маркетологов - точно есть, это же большой сегмент специалистов.
В текущей ситуации, когда с одной стороны за забором очередь этих маркетологов, а с другой стороны влияние маркетинга на прибыль падает все быстрее - всем насрать на хотелки маркетологов :)