{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

10 причин, по которым пора уволить вашего эйчара

За последнюю неделю пара человек сказали мне, что HR-ы, они как риелторы при аренде недвижимости, – ненужная прослойка, которая не может ответить ни на один вопрос, не даёт поговорить с собственником, а если после заключения договора возникают какие-то проблемы — с них спроса нет.

Их функция заканчивается ровно на подборе сотрудников (о качестве я молчу). И тут я стала вспоминать отзывы моих знакомых, кандидатов, истории из интернетиков про взаимодействие с эйчарами. Всё сильно печально.

Проблема в том, что ваша HR-служба — лицо вашей компании, она подбирает, адаптирует и обучает вашу команду. А ещё это пульс и эмоции вашей команды. Если в списке ниже вы найдете минимум 3 пункта, которые соответствуют реальности в отделе персонала — срочно сделайте с этим что-нибудь.

1. Не знает целей вашего бизнеса

Вы планируете выходить в регионы, хотите оптимизировать расходы или запускаете новый продукт? Пофиг, ваш эйчар тупо набирает вам людей, а для каких целей и что их будет ждать дальше — не его проблемы. Тут у меня всё.

2. Размещает вакансии на hh и ждёт

Это такая тупость, что у меня просто срывает голову, если я слышу очередную жалобу «я разместил вакансию на hh и еще двух рабочих сайтах, но кандидатов нет». Такого эйчара я просто хочу попросить самоудалиться из профессии и больше никогда в нее не возвращаться.

Компания из-за такого умника получает следующее:

  • Незакрытые месяцами (иногда годами) вакансии.
  • Нехватку персонала, если речь идёт о массовом подборе.
  • Слив бюджета на помойку. Во-первых, часть вакансий можно закрывать вообще с нулевым бюджетом. Во-вторых, на таких сайтах куча нерелевантных откликов, и эйчар тратит своё рабочее, оплачиваемое вами время на то, чтобы их разгрести. Кстати, очень удобно создавать видимость занятости.
  • Некачественные кадры. Есть ряд специалистов, которые не успевают выйти на рынок после увольнения: у них уже есть несколько предложений по работе от других компаний. А еще иногда сотрудников приходиться хантить — если вам вдруг нужен кто-то сильно уникальный и замечательный.

3. Нет единого бизнес-процесса «подбор — адаптация — обучение — мотивация — выход»

Вы принимаете людей на работу, а они сваливают от вас через неделю-другую, вакансии вечно открыты и бешеная текучка. Знакомо?

Нет никаких показателей и аналитики по каждому этапу, всё через пень-колоду: наняли, например, продажника. Вышел он в свой первый рабочий день, а ему говорят: вот твой стол, а это — стул. Работай. К тебе чуть попозже подойдет руководитель и расскажет, что нужно делать.

Проходит, день, второй, неделя — руководителя так и нет. «Ну и хрен с вами» — думает продажник, и на следующий день не приходит на вашу замечательную работу и не берёт трубку.

Эйчар томно вздыхает, что опять искать людей, а собственник выкладывает из своего кармана бабки на подбор, зарплату новичкам, которые не принесли никакой пользы в компанию. Замкнутый круг. Остальные бонусы даже перечислять не буду.

4. Не планирует и не ведёт бюджет

Преступление, за которое нужно отправлять в ад. У HR-подразделения должны быть их HR-планы, анализ рынка и, конечно, они должны уметь считать деньги. Если на хэдхантере стоит закрыть вакансию 4000 рублей, а при помощи таргетированной рекламы — 500, казалось, выбор очевиден. Но нет. С таргетированной рекламой нужно попыхтеть.

5. Не даёт обратную связь кандидатам

«Спасибо, я вам перезвоню» — вот что убивает ваш HR-бренд и репутацию корневого бренда вместе.

Компания тратит время и деньги на подбор, соискатели — на изучение вакансии, подготовку к собеседованию и личную встречу с вами. Но эйчар почему-то считает, что имеет право не давать никакой обратной связи и уходит в закат, нарушая все правила деловой этики.

Если вы всё ещё удивляетесь, почему профессиональные и талантливые ребята не хотят идти к вам на работу, возможно, это одна из причин.

6. Он всех обманывает

Соискателям он обещает условия, которые далеки от реальности.

Сотрудникам — светлое будущее, которое никогда не наступит.

Компании подсовывает плохих кандидатов, чтобы залатать дыры.

Именно так бизнес получает плохие отзывы на антиджоб-сайтах и репутацию ненадежного работодателя, посредственных сотрудников и видимость бурной деятельности вместо работы.

7. Ведёт коммуникации, от которых тошнит

Пишет ли он текст вакансии, проводит адаптацию для новичков или делает стенгазету — это набор шаблонов, не имеющих ничего общего с вашей компанией, подход к работе и реальным коммуникациям.

Вы ищете 20-летних дерзких и энергичных ребят в команду, но ваш эйчар заставляет их отвалиться еще на моменте описания компании своими сухими канцеляризмами.

Уметь разговаривать на языке целевой аудитории, давать ей необходимое ценностное предложение и ставить это на рельсы бизнеса — задачка уже посложнее.

Для примера почитайте тексты вакансий в вашей компании. Или послушайте вопросы кандидатам на собеседовании. Не стошнило? Поздравляю. Берегите такого золотого сотрудника.

8. Не ориентируется в специальностях

Айтишники (ну и еще парочка ниш) всё-таки поняли, что к чему, и решили отстроиться. Их эйчары уже знают, чем отличается бэкенд от фронтенда, джун от миддл.

Зато в более приземленных компаниях с простым и понятным продуктом, которые торгуют носками, кофе или стройматериалами пока я встречаю универсальных спецов в подборе: и программиста найдут, и финансового дирика и кладовщика.

Постановка целей должности, задач на испытательный срок, разработка функционала для них плёвое дело. В интернете куча примеров. Такие эйчары никогда не хотят упасть в грязь лицом и не передают узкие, сложные специальности более профессиональным в этом деле подрядчикам. Ещё чего.

9. Обожает тимбилдинги и корпоративы

У вас обвалились продажи? Пора отправлять всю команду на тренинг.
После проваленной задачи сотрудники между собой не разговаривают? Это лучшее время для тимбилдинга.

Вы были вынуждены сократить зарплату из-за сложной ситуации на рынк? Супер, подходящий момент для небольшого корпоративчика.

10. Ведёт себя как охранник на промбазе

Мне доводилось несколько раз приезжать на промышленные предприятия, и чтобы туда попасть, нужно пройти через охранника, который ведет себя так, словно он вершит судьбы людей и весь этот бизнес — его. Он презрительно смотрит на тебя, затем в твои документы, нехотя выписывает тебе пропуск и пропускает через турникет, делая тебе великое одолжение.

Услышать хамское общение по телефону, как будто только тебе нужна работа, а не сотрудник компании сегодня в порядке вещей. Начинать собеседование позже назначенного времени — тоже норма. Попросите кого-то из ваших знакомых устроится к вам на работу: смогут ли ему продать вакансию?

10 страшных грехов, но это еще не всё. Тут я рассуждаю только о том, как ведётся подбор в компаниях. А функционал эйчара на нём далеко не заканчивается.

Если вы всё еще думаете, что на рынке труда одни бездельники и ослы, нормальных кандидатов нет — то проблема у вас, а не у рынка. Чините своего эйчара или нанимайте нового, и будет вам счастье.

0
218 комментариев
Написать комментарий...
Илья

В последние два года нахожусь в активно-пассивном поиске нормального работодателя. Рассказывать о том, что проговаривают на бумаге и оказывается в реальности думаю не стоит, все это давно известно. Даже смирился с тем, что рекрутеры могут забыть уведомить руководителя о назначенном собеседовании. В последнее время задают такие вопросы, от которых волосы на задней части тела встают дыбом:
- Зачем вам нужны деньги?;
- Если не нужно было бы работать, чем занимались бы?;
- Что вас мотивирует?;
- У нас проходит конкурс на вакансию в данным момент, ищем замотивированного специалиста;
- У вас нет ипотеки и детей, какая мотивация у вас работать?;
- Вы умеете подчиняться? (Чтоо??);
- Готовы выйти на стажировку? Она будет бесплатной как для вас, так и для нас. 
Куда без вопросов из разряда: "кем видите себя через 10, 15 лет, когда планируете жениться и т.д. Если кто-нибудь рассказал мне, что такие вопросы задают, точно не поверил бы. Пришлось испытать на своей шкуре.

Ответить
Развернуть ветку
Boozy Woozy

Вот вопрос "кем видите себя через 5 лет" уже давно не встречал. Но первые 5 сейчас в топе. Впечатление, что все эйчары сходили на один и тот же тренинг либо прочитали одну книжку.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Считайте вам повезло. Я тоже думал, что такие вопросы уже в прошлом, и они на задворках истории. Как по мне, такие вопросы задаются исключительно для того, чтобы "прощупать" будущего работника, и понять, насколько человек готов прогнуться. Если у кандидата есть квартира и машина, нет семьи, такой человек более волен, при первом возможном конфликте (оказалась зп меньше, решили кинуть на премию и т.д) он вероятно всего уйдёт. У человека который обременен семьей и обязательствами, всего скорее не станет "рыпаться" и возможно в каких-то моментах прогнётся. Мне однажды отказали с трудоустройством по причине того, что компания искала "семейного" человека. 

Ответить
Развернуть ветку
Ildarik

Вроде бы из bash-а: мы нанимаем только женатых мужчин, т.к. они уже привыкли к унижениям и оскорблениям))

Ответить
Развернуть ветку
Лера Реутова
Автор

Бизнес- ланч и БДСМ) 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Такие вопросы, возможно, и хороши в теории. На практике попробуй пойми, как их трактует эйчар.

- Через 10 лет я хочу быть начальником в вашей компании!
(Опасен для существующего начальства)

- Через 10 лет я планирую работать на той же должности в той же кампании.
(Не инициативен)

- Через 10 лет? Кто может знать, что будет знать через 10 лет?
(Склонен к абстрактным опасным мечтаниям)

Ну и так далее. Вопрос вообще бессмысленный.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Беда в том, что на все их вопросы нет правильного ответа. Я как-то на собеседовании зарплату поставил на первое место. Услышал много прелестного, типа вас интересуют только деньги, а не сама работа (сам процесс). Хоть я такого не говорил, лишь поставил мотивацию на первое место. 
- Меняешь часто место работы? Значит летун, скоро вновь покинешь компанию в поисках "идеального";
- Сидишь на одном место долго? У работодателя будет ставить под сомнение, что сможете ли адаптироваться на новом месте;
- Говорите, что интересуют лишь деньги? По мнению работодателя вы уйдете к конкурентам если вам предложат больше или вы перегорите, ибо деньги это не главный мотиватор.
- Говорите, что нужен карьерный рост? Начинают лезть под шкуру с вопросами, зачем это нужно. 
- Не нужен карьерный рост? А зачем вам работать тогда?
Этот список можно продолжать до бесконечности, и я пришёл лишь к одному выводу. Это вопросы задаются для того, чтобы отсеять нормальных кандидатов и найти бесплатную рабочую силу, которая будет вкалывать как проклятая, руководство будет обогащаться. Как только выжмут из нынешних сотрудников всё здоровье, выбросят и вновь по новой.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Lobchenko

Но есть специальности где НУЖНО ставить зарплату на первое место по мнению ряда специалистов. 
Здесь нет правильного ответа... есть просто поиск единомышленников. 
Например команда менеджеров по продажам хотят много зарабатывать и им нужен человек который так же хочет зарабатывать в разы больше оклада и выполнять квартальные показатели с отделом... а брать человека которому важно время добираться на работу вместо зарплаты они не готовы
и в этом нет ничего плохого. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Я с вами соглашусь, сам и являюсь продажником. Только вот истина чаще другая. Многие организации делают очень сложную систему мотивацию и kpi, я бы сказал ближе к невыполнимой. А если даже выполнишь её, то могут внести корректировки, дабы в следующий раз не выполнил. Так было на последнем месте работы. Ни один человек не откажется от денег, если их реально заработать. И когда человек получить первую премию от продаж, то глаза сами начнут гореть. Здесь только один важный фактор - продажник или не продажник.

Ответить
Развернуть ветку
215 комментариев
Раскрывать всегда