10 лет в одной связке: какие истории сплотили топ-менеджмент Мегаплана
Многообещающие нулевые и бурные десятые! Не успел первый айфон перевернуть рынок мобильных устройств, как появились облачные сервисы. Мы убрали такие ценные раньше флешки в дальний ящик стола и подсели на облака. А потом и не заметили, как в нашу жизнь вошли CRM-системы, которые помогли многим компаниям сделать мощный рывок: перейти от случайных продаж к системе с предсказуемыми результатами. Именно тогда Мегаплан стал подающим надежды стартапом, хотя само понятие стартапа тогда было мало кому знакомо.
О том, какими сложностями и курьезами сопровождалось превращение Мегаплана из подручного программного обеспечения для интернет-магазина в одного из лидеров рынка, рассказывают топ-менеджеры компании.
«У нас в Мегаплане была традиция: первая задача каждого новичка – собрать себе рабочее место»
«На собеседовании меня пробовали отговорить: зачем мне с таким образованием идти в продажи. Но я сказал, что всё очень удачно сходится: я – технарь, а продукт, который нужно продавать – айтишный. Разобраться в продукте для меня не составит труда, а доскональное знание продукта будет важным преимуществом.
У нас в Мегаплане была традиция: первая задача каждого новичка – собрать себе рабочее место. Мне дали шуруповерт и икеевский стол, я его успешно собрал. И тут мне говорят: «У тебя так классно получилось! Повесь-ка нам еще маркерную доску на стену, чтобы мы туда результаты продаж записывали.
Когда я собрал стол и повесил доску, мне объявили, что пора изучать Мегаплан. Тогда в компании не было ни центра обучения, ни тренеров, отсутствовала система введения новичков в курс дела. У нас был только сайт help.megaplan.ru, и я как новый сотрудник должен был его изучать. Прочитав гайд и сдав внутренний экзамен, я подключился к работе с клиентами.
Тогда на четырех менеджеров по продажам у нас было только два радиотелефона без всякой IP-телефонии. Из-за этого мы не могли прослушивать разговоры с клиентами и анализировать их. Мой оклад в Мегаплане был в два раза ниже зарплаты в магазине роликовых коньков, где я работал до этого. Продавали мы меньше, чем на миллион рублей в месяц.
О CRM-системах тогда мало кто знал. Мегаплан был чуть более продвинутым, чем таблицы Excel: без напоминаний, интеграций с почтой и мессенджерами, без телефонии. Наша внутренняя админка тогда была крайне неудобной. Например, нужно было самостоятельно отслеживать свой график звонков на текущий день (сейчас о назначенных звонках напоминает программа). Уведомлений тоже не было. Если коллега оставил комментарий в карточке твоего клиента, об этом можно было узнать, только случайно открыв карточку.
В декабре 2010 года в Мегаплане внедряли воронки продаж. От коллектива требовалось два человека, которые прошли бы обучение этой системе, а потом научили остальных. Я согласился стать добровольцем. Вскоре я удачным образом заболел, что позволило мне в спокойной обстановке, не отвлекаясь на клиентов, изучать систему. Это был первый раз в жизни, когда я взял больничный. И, кажется, последний».
«Слова “стартап” тогда еще никто не знал, но атмосфера на работе была именно, как в стартапе»
«На собеседовании в Мегаплан меня зацепила в первую очередь технологичность компании. Кроме того интересны были базы данных postgresql и ОС Gentoo Linux, на которой в свое время я собаку съел.
Участь новичка, который должен сам собрать себе рабочее место, не обошла и меня стороной. Мне дали компьютер в разобранном виде и сказали: «Собирай!» Почти весь первый рабочий день ушел на сборку компа и установку системы. Во второй день я уже разворачивал локальную версию Мегаплана, чтобы понять, с чем мне предстоит иметь дело. Уже тогда я понял одно из важных преимуществ компании: здесь всегда можно найти человека, ответственного за ту или иную задачу.
Я работал на два фронта: на Мегаплан и интернет-магазин Ютинет.Ру, где катастрофически не хватало админов. Там мне приходилось собеседовать кандидатов в админы и помогать другим сисадминам. Все дружили и помогали друг другу. Слова «стартап» тогда еще никто не знал, но атмосфера на работе была именно, как в стартапе.
Технически Мегаплан представлял собой в 2010 году два с половиной сервера в дата-центре HC.ru. На них помещались все наши клиенты: примерно 3000 аккаунтов, из которых 500-700 – активные пользователи. Позднее мы начали расти и покупать собственные сервера по 250 тысяч рублей за каждый (на тот момент это было почти $10 000). Мы ставили их в дата-центре «Караван». Сейчас у нас около 150 физических серверов, которые обслуживают весь Мегаплан.
В первое время у нас вообще не было тестирования продукта. Мы заливали код на сервер, регистрировали новый аккаунт и создавали в нем новую задачу от имени директора. Если все работало как надо, то мы «выливали» код на всех клиентов. Всю разработку вели в RedMine, позднее стали пользоваться другими системами – Request Tracker, Youtrack. В конце концов мы перешли полностью на сам Мегаплан.
С техподдержкой в Мегаплане поначалу всё было довольно грустно. У нас работал сотрудник-студент, который в одиночку вел поддержку тысячи клиентов. Но когда ты один и за тобой нет контроля, то начинаешь терять чувство реальности и такта. У него быстро появились «золотые клиенты» и те, которых он терпеть не мог. Он начал грубить клиентам.
С этим сотрудником пришлось расстаться, а я взял на себя часть его обязанностей. В таком режиме мы проработали некоторое время и поняли, что «не вывозим». Нужно было учитывать специфику каждого клиента и подстраиваться под него, а с кучей параллельных задач это довольно трудно.
Тогда мы решили создать полноценную службу техподдержки. В разное время она была разного качества, но на протяжении многих лет клиенты хвалили этот отдел. У других CRM-систем служб поддержки на тот момент не существовало. Это представляло нас в выигрышном свете относительно конкурентов. Когда в Мегаплане регистрировался новый клиент, наш менеджер сразу ему перезванивала и предлагала помощь. Другие компании такого не делали.
Технологически компания за эти годы очень выросла в качественном плане. Сбор нового релиза Мегаплана с учетом автотестов происходит за час-полтора, иногда даже быстрее. Сейчас используется комбинированная система тестирования – автоматическая и ручная, которая проводится до публикации релиза.
«Мой приход в компанию совпал с переносом ее работы непосредственно в сам Мегаплан. Прежде мы использовали свой продукт только как менеджер задач, но не CRM для управления продажами»
«Переход занял у нас практически год, потому что нужно было перенести в систему Мегаплан все процессы продаж ‒ начиная от первого звонка клиенту, обработки лида и передачи его дальше по цепочке, до отправки данных в техподдержку.
Через некоторое время и сама разработка перешла в собственное пользование Мегаплана. Теперь мы выполняем всю работу в своей системе: от согласования договоров и платежей, заканчивая ведением клиента — к его карточке цепляется вся история переписки, его обращения в техподдержку и статус по обращениям, телефонные разговоры.
Потом была история, когда мы должны были развернуть сервера в России из-за закона о сборе и сохранении персональных данных. На тот момент мы пользовались услугами немецкого дата-центра Hetzner, и сам переезд выглядел масштабной задачей. Нам нужно было протестировать российские серверы и дата-центры и выбрать ту компанию, которая обеспечивала бы качество, бесперебойное соединение и работу для наших клиентов. Если бы мы ошиблись в выборе, то могли бы в процессе работы потерять аккаунты клиентов или им стало бы неудобно работать с Мегапланом. Всё это – как минимум репутационные убытки. В итоге вот уже три года мы работаем с компанией Selectel и довольны сотрудничеством.
Мы с Виктором Шелике и Михаилом Пироговым стали за эти годы в Мегаплане командой и какие-то вещи переживаем одинаково. Мишу, например, очень коробит, когда кто-то неправильно склоняет название «Мегаплан». Другая общая тема у нас на троих – чрезмерное внимание к грамотности письменного языка сотрудников, поскольку в Мегаплане текст – это основной инструмент коммуникации на всех уровнях».
Рано расслабляться
За эти десять лет Мегаплан из лампового проекта превратился в компанию, у которой есть представительства в СНГ, а в ее штате около сотни сотрудников. Появление новых задач – непрерывный процесс. Остроты ему добавляют и внешние факторы, например, пандемия коронавируса и закрытие границ. Но команда, пережившая трансформацию бизнеса, находит способы их решения даже на удаленке.
Я пережил в одной кампании 4 переезда. И были офисы, где я не просто стол себе собирал, а ремонт своими руками делал) 4 переезда за 3 года!)
Вопрос: ребята, было ли у вас когда-то желание сменить компанию? Или 10 лет в Мегаплане были настолько насыщенными, что драйва хватало с головой?
Мне кажется, что если что-то не нравится, то люди берут и меняют это.
Мегаплан по сути моя Альма-матер в IT. Например, я тот чувак, который был идеологом переезда компании в свою CRM и выстраивал этот процесс со стороны IT.
Желание сменить работу было. Сменил (и не один раз), не жалею. Но на то время продукт был революционным и очень сильным. Да и сейчас, тем же Битриксом пользоваться невозможно, и если выбирать между ним и Мегапланом, но однозначно стоило бы выбрать Мегаплан.
Думаем, это очень личный вопрос, на него каждый из героев нашего материала должен ответить самостоятельно.
Но, конечно, за эти 10 лет компания и наш продукт сильно изменились. Важнее то, что драйва, сложных задач, высоких целей и новых вызовов у нас еще на десятки лет вперед.
Уже около года подписан на вашу рассылку "Полезное чтение", классные материалы у вас. Обычно от рассылок быстро отписываюсь, а тут прям порой залипаю в ваши подборки материалов)
Благодарим. У нас еще и TG-канал "Полезное чтение" стартовал недавно. Подписывайтесь ;)
Компания. думаю неплохая. Не видел зашквара по ним на VC или ещё где-то. Круто! Пора на мир?!
Благодарим за внимание к нашей компании)
Про мир - всему свое время ;)
есть игроки на рынке куда больше мегаплана, тяжко будет с ними конкурировать) не в плане технологий, а в плане завоевания рынков и переманивания крупных клиентов к себе)
зачитался :)
С нами интересненько ;)
Прочитал на одном дыхании.
какие-то смешанные чувства, если честно
Не до конца понимаю, как бы я сама отнеслась, придя на новую работу, а мне там дали компьютер в разобранном виде со словами "собирай". вероятно, эту проверку я скорее не прошла бы, кек)
Новые коллеги вам обязательно помогли бы справиться и с такой "проверкой")
Это что-то типа "продай ручку", но только для сисадмина :)
Надо понимать, что до этого я 5 лет работал в магазине, где мы все были универсальными солдатами: и машину разгрузить, и за товаром сгонять, и стеллажи на складе собрать.
Так что для меня тогда собрать стол не было чем-то, к чему я не был готов.
Сейчас я бы сильно удивился, если бы мне это было нужно сделать. Но вряд ли бы напрягся и отказался - я такое делать люблю.
Мне очень понравилась поучительная история про студента, который один тянул техподдержку) Прям для учебника по менеджменту
У нас много интересных историй) а самые интересные (прям для учебников по менеджменту) публикуем в канале - https://t.me/MegaplanBlog
Одна из моих любимых имейл рассылок ❤️ Вы крутые! Я вас включила в самый ТОП, потому что в ваших письмах действительно много пользы и мотивации. Не слушайте никого, продолжайте делать хороший продукт!
А как сейчас поживает традиция собирать самому рабочее место?) А девушки тоже собирали компьютеры и столы?))
Все сильно изменилось. Вот уже почти год мы работаем удаленно. И компания сама доставляет сотрудникам на дом и собирает необходимую технику и даже офисную мебель (у кого-то дома не было подходящих столов и удобных стульев).
Ну, ежели речь идет о сисадмине, то собрать себе комп - это как два пальца, как говорится. Я и сейчас с удовольствием бы собрал комп образца 2010-х. Было бы еще круче, если бы на выбор давали разные комплектующие)
По-моему, девушки вообще не собирали.
И не помню, чтобы кто-то после 2012 собирал себе мебель в офисе в первый рабочий день. Уже давно сложился отлаженный процесс вывода нового сотрудника.
Хотя вот примерно год назад (очень вовремя) мы купили в наш отдел небольшой икеевский диванчик и я его собирал. Прекрасная возможность переключиться, ну и просто в удовольствие.
А вот за диплом МГУ жалко ))
Почему же?)
О, не жалейте, я его не опозорил. Нельзя опозорить то, чего нет))
У нас там ошибка вкралась в текст, уже пофиксили
Прикольно, а что за автоматическая система, если не секрет?
Написание автотестов имелось в виду, конечно
у меня ассоциации с Мегаплан только в том, что их представители мухлевали на рекламных "конкурсах" с призами и отдавали своим.
Где инфоцыгане и сектанство — там и жульничество, всё естественно
А где-нибудь есть про это?
А сейчас, судя по его интервью, ему за эту рассылку стыдно. Зелёный пацан, ничего не смыслящий в бизнесе, начитавшись книжек, с апломбом учил реальных бизнесменов бизнесу. Рассылка была, конечно, просто караул. Нормальная такая инфоцыганщина про успешный успех. Недаром начальник Максима потом ушёл в «Бизнес Молодость»
Хммм) могли бы вы скинуть его интервью?
У меня есть такой инсайт (смешной) касающийся мегаплана, но я не могу с ним поделиться)))) эээх)
э-э... дочитала до редмайна, возоржала и бросила чтение)
режет глаз: невысокие зарплаты. Первый признак щит- продукта)
Комментарий удален модератором
Очень мило)