{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Вместо того чтобы выращивать профессионалов, они ноют в подкастах»: мнение разработчика о найме в компаниях Статьи редакции

Они доверяют сортировку резюме алгоритмам, не верят, что соискатели способны учиться, и мало платят. Пересказ колонки фулстек-разработчика Тэйлора Куна.

В апреле 2021 года разработчик Тэйлор Кун заметил в профессиональных кругах тенденцию: технологические компании готовы активно нанимать программистов, но не могут их найти. Они считают, что причина в дефиците квалифицированных кадров.

Сам разработчик полагает, что дело не в соискателях, а в том, как работодатели их ищут — и выделяет четыре наиболее острые проблемы.

1. Компании автоматически фильтруют резюме

При сортировке резюме компании используют фильтры, чтобы отсеять профили, в которых нет нужных им ключевых слов. Но полагаясь на автоматизацию, они сужают пул потенциальных сотрудников, считает Кун. По его словам, алгоритмы не совершенны — даже самые передовые системы для обработки естественного языка по-прежнему нуждаются в доработках.

Работодателям стоит отбирать больше резюме вручную, беседовать с разработчиками лично, а также поверить в то, что кандидаты с небольшим опытом способны учиться. Последние, по словам Куна, могут откликнуться на 5000 вакансий, но получить при этом менее десяти ответов.

2. Поверхностно оценивают соискателей

Работодатель не верит, что соискатель может учиться и адаптироваться

На протяжении долгих лет Кун программировал на разных языках, среди которых Rust, Typescript, Ruby, Haskell, Assembly и C#, и пробовал себя в различных сферах: разрабатывал сайты, игры, облачные системы и алгоритмы, а также занимался машинным обучением.

Разработчики в принципе редко работают с одним языком, заключает Кун, и в силах быстро освоить любой другой, поскольку большинство из них похожи друг на друга или поддерживают широко известные парадигмы — например, функционального программирования.

Несмотря на это, все они (как и сам Кун) по-прежнему получают отказы: компании требует от разработчиков десятилетнего опыта работы с определённым языком программирования. Подобный подход автор сравнивает с экономической теорией «погони за рентой»: они отсеивают часть потенциальных кандидатов, полагая, что те не способны учиться и адаптироваться, а значит, и приносить прибыль, пишет он.

По мнению разработчика, если такой подход и не потопит компанию, то точно заставит других надеяться, что она потонет.

Работодатель задаёт вопросы, а должен — давать задачи

На собеседованиях руководители просят соискателей объяснить узкие термины, однако ответ на вопрос или его отсутствие мало что расскажут о навыках кандидата, считает Кун.

Вместо этого работодатели должны давать соискателям практические задачи и все доступные инструменты для их решения — в том числе возможность обратиться за помощью к ним самим.

Например, предложить создать компьютерную версию настольной японской игры «Го» и использовать алгоритм заливки. Так работодатель сможет оценить навыки и перспективность кандидата, который, возможно, задачу и не решит, но зарекомендует себя в процессе.

Так выглядит игра «Го». Её цель — захватить как можно больше камней противника и территории Ирина Смирнова

Работодатели скептически относятся к младшим специалистам

Кун отмечает, что старшие сотрудники нередко плохо отзываются о младших из-за невежества и неуверенности в собственных силах. То, что некоторые разработчики пользуются чужими скриптами и приложениями, чтобы быстрее достичь результата, не значит, что они неопытные и не умеют «по-настоящему программировать», как полагают руководители.

Можно нанять даже младшего разработчика с двухлетним опытом в JavaScript и уже через пару месяцев получить от него пользу, верит Кун.

3. Компании не инвестируют в образование

Образование дорожает и становится менее доступным среднестатистическому жителю. А те, кто может себе его позволить, видят в нём всё меньше практической пользы, отмечает разработчик.

Раньше фирма могла нанять сотрудника без образования и покрыть полную стоимость его бакалавриата. Благодаря этому приятель Куна выучился, а позже изобрёл и запатентовал несколько гироскопов, а также получил докторскую степень в Массачусетском технологическом институте.

Сейчас же лидеры рынка выделяют на образование сотрудника максимум $10 тысяч. Например, сеть Starbucks однажды предложила Куну лишь $8000 в год.

Образование — привлекательная отрасль для инвестиций, однако вкладываться в неё технологические компании не спешат, пишет Кун.

По его словам, они много говорят об инновациях, но в сфере образования их не предлагают: «Вместо того чтобы рассказать, какие новаторские подходы компании использовали, чтобы взрастить профессионалов, они ноют в подкастах и удивляются упадку в других областях, владея при этом существенной долей мирового богатства».

4. Компании мало платят

Работодатели щедро платят кадровым агентствам, но при этом предлагают низкие зарплаты сотрудникам, пишет Кун. Соискатель вряд ли переедет в Сан-Франциско, чтобы работать ведущим разработчиком за $70 тысяч в год, не владея при этом долей в компании.

Стремиться платить людям как можно меньше — значит воспринимать сотрудника исключительно как наёмную рабочую силу, приносящую прибыль, а не порядочно вести бизнес.

Тэйлор Кун

Кун приводит в пример одного из своих бывших технических руководителей: у того не было десяти лет опыта, однако это не мешало ему «нести на себе весь проект» и решать любые, даже ранее не встречавшиеся ему задачи, вспоминает разработчик. При этом долю он получил лишь после года работы, хотя руководству следовало сделать это в первый же день, считает он.

Программисты с десятилетним же опытом работы должны получать около $300 тысяч в год, что, по его словам, не много для технологических гигантов. Впрочем, стимулировать стоит и младших сотрудников, говорит Кун: их годовая зарплата в среднем составляет $50–70 тысяч в год, но должна повышаться соразмерно пользе, которую они приносят.

0
506 комментариев
Написать комментарий...
Rude Elfy

А знаете, почему джунов никто не хочет учить и вкладываться в их образование? Потому что ты их тянешь 2 года до ведущих, зп им повышаешь, курсы оплачиваешь, опыто передаешь, а потом они говорят - я такой крутой и так дофига умею и сбербанк мне предложил +50%, до свидания.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Возможно ты путаешь развитие фирмы и развитие джуна. Если твоя фирма не развивается  к тебе и будут идти джуны для старта. Если фирма занимается интересными вещами, то туда и олды пойдут. Вы кстати олдов берете?

Ответить
Развернуть ветку
Rude Elfy

Я ищу go миддла или синьора уже полгода. Есть у меня разраб. Пришёл миддлом на 180, потом научили, подняли до синьора 260. Он блин приходит и говорит, что MR предложили ему 320 нетто. Ну где блядь я возьму 320??? Другой в Сбер ушел на 350. Я хз насколько они там счастливы, но суть в том, что рынок зарплат в it перегрет 4-5 крупными компаниями, и небольших it-компаний скоро просто не останется. Потому что я не собираю по 1.5% за перевод денег внутри собственного банка. Люди приходят с опытом коммерческой разработки 2-3 года и хотят быть синьорами да лидами за 350к. А что они умеют-то? Сбер грёбаный уже просто везде. Скоро пивные ларьки начнёт автоматизировать и снабжать ИИ. 

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96
суть в том, что рынок зарплат в it перегрет 4-5 крупными компаниями

4000-5000 компаний по всему миру, хотели сказать?

Ответить
Развернуть ветку
Rude Elfy

в России это реально 4-5 компаний, которые массово нанимают всех подряд, в т.ч. с не очень высокой квалификацией, просто перекупая деньгами. И таким образом, зарплаты за хреновую квалификацию тоже быстро растут. Год назад мы без проблем нанимали хороших миддлов за 200, сейчас из 10 собеседований нас устраивает примерно 1 и тот просит 250-270.
Просто посмотрите, сколько проектов у сбера, например. Они реально просто везде: маркет, здоровье, образование, автомобили, доставка, еда. Где на все эти проекты взять разработчиков? Правильно - перекупить, ведь сбер даже в кризисные годы выходит со сверхприбылью и в доступе к деньгам не ограничен. 

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

так что плохого работать в сбертехе за 300 вместо ноунеймстартапа за 100?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Может дело не в компаниях, а в том, что просто нет необходимого количества кадров. Ситуация такая же во многих других странах: есть стартапы со средними окладами, но хорошими опционами, а есть лидеры отрасли, которым надо срочно закрывать позиции, зачастую живыми деньгами, но более скромным RSU. Да и вообще в любой отрасли так. В том же ритейле федсети бесконечно демпингуют, заставляя уходить с рынка локальных игроков. Стартапы важны, но надо грамотно подходить к вопросам финансирования, нужен венчурный капитал, закрывающий дыру между доходами и расходами у новичков рынка

Ответить
Развернуть ветку
Максим Воронин

И вы предлагаете спецам принципиально идти туда, где предлагают меньше?
Возможно эти самые 50-70к разницы вы готовы компенсировать какими-то бонусами? Если тоже нет - то я тоже ушел бы от вас. За "спасибо" сыт не будешь.

Ответить
Развернуть ветку
Трям

речь про Россию

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

А вы не пробовали давать опционы и долю в компании? Тогда и уходить не будут. В Долине давно такая ситуация, все стартапы понимают что в зарплате не могут конкурировать, поэтому предлагают опционы и возможность сорвать куш в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Ну вы развиваетесь, фирма показывает рост?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

Если фирма не развивается, то и джуны надолго не задержаться)

Ответить
Развернуть ветку
503 комментария
Раскрывать всегда