Что делать если ценный сотрудник опаздывает?
Уточнение:
В этом кейсе я делаю акцент не на проблеме опоздания, а на всех возможных мелких проступках, которые может совершить ценный сотрудник. Поэтому, читая пост, вместо опоздания можете подставить любой другой проступок, который плюс-минус равносилен по значимости.
________________________________________________
Что для вас означает термин “опоздание”?
Для начала стоит разобраться с правилом, которое было нарушено. Итак, требование приходить на работу вовремя - это ваша шалость, система или обоснованная необходимость?
Если результативность сотрудника никак не зависит от времени прихода на работу, и компания никак не пострадает от свободного графика посещения, стоит ли на этом аспекте останавливать внимание? Хороший вопрос, на который вам нужно найти ответ.
Если все же для требования есть обоснования - идем дальше...
________________________________________________
Что для вас означает термин “ценный сотрудник”?
Это супер-эксперт, либо это человек, который вам приятен в общении, либо это обычный сотрудник, но вы от него зависимы и приходится идти на уступки? Это второй важный вопрос, на который стоит ответить.
________________________________________________
Почему он опаздывает?
Третий вопрос: “есть ли у этого ценного сотрудника объективные причины регулярных опозданий?”. Не удивляйтесь, даже регулярные проступки могут иметь объективную причины.
К примеру, в моей практике было два сотрудника, причины регулярных опозданий которых я считаю объективными и стоящими:
1) Сотрудник утром отводил ребенка в садик. Ситуация полностью была независима от него. Так, он мог прийти в садик раньше, но ему приходилось ждать воспитателя, который мог опоздать. Он всегда прибегал впритык и часто опаздывал.
2) Сотрудница хотела завтракать вместе с мужем и ехать на работу вместе с ним. Но, так как у ее мужа был более свободный график, он не спешил, и она из-за него опаздывала.
Второй пример может показаться достаточно сомнительным, но, во-первых, мы говорим про ценных сотрудников, и раз так, нам приходится рассматривать все их просьбы, независимо от глупости. Во-вторых, для сотрудника был важен аспект “семья” и “завтрак с мужем”, и для компании это очень дешевый способ мотивации (удовлетворить главный мотиватор сотрудника). В-третьих, эта причина совпала с моими ценностями: я за семью, за совместный завтрак, за крепкие отношения. Поэтому, мне не составило труда понять ее мотив и удовлетворить его. Я считаю ее опоздания оправданными и правильными.
Возможно вы сами спровоцировали сотрудника опаздывать?
Так, если в компании не было правила приходить вовремя, все приходили и приходят, как хотят, виноват ли сотрудник в его опоздании? Несомненно, его вина есть, но стоит ли начинать решение проблемы именно с его персоны.
Лирическое отступление
Как я писал в одной из своих предыдущих статей, руководителя иногда посещает просвещение, ему надоедает бардак, и он принимает решение жить по новому. Чаще всего это происходит на выходных… Он приходит в понедельник на работу, встает возле дверей и начинает ловить и вычитывать нарушителей. Так сказать, приводит их в тонус. Но, этот подход крайне неправильный и кроме как удивления и демотивации ничего не вызовет.
Поэтому, возвращаясь к теме вопроса, если ранее структура работала расхлябанно и люди приходили кто когда хотел, стоит начать с изменения действующих подходов и правил, а не с нарушителя...
________________________________________________
Выводим сотрудника из-под действия регламента
Несмотря на то, что я за систему, при этом я неоднократно использовал подход “вывод сотрудника из-под действия регламента”. То есть, я отменял для него какое-то правило, и оно больше на него не распространялось.
При таком подходе руководителя могут посетить такие опасения:
1) “Имею ли я на это полномочия?”
Я считаю, что руководитель имеет полный объем полномочий на определение условий сотрудничества со своими подчиненными. Он имеет право определять, кто и когда должен приходить на работу, кому и какое задание поручать, кого и чему обучать/развивать, … . Если у него таких полномочий нет - такой руководитель является неполноценным и не может на 100% нести ответственность за результаты вверенных сотрудников и структуры в целом.
Поэтому, если вы руководитель и вас терзает сомнение “могу ли я это решать”, ответ - “можете” (если вам это прямо не запрещено).
Но, допустим, что правило “приходить на работу вовремя” установлено директором и распространяется на всю компанию. Тогда, конечно, не стоит своим словом отменять это правило (этого делать нельзя). Но, и оставлять все как есть и отвечать сотруднику “ну, такие правила… ничего поделать не могу” - также нельзя. Так что же делать? Пойдите к тому, кто установил это правило и согласуйте индивидуальные условия для вашего сотрудника.
Важно! Подготовьте достаточно аргументов, чтобы ваши обоснования не звучали так: “он хороший сотрудник и я им доволен”. Вы должны на цифрах показать, чем именно он хорош, и как его работа влияет на результаты компании.
Не забывайте, что правила созданы для того, чтобы помогать компании достигать нужных результатов. Если правило оказывает на какого-то сотрудника прямо противоположный результат, это означает, что, либо правило неадекватно, либо сотрудника нужно выводить из-под него. Так, если для сотрудника важно завтракать в кругу семьи и этот сотрудник действительно ценный - компания должна пойти на уступки и для него отменить это правило.
2) “Остальные обидятся, что ему можно, а им нельзя...”
Да, если просто взять и, одних наказывать за опоздания, а других нет, сотрудники будут обижаться. Поэтому, мы не должны наши индивидуальные условия оставить в тайне от коллектива.
После того, как было принято решение об индивидуальных условиях одного из сотрудников, вам нужно провести небольшое информационное собрание, на котором вы:
- объявите об этом решении;
- объясните причины;
- объясните вашу логику.
Последний пункт самый важный. Вам нужно понятно объяснить людям, почему именно для Иванова вы готовы пойти на отмену правила. Вы должны рассказать: “так как Иванов идеально выполняет свою работу (и это должно подкрепляться цифрами), я для таких сотрудников готов на любые индивидуальные условия. И, если кто-то хочет такого-же подхода, его показатели должны быть такие же хорошие”.
P.S. Нужно постараться все рассказать как есть, но не обязательно. Так, к примеру, если сотрудник не хочет, чтобы причина по которой ему изменяют график, стала публичной, вы этот момент должны упустить. Ведь, не все ли равно для коллектива, почему ему нужно приходить позже/раньше, коллектив интересует почему вы идете на уступки именно ему, а всем остальным нет.
3) “Остальные также захотят опаздывать...”
Да, захотят. Но, давайте немного изменим терминологию и смысл. Мы не “разрешаем опаздывать” - мы “устанавливаем индивидуальный график” для сотрудника.
К примеру, у меня работал сотрудник, который всегда опаздывал и просто не мог не опоздать. Попытка сдвинуть график его работы на +1 час (начало рабочего дня сделать не в 9, а в 10) ни к чему не привела - он все равно опаздывал на стандартные для него 5-15 минут. Тогда, я пошел на более гибкий подход. Я ввел для сотрудника график отработки нужного количества часов и лишил его необходимости опаздывать (его функционал это позволял). Он мог прийти в любое время, но должен был отработать ровно 8 часов (плюс час обеда). Это сработало, вопрос был решен. И, что самое интересное, сотрудник начал приходить раньше, так как перспектива сидеть допоздна его не очень радовала.
________________________________________________
Вывод: если сотрудник ценен - он может быть избавлен от действия какого-либо правила и регламента, если это не повлияет на эффективность работы (его и структуры в целом).
Другие кейсы находите в telegram-канале: https://t.me/OS_management
Подписывайтесь! Далее будет...
.
.
#менеджмент #регулярныйменеджмент #OS_management #управление #управлениепроектами #планирование #делегирование #контроль #наказание #опоздание
Статья хорошая, спасибо.
1. Если говтрить про опоздания: может просто регламент изменить ? Садик там или завтрак с мужем - смещается официально график на час вперед и все. С учетом временных зон, будет даже профитнее для работы с филиалами. С 9 до 10 прикрывает другой сотрудник, а ценный работает с 10 до 19.
2. В плане попустительств в мелочах наверное стоит брать пример с гугл.
Очень много трэшевых правил в России до сих пор существуют. Таких как дресс код к примеру. Конечно, шортах в офисе как то пошло, но, к примеру, если сотрудник не общается с клиентом, а работает в ИТ - на кой черт ему строгий костюм ?
Сижу в офисе в шортах. Из-за меня бизнес обречен?
Ну типа не порядок. Я сам претензий не имею. Разве что против коротких юбок, т.к. работать рядом с такими коллегами сложно )))
Хмм, а может просто перестанете смотреть на чужие голые коленки? Тогда и работать полегче будет.
Это вам в США. А любой нормальный мужик не может не смотреть на голые коленки. Это генетически заложено. Потому юбки на работе должны быть ниже колен. Офис не стрипклуб.
"Генетически заложено" и "любой нормальный мужик", ну совсем немного осталось до пакета "стартовый кит крипера"
То есть вы криповый тип, который не может себя контролировать, а в чалму наряжать из-за этого нужно женщину.
Логика - класс.
Конечно, лучше пусть как проститутка одевается и спрашивает, почему на нее мужики смотрят. Точно в США Вам дорога, там как раз даже беглый взгляд на женщину - домогательство.
Феминистки все же такие феминистки.
Я вам кое-что открою: если вы не можете контролировать свои сексуальные фантазии в рабочих условиях, вы хреновый сотрудник.
Если вы настолько слабы, что не можете за себя отвечать при взгляде на женские коленки, к вам следует приставить кого-то, кто будет за вас ответственен, потому что вы приравниваете себе к собаке. У которой реакция на особей противоположного пола - это природная и естественная вещь, потому что собака - сюрприз! - животное, а не homo sapiens, у которого, по идее, разум должен преобладать над телом, инстинктами и поступками.
На сим я дискуссию заканчиваю, потому что вы скучный и убогий.
PS У вас в голове так проститутки и стрип-клуб засели, отмахиваетесь ими на любые слова. Это был единственный раз, когда женщина перед вами по своей воле разделась? Раз такой неизгладимый след у вас в памяти остался?
Это ужасно, отвратительно и жестоко!
А куда девать грудь и "попу как орех"? Да, есть вариант сутулиться (для груди) и носить мешковатую одежду унисекс (для всего остального). Кстати, к этому унисексу быстро привыкаешь - удобно же.
А потом претензии: "Ты чё сутулишься? Ты чё как парень одеваешься?"
Офис офису рознь) У нас на службе чисто деловой стиль, либо кому положено форменное обмундирование. С людьми не работаем, но если кто придёт в шортах (даже "ИТ" отдел) их просто на следующий день не пустят на работу)) У нас даже к джинсам на работе относятся негативно, разве что в пятницу послабления есть по этому поводу.
Так это идиотизм самый обычный, в этом нет ни малейшего смысла. Я работал в лукойле, где в джинсах не пускали в здание, у меня была работа, где был строгий business attire с белыми рубашками (исключительно), и это без общения вне офиса. Больше у меня такой работы не будет. Разве что за совершенно безумные деньги