Как найти бизнес-консультанта, когда вокруг одни инфоцыгане
Как не нарваться на «пустышку», какой KPI ставить консультанту и что он должен делать (а что лучше оставить за собой).
Я — управляющий партнер Uplift.club, ведущий трекер ФРИИ и МШУ «Сколково». Хочу поделиться соображениями о роли бизнес-консультанта и как он может помочь компании (сам я занимаюсь этим 12 лет).
Случай из практики
Несколько лет назад я выступал как приглашенный консультант и эксперт по развитию бизнеса в одной теперь уже очень известной компании. Однако тогда она только вставала на ноги. Перед руководством компании стояла цель — достигнуть определенных финансовых показателей к нужной дате. Одна проблема: никто изнутри бизнеса не понимал, как этого добиться.
Мы думали, как перестроить продажи, чтобы получить кратный рост. В компании основное внимание уделялось прямым продажам, и в потоке «операционки» компания попросту не замечала другую точку роста.
У бизнеса был ресурс в виде партнерской сети, но эта же сеть продавала и конкурентов, то есть была не эксклюзивная. Только каждый десятый партнер что-то продавал и только каждый десятый из оставшихся продавал много. Речь шла о единицах успешных партнеров. Я спросил, а почему 99% партнерской сети продают нас неактивно? Мы узнали, в чем проблема, изменили схему работы, условия и переключили ресурсы на новую модель взаимодействия с партнерами. Именно за счет счет роста в «партнерке» мы выполнили глобальную цель.
На этом примере становится понятно, какую пользу может нести консультант. Далее поговорим, кто же это.
Кто такой консультант на самом деле
В России понятие «бизнес-консультант» стало практически ругательным. Если собрать стереотипы, то это человек, который любит самопиар, раздает советы, не очень-то любит работать и никогда не подписывается под результат. К сожалению, такой образ имеет под собой основу. Однако это не означает, что в России невозможно найти хорошего бизнес-консультанта.
Предлагаю сразу расставить точки над i: консультант — эксперт, который участвовал в росте сотен компаний, поэтому способен эффективно диагностировать «болячки» и предложить пути их решения.
Вопрос «Как найти хорошего бизнес-консультанта?» сопоставим с «Как найти хорошего врача?». Если специалист опытный, ему нужно меньше данных, чтобы назначить лечение. При этом очевидно, что у опытного врача гораздо меньше шансов ошибиться. Еще неопытный врач способен навредить пациенту, но это оставим за скобками.
Продолжим на языке аналогий. Врач не будет следить за приемом лекарств, ведь пациент должен делать это сам. Также и с бизнес-консультантами: к ним можно прислушиваться вполовину и не следовать «рецепту». Как и с врачами, бывают консультанты общей практики и частные специалисты: финансовые консультанты, консультанты по развитию и т. д.
Как найти бизнес-консультанта: консультант поможет найти проблему внутри бизнеса и предложит решение, но вместо собственника за «штурвал» не встанет. Поэтому он и называется «консультант», а не «директор».
Как не попасть к инфоцыганам
В основе человеческого общества лежит расслоение по опыту — у кого-то его больше, у кого-то меньше. Поэтому нормально, когда более «насмотренный» человек дает советы. Возможно, это даже его работа.
Вот в чем штука — есть риск наткнуться на шарлатана, продающего себя и обещающего успех (при этом не важно, какой смысл вы вкладываете в это слово). Обычно таких людей называют инфоцыганами. Могут ли они нести пользу? Если вас заряжают мотивационные собрания и медийная движуха, то да. Однако бизнес-консалтинг — это совершенно про другое.
Ключевое различие — консалтинг всегда персональный. Это история о поиске решения, которое поможет конкретному заказчику, или об аргументированном заключении, почему такого решения нет.
Обобщая, посыл инфоцыганства можно свести к логической формуле:
По факту ко всем применяются одинаковые советы и модели. Успех или неудача зависят от статистической погрешности. Вряд ли вас это устроит.
Итак, ключевых отличий три: детальная диагностика, отношение и реальный опыт. Настоящий консультант не будет всеми силами убеждать, что когда он придет, все получится. Умные люди аккуратны и не бросают слов на ветер.
Как найти бизнес-консультанта: хороший консультант сначала поймет, может ли он помочь компании, а после — хочет ли он помочь (человеческий фактор пока никто не отменял).
Как понять, что консультант плохой?
Выделю четыре признака, выдающих неподходящего эксперта. Держитесь от таких подальше.
— Гарантирует 100%-й эффект. Обычно так говорят, когда пытаются продать услугу всеми доступными средствами.
— Просит дорогой контракт на длительное время. Обычно это мотивируется «накопительным» эффектом. Чтобы сложилась работа, консультант и заказчик должны подойти друг другу по темпераменту, модели мышления и иным факторам. Подобные вещи трудно узнать заранее, поэтому лучше не обременять себя обещанием долгой и счастливой жизни.
— Нежелание подписываться за результат. Вопрос KPI — вообще краеугольная тема. Если не закреплять критерии успеха, получается, компания приглашает человека интересно провести время за свой счет. С другой стороны, никто не знает, какие инсайты накопает консультант. Может оказаться, что выставленный в начале KPI — совсем не то, к чему нужно стремиться на самом деле.
Моя позиция: KPI обязателен, но очень неожиданный — поговорим о нем в следующем разделе.
— Сомнительная репутация. Чтобы найти бизнес-консультанта, вбейте его имя в поисковике и почитайте, что о нем пишут. Спросите мнения коллег, других клиентов, пусть консультант расскажет о своих кейсах.
Как найти бизнес-консультанта: эксперт работает на результат, а не самопиар и «отманипулирование» клиента в светлое будущее. Если сомневаетесь в эксперте, просто почитайте о нем в интернете, изучите регалии и успешные проекты.
Как найти бизнес-консультанта, если нужны гарантии
Самый частый вопрос, который мне приходится слышать, касается гарантий и KPI. На деле ответ на него простой.
Я предлагаю клиентам помесячный договор. По факту это бессрочный контракт, в котором собственник бизнеса каждый месяц принимает решение, продолжать сотрудничество со мной или нет. Если результат есть, бизнес развивается, все довольны — отлично, работаем дальше. Если пользы нет — спокойно расходимся.
Последний вариант крайне редок, потому что я не берусь за кейсы, где не вижу пользы от моей экспертизы. Еще такой KPI дает прямую мотивацию «пахать», вовлекаться и показывать результат.
Поясню свою позицию. Конечный результат получает команда компании, а консультант лишь направляет ее. Если рост очевиден, никто не задумывается, чья это заслуга. Приглашенный эксперт молодец или команда реализовала его стратегию по-своему, но ничего не сказала? Возможны оба варианта.
Результат работы бизнеса с консультантом — совместное дитя. Вот кто важнее: папа или мама? Естественно, оба.
Вопросы появляются, когда результат не устраивает собственника бизнеса. Эксперт не то советует или все-таки команда ошиблась? Выяснять отношения можно очень долго.
Как найти бизнес-консультанта: помните, что предстоит работать в режиме высокой неопределенности. Задачи будут меняться постоянно, поэтому запирать себя в рамки KPI на старте — не самая хорошая идея. После полной диагностики такое возможно, но лучше подумать о помесячном договоре.
Рекомендуем к прочтению еще одну полезную статью с экспертизой Дмитрия:
Комментарий недоступен
Очень забавный текст где человек отчаянно пытается доказать почему он не инфоцыган ))ведь у него много отчётов и расчётов а инфоцыган их мало и ещё 100500 потешных аргументов.😅 открою вам секрет что очень много консультантов которым не надо доказывать что они не инфоцыгане так как у заказчиков даже близко таких вопросов не возникает. А вот когда результат мутный - тут и приходится готовить трактаты на тему 10 причин почему я не инфоцыган )
Отличная статья! Рекомендую бизнесу взять на заметку! В статье показан самый лучший вариант взаимодействия собственника бизнеса с консультантом в 2022 году. Особенно правильно описан предпроектный этап, на котором приходит понимание-подходит ли консультант данному бизнесу или нет, и наоборот.
Не согласен только с помесячным измерением результата совместной работы. Часто происходит так, что серьезный результат появляется только через 3-5-6 месяцев, а при таком подходе, путь к нему обе стороны зачем-то «обрубают» на самых ранних этапах.
Добавлю только, что в современной России, абсолютно отсутствует культура продаж и культура потребления услуг бизнес-консультантов. К сожалению! Возможно это связано и с менталитетом Российских предпринимателей и с тем, что рынок консалтинга для МБ и СБ пока относительно молод.
После звонка и просьбы:
Напиши чего-нибудь хорошее?!