{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Бэкенд-разработчик – перспективы профессии, её плюсы, минусы и карьерные возможности

Создателей сайтов, программ и приложений можно условно разделить на 2 группы:

· frontend-разработчики, чья задача – «лицо» цифрового продукта, видимая пользователю часть;

· back-end-разработчики, которые занимаются частью продукта, скрытой от пользователя, «начинкой» сайта или приложения.

Бэкенд-разработка является одной из самых востребованных задач на рынке труда в России и мире. Зарплаты специалистов варьируются от 30000 рублей для начинающих до 2500-3000 и более долларов для опытных специалистов. На сайтах вакансий постоянно публикуются новые объявления.

Карьерные возможности

Даже для начинающих разработчиков наличие минимального опыта в программировании обязательно. Рост до старшего разработчика займёт минимум 1-2 года. На этом этапе специалист способен самостоятельно реализовывать чужие решения по созданию продуктов. Ведущий разработчик с достаточным уровнем компетенций для принятия решений «растёт» около 3-5 лет.

Далее есть два варианта развития карьеры: путь эксперта и управленца. Эксперт развивает и углубляет профессиональные знания и передаёт их начинающим коллегам. Менеджер постепенно перестаёт писать код самостоятельно, концентрируясь на управлении командой. Высшие менеджеры – технические директора – отвечают за конкурентоспособность компании и развитие IT-направления.

Сроки переходов с этапа на этап условны. Карьерный рост зависит от компаний, в которых работает специалист, от его личных особенностей, от наличия опытных коллег, у которых можно учиться, от владения soft skills и даже от случайностей.

Перспективы профессии в связи с автоматизацией и цифровизацией

Чем больше роботизация будет проникать во все сферы жизни, тем больше работы появится у бэкенд-разработчиков. При всём развитии искусственного интеллекта, он не способен на создание принципиально новых вещей и генерацию идей. Креативность присуща только человеку. Именно программисты будут создавать новых роботов для разных целей и управлять ими.

Стать высококлассным разработчиком непросто – требуется напряжённое и долгое обучение. Далеко не все, кто начинает изучать программирование, приходят к высоким заработкам. В ближайшие десятилетия опытные профессионалы по-прежнему будут массово востребованы бизнесом.

Какими навыками должен обладать бэкенд-разработчик

Его основная ценность – в hard skills:

· минимум 2-3 языка программирования, например, C#, Js, Python, SQL (познакомившись с одним, осваивать другой будет проще);

· проектирование систем, состоящих из множества взаимосвязанных элементов;

· тестирование кода – проверка работы программы целиком и её отдельных блоков, чтобы выяснить, соответствуют ли они требованиям заказчика;

· разработка документации: инструкции для пользователей, обзоры программного обеспечения, справочники по работе алгоритма, кода, интерфейса и API;

· знакомство с принципами Agile-подхода и методики Scrum для продуктивной работы в команде.

Из «мягких» навыков, важных для back-end-разработчика, можно выделить:

· коммуникабельность, которая необходима для оптимального карьерного роста;

· умение подстраиваться под изменения – ведь цифровые технологии не стоят на месте, постоянно меняются обстоятельства, а программистам приходится решать уникальные нетривиальные задачи.

Плюсы работы в бэк-енд-разработке:

1) Глобальная востребованность. Высококлассного специалиста, владеющего английским языком, охотно примут на работу международные IT-компании.

2) Мобильность. Вы можете работать из любой точки мира – большинство компаний допускают удалённый формат сотрудничества.

3) Вы меняете мир, создавая продукты для сотен тысяч и миллионов пользователей. Ваша работа – и есть прогресс, который влияет на жизнь вокруг вас.

Недостатки профессии backend-разработчика:

1) Вред для здоровья. От долгого сидения перед монитором страдает спина, суставы и зрение, появляется лишний вес.

2) Сложный баланс между работой и личной жизнью. Если вы хотите стать высокооплачиваемым профессионалом, придётся в течение нескольких лет в начале карьеры всё свободное время посвящать профессиональному развитию. Да и потом, чтобы оставаться в курсе тенденций и не остать от прогресса, понадобится отдавать много сил дополнительному образованию.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Make Luv
Swift

Дальше не читал.

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ

Не, ну формально все верно. iOS приложение тоже на фронт и бэк раскладывается, да и веб бэк на swift писать можно. Просто по очевидным причинам не популярно.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

А что там бэк? И ответьте сразу на вопрос - те кто пишет для браузера и работает в нем со встроенной в него бд, с файловой системой, сетью - они тоже бекендеры?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тенетович

Эмм, не поясните, что за браузер со встроенной в него бд?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тенетович

Но-но, придержите коней, хотелось у автора оригинального комментария узнать ответ. В контексте, так сказать )

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

А вы думаете я бы вам дал другой ответ? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Хром и прочие, если local storage считать за БД )

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ
А что там бэк?

Та часть приложения, которая скрыта от пользователя. За частую мордой приложения (не дизайн, а именно разработка логики всех этих менюшек и кнопочек, истории итд) занимается один человек, а "бизнес-логикой" - другой.

Вот бизнес логика - это бэк.

И ответьте сразу на вопрос - те кто пишет для браузера и работает в нем со встроенной в него бд, с файловой системой, сетью - они тоже бекендеры?

Относительно тех, кто туда не лезет вообще? Да. Вы же понимаете, что это деление относительное и в зависимости от сложности системы (любой) и фронтендов и бэкендов может быть несколько уровней?

Для пользователя фронтенд это, допустим, страница на сайте, а за ней есть серверная часть - для пользователя это бэк. Но штука в том, что эта северная часть тоже может быть всего лишь одним из "шлюзов" к более "глубоким" частям системы, относительно которых она тоже будет фронтендом.

BFF - как пример паттерна проектирования.

https://miro.medium.com/max/882/1*Cem3r9q3fJ4jIXOvXoX3cA.jpeg

Вот этот iOS BFF с точки зрения команды, которая занимается каталогом (бэк) - тоже фронтенд.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

С моей точки зрения это не верно. Бэк, это бэк. Логика для кнопок, это фронт. Если считать иначе, и переменить этот подход на браузер, то фронтзндеры, это те, кто пишет html и css, а те кто js логику уже бэкендеры. Это же смешно. И в мобайле/десктопе теже правила, только из нарушают специалисты выросшие на подобных статьях.

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ

Это очень примитивная точка зрения, извините, которая походит для блога на WP или не сложной системы, где кроме кнопочек и логики обработки их нажатий банально нет.

Для сложных систем (условный маркетплейс типа Амазона) - такая точка зрения работать не будет от слова совсем. Ни применительно к проектированию системы, ни к управлению ресурсами.

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ
А что там бэк?

В продолжение, чтобы не редактировать коммент:

Если взять сложную программу (какой-нибудь мощный пакет по работе с графикой, который есть и на iPad и на macOS) там будет очень заметной деление на фронт и бэк. Потому что фронт на планшете и на пк разный, а вот бэк по большей части один (само собой с поправкой на API соотв. OS)

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Я раньше делал игры. Это сложно? Там деления не было. 

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ
Я раньше делал игры

Какие именно? Если 2048, то да, наверное там можно и не делить, один человек справится.
Если MMORPG типа EVE, то подозреваю, что и там оно будет. Но за геймдев ничего сказать не могу, никогда в нем не был.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Вы просто не понимаете что говорите...

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ

Прекрасно понимаю, просто вы ни с чем сложнее сайта на условном RoR на сталкивались и думаете, что деление на f/b это только про то, кто кнопочки делает или на сервере колдует.

Такое деление потеряло свою актуальность где-то в 2010м.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тенетович

Вот про RoR сейчас обидно было )

Ответить
Развернуть ветку
ϏϙηαϟϮ

Вопрос в сложности архитектуры системы, а не в технологии. Само собой и вокруг рельс можно твиттер намутить :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тенетович

Еще как можно )

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда