{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Выходцев из «Сбера» хотят нанять намного реже, чем из «Яндекса» или X5: исследование Алёны Владимирской Статьи редакции

Рейтинг компаний, откуда «хантят белых воротничков» — офисных сотрудников, которые занимаются интеллектуальной работой.

Как собирались данные

Сейчас «в ИТ и диджитализацию» идут компании из агросектора, промышленности, производства и госслужб, где рекрутеры ничего не знают о рынке, объясняет Владимирская. Они знают несколько организаций, которые постоянно на слуху — так создаётся «индекс желаемости», пояснила она.

Исследование основано на данных двух проектов Владимирской: «Лаборатории карьеры» и сервисе для рассылок с вакансиями Facancy. Рассылку читает больше 60 тысяч человек. В вакансиях работодатели могут указать, люди из каких индустрий и компаний им интересны. Также Владимирская лично консультирует кандидатов и работодателей.

Она проанализировала 1174 источника — вакансий и личных запросов.

Я понимаю неполноценность выборки для этого исследования: я брала только сегмент «белых воротничков» и могла использовать только данные из Facancy и «Лаборатории карьеры». Очевидно, что это неполные данные. Но мне показалось, что даже в таком усеченном виде они крайне полезны для компаний и кандидатов.

Алёна Владимирская

Первая десятка

Владимирская подсчитала, какая часть запросов включает в себя определённую компанию:

  1. «Яндекс» — 64%.
  2. «Большая четвёрка» аудиторских и консалтинговых компаний: Deloitte, PwC, Ernst & Young и KPMG — 31%.
  3. X5 Retail Group — 26%.
  4. «Тинькофф» — 11%.
  5. «Мегафон» — 11%.

В десятку также вошли МТС, SkyEng, Оzon, «Альфа-банк» и АФК «Система», но сколько работодателей предпочитают сотрудников из этих компаний, Владимирская не уточнила. Сотрудников из «Яндекса» предпочитают во всех сферах, кроме полиции, служб безопасности и административно-хозяйственной сферы. Кандидаты из лидирующих компаний могут рассчитывать на зарплату на 15-20% выше рыночной, заключила она в разговоре с vc.ru.

Кроме того, на рынке слились понятия «большой четвёрки» и «большой тройки» (консалтинговые компании McKinsey, BCG, Bain). Например, наниматели часто просят специалиста из «большой четвёрки», а затем показывают кандидатов из «тройки».

«Для российского потребителя это все слилось в один большой дорогой консалтинг», — заключила основательница «Лаборатории карьеры».

Антирейтинг

Есть и «негативные запросы»: некоторые работодатели не хотят брать офисных сотрудников из определённых компаний или сфер.

  1. 79% работодателей не хотят нанимать кандидатов из госорганов, «особенно из налоговой».
  2. 52% — из «Сбера».
  3. 39% — из «Газпрома».

Специалистов после госслужбы чаще всего опасается растущий бизнес. «Боятся, что кандидаты притащат за собой хвост проверок», — говорит Владимирская.

Кандидатов из «Сбера» работодатели считают «крайне переплаченными и лишенными за годы работы там любой инициативности».

«Сбер» покупает очень дорого и внутри платит так же. В результате сейчас очень часто звучит фраза: «Даже не показывайте мне людей из "Сбера"». Не потому что люди плохие, а потому что «дорогие». Работодатель мог бы и потянуть одного такого человека, но тогда другие сотрудники могут возмутиться из-за разницы в зарплате.

Алёна Владимирская

По итогам рейтинга рекрутер сделала следующие выводы:

  • Кандидаты из «желанных» компаний могут «продаться быстрее и дороже», чем средний кандидат по рынку.
  • Для «желанных» компаний стоимость привлечения высококомпетентного специалиста не ниже, но выбор больше.
  • Нагрузка на фонд оплаты труда для этих компаний не меньше, но в критические моменты она может быть значительно снижена без большого оттока специалистов.
  • Кандидатов из «нежеланных компаний» собеседуют реже.
  • Таким специалистам надо будет показывать навыки и опыт выше, чем кандидатам из желанных компаний, чтобы преодолеть начальное недоверие.

Другие тренды

  • В 2018-2019 годах в таком рейтинге было много «пригосударственных компаний», рассказала Владимирская. Сейчас их в списке нет — бизнес «не считает госпрактики лучшими» и не хочет нанимать людей из таких компаний «по множеству причин».
  • Значительно уменьшился интерес к людям из международных компаний из-за «своеобразия российского пути». Эффективнее нанимать специалистов из российской компании, считают работодатели.

Идеальный кандидат

Если обобщить полученные данные, то идеальным «белым воротничком» будет человек с опытом работы в международной компании в прошлом, который затем перешёл в «очень крупный» российский бизнес, рассказала Владимирская. Ещё лучше, если российская компания выходила на биржу, добавила она.

Другой вопрос, что этот идеальный кандидат в эту компанию не пойдёт. Ему это не нужно. У него скорее всего есть опционы после IPO. И его уже не интересует работа по найму, если речь не идёт об интересной ему задаче. Он скорее всего ищет свое дело или хочет присоединиться к стартапу и создать новую «историю успеха».

Алёна Владимирская

Обновлено в 19:16. В пресс-службе «Сбера» заявили vc.ru, что в компании не знают про исследование и его методологию.

Нам важнее быть в топе рейтинга работодателей, куда хотят прийти лучшие кандидаты. И мы по-настоящему привлекательны для разных кандидатов. «Сбер» занял второе место в наиболее масштабном и авторитетном рейтинге абсолютно всех работодателей России — 2020 от HeadHunter, а в категории «Банки» «Сбер» стал лидером данного рейтинга. Оценка компаний-участников включала, в том числе, желание соискателей, опрошенных на сайте hh.ru, работать в компании.

пресс-служба «Сбера»
0
295 комментариев
Написать комментарий...
Dark matter developr

То есть выводы из заметки - Сбер платит более чем хорошо и человека оттуда перетащить денег не хватит, а Яндекс - маловато и работники из него  перетаскиваются радостно и недорого?

Ответить
Развернуть ветку
Конст Сабур

и это в том числе, и это тоже показатель - сбер не зарабатывает этих денег, люди оттуда тоже в некотором смысле "фантазеры" насчет реальности. а яндекс зарабатывает и знает им цену, и люди оттуда с нормальным практическим опытом

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Деревянко

Не смешите, Яндекс всегда ходил от середины до низа рынка и это широко известный факт
По этой причине его и любят рекрутеры - можно готового специалиста переманить предложив обычную для рынка зарплату.
Про то что «Сбер не зарабатывает, а Яндекс зарабатывает» - сразу видно погружение в тему)

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Общий доход за год (не путать с зп) в Яндексе, начиная с senior, очень приличный, особенно когда на 4 году получаешь максимальную скорость вестинга акций. Посмотрите levels.fyi, там все весьма правдоподобно. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Деревянко

Акции это акции, большинство предпочитает деньгами получать зарплату.
К тому же, акции Яндекса очень долгое время были недооценены и только сейчас они стоят реальных денег, торговал ими года четыре

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Ну вот в этом и конфликт. Многие предпочитают зп здесь и сейчас, чем больший совокупный доход за 5 лет + как в статье указано, высокий спрос на себя по выходу из компании + очень качественный опыт того, как надо делать хорошие сервисы. 

Ответить
Развернуть ветку
Davidov Alexander
 Многие предпочитают зп здесь и сейчас, чем больший совокупный доход за 5 лет

Потому что вертикальный рост в РФ компаниях с ощутимым ростом ЗП - миф. Проще сменить компанию и получить + к ЗП не смешные 5-20к руб, а сразу 30-50к и больше (особенно в ИТ)
https://www.hr-director.ru/news/63328-karernyy-rost-v-rossii-bolee-treti-rabotnikov-ne-vidyat-perspektiv

Высокий спрос на себя по выходу из компании

Если голова на плечах то высокий спрос есть и так, даже не работая в Яшке, особенно в ИТ. Что только мотивирует еще больше использовать пункт выше

 очень качественный опыт того, как надо делать хорошие сервисы.

На примере яндекса, будет скорее опыт того как велосипедить на питоне то, что уже стройными библиотеками давно написано за вас и лежит в opensource. (но яшка их не возьмет, потому что "либа написана не нами") Даже не надо быть ИТ специалистом, посмотрите банально на:
1) Директ где банят просто так, и ссылаясь на 15 пункт правил просто не считают нужным даже объяснять почему (а клиент бабки несет на минуточку)
2) на ЯДиск где удаляли фотки пользователей, а потом пытались вернуть доверие халявным 1ТБ.
3) Яндекс облако которое удаляло жесткие диски на продакшене клиентам вместе с данными - https://habr.com/ru/news/t/452238/
4) Яндекс плюс, который при активации оплаты баллами продолжал списывать деньги с карты
5) Яндекс лавка доставляющая мятые торты и баночки с мочой - https://vc.ru/flood/158004-vmeste-s-zakazom-iz-yandeks-lavki-klientka-poluchila-vedro-s-mochoy-kompaniya-ne-smogla-vyyasnit-kak-ono-popalo-v-paket
6) Как маркетологи Яндекса не знают законы РФ и публикуют PR новости о гос служащем который таксует - https://roem.ru/29-07-2021/286432/yandex-taxi-m4s/
Честно, дальше список лень продолжать целый пост выйдет, там еще по такси пройтись можно и редизайну кинопоиска но я думаю вы и так в курсе

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Положение с зп в ИТ иное, чем по больнице. Не находите? Поэтому не очень верно приводить ссылку ВЦИОМ. 
Про спрос после условного яндекса эта статья. Статья выглядит более убедительно, чем ваше голословное утверждение 🤷‍♂️
Косяки Яндекса естественны, как и в любом другом месте. Вопрос в количестве на срок жизни, размер продукта и команды. Почитайте про закон больших чисел, закон Мерфи и подобное. 

Ответить
Развернуть ветку
Davidov Alexander

Обсуждать Яндекс (как именно ИТ компанию), а потом говорить про среднее по больничке несколько странно, не находите? Или вы реально считаете что курьер или таксист проработав в Лавке или Такси резко станет желанным на рынке труда? Так что ссылочка с данными  ВЦИОМ
как раз весьма актуальна и применима к местным конторкам ибо не только ИТшку отражает.
Косяки Яндекса НЕ естественны, посмотрите на зарубежных коллег, на ту же apple, ms, google. Что-то там на порядок меньше косяков. Даже когда в ЦОД амазона в Ирландии ударила молния. Клиенты получили просто рестарт инстансов, но не потерю данных. А Яндекс облако просто развело руками когда их инженер начал удалять инстансы. 

Закон Мёрфи тут вообще не к месту. Не нужно им оправдывать тот уровень безответственности Яндекса которым пронизан их каждый продукт. Тут одна приемная на vc завалена жалобами 

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry

Есть какие-то объективные данные по числу инцидентов и их тяжести в Яндексе и компаниях FAANG?
Я такой статы не видел, поэтому пишу по своим ощущениям. У вас они другие.  Ничего не поделаешь 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
292 комментария
Раскрывать всегда