Как я избавился от 7 демонов, мешавших мне вести бизнес
Привет! Меня зовут Александр Лихтман, я руковожу коммуникационным агентством 2L, мы предоставляем весь спектр маркетинговых и PR-сервисов IT-компаниям. На рынке мы существуем достаточно долго для нашей сферы — почти 20 лет. Из маленького агентства нам удалось вырасти в среднее или даже крупное бутиковое агентство, которое реализует международные коммуникационные проекты для А-брендов.
Кто-то назовет это двадцатью годами непрерывного роста, но лично для меня — это 20 лет синусоиды от «Я умру бомжом» до «Все будет зашибись!» Ну, вы помните тот мем. За это время мне пришлось сломать и перестроить несколько жестких убеждений и установок, как у себя так и у своих сотрудников. В этой статье я решил рассказать о тех демонах, которые больше всего тормозили развитие моего бизнеса.
Демон 1. Фрик-контролер
Давно, на заре становления агентства, когда в нем было мало людей, во всех его процессах присутствовал я. Доходило до того, что я не мог нормально отдохнуть в отпуске. В каждой поездке постоянно сидел у бассейна с ноутбуком, подключенному к Wi-Fi. Руководил всем, потому что считал, что знаю лучше своих сотрудников, как нужно всё делать.
Причем, правильно, по-моему, как это представлял я в своей голове. Я считал, что этот идеал достижим только при моем участии.
Однажды я все-таки решил, что надо себя пересилить: сделать паузу и попробовать делегировать. В очередном отпуске силой воли заставил себя открывать ноутбук по работе один раз в день. В тот момент нашему клиенту нужно было разместить рекламу на 4-й обложке еженедельного компьютерного журнала. Вечером я сел проверить как дела, открыл почту и чуть сразу весь не поседел. В печать ушел наш неправильный макет с очень низким разрешением, и редакция это пропустила. Выглядела вся картинка как восьмибитная — текст на ней прочитать было невозможно. Для тех, кто не помнит — 4-я обложка — это самое дорогое и самое видное место в печатном журнале.
В то время наше агентство было молодым и маленьким, и я реально подумал, что все пропало. Получалось, что мы разместили клиентский макет, который совершенно не читался. А клиентов тогда у нас было мало, и потеря каждого стала бы для агентства критической.
Когда же я вернулся из отпуска, то оказалось, что мир не рухнул. Плохой макет не заметил никто: ни мой заместитель, ни редакция, ни сам клиент. В этот момент я осознал, что все несовершенство, которое может случиться — оно существует только у меня в голове. После этого случая я отпустил хватку контроля, начал учиться делегировать, перестал участвовать во всех процессах, и агентство стало быстро расти.
А ошибки рано или поздно всё равно произойдут — следишь ты за всем или нет.
Демон 2. Иллюзия делегирования
На заре становления агентства, когда я только перешел из понимания себя как специалиста в понимание себя как предпринимателя, я очень проникся тем, что вот она, власть над людьми. И как это здорово — быть начальником, когда люди приходят на тебя работать, выполнять твои распоряжения и жить твоим виденьем, а ты просто говоришь, что кому делать.
Когда я ставил задачу сотрудникам, то сразу формировал для себя ожидание, что человек всё поймет и сделает волшебным способом так, как это видел я. Но таким образом, к сожалению, это не работает. У всех свой собственный жизненный контекст: свои словарь, понимание и логика мышления. Задачи нужно давать таким образом, чтобы другие их понимали так же, как и ты. А чтобы убедиться, правильно ли тебя поняли, надо об этом спрашивать.
Делать же это мне было неинтересно и некогда. Поэтому часто случалось, что вроде бы задача поставлена, а нужного результата нет. Только математические выражения типа «дважды два — четыре» не требуют трактовок. А вот формулировку «возьми два яблока и еще два яблока», уже нужно пояснять — где взять, каких яблок и когда. Подумать о потенциальных рисках: что с ними может случится, не съест ли их кто-нибудь. Такие вещи уже требуют синхронизации видения постановщика задачи и исполнителя. Поэтому мы создали и сейчас внедряем регламент с принципами общения в агентстве, без которых просто нельзя работать качественно.
Мне пришлось предпринять большие усилия, чтобы научиться собирать и давать обратную связь. Не только по поводу отдельных событий, но и по поводу вообще всего. Например, если я сказал сотруднику что-то сделать, то потом обязательно нужно спросить, что он вынес из моих слов и как планирует решать задачу. И каким видит результат.
Это всё — оно не только про привычку спрашивать и разъяснять. Оно еще про умение слушать и слышать, про эмпатию. Которые тоже пришлось прокачивать. Но это уже тема отдельного поста.
Демон 3. Чудо найма
Самый лучший найм, это когда собственник или владелец функции понимает кто и зачем нужен его бизнесу. Раньше поиск новых сотрудников в агентстве был неосознанный. Кстати, во многих небольших компаниях он и до сих пор такой.
Как мы нанимали людей: допустим, нам был нужен PR-менеджер. Как мы узнаем, что найденный кандидат — хороший специалист? Очень просто — посмотрим на список мест, где он работал и на список ролей, которые он собой заполнял. И если что-то в этом списке похоже на нас — делаем вывод, что скорее всего он хороший. Потом соберем рекомендации, и, если все скажут, что специалист классный — то он точно будет таким и сможет выполнить все наши задачи. На самом деле этот подход был просто лотереей: иногда нам везло, а иногда нет, и человек со своими задачами не справлялся. И это вызывало мой гнев. «Как же так? — думал я, — ты работал в похожей сфере и делал тоже самое, мы тебя наняли, а у тебя проседает общение с клиентом, грамотность или еще что-нибудь».
Пока ты нанимаешь одного нового сотрудника раз в квартал, это не так страшно. При таких темпах онбординга, если человек не справляется, то кто-то из его коллег может без особого напряжения закрыть эту дыру. А вот когда рост и найм на типовые позиции начинает происходить несколько раз в месяц, то выясняется, что подход с релевантным опытом вообще не работает.
Изучив кучу профильной литературы, я понял, что самостоятельно у эйчара нет никакого шанса нанять нормального сотрудника. Есть только везение и интуиция. Если у тебя бизнес от 20 до 100 человек, то скорее всего скиллы даже у людей из разных команд будут отличаться. Кто-то общается постоянно с клиентом, кто-то — нет, у кого-то сложный заказчик, у кого-то — нет и так далее.
Поэтому пока ты не опишешь пошагово, что должен делать человек именно на этой позиции, ты не сможешь составить список необходимых для этого места скиллов, и не сможешь их проранжировать по степени важности. Соответственно, не сможешь понять, как проверить обладает ли ими кандидат. И не сможешь поручить это рекрутеру.
Если же эйчар идет смотреть описание требований к кандидатам на hh.ru, то скорее всего он найдет там, что-то типа: люди должны быть хорошими и не должны быть плохими. Пока я не начал досконально описывать то, что должен сделать человек в каждой роли, найм у нас был стихийный — попал — не попал. Сейчас он стал более осмысленным.
Потом уже идите к HR-менеджеру и разрабатывайте с ним систему оценки, как достоверно проверить на входе навыки, которые вы описали для кандидата. Тогда и качество работы повышается и адаптация нанятых сотрудников проходят гораздо лучше.
Демон 4. Чудо самостоятельности
Еще пару лет назад в агентстве работали сразу несколько руководителей подразделений. Однако, я не очень понимал, в чем их большая задача кроме контроля над исполнителями. Мы к тому времени уже шли к самоорганизации и бирюзовости, поэтому позиции просто для авторитарного контроля не очень вписывалась в нашу картину мира. А контролировать взрослых людей казалось мне бредом, ибо тогда какие же они взрослые.
Так получилось, что в какой-то момент из-за производственной трансформации мы расстались со всеми нашими топами. Парадоксально, но еще целый год после их ухода люди в агентстве расстраивались, что у них нет руководителей. На вопрос, чего вам не хватает в руководстве, я получал ответы, которые сводились к тому, что некому поплакаться и проверить результаты работы. Соответственно, когда я спрашивал: «А что ты делаешь такого, что не можешь сам проверить и понять? Зачем тебе нужен кто-то более мудрый и в чем его мудрость должна заключаться?», то ответа никогда не получал.
Это была просто сила привычки и привычное желание, чтобы кто-то нес ответственность за твою работу. Прошел год и сотрудники стали самоорганизованней, научились без страха принимать решения, а мы медленно, но верно двигаемся к бирюзовой организации.
Не все коллеги с одинаковым энтузиазмом восприняли самоуправление. Кто-то открыто сказал, что просто пришел работать, а не выстраивать новую корпоративную культуру. Я считаю, что это честно, и благодарен таким сотрудникам за открытость. Ведь с честной обратной связью можно работать и искать компромисс, а с замалчиванием и молчанием — нет.
Наверняка, здесь у вас возник вопрос, зачем нам самоуправление и самостоятельность? Самоуправление очень важно для выживания компании в современном VUCA-мире. «Красные» авторитарные организации не гибкие и они в итоге проиграют. Чтобы достигнуть самоуправления нужно налаженное внутрикомандное общение с понятными принципами обратной связи и проведения встреч. В самом широком смысле самостоятельность — это про общение и партнерство, про то, как хорошо люди могут управлять собой и взаимодействовать друг с другом.
И чтобы немного добавить дегтя — самостоятельность редко бывает готовой. Самостоятельность — это долгая кропотливая работа, в первую очередь руководителя или собственника компании над собой. Это и про доверие, и про общение, и про взрослость. Не ждите, что после прочтения книги Лалу вы на собрании провозгласите бирюзу и она сразу же наступит. Наступит хаос и демотивация. И только выбор собственника или топа определит сдастся или победит компания на этом пути.
Демон 5. Сопротивление изменениям
Для того, чтобы провести изменения в организации эффективно и ненасильственно, энергии одного человека обычно не хватает. Здесь горизонтальная структура компании наоборот усложняет процесс. При вертикальной иерархии можно номинально назначить руководителей подразделений агентами изменений. А в команде, где еще не сформировалось самоуправление, люди пока не готовы брать на себя такие инициативы.
В итоге даже руководитель может забить на реализацию изменений и сказать, что если само не сделается, значит ничего с этой идеей не получилось. Крутые консалтеры изменения сопровождают и внедряют — потому что сила внутренней инерции очень большая.
Поэтому я пригласил в агентство двух внешних фасилитаторов, которые помогают нам работать с изменениями и внедрять их в нашу работу. Они — это не только интеграция в наши бизнес-процессы скиллов, связанных с социократией и фасилитацией, а также внешний, и поэтому независимый агент изменений, которому мы платим деньги. Поэтому отмахнуться от него можно, но бессмысленно.
И чем я хотел бы тут гордиться? Мы уже разработали и почти внедрили правила общения, принципы разрешения конфликтов, выдачи и принятия обратной связи. Создали команды изменений и ребята сами распределили свои роли в них. Создали среду для управления изменениями и ритуалы. Определили зоны ответственности исходя из стратегических целей. Прошли несколько болезненных процессов, когда старые паттерны столкнулись с новыми правилами и чуть не разрушили команды. Короче, сделано много, осталось сделать в разы больше.
Демон 6. «Я самый умный»
Мне очень сложно принимать, что я могу быть не прав. Мне сложно принимать критику, особенно, если я понимаю, что она по делу. Это бесит и заставляет сопротивляться, что в свою очередь приводит к тому, что люди с критикой не приходят, даже когда она необходима. Это создает проблемы и в проектах, и для клиентского сервиса. Замалчивание никогда не приводит к успеху. Это я усвоил абсолютно точно. Два моих прошлых брака — тому подтверждение.
И вот чему я здесь научился.
Второе, в чем, кстати, мне очень помогло обучение коучингу — мы часто не слышим, что говорит человек, воспринимаем его речь как белый шум.
После занятий по коучингу я стал активно развивать умение слышать обратную связь, понимать о чем она и выделять в ней важные моменты. Это очень полезный навык. Когда у тебя уже давно успешный бизнес, ты не думаешь про ошибку выжившего, а присваиваешь это своим способностям и заслугам. Хотя на самом деле, ты просто еще не дождался своего черного лебедя, а он по твою душу уже выплыл.
Демон 7. Большая цель — для большого босса
Главной причиной профессионального выгорания является отсутствие у сотрудника понимания перспектив и цели, когда он не может адекватно оценить свою эффективность, потому что не знает, правильно ли делает свою работу.
Типа, я говорю тебе что делать, ты выполняешь, только я знаю, зачем это надо, вот такая у нас невеселая игра. А во-вторых — из-за неумения критиковать и давать развивающую обратную связь. В обе стороны.
Многие руководители (да я и сам раньше) не умеют давать негативную обратную связь сотрудникам. Почему-то в нашей бизнес-культуре принято так, когда ты делаешь классно — ты молодец, но по-другому и нельзя. А когда плохо — то очень часто окружающие не сразу тебе говорят об этом, а молча копят негатив. А потом после того, как количество претензий наберет критическую массу — сразу вываливают их все. И это стресс и резкая потеря мотивации для сотрудника.
А ведь негативная обратная связь, которую тебе вовремя дают — это тоже важный инструмент общения. Чем больше у сотрудника конкретики и понимания чего от него ждут в работе, тем четче он может выстраивать стратегию своего развития в команде.
Очень многие начинают лечить выгорание как-будто снимают обычную усталость — уменьшают нагрузку, пытаются сделать более комфортным рабочее место. Но всё это про физическое состояние. Гораздо важнее, когда каждый человек в компании понимает, как то, что он делает ведет к достижению общей цели. И его личных целей тоже. Будь то бабло, чувство собственной важности или достижение баланса.
И получается, что выгорание отлично лечится налаживанием внутренних коммуникаций, и в первую очередь, этому надо научиться руководителю. И привыкнуть. Взять за правило давать развивающую обратную связь. Чему, кстати, посвящены целые курсы на Coursera. Хотя очень хочется просто замутить тимбилдинг и покрасить офис в розовое.
Спасибо, что дочитали мой суперлонгрид. Что думаете? Какие демоны или иллюзии не дают расти вам и вашему бизнесу?
Близнецы))) Как мило))) Видно у родителей больше других имён в запасе не нашлось😂
Это трое демонов, от которых автор еще не избавился
Это сироты, – ответил Альхен, выжимая плечом инспектора из кухни и исподволь грозя сиротам кулаком.
И куда смотрит @Инспектор ? Явная накрутка же
Меня не было в этот день, но @Патруль отлично справился и заблочил всех участников.
Спасибо вам за внимательность! 🙏🏻
Три брата-акробата
Отличный текст, последовательный и осмысленный. С таким накопленным опытом перемен, впору продавать не только PR, а еще и управленческие компетенции
Спасибо! 🙏🏻
Ниасилил многабукаф. Одних запятых 217 штук.
А у Лихтмана всегда так. В мартовском тексте про коммуникацию их (запятых) 149. В тексте от октября 2020 аж 282, в апреле того же года 221. Сейчас вот опять на этом уровне.Он там вообще в своём уме???
Видимо ваш комментарий это отсылка к анекдоту про письмо на спичечную фабрику "Я 11 лет считаю спички у вас в коробках - их то 59, то 60, а иногда и 58. Вы там сумасшедшие что ли все?"
Тонко!
Спасибо вам за вовлеченность! Рад, что если не сутью, то форматом текстов я еще умею привлекать людей 🙏🏻
очень ценный комментарий канешн
"Типа, я говорю тебе что делать, ты выполняешь, только я знаю, зачем это надо, вот такая у нас невеселая игра" - вы текст читали?
Из открытых источников: запятая - многофункциональный знак, по нему трудно что-то определенное сказать о характере человека. Но по некоторым синтаксическим конструкциям понять кое-что можно. Большое количество ненужных запятых расставляет человек не весьма образованный или грамотный, но добросовестный: он знает, что в тексте надо ставить запятые, но не знает, где именно и сколько. Поэтому на всякий случай расставляет запятые так, как, ему кажется, должно быть. Перед тем как минусовать повышайте свое образование.
Не совсем так.
В статье есть смыслы.
Некоторым они подходят, вторым нет, а третьи их не видят.
Вы себя к какой группе/категории отнесете?
Или к той, которая за запятыми (зачеркнуто) деревьями не видит лес?
Вы с Александром не в одной школе учились? Почему вы употребляете слово смысл во множественном числе? Оно и так подразумевает совокупность значений. И вообще где в моем комментарии упоминание "смыслов"? Я лишь обратил внимание на трудность восприятия текста (информации) в силу его бесструктурности, замененной на форматирование посредством излишнего количества знаков препинания.
Ваш ответ:
обратил внимание на трудность восприятия текста (информации)... к третьей группе.
Ответ принят.
Опять вам двойка. Запутались вы совсем. Трудность восприятия перепутали со смыслом статьи. Можно написать подходящую для восприятия белиберду с отсутствием смысла. Ну как у вас.
У вас с умением ставить оценки на основе Анализа пары слов всё в порядке.
Ниасилил многабукаф.Как и с орфографией, в противовес лингвистике и литературе.
Особенно радует ваша самокритичность:
Что достаточно подчеркивает самоотнесение к "третьей группе"= по невозможности найти смысЛЫ в многогранном объемном тексте.
Ну, штош, это тоже норма (с).
на основе Анализа пары слов - почему вы пишите слово анализ с большой буквы? Почему на основе? По-русски на основании. Вы в школу не ходили? Ну, штош, это тоже норма (с). Я сдаюсь, вы победили меня своей безграмотностью.
Спасибо вам за аналитичность и приверженность русскому языку 🙏🏻
Про демонов всё супер ) Сами не давно столкнулись абсолютно со всем что написано.
Поздравляю с регистрацией и первым комментарием на vc.ru
Зашел на ваш сайт. Как воспитать в себе умение на общей фотке сесть с центре на трон, а девушек оставить стоять?
Тут надо не себя воспитывать, а девушек)
Конспиролог зашел на сайт и увидел, что 7 человек на этом фото что твои младенцы в инстаграме закрыты текстом. Не те ли это 7 демонов?
Автор описал просто титанический опыт, этому опыту можно и за всю жизнь не научиться. Очень много откликается и теперь понимаю что мог делать не правильно в своё время. Автору больших успехов и огромное спасибо за статью.
<этому опыту можно и за всю жизнь не научиться>
Этот "опыт" уже на протяжении многих лет передают из уст в уста каждый уважающий себя "успешный" блогер-бизнесмен.
Очень здорово, что есть люди, которые делятся таким опытом.
Спасибо, прохожу сейчас аналогичный опыт, взял мысли про причины выгорания.
Ох, синусоида - это прям в точку
Хорошая статья! Какие бы повороты в бизнесе не были бы, это еще раз говорит о том что, главное - начать с СЕБЯ!
Правда, в этом примере получилось, что вы сделали говно и никто не заметил - про исправление ошибки что-то ничего нет.
Так хорошее в этом не то, что «и так сойдет», а про излечение контролфрика. А так-то да, вышло плохо и мы на этом научились
Научились, что можно делать плохо и всем всё равно пофиг?
Полезное знание - согласен (без шуток).
Вполне возможно, что тот материал вообще в любом случае не решил бы задачу клиента - так бывает с большой частью даже «идеальной» рекламной продукции.
Всем все пофиг - это хорошее, но печальное знание для меня (
Скажем так, цели у всех разные и не всегда целью заказчика рекламы является её польза для компании.
Ну Вы-то со своим опытом это и так знаете. ;)
возьмите на работу