{"id":10290,"title":"\u0412\u0437\u043b\u043e\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0439\u0434\u0451\u0442. \u0421 \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0435\u0439 \u0443\u0434\u0430\u043b\u0451\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430 \u043a \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0440\u0443","url":"\/redirect?component=advertising&id=10290&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305439-reshenie-dlya-biznesa-zashchitit-rabochie-kompyutery-i-tratit-menshe-na-tehpodderzhku&placeBit=1&hash=30863a1eda304e5fdd806f3aac980e7c84709ee5e2c10ff8a84ec0fda3e88cc5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Vladimir Kalmykov

Технический продакт менеджер на примере вакансии Яндекс Go

Я периодически разбираю интересные вакансии, которые, на мой взгляд, сочетают в себе инновационный продукт, серьезную компанию, и при этом не требуют 100500 лет опыта (что редко). Сегодня вместе посмотрим на позицию в платформе для таксопарков в Яндекс Такси.

Почему в больших компаниях

По моему личному мнению, начинать (или продолжать после первой "разминочной" должности) надо пытаться с масштабрых контор. Скорости, задачи и профессионалы там такие, что при правильном подходе и старании можно будет прокачаться очень быстро, и, немаловажно, - иметь весомую строчку в резюме на всю жизнь. Поэтому, кстати, все рабочие соц сети усыпаны "ex Google, ex Facebook, etc" как это ни комично выглядит (а выглядит это и правда забавно), ведь такая "история" влияет на будущие наймы - планке IT-гигантов доверяют.

Еще одно преимущество таких компаний - разнообразность проектов. В том же Booking. com, где я работаю, можно поразвивать и перелеты, и проживание, и всякие музеи, а можно углубиться в платежи, системы маркетинга или залезть в инфраструктуру (что я, кстати, с удовольствием последние 6 лет и делал - и вы можете). И во всех перечисленных департаментах нужны как классические продакты, так и Tech PM, Machine Learning PM и Data Science PM. В сегодняшней вакансии нужен первый из них - технический продакт.

Про продукт

Итак, ребята в Яндекс.Go строят платформу для автоматизации работы таксопарков и, как следствие, интеграции с их приложением. Другими словами таксопарк сможет пользоваться экосистемой Яндекса, например, чтобы менеджить профили водителей и вести учет, строить маршрут или пользоваться платежкой для выплат за поездки. Ну и конечно - он же сможет вызвать API платформы и, например, получить заказ от Яндекса. Не бесплатно, конечно.

Все это значит, что понемногу образуется открытая платформа - вместо того, чтобы растить закрытую систему сервисов, Яндекс открывает свои API, становясь центром всех процессов. Конечно, на это уйдут годы, и начнется все с каких-то одиночных оптимизаций текущих систем таксопарков, но перспективы у проекта завораживающие.

Кстати, студенты нашего ProductDo курса "Tech для продакта" сейчас знающе кивают, у них на домашке как раз огромный кейс-симулятор по платформе такси :)

Про вакансию

Давайте прочитаем вакансию и поймем, что скрывается за короткими строчками. Я вам буду помогать - по должности я сам уже много лет пишу такие строчки. Сначала хорошие новости:

"Работали в роли менеджера продукта более года. Уровень: Младший—Старший"

Ура - не нужно иметь те самые убийственные для большинства новичков 3+ года опыта. Во многом это следствие того, что технических продактов на рынке пока попросту мало. А вот сразу и про это:

"Умеете «смотреть в код»: вам предстоит много общаться с командой разработки и валидировать технические решения. Умеете решать проблемы на стороне фронтенда и бэкенда."

Тут дают понять, что платформа - это не только про кнопочки, а еще и про создание экосистемы API для внешних интеграций, а значит в команде будут, скорее всего, много backend-девелоперов. И с ними надо уметь общаться про продукт.

Продукт в данном случае будет представлять собой набор "видимых" инструментов (frontend) и поддерживающих их сервисов (backend), соединяющих мир Яндекса и мир таксопарков.

Во-первых, это означает, у вас будет куча внутренних стейкхолдеров в виде продуктов/команд Такси, например: карты, платежка, саппорт, поиск автомобиля, личный кабинет водителя и тд. С другой стороны будет толпа внешних стейкхолдеров: таксопарки с разным уровнем автоматизации, требованиями, размером и так далее.

Продакт будет строить слой между двух миров: внутренние сервисы такси будут вызывать его API, чтобы "сказать" что-то таксопаркам, а таксопарки будут вызывать другую часть этого API, что сказать что-то сервисам такси. Платформизация продукта - крайне интересная задача!

Чтобы в ней преуспеть, надо понимать, что такое API, интеграция, архитектура и какие они бывают, как мерить здоровье сервисов с помощью SLI/SLO, как защищаться от аварий (которые в данном случае будут очень больны всем участникам). Технические знания уже стандарт в таких компаниях как Facebook, Google, Booking, Spotify, Uber, Stripe и вот они начинают доходить и до отечественных компаний. О том, что надо (и не надо) знать по теме я рассказываю на своем практическом курсе "ProdoctDo: Tech для продакта". Прокачивайте современные скиллы, это не так сложно, как кажется! Ну а я рад поделиться опытом.

А вот про "смотреть в код" в описании вакансии они, конечно, просто выражаются фигурально - читать и понимать его не придется - это территория девелоперов. Да и с таким количеством стейкхолдеров для этого времени не будет. На это сразу намекает следующая строчка (еще раз напоминая про понимание общей архитектуры-декомпозиции):

"Успешно справляетесь с работой в режиме мультизадачности: можете вести несколько проектов или продуктов одновременно, не теряясь в их декомпозиции. Можете общаться с представителями бизнеса для определения нужных им продуктовых решений и разрабатывать инструменты для их реализации;"

Дальше к техническим знаниям добавляется немного аналитики. На самом деле, если вы способны осилить технические требования выше, то написать запрос в SQL вам будет не страшно:

"Имеете опыт работы с большим объемом данных и умеете не только формулировать задачи для других команд, в том числе для аналитиков, но и не боитесь «работать руками», самостоятельно парсить логи и писать запросы на SQL"

Если по-простому, нужно быть не просто базовым продактом (и задавать правильные вопросы, которые за вас закодят другие), но и уметь задать те же вопросы самим данным с помощью какого-то языка (например, SQL). Этому, кстати, учит мой коллега PM Data Science из Booking в спец-курсе "Принятие продуктовых решений на основе данных". Ну и наконец:

"Cпособны визуализировать свои мысли в виде прототипов пользовательских интерфейсов. Cоздаете понятные презентации."

Тут продакту напоминают, что надо быть не только заумным технарем, а еще двигать продукт в понятном всем направлении и объяснять сложные вещи простым языком презентаций и ясных интерфейсов (будучи при этом заумным технарем "в свободное время").

Итог

Надеюсь, после внимательного разбора стало видно, как же многому на данной позиции можно научиться и сколько же всего построить, если понимать, куда копать. А именно опыт и насмотренность с годами и делают из вас профессионалов.

Если разбор понравился - с коллегами из Booking и Wise мы пишем похожие статьи и даем практические задачки в телеграм-канале "ProductDo: практика продакта" - заходите.

Ссылка на вакансию будет в первом комменте. Надеюсь, было полезно!

0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Алексей Спицын

Если убрать рекламу, статья будет раза в 3 короче.

Ответить
9
Развернуть ветку
Андрей Чуль

Об этом, кстати, рассказывает Максим Ильяхов на своем курсе :)

Ответить
6
Развернуть ветку
Vladimir Kalmykov

Справедливо, я действительно упоминаю, что это не какие-то волшебные навыки, а вполне себе современная продуктовая "наука", которой можно научиться и смело идти строить платформу хоть такси, хоть перелетов :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Руслан Абрамов

Не уловил в запросах компании поинтов что им нужен продакт.
Почему технический продакт в этом контексте вообще продакт? Если они хотят строить api платформу которая всех удовлетворит, но при этом хотят чтобы этот кандидат в одном лице снимал требование с заказчиков, то это проджект с опытом заказной разработки, и как следствие наличием опыта общения с бизнесом.

Ведь если я хочу развиваться в большой компании имея в приставке своей профессии "продакт", и меня просят писать sql запросики (ну ладно, это еще ок), смотреть сука код, и играть на флейте, но не просят отвечать за метрики, проводить cx и ux с клиентом, и творить все hadi и прочее, то хреновый из меня получиться продакт. Получиться проджект.

Ответить
1
Развернуть ветку
Игорь Колесников

Интересно, сколько такой специалист может получать)

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladimir Kalmykov

Да, хочется, чтобы продакты знали, что этим скиллам можно научиться и смело подаваться на вакансию :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladimir Kalmykov

Черт, а ссылку-то на вакансию я и забыл: https://yandex.ru/jobs/vacancies/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81-go-6984

Они упоминают и про ux, и про требования клиентов, и про "разговор" с данными, и, что делает эту вакансию сложной - еще и хотят, чтобы продакт параллельно построил все это не в виде пары хаков, а платформы.

Но я согласен в том смысле, что тут все зависит от продакта. Если он/она готов взять все в свои руки, то выйдет "инновационный продукт". А если будет ждать пинков таксопарков, то получится "выполнение проектов". Поэтому мне вакансия и понравилась - она таит в себе неочевидную глубину.

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Кононович

Дичь полная, "ребята" из Яндекс.Go с прокаченными скилами фронт и бэкэнда уже 4 года не могут починить КАЛЬКУЛЯТОР в приложении Яндекс.Про, просто сосчитать баланс они неспособны.
Рейтинг успешно банит водителей за соблюдение ПДД, а "система защиты рейтинга" прилежно удаляет справедливые оценки оставляя несправедливые и не учитывая остальные оценки в истории водителя. Бред короче.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Нежник

Хотел бы работать в международной компании, в том же Booking в качестве UX/UI дизайнера :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
Обзор трёх месяцев суда над Элизабет Холмс: что нового рассказали инвесторы, партнёры и работники о ней самой и Theranos Статьи редакции

Экс-сотрудники говорили о преследованиях и давлении, совет директоров не разбирался в деталях, а Холмс рассказывала про тяжёлое прошлое и влияние бывшего партнёра на неё.

«Кинопоиск» стал лидером по количеству подписчиков среди онлайн-кинотеатров в 2021 году — GfK Статьи редакции

Пользователи больше всего слышали про «Кинопоиск», ivi и Okko.

Бренд и лояльность клиентов ценнее финансов: история любимой покупки Баффета — кондитерской See’s Candys Статьи редакции

В 1972 году инвестор сделал нехарактерное для себя вложение — купил небольшое производство шоколадных конфет. Баффет не стал расширять компанию, а сохранил её небольшой, сделав ставку на качество. Благодаря этому она хоть и медленно, но стабильно росла, а на заработанные деньги Баффет в 1980 годах купил акции Coca-Cola.

Магазин See’s Candies
Как чат-боты помогают МФО: скоринг, оформление займов и проверка документов в боте

Идея с оформлением микрозаймов через чат-бота в мессенджере упрощает взаимодействие заемщика и МФО и позволяет эффективнее оценивать кредитоспособность клиентов. Стоит ли интегрировать чат-ботов в свои внутренние процессы? Насколько они полезны для владельцев бизнеса? Какие обязанности можно и нужно делегировать чат-ботам для выдачи кредитов? В…

Digital Horizon повторно инвестировал в чекаут-платформу Bolt в новом раунде на $355 млн

За три месяца, прошедших с раунда D, оценка компании удвоилась.

Райан Бреслоу, CEO Bolt
В Великобритании отменят сбор с владельцев телевизоров в пользу BBC — это около 75% выручки компании Статьи редакции

Сбор действует в стране с 1946 года.

Для чего «Знаем лично» запускает отдельные аккаунты Instagram в разных городах

В конце ноября такой журнал появился в Казани и стал четвертым аккаунтом проекта вслед за Москвой, Санкт-Петербургом и Краснодаром. В чем ценность аккаунтов для локального бизнеса, рассказали контент-продюсер, SMM-менеджер и продакт проекта МТС Знаем лично.

Как бесплатно пиарить бренд за счет чужих новостей. Простое руководство по ньюсджекингу

В современном цифровом пространстве новости разлетаются по всему миру за несколько секунд, и компаниям стыдно не использовать такую возможность в своих коммерческих целях. Особенно если у вас не хватает ресурсов и времени на создание экспертного контента. Разберемся, как правильно использовать чужие новости для продвижения бизнеса в медиа.

Цифровые продукты — создано людьми. Какие ИТ-специалисты нужны ДОМ.РФ и стройотрасли сегодня

Эксперты ДОМ.РФ рассказали о цифровых разработках в компании и о том, какие ИТ-специалисты нужны Институту развития прямо сейчас.

Как украли мою покупку в Сбермегамаркете
null