{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кадровый голод – новая реальность российского бизнеса. Что делать?

Одной из главных задач для российского бизнеса в ближайшие годы станет конкуренция за кадры. Проходят времена, когда креативная молодежь на рядовых должностях была безусловным и гарантированным благом. Теперь за умы и таланты придется побороться – и не только с прямыми конкурентами, но и с новыми городскими профессиями из сферы услуг. Ну а наиболее амбициозные зумеры и вовсе не готовы идти в штат…

Как убедить выбрать именно вашу компанию? И какие инструменты позволят сформировать интерес и мотивацию начать сотрудничество?

Начать придется с осознания простого факта: коммуникация в духе «я начальник – ты дурак» уже не работает. Родители многих молодых людей, выходящих сегодня на рынок, сумели накопить первоначальный капитал, который служит «подушкой безопасности» для их отпрысков. Иными словами, чаще всего им есть где и на что жить. Это имеет очень конкретные последствия.

Из парадигмы работы, то есть подневольного труда, они переходят в парадигму труда свободного – то есть добровольно выбранной деятельности, направленной на раскрытие и капитализацию таланта, формирование набора компетенций, необходимых для того, чтобы качественно влиять на мир и свое место в нем.

Если говорить еще конкретнее – речь идет о партнерских отношениях. Ведь партнерство, в первую очередь, – это возможность вести диалог на равных.

Специалист готов делиться своим временем, обучаться, постигая премудрости конкретной компании, чтоб помочь ей укрепить рыночные позиции. Бизнес же, со своей стороны, делится частью прибыли и инвестирует в образование, развитие и вертикальный рост своего сотрудника.

Казалось бы, win-win? Однако очень часто владельцы и топы российских компаний – люди старой формации, выросшие в совсем других обстоятельствах. Они по-прежнему считают, что оказывают большую услугу каждому, кого принимают на работу. И к новому вызову, когда конкуренция идет не за место, а за человека, они совсем не готовы.

Кадровый голод ощущается уже сейчас на всех уровнях – от линейного персонала компаний до рабочих профессий. Более того, появление новых ниш, таких как, скажем, курьерская доставка или работа в такси, навязало серьезную конкуренцию модели «офисного планктона». Заработная плата курьера Delivery Club или Яндекс.Еде может в Москве легко доходить до 150 тыс. рублей в месяц чистыми, при этом, в отличие от белых воротничков, курьер фактически работает сам на себя – у него нет начальства, он может получать чаевые.

В отличие от позиции официанта или бармена, которая часто служила трамплином во взрослую жизнь, такого рода форма труда – уже полноценная альтернатива для взрослых, активных и физически здоровых людей. Ведь если у тебя нет самодура-начальника, а большую часть времени ты можешь проводить наедине с собой – скажем, слушая подкасты или музыку, да к тому же совмещая это с фитнесом в виде прогулок/на велосипеде – чем это не альтернатива?

В итоге появление новых урбан-профессий стало «черным лебедем» для российского бизнеса. А ведь это лишь один из факторов – в реальности их гораздо больше. К примеру, весь спектр диджитал-ниш – в диапазоне от программирования до SMM и блогерства. Не умеешь кодить? Можешь снимать веселые тик-токи и зарабатывать на них! Достаточно талантлив в сфере девелопмента, разработки продуктов? Для тебя открыты двери многих российских и мировых компаний. Предложение не ограничено географическими границами.

В итоге за лучшие умы развернулась нешуточная борьба. Существует множество узкопрофильных кадровых агентств – хэдхантеров, заточенных на поиск и последующий рекрутинг IT-специалистов. Остальные ниши идут по тому же пути: толковых управленцев, дизайнеров, сценаристов и представителей многих других креативных профессий целенаправленно «хантят» уже сегодня. Завтра этот тренд придет и в массовые профессии секретарей, маркетологов, юристов.

Так что делать, чтобы твоей компанией заинтересовались и пришли на собеседование? И как удержать сотрудника спустя полгода-год работы, когда в него было вложено немало ресурсов – финансовых и временных?

Ценностное предложение работодателя

EVP, или ценностное предложение работодателя, – это ключевой инструмент формирования лояльности к компании. Фактически вывернутое наизнанку ценностное предложение рынку. Если вы создаете реально интересный продукт, который заметен, – вы уже работаете на свой HR-бренд. Но важен микс фактров.

Ключевые формулировка «культурной части» EVP может выглядеть следующим образом:

Каждый из них описывает некоторый принцип:

Помимо перечисленных компонентов EVP у HR-бренда есть и перечень ценностей, которые формируют культурный код организации – то есть набор явных и неявных представлений о том, как принято работать и создавать продукт ценности именно здесь.

Наконец, у любой компании должен быть набор инструментов внешней и внутренней коммуникации.

Инструменты внешней коммуникации HR-бренда

Внешние коммуникации делятся на две категории: pull и push.

  • Pull-коммуникация содержит в себе прямой call to action. Это может быть приглашение на открытое мероприятие, информирование об обновлениях, презентация новых публикаций и т.д.
  • Push-коммуникация содержит в себе скрытый call to action, в фоновом режиме презентует изменения и рабочие процессы. Ценность — в накопительном эффекте. Со временем подходы и механики следует обновлять или дополнять.

Важно понимать, что сегодняшний твой сотрудник – вчера и завтра твой клиент на рынке. Точнее даже, сотрудник и есть клиент – только в данном случае HR-бренда. И работа с ним подразумевает все те же самые принципы, что и с рынком. Поэтому вместо CJM – пути клиентского опыта – мы говорим о EJM – особом опыте сотрудника, который он получает на разных этапах взаимодействия с брендом компании-работодателя. И очень важно, что он увидит и узнает на каждом этапе взаимодействия: при посещении сайта и соцсетей компании, при чтении отзывов других сотрудников и т.п.

Приведем несколько примеров для наглядности.

Сайт

Основная задача — заинтересовать компанией, показать не только технические возможности и продуктовую линейку, но и back end компании; те энергии, на которых строится весь процесс.

Чтобы сайт дополнительно выполнял функцию презентации командного духа, можно использовать инструменты:

1. Dash of glory («доска славы») — здесь можно публиковать реализованные проекты сотрудников, показывая, что добиться успеха в компании может каждый, а не только руководитель.

2. Знакомство с HR-специалистом – не только его контактные данные, но и фотография и ссылка на блог.

3. Раздел блога, посвященный корпоративной культуре.

4. Карта компетенций — раздел, в котором можно наглядно увидеть, какой прирост навыков возможен благодаря работе в компании.

5. Визуализация пути, который сотрудник должен пройти до того, как станет полноценным участником команды.

6. Обязательное добавление ссылок на социальные сети компании.

Анкета-опросник

Анкета-опросник служит одним из инструментов при найме. Кроме оценки опыта и навыков в опроснике есть раздел про culture fit, которые также важны в принятии решения, как и оценки по навыкам.

Кейс-конкурс для студентов и выпускников

В конкурсе может принять участие каждый, кто хочет пройти лёгкий образовательный трек от компании, а также предложить свою идею-решение в соответствии с тематикой конкурса.

Для потенциальных сотрудников — это возможность выиграть стажировку в компании, а для начинающих специалистов в штате — попробовать себя в роли лидера.

Инструменты внутренней коммуникации HR-бренда

Внутренние инструменты необходимы, чтобы вовлекать сотрудника в управленческие и стратегические процессы, раскрывать его креативный потенциал, а также формировать лояльность к компании.

Наставничество

Это институт обмена опытом, где более старший не только дает информацию по части предметных знаний, но и помогает определить принципы разделения зон ответственности для принятия решений в нестандартных/новых ситуациях.

Корпоративный акселератор и банк идей

Сотрудники выдвигают предложения, и лучшие из них, которые заинтересовали всю команду, берутся в проработку – топ-менеджерами и внешними консультантами компании каждый квартал.

При этом тот, кто предложил идею, становится ее тим-лидом – это дает вовлечение и служит инструментом горизонтального роста внутри компании.

Стратегический полдник

Это квартальные собрания, на которых обсуждается стратегия:

  • Актуальный вектор развития компании
  • Дорожная карта развития
  • Роли и функции в рамках стратегии
  • Проблемы и боли
  • Идеи и предложения
  • Личный вклад

Необходимо вовлечь сотрудников в обсуждение стратегии. Мотивация возникает, когда каждый чувствует себя причастным к созданию будущего компании, ощущая, что вносит личный и осязаемый вклад.

Rockstar

Это актуальный статус, который присваивается сотруднику, сумевшему показать выдающийся результат в рамках квартала. Он дает возможность на нематериальную премию – к примеру, обучение за счет компании или внеплановый отпуск.

Встреча роста

Менторская встреча с руководителем – это возможность задать любые вопросы как относительно рабочих процессов и проектов, так и по части собственного карьерного трека. Также это исключительная возможность учиться у опытного ментора.

Фидбэк-сессии

Регулярные митинги по средам и пятницам, во время которых можно поделиться неудачами и победами. Проходят в неформальной обстановке и обеспечивает регулярный обмен опытом и знаниями между отделами и сотрудниками, поощряя атмосферу сотрудничества и открытой коммуникации.

Важно создать ощущение, что именно здесь каждый сотрудник, независимо от опыта и занимаемой позиции, может собственные идеи и планы. Что налажены инструменты обратной связи – с руководителем и коллегами, что система мотивации понятна и прозрачна, а правила игры для всех одинаковы.

Микс внешних и внутренних инструментов служит для построения узнаваемого образа HR-бренда. Внешние каналы нацелены на то, чтобы заинтересовать, вызвать первичную симпатию и желание начать сотрудничества.

Подобный набор инструментов и ценностей формирует нечто вроде корпоративного мировоззрения, которое чаще всего называют корпоративной культурой. Важно, что компоненты такого мировоззрения весьма индивидуальны – в разных компаниях все может быть устроено непохожим образом. Где-то приняты частые совместные вечеринки и корпоративный футбол, а где-то ставка сделана на автономность и личностный рост с развитым институтом менторства.

Совокупность миссии, ценностей и принципов корпоративной культуры, инструментов мотивации и развития сотрудников и особенностей производимого рыночного продукта формирует уникальный геном организации.

В конечном счете, игра в долгую пойдет на пользу всем. Бизнесу не нужна кадровая чехарда и текучка – ведь с ними трудно строить сильный продукт. А сотрудник, который чувствует себя в компании не «ресурсом», а личностью, – будет работать гораздо эффективнее. В том случае, конечно, если представление о ценностях у компании и человека совпадает.

И это значит, что HR-специалисту надо не просто любой ценой закрыть горящую вакансию. Необходимо привлечь партнера и единомышленника для себя и коллег. И вся логика работы должна быть построена так, чтобы решать именно эту задачу – системно, вдумчиво и последовательно.

0
201 комментарий
Написать комментарий...
Алексей

Написано все правильно, но есть реальная жизнь, где работники в большинстве случаев относятся к работе с позиции, что это временное недоразумение и где-то есть работа по-лучше, просто надо время, чтобы её найти. И ищут такое место постоянно. Мне попадались такие резюме, где человек, вроде как хороший специалист, за несколько предыдущих лет менял 4-6 раз место работы. Как такого "специалиста" удержать и нужно ли его держать, да и брать на работу изначально вообще нужно?

Ответить
Развернуть ветку
Evolut Team
Автор

Существует немало простых инструментов вроде тестирования психографического профиля, ценностного опросника и т.п., которые помогают увидеть, что зна человек и предсказать его мотивацию и поведение лучше, чем прямые вопросы. Кажется, чтобы изменить такое отношение со стороны работников, надо с ними "работать" в ответ - и это не всегда так просто. И конечно, проблема существует: того, что зумеры не очень сами хотят работать, не держатся за место, не любят вникать в детали и повышать качество своей квалификации. Поэтому инструменты тут нужны комплексные: не просто вовлечение, но и реальное обучение - бесплатное при условии, что сотрудник не уйдет завтра. Все это действительно сложно, простых ответов тут нет, но взращивать придется именно этих людей - а значит, надо найти к ним подход.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Правильно, сейчас приходиться работать с тем "материалом", который есть, а не с тем, который ты можешь выбрать себе сам, под свои запросы.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
Правильно, сейчас приходиться работать с тем "материалом", который есть, а не с тем, который ты можешь выбрать себе сам, под свои запросы.

Запахло ООО "Рога и копыта". У нормальных компаний никаких проблем с поиском "человеческого материала" под свои запросы нет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Где нет? В Москве или в регионах? Просьба уточнить.

Да, в Москве уверен можно устраивать многоуровневые собеседования и тестирования и выбирать одного специалиста из 200-300 кандидатур. А когда у вас отклик на вакансию аж один человек, что Вы будете делать? Вот и мы ждем своего человека годами ...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Печерских

Плати ЗП нормальные, и будут тебе сотрудники. А задешево никто уже работать не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Вау, вам нужно в комитет Нобелевской премии обратиться. Это открытие мирового уровня...

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

А совершенно зря ерничаете.
И Ли Си Цын, и Александр все правильно сказали.

Экспаты, которые работают директорами в представительствах зарубежных компаний - они для кайфа из своих уютных европейских стран сюда поехали? Нет, конечно. Просто платят больше.
И я лично в свое время из Москвы в Самару перетянул крутого спеца по Ораклу. Да, блин, дорого было. Но он позарез нужен был. И ведь поехал.

"Пробовать поднять зарплату" - недостаточно. Надо ее поднять до такого уровня, чтобы серьезный спец готов был релокироваться. А, если не выходит - ну, значит, что-то не так в датском королевстве.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

К слову вы не обманывайте нас пожалуйста. Вы в Самару специалиста перетянули не от того, что там жизнь лучше, а для того чтобы побольше нанять дешёвых рабочих, которые его обслуживать будут

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Алексей, вы русского языка не понимать?

Я ведь сказал: спец по Ораклу. Вы знаете, что такое оракл? Какие, нафиг, "дешевые рабочие", которые его обслуживать будут?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Почему в Самару, почему не организовать ему офис по месту жительства? Или где-то в Кремневой долине? Денег нет или с бизнес-планом не сложилось?

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Элементарно. Потому что там на оракл была и ERP завязана, и система BI (ну, она была на sharepoint и я ей сам занимался). А потому нужно было, чтобы человек был "в контуре".
Можно было это сделать удаленно? Да. Можно ли это было сделать эффективно? Нет.

Так что - бабки и бабки.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Понятно. Денег не хватило перенести бизнес хотя бы в Москву.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Эххх... Не хватило :(
Да и бизнес-то региональный был. Его ведь легко перенести...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Поднять зарплату можно. Особенно если получить лярд вечно зелёных инвестиций. То можно каких угодно специалистов заманить. Но вы вернитесь на землю. Где у нас в наукоемкие производства делают такие инвестиции? Другое дело запелить сайт для очередного репетитора английского языка. Там потенциал монетизациии ого-го какой...

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Где у нас в наукоемкие производства делают такие инвестиции?

Вероятно, с бизнес-планом таки что-то не то?

Нафига организовывать наукоемкое производство в какой-то дыре, прекрасно понимая, что спецов нет (и их придется переманивать) и при этом не имея ресурсов?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Ох, беда с вами. Совсем оторвало вас от земли-матушки.

Если вы не знали, то за МКАДом есть жизнь, есть предприятия, есть потребность в самореализации, есть специалисты которые десятилетиями создают наукоемкие производства. Но пришли времена, когда на хайпе все хотят идти в ИТ, жить в Европах, и завлечь физикой, химией, математикой молодёжь уже нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Печерских

За мкадом есть жизнь. Так вот. Контора, где я работал, после моего ухода наняла нескольких человек. Однин из которых работал удаленно из МСК. За московскую ЗП, само собой. Так что вопрос желания и необходимости.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Мне сложно представить оператора установки вакуумного напыления работающего дистанционно или летающего чартером из Москвы и обратно за 1000 км каждый день. А, ну да, вахтовый метод есть. А почему бы и нет...

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Я тут из любопытства глянул вакансии. 60-70 тысяч в МОСКВЕ.
Положить сотку плюс бесплатное жилье - и кандидаты нашлись бы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Наивный вы человек, видимо.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

А по сути есть что ответить?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Я ответил вам по сути, но видимо надо ещё ниже опуститься и провести с вами ликбез.

Но для начала задам вам ряд вопросов, может вы сами поймёте в чем вы наивны...

Вы какие вакансии смотрели? Почему вы решили, что наше предложение ниже 100000 вечно деревянных? Почему наукоемкие технологии не финансирутся в нашей стране?

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
Я ответил вам по сути, но видимо надо ещё ниже опуститься и провести с вами ликбез.

Да уж куда мне, сирому, с вами, высоколетающему, тягаться. Не каждому дано строить наукоемкое производство где-то в ебенях, где спецов не найти... Это - высшее мастерство.

Но для начала задам вам ряд вопросов, может вы сами поймёте в чем вы наивны...

Это было бы круто!

Вы какие вакансии смотрели?

Как какие? Оператор установки вакуумного напыления. Как вы и назвали. А вас в гугле забанили, что сами не можете глянуть?

Почему вы решили, что наше предложение ниже 100000 вечно деревянных?

Откуда я знаю? Ведь были только общие слова... Пока понимаю, что "ждут человека годами" и что-то там про пытались поднять зарплату. Видимо, полет настолько высок, что реального уровня не видать.

Почему наукоемкие технологии не финансирутся в нашей стране?

В вот это ОЧЕНЬ серьезный вопрос. :( Без шуток.
И, если вы думаете, что я глумлюсь в комментах - так это вы сами вынудили.
На самом деле - реальная беда. Как на фильтры Петрика - так пожалуйста. Как на что-то существенное - фигвам.
И я прекрасно понимаю, что есть энтузиасты. И также понимаю, что финансирования не хватает, чтобы привлечь серьезного спеца. А на то, что есть - никто не идет. И, к сожалению, получается замкнутый круг :( Зато газом торгуем хорошо... :(

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

О, вы не безнадёжны. В теперь вернитесь к содержанию обсуждаемой статьи, перечитайте мои комментарии и свои заодно, и проведите работу над ошибками.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
Где нет? В Москве или в регионах? Просьба уточнить

Уточняю. У нормальной компании проблемы нет нигде: ни в Москве, ни в регионах. У ООО "Рога и копыта" проблемы есть везде: и в Москве, и в регионах.

А когда у вас отклик на вакансию аж один человек, что Вы будете делать?

Зарплату поднять не пробовали? Да не, что это я - бред какой-то.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Поднять зарплату пробовали. А вы пробовали найти специалиста в области вакуумного напыления в регионе?

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Я понятия не имею что есть "вакуумное напыление" и зачем оно нужно в регионе, но тут вариантов немного:

1. Не "пробовать" поднять зарплату, а реально поднять.
2. Переместить инженерный центр туда, где подобные специалисты есть.
3. Сидеть и плакать, что никто не идет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Капитан Очевидность!

Поэтому все и едут покорять Москву. Там и зарплаты выше и специалистов со всей страны заманили.

"Сидеть и плакать" и "решать проблемы" это два разных понятия. Вам этого не понять...

Ответить
Развернуть ветку
Damir Shafikov

Основная причина почему все специалисты в Москве - им не платят в регионах. Многие приезжие ненавидят Москву и такой стиль жизни, но компании подобные вашей просто не оставляют выбора.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

"... компании подобные вашей ..." - Вы знакомы с нашей компанией, знаете какие у нас условия работы? Или к чему вы это пишите?

Ответить
Развернуть ветку
Damir Shafikov

Согласен, разговор не имеет смысла. С уважением.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
Поднять зарплату пробовали

А не на 1000 рублей пробовали?

А вы пробовали найти специалиста в области вакуумного напыления в регионе?

Я работал в компании, где возникла аналогичная нужда. Поскольку компания была нормальной, то директор поморщил лоб и таки подписал смету на дефицитного специалиста. Да, это было дорого, но его нашли.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Поздравляю вас и вашего директора. Значит действительно экономили на зарплате ...

Ответить
Развернуть ветку
198 комментариев
Раскрывать всегда