{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как написать резюме и найти работу

Я не рекрутёр, просто человек который менял работу почти 40 раз, а последние 10 лет нанимаю людей. Так получилось, что помог нескольким друзьям найти работу, хотя самостоятельно у них не получалось. Сейчас для многих эта проблема актуальна, делюсь тем как это сделать.

Наверное есть исследования, модные подходы, психотехники и новаторские методы. Сразу говорю — ничего из этого мне не знакомо, просто практический опыт. Когда я был наёмным работником, то пытливый ум, жажда нового и алкоголизм — подталкивали меня к частой смене работ. Как-то считал, что-то типа 37 разных мест сменил. Сначала всё подряд, а потом это реклама, маркетинг, руководящие должности. Редко когда искал работу больше недели.

Последние годы это найм, вот буквально недавно закрыл сложную вакансию, полтора месяца ежедневного упорного труда. Такой опыт позволяет взглянуть на резюме и кандидатов с другой стороны.

Мои друзья и знакомые несколько раз обращались ко мне за помощью в поиске работы и удачно её находили, например подруга полтора года не могла устроиться, но изменив подход нашла за месяц, другая знакомая сменила род деятельности в 55. Мне радостно, что у них всё получилось.

Сейчас огромное количество вопросов на эту тему, поэтому чтобы каждому персонально не рассказывать — собрал всё в набор приёмов. Если им следовать — работа найдётся, это как раз те 20% важнейших вещей, которые приводят к 80% успеха.

Неуверенность

Наверное самые неуверенные люди в мире это русскоязычные. Кто сталкивался с индусами, знают — на словах он супер-программист, на деле и одной десятой нет. Вот тут наоборот, как же хорошие специалисты себя гнобят — это какой-то кошмар: «а кому я нужен», «а там у них своих штоль нет», «наверное у меня не получится».

Прекратите себя принижать, прекратите рассказывать «ой, я это не умею», «ой, я тут „плаваю“». Посмотрите на прекрасную картинку — собачка постепенно втянулась, и вы втянитесь:

Трактуйте сомнения в свою пользу: если английский между B1 и B2 — пишем B2. Не надо писать C2, это враньё, но будьте чуть смелее.

Не рассуждать и не думать! Большинство попадают в эту ловушку. Есть цель, есть план — вперёд. Просто делать. Знаете такую штуку как зыбучие пески? Тот кто не задумываясь бежит — спасается, а того кто останавливается и размышляет куда ногу ставить — засасывает.

Ещё одна мысль: российские работники весьма конкурентны на Западе, особенно сейчас. Почему? Готовы работать за любые деньги, лишь бы релоцироваться, лояльны к переработкам и работе во внеурочное время, работали на жёстком конкурентном рынке с высокими стандартами качества. Вы прям находка для всех.

Ещё один момент — собирайте портфолио. Это крайне важно. Портфолио говорит в 100 раз лучше резюме. Некоторые говорят «а мне нечего собирать», это не так, например если Вы маркетолог, то рекламы, скриншоты аналитики, планы, отчёты. Даже у программистов видел интересные портфолио.

Поиск работы — это работа

Часто встречал:

— Ой, я ищу работу уже полгода, ноль предложений или ужасные.
— А как ты ищешь?
— Я разместил резюме на HH.

Это не поиск. Поиск работы или сотрудника это активная деятельность со значимыми KPI. Предлагаю за показатель эффективности брать количество отосланных резюме.

Встаёшь в 8 утра — душ, завтрак, зарядка. В 10:00 садишься искать вакансии и рассылать письма и резюме. И так до 17:00. У всех разная эффективность, ну поставьте себе цель разослать 50–100 резюме в день. Это минимум 250 в неделю и 1000 в месяц.

Пишите, пишите, шлите и откликайтесь без остановки. Это тот самый случай, когда количество переходит в качество. 10 резюме — нет откликов, 100 — отказы, 1000 — офферы. Не можете найти работу — отправьте ещё резюме.

Всю жизнь работал с первыми лицами. У меня был в контактах чувак который всё время матом орал, сектант, обвешанный оружием типчик и т.д. Не надо думать, что вокруг все нормальные. Место найдётся для любого, просто побольше активности.

Пишите всюду: группы Facebook, Телеграм-каналы, любые доски, форумы и что угодно. Нет плохих мест в интернет для вашего резюме. В идеале вы должны заполнить его весь.

Если есть сомнения отправлять куда-то резюме или нет, правильный ответ — отправлять. Повторю мысль из первого раздела — не думайте. Вы резюмерассылательная спамящая машина. Ничего личного, только механическое загаживание просторов сети собой.

Резюме и сопроводительное письмо

Технические моменты:

  • Если на рынке есть стандартные формы для резюме (HH, Linkedin, популярные сервисы) — воспользуйтесь ими, работники кадров любят знакомое.
  • Если есть возможность — избавьтесь в документе от табличек и рамок, они не очень хорошо выглядят. Нужна простая структура.
  • Не используйте doc/docx — выбирайте pdf, это формат для печати, там не будет сюрпризов.

Самое главное — пишите коротко и по делу. Коротко, уберите лишнее, потом посмотрите и сократите в 2 раза. А потом ещё сократите.

Если у вас есть фразы типа «обладаю высокой способностью к обучению и легко налаживаю коммуникацию в коллективе» — вашему резюме место в помойке. Должно быть по делу, а не вот эта чушь.

Как научиться писать резюме и вообще писать? Хорошая новость — эти навыки можно улучшить за 2–3 дня значительно:

  • Прочтите книгу Аластера Кромптона «Мастерская рекламного текста»;
  • Прочтите книгу Максима Ильяхова «Пиши, сокращай»;
  • Всегда пишите план текста;
  • Пользуйтесь сервисом Главред.

Обязательно покажите написанное нескольким друзьям, взгляд со стороны помогает найти слабые моменты и получить хорошие идеи.

Перечитывайте то, что пишите. Это удивительно, но люди обычно не читают то, что написали. Возьмите за правило перечитать 3 раза. И если есть возможность — распечатайте и прочтите. Текст на листе бумаги воспринимается иначе.

Теперь про структуру, обычно резюме пишут так:

  • Даты;
  • Название организации;
  • Набор навыков.

Это не очень интересно работодателю, мне кажется куда привлекательнее строить резюме таким образом:

  • Даты;
  • Название организации;
  • Кейсы, которые были сделаны, показатели.

А навыки, софт-скилы и увлечения разместить в конце. Ведь именно кейсы ключевое, что хочет узнать работодатель. Ну сами подумайте, что привлекательнее:

«Умение работать с рекламным кабинетом Фейсбук, Инстаграм, написание текстов, аналитика рекламных компаний бла-бла-бла.»

Или:

За 7 месяцев, увеличил посещаемость сайта на 30% (+100 000 посетителей в месяц), конверсия выросла на 1,5%, средний чек на 1560 ₽.

Ну понятно, да? Решённые задачи с конкретикой куда больше впечатляют, чем общие фразы.

Важный момент в резюме — не показывайте характер и не вываливайте требования. Не надо писать «не готов к командировкам» или «хочу личный кабинет» — резюме это первоначальный контакт, тут ваша задача показать лояльность, условия обсудите при общении, когда вас захотят, пока работодатель не «на крючке» — не надо на него давить.

Сопроводительное письмо писать обязательно. Когда идёт поток резюме, то читают именно их. Если сопроводительное письмо плохое, то до резюме могут не добраться вообще.

Что такое хорошее сопроводительное письмо:

  • У него чёткий и понятный заголовок, что-то типа <Название вакансии> + <Имя фамилия>+<Возможно мотиватор>
  • Не бойтесь быть яркими. Да, кого-то это напугает, но кому-то западёт в душу. В любом случае выделитесь и будете замечены.
  • Персонализируйте. Вы должны дать понять, что пишите именно в эту компанию, а не шлёте одинаковый текст всем подряд.
  • Настаивайте, что хотите работать именно в этой компании и это ваша мечта. «Хочу в команду!», «Хочу работать у вас!» — хорошие слова.
  • Коротко. Максимум 3 абзаца, а лучше один. Если вы перевалили за 1000 знаков — может как-то пересмотреть то, что вы делаете?

Я намеренно не рассматриваю этап собеседований и общения с работодателем. Там уже нужен серьёзный коучинг от психологов, тренеров, работа над собой. Но! Отличная новость — всё решается количеством контактов. Ну не очень хороши вы на собеседованиях, значит их понадобится десять, а не два.

Это базовые вещи. Их достаточно чтобы найти работу. Все кто прикладывают много усилий — решают задачу трудоустройства успешно. Поиск работы это не про то как растёт невиданный цветок, а работодатель радостно его находит и срывает в восхищении, это про то как планомерно и тупо вспахать поле, тогда будет урожай.

Всем удачи друзья, вы лучшие, у вас всё получится!

Традиционно:

Мой блог в Телеграм.
Печенькочат.
Ну и тут можно подписаться и нажать колокольчик.

0
205 комментариев
Написать комментарий...
Упоротый кролик

Даже самое крутое резюме рассыпется, если вы столкнетесь с рекрутером-инфоцыганином, который отталкивается в работе от устоявшихся предрассудков и своих личных предпочтений.Например для меня поиск работы - каждый раз приключение.Я заикаюсь, отчего голос неуверенный и надтреснутый, до сих пор стесняюсь женщин, даже краснею, немногословен в общении. В основном меня при живой встрече считают маньяком.
Ещё оказывается нельзя работать в простых профессиях, типа грузчика, продавца и т.д. пока нет постоянной работы, оказывается это делает человека тупым и лучше жить в кредит и набирать долгов.
Плюс ещё типичные предрассудки. Мне например заявили, что я лгу, что умею работать с сервисами и программами на английском, так как люди с начальным уровнем английского оказывается не знают даже как запустить программу.Я лгу также, когда заявляю свои знания в Фотошоп или в съёмке фотографии, потому что у меня нет сертификатов и я слово в слово не могу повторить определение из учебника по фотошопу, высраным из глубокой жопы интернета.
Ещё туча х

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Тут главное практика. Надо ходить на собеседования, можно просто ради развлечения. И потом это станет типа как ты боялся летать, но делал это так часто, что со временем тебе стало пох. Потом насмотришься неадеквата и тебя будет уже сложно удивить. Ты уже будешь знать что они у тебя спросят и что хотят услышать в ответ. А вообще ничего страшного не случится, ногами же бить не будут, максимум опозоришься и получишь отказ.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Evil Pechenka
Автор

Это всё, несомненно, будет в 90% случаев. Так устроен мир.

С другой стороны, я однажды устроился начальником отдела без паспорта. Всё возможно при определённом упорстве и просеивании большого потока входящих.

Про Фотошоп — портфолио спасает.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Хамитов Ильшат

Никто и никогда не признаётся сам себе, что это он провалил собеседование, не подготовился, вел себя неестественно, говорил невпопад, краснел и тупил. Никто сам себе не скажет чтоб налажал, что не потянет эту работу. Абсолютно подавляющая часть соискателей обвинит в том что он не принят: эйчара, погоду, ситуацию, да что угодно только на себя.

Посмотрите, самый заплюсованный комментарий от неудачного опыта, который свои недостатки переложил на решения других, называя эйчара-инфоцыганином подверженного стереотипам. Эйчар видит вас в первый раз, конечно если вы даёте ему повод зацепится в том что вы краснеете, что это повод задуматься и повременить, когда есть выбор из нескольких соискателей. Вы думаете, что у вас богатый и прекрасный внутренний мир, который эйчар в силу «тупизны» не видит. Я вас уверяю и докладываю, его никто не видит. То что вы такой классный-знаете только вы сам и родители, возможно супруг/а. Постороннему человеку это не видно, вот он и реагирует на заикания, покраснения, частую сменяемость работы и прочее.

Я считаю что у нас в стране крайне низкий уровень эйчаров, да они возможно не компетентны, но поймите вы все наконец, что то что вы без работы это не вина других. Это ваша вина, вы ленитесь готовится к собеседованию, ленитесь работать над собой, поиск работы для вас это одолжение для работодателя.

Написан прекрасный пост с рекомендациями, как искать работу, как готовиться, однако в комментах плюсуют, извините, за неудачи, на мой взгляд обленившегося Соискателя, который не утруждает себя взять себя в руки и поработать над поиском работы.

Пока вы не поймёте, что поиск работы-это тяжкий труд, к которому надо готовиться, изучать новости о собеседуемой компании, как минимум принять душ и одеть выглаженную подходящую одежду, быть на позитиве, а не краснеть, наизусть знать свои достоинства и сходу отвечать о своих достижениях на работе и много другое. Пока вы не будет искать работу относясь к этому как к важной работе, начиная с 9-00 и останавливаясь только в 17-18: вы так и будете обвинять во всем тупых эйчаров, тупых директоров, тупых собственников компаний и прочих тупых, которые не видят ваш внутренний мир и которые основываются на «стереотипах». Для вас все будут тупые, а вы будете без работы, либо с плохой работой, на которую вы не хотите, но голод не тетка и приходится снисходить до тех компаний, которые устанавливают минимальный фильтр

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Устраивался и работал в последний год: таксистом, официантом, менеджером низшего звена по продаже сраной итальянской керамики, джуниор дизайнером, просто для расширения границ и признаться от нечего делать, развлечься, не знаю, так хотелось.
У меня за плечами странное, но неплохое образование, финансовая независимость, гора харизмы, про неё так говорят, может врут/льстят...
Где бы я не прикладывал свою руку, через месяц я становился микро звездой, "работником меcяца", после этого моя потенция очевидно снижалась ))
Итого 75% рекрутеров при общении со мной отталкивались именно от своих предрассудков, и в 75% случаев я был мимо их ожиданий, и не проходил собеседование, поэтому приходилось играть в простачка. В оставшихся случаях я получал метку троль/overqualified ). Проще всего было устроиться джуниор дизайнером кстати)

Вообще конечно рекомендую пошатать себя, на как казалось бы, бредовых работах, это помогает понять что жизнь это не про бабки, это про социальные отношения между людьми, и про то, что однажды пора прекращать играть чужие роли в чужих фильмах.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
ilia

Согласен.

Товарищи кадровики в большинстве случаев - это девочки, которые где-то там про "расскажите о себе", "продайте ручку" и "вопросы как в гугле" прочитали и ждут что ты будешь перед ними распинаться "продавая себя". Доходит до того, что (сам знаю точно) многие просто не рассматривают кандидатов, если у них в резюме указана почта "не на нормальном сервисе" или в соц.сетях кандидат - не "божий одуванчик в офисной одежде". В общем, тоже когда-то "хорошо презентовали себя, бойко" и на этом все. При этом дать хоть какую-то обратную связь даже в пару фраз не могут связно - ни на месте, ни потом.

Так что выход один (пока работодатели не поняли что таких брать нельзя) - тыкаться и не расстраиваться когда натыкаешься на таких.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вараксин

Так происходит потому что ты не берёшь инициативу в свои руки и плохо себя презентуешь, мнёшься, ты этого не скрываешь, вот и приходится им задавать вопросы на наличие сертификата или уточнять какие-либо формулировки. Ты не продал себя, почему они должны тебе поблажки делать? Чтобы ты потом тратил ресурсы компании и не приносил прибыли? Собеседование должно происходить в формате интересного диалога, а не в форме «вопрос-ответ». Если ты не умеешь общаться и находить подход к людям, это не их проблема.. есть поговорка - «Скромность - это единственное качество людей, у которых больше нет других качеств».

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Артём А.
нельзя работать в простых профессиях, типа грузчика, продавца и т.д. пока нет постоянной работы

Все понимают, что может быть время, когда приходится работать грузчиком, курьером, продавцом и тп. Но если вы ищете работу специалиста а не разнорабочего, то ваше резюме не должно состоять из нерелевантного мусора. Зачем вы это пишете? Как это поможет понять что вы хороший специалист?
Ну и чисто практический момент, да, простая работа отупляет как специалиста (не в общежитейском смысле). Поэтому при прочих равных, выбор будет в пользу того, кто постигал себя 3 месяца, а не того, кто 3 месяца пробивал товары.

А рекрутеры разные, да, не заморачивайтесь. Это тот случай когда настало время попрактиковаться в умении превзойти рекрутера в играх разума. Почувствуйте, как вы можете принять его правила игры и обыграть на его же поле. Когда у вас получится, вы будете относиться к глупостям людей снисходительно, примете их такими какие они есть и сможете относиться к этому спокойно, не пытаясь с пеной у рта доказать рекрутеру, что его вопросы говно, поэтому он 3 месяца не может найти хорошег спеца, который прошел бы дальше первого собеса. Тем самым делая себя еще более желанным специалистом. И это полезный навык в общении со всеми людьми, ведь глупость встречается повсеместно. А иногда даже бывает, что глупцом кажется оппонент, но по факту им являетесь вы) Конечно, если без этого всего ваша почта, личка в тг, линкдине ломятся от предложений, можно не заморачиваться, но ведь тогда и проблема с предрассудками воспринималась бы иначе)

Ну и помните, резюме - ваша презентация себя. А в любой презентации у вас фора - ведь только вы знаете, чего вы не знаете. А значит вы можете (попытаться) построить презентацию так, чтобы усилить свою позицию.
Проще всего понять это, посмотрев фильмы про суды с перекрестными допросами - это похожее искусство
И не бойтесь быть собой. Примите то, что вы не идеальный кандидат. Это нормально, ведь и вакансия не идеал.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кирилл Иванов

Игра в найм идет по выдуманным правилам недалеких HR, их языком и ленью читать резюме.

То, что вы пишете, возможно, работает на уровне рядовых или востребованных позиций и вот почему:

для топовых придется переписать резюме под каждую (о чем вы, почему-то, умолчали). А это нереально сделать 100 раз за день.

Так что вы просто в горячей, а , скорее всего перегретой нише свой опыт продаете по 60 раз.

Ответить
Развернуть ветку
Lena *

"Зеркальте" того, кто Вас собеседует. Тогда с собеседюющим Вы будете на одной волне. Это разряжает обстановку.
И да, ниже верно сказали, берите инициативу на себя.
И еще(очень важно) к собесу надо бы готовиться:от изучения инфы о компании до подготовки своих вопросов(и снова это принятие инициативы на себя и руководство встречей) . Это как бы и собеседующемуся полезно и создаст нужное впечатление (особенно у неопытного или просто не профессионального рекрутера. А опытный поймёт, что Вы готовились, это плюс Вам).

И бояться не надо. Вас пригласили, Ваши навыки и опыт имеют ценность для этого работодателя.

Единственное, вот против инфоцыган и профанации ничего не помогает ( Хотя, тоже. Берите инициативу на себя.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Данис Жаруллин

Я прямо через текст уже не верю в то, что вы пишите. Потрясающе!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бацман

Про кладовщика жиза, особенно если вдруг с него решил попасть в айти. Видимо в этом и кроется мои 90% отказов на стадии отклика.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аббасов

Мне 37, в ИТ 15 лет. Последние 3 года управлял продуктами электронной коммерцией ВКонтакте с миллиардными оборотами. До этого был соавтором аналитического стартапа о котором писали на TechCrunch. Еще раньше похоронил несколько собственных продуктов, а сейчас пилю новый. И знаете что … я хочу сказать всем своим ровестникам и людям у которых есть неуверенность — я очень неуверенный человек. Я могу зависнуть на простых вопросах. А ещё я хочу, чтобы вы поняли, что вы все красавчики! Реально не бойтесь пробовать. Уверенность растёт из-за того, что вы становитесь мудрее! Почитайте про этот эффект:

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
управлял продуктами электронной коммерцией ВКонтакте с миллиардными оборотами. До этого был соавтором аналитического стартапа о котором писали на TechCrunch.
я очень неуверенный человек.

На этом месте другие неуверенные подумали - а мы вообще доросли до того, чтобы быть неуверенными?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleksandr Ostrenko

Тёзка, книгу нннада? https://www.livelib.ru/book/1006741768 :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alfiya Sagitova

Привет, Саша!

Ответить
Развернуть ветку
VC Воин

Всё по делу.
Главное не бойтесь друзья.
Пока вы не устроились - компания для вас никто, как и вы для неё.
Общайтесь на равных.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Andrianov

В чём секрет что вы меняли работу десятки раз и вас рассматривают на уровне HR вообще? Везде где работал общался по концепциям найма и там "летунов" отсекали на моменте скрининга резюме, мол невыгодно вкладывать в человека который быстро уйдёт, кроме случая прям совсем редкого специалиста

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Несколько аспектов:

1. В рекламе и маркетинге традиционно текучка.

2. Я никогда не писал в резюме 30 мест работы, зачем вписывать как я грузил полистирол или продавал спортивные костюмы в Лужниках? Писал, что нравится, тем более трудовую я вообще потерял в итоге, зато у меня отличное портфолио и рекомендательные письма были. Никто на этапе резюме не смотрит трудовую и диплом, а потом ты уже с начальником отдела говоришь или директором, и прокатывает всё, что угодно.

3. Всегда старался выходить на первое собеседование с специалистом, HR-ы это просто регистратура, они ничего не решают и не могут оценить. Если есть другие варианты — лучше с ними вообще не встречаться. А для меня вообще не вариант, у меня диплома не было, HRы для меня полная труба. Помню устроился в очень крупную фирму, начальница отдела кадров через месяц поняла, что у меня нет высшего образования, бегала и орала «Я тебя уволю!», но хрен ей по губам, конечно, я в прямом подчинении у коммерческого и уже первую премию за отличную работу получил.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
джекичян
10 резюме — нет откликов, 100 — отказы, 1000 — офферы

ТЫСЯЧИ!!!!111

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Тепкрь можно не боятся сообщений на hh, где написано 1000 откликов. Вполне вероятно, что это один и тот же человек.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li
В 10:00 садишься искать вакансии и рассылать письма и резюме. И так до 17:00. У всех разная эффективность, ну поставьте себе цель разослать 50–100 резюме в день. Это минимум 250 в неделю и 1000 в месяц.

По моему опыту эффективность рассылки резюме околонулевая. Часто висят протухшие вакансии, на отклики или не отвечают, или в лучшем случае проводят собеседования с последующим молчком без оффера (ищут кого подешевле, потому и висят). Все приличные работы, включая даже самую первую на старте карьеры, находили меня сами, последний раз вообще по знакомству (я даже не открывал резюме на HH). Был ровно один раз, когда отправка резюме закончилось оффером, и то компания оказалась далеко не лучшей, начиная с низкой зарплаты. Возможно, в других отраслях с этим лучше, но в айти почему-то так. Хотя я относился так же как написано, ходил на собеседования как на работу, почта была завалена предложениями.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Относительно хождения на собеседования, лучше на них ходить минимально, это очень много времени и очень низкая эффективность.

Не знаешь условия — не ходить, не говорят зарплату — не ходить, и т.д. Сейчас 90% решается удалённо, а каждое собеседование это минус день.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Артем Захаров

"Все приличные работы, включая даже самую первую на старте карьеры, находили меня сами" - полностью согласен, точно также было и у меня. Чем старше становишься - тем труднее найти свое место, предыдущие места, особенно первое место кажется самым лучшим. Не знаю почему, но лично у меня это факт.

Насчет массовой рассылки, которую предлагает автор таким образом толкает неопытных в бездну. После такой спам-атаки начинаются звонки с сомнительными предложениями. Может кому-то интересно раз в 3 месяца менять место, так по мне это расшатывает человека как личность, иными словами у человека ветер в голове, соответственно мыслить также не сможет серьезно.

Пристально искать работу нужно еще в универе, именно на студентов больше взор крупных и перспективных работодателей, так как студента проще обучить под свои требования и много просить не будет, а в дальнейшем (если компания действительно серьезная) и сотрудник действительно вошел в курс дела его ждет закрепления как специалиста и наверное карьерный рост. Главное, чтобы у человека была голова и понятие, что смена работы не по острой необходимости - это отчасти новая жизнь как при переезде и не факт, что она оправдает свои ожидания.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim

Про неуверенность

По своему опыту могу сказать, что если человек не совсем дебил, то он может делать практически любую работу. Может быть не сразу и не с лучшей эффективностью, но может.
За 15 лет трудовой деятельности у меня не было ни одной позиции где не приходилось бы учиться новому или я знал все ответы (или хотя бы большую часть). Напротив, попытка заранее прокачаться, а потом "выйти в люди" гарантированно ведёт к провалу. Идите и делайте.

Про опыт

Один мой коллега любит повторять, что сейчас все так быстро меняется, что такого понятия как 10 лет опыта не существует. Даже то, что мы делали 5 лет назад уже не имеет значения. Многие индустрии за это время успевают полностью трансформироваться.

Про резюме и прочее

Согласен с автором. Нужно делать массовую рассылку. Процесс найма это очень мутная тема. Можно сделать все правильно и всё равно не получить позицию, это норм. Даже если вы понравились будущему боссу и HR, у другого кандидата может быть в резуме какая-то киллер-фича или просто в компании сейчас квоты на найм конкретных нациольностей, пола, возраста и т.д. Так что отказы не надо принимать на свой счёт.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Имеет не имеет значения… На собесе все равно спросят, какой опыт, умеешь ли то, умеешь ли это. И что им, залечивать, что хрен с ним с опытом, все равно все меняется, возьмите - научусь? Фантазеры через одного.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ксения Марасанова

Насчет английского языка - если уровень меньше В1, то врать вообще смысла не вижу, это станет понятно в первую секунду, когда человек откроет рот.
Позволю посоветовать свою счатью про английский и собеседования - https://vc.ru/hr/390059-kak-proyti-sobesedovanie-na-angliyskom-yazyke

Ответить
Развернуть ветку
Мел Гипсон

Мой опыт: сменил около 15 мест работы (не очень крупные компании, до 150 чел). Поиск занимал 2 недели максимум. Находил телефон директора или другого ЛПР в интернете или методом соц инженерии у секретарей, договаривался с ними напрямую. Уже через 3-4 минуты разговора с ним понятно, хочется у них работать или нет.
Резюме отправлял только после разговора с директором, убедившись в его заинтересованности рассмотреть это резюме. Обычно при первом же разговоре договаривались о личном собеседовании и предварительно назначали время/место.

Ответить
Развернуть ветку
GoDLikUS

посоветуй как соц инженерию прокачать?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

"Сопроводительное письмо писать обязательно. Когда идёт поток резюме, то читают именно их. "

нет. Я вообще больше не пишу сопроводительное. И резюме открывают в 94% случаев, и приглашением поговорить заканчивается примерно половина (с учетом некоторых особенностей опыта это достаточно хорошая конверсия).
Раньше сочиняла индивидуальные сопроводиловки, но резюме открывали существенно реже, одно к пяти. Приглашений не было вообще.
Решила: хватит с меня развлекать hr-ок, пусть делают свою работу.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Хорошая история. А у меня вот был позитивный опыт с сопроводительными. Видимо есть ещё какие-то факторы, типа кому слать или длина письма. Или текст.

Но такой опыт интересный. А что пишите? Ничего вообще? Какая тема письма? Что внутри?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
МарияЕ

А кем вы работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Юркин

Опубликовал недавно на hh вакансию в сфере финансовой аналитики. Пришло 283 резюме. Под КАЖДЫМ резюме было сопроводительное от "Позвоните мне" до огромных портянок размером больше, чем само резюме. Подтверждаю, что если бы резюме было бы без сопровода, оно бы тем самым выделилось. Как в старом видосе про Гешу и продажу турпутёвок. "ЧТОООООО?!!!!! Какой нахал, без сопровода, сейчас я тебе покажу, а ну-ка поглядим твоё резюме, выскочка"

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry K.

А если работа не подразумевает кейсов и это просто рутина без «поднял продажи на 200 миллионов % за 3 дня», то что писать?

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Пример можно?

Ну просто, к примеру, рядовой продавец калийных удобрений, всегда может написать:

01.01.2019–01.01.2022 ЗАО «АгроКалий»

Продал за время работы 250 000 тонн удобрений, это 173 покупателя, 500 000 мешков по 50 кг, 23 региона России, и 7 регионов зарубежья. За это время я отправил примерно 17000 писем и сделал около 10 000 звонков.

Сравним:

01.01.2019–01.01.2022 ЗАО «АгроКалий»
1С Предприятие;
Офисные пакеты;
Взаимодействие с клиентами.

***

Я считаю, что первый вариант интереснее.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Hahaha ahhaaha

После 1000 отказов продолжай отправлять.. по мне так гораздо раньше стоит задуматься о том, что не так с твоим резюме или с тобой. Если мы не про Россию, я бы выбрал несколько компаний которые меня восхищают и я могу объяснить почему (ценности, продукты и тп), и стал бы добиваться любой возможности работать там. Время потраченное на рассылку потратить можно на «я вас достану» в хорошем смысле и вас точно заметят, главное отличие чего - вы будете работать не черти где-то работа вам будет в кайф

Ответить
Развернуть ветку
Hahaha ahhaaha

Хотя, если вы грузчик, продолжайте рассылать

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

коучу разрабов ради хобби по собеседкам. Поэтому есть что сказать (субъективно!).
Во-первых собеседки многоэтапные. На каждом этапе надо понимать какой профит интересует собеседника.
Этапы для небольших компаний часто как указано ниже и когда вы переходите к сл этапу УЧИТЫВАЙТЕ интересы людей на этих этапах:
1. Сборщик резюме
2. Hr компании или старший hr агенства (который вашу тушку будет продавать или получать премию)
3. Технарь
4. Главный или главный с hr компании

Ну и дальше разные стратегии. 1-е обычно ищут по ключевым словам, имеет смысл не делать 1 резюме, а под каждую компанию выстраивать свое
Также на этом этапе смотрят можете ли 2 слова связать, но их задача побольше обработать релевантных резюме.
2-е уже смотрят что вы внезапно какахи не кидаете во время интервью ну и вообще душка и не мудак, их интерес закрыть позицию и получить премию, а если язык у вас есть не только для того, то могут и помочь и примерно подсказать тему вопросов у технарей.
3 - технарь, если не гениальная школота, его цель скинуть часть своей работы и вообще желательно автономного товарища найти. Не беру крупняк - там часто дебилизм из люков или сортировок, даже если вы молнии из задницы пускаете и взглядом датацентры поднимаете. У них задача тупо по скрипту быстрее с вами закончить при любом раскладе (но там тоже можно подготовиться не перечитывая кнута или перерешивая литкод или тип того).
4. - проверить лояльность, и спрогнозировать как долго задержитесь на этом месте.
Ну и все вместе - это проверка на адекватность на каждом этапе.

PS (опять же от себя) - проходить, это навык, поэтому поддерживаю автора на все 100%. А насчет - "меня и так нашли", вопрос не то что нашли, а вопрос цены.
Если на 7$-10$к в рунете и не олимпиадник - ну значит просто молодец, слушайте его )

Ответить
Развернуть ветку
Andy

Насчет английского.. Если вакансия не требует явного уровня, то определять "на глаз", какой у тебя, нет никакого смысла.
При общении будет понятно, достаточно ли твоего навыка общения или нет, и совершенно неважно, будет ли это В1 или В2.
Я недавно искал работу в англоговорящую компанию. Резюме и сопроводительное письмо были на английском. На первом собеседовании было плохо и тяжко, на 5-м уже легче.
Уровень английского не писал, и никто его не спросил ни разу.
Сфера IT

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Шевчик

В «Пиши, сокращай» есть отдельный блок про резюме и отклик на вакансии. Можно прочитать эти 10-20 страниц, а не всю книгу.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Evil Pechenka
Автор

Я не журналист и не копирайтер, эти книги были кране полезны для меня. Причём первую перечитывал раз 5 и каждый раз находил что-то новое.

Это для всех кто хочет что-то писать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

У Вас негибкая история про гордость и значимость. А это игра в ритуалы, должно быть просто пофиг, не надо эмоционально вовлекаться.

А если на этапе собеседования я пойму, что эта компания говно?

Скажете — «пока» и уйдёте.

Как-то недели две проходил собеседование многоэтапные с детектором лжи и т.д. Начал работать, а в конце дня мне принесли листок, там надо было по часам расписать, что я делал. И планировалось, что все такое заполняют всегда.

Ну и чего, это была самая короткая работа в моей жизни — 1 день.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Mercator

Очередной личный опыт преподанный как сакральное знание, работающее для каждого. 1000 откликов… Где вакансий-то столько взять? Только для айтишника и подходит, которому удаленка норм. У многих людей в лучшем случае вакансий 50 по профилю в городе и все, больше нет. И дурака из себя приставучего на таком рынке лучше не делать, где информация может быстро разойтись. И так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Сам Такой

Сомневаюсь, что там имеется личный опыт. Обычная инфоцыганщина, как и все статьи о работе на vc. Эта псевдофилософская теория о том, что нужно больше рассылать резюме, не выдерживает никакой критики. Потому что количество перерастает в снижение качества, приходится перебирать уйму мусора, где потом выясняется, что предлагают зарплату 40тыс и хрен поймешь чем занимается их бизнес, все чаще натыкаешься на всякие агентства, которые занимаются перепродажей резюме или еще чем-то подобным. Заинтересованные конторы и сами без проблем находят резюме на hh, но даже среди них, если из 10 вакансий сходишь на 1 собеседование, то это неплохо, все остальное - мусор и спам.

Сейчас очень плохо с работой, за последний месяц получил лишь 2 предложения, которые вызывают доверие, и всего десятка 2 просмотров. Это очень мало, раньше было в разы больше.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Evil Pechenka
Автор

Я понимаю Ваши возражения. Реальность такова — примерно все кто ищет работу делает это очень плохо и еле-еле. И все с кем мы вместе искали работу — нашли её.

Только для айтишника и подходит, которому удаленка норм. У многих людей в лучшем случае вакансий 50 по профилю в городе и все, больше нет.

Я не айтишник, работаю всю жизнь в интернет, зачем и как работать в каком-то «городе» понятия не имею и ничего про это не знаю. Конечно тут речь не о поиске работы продавцом на рынке, а рынок у дома один, там будут иные принципы.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
A.A. Rayskiy

Сейчас адский стоп на поиск сотрудников. Отклики даже не просматривают, много вакансий ушли в HOLD. На 50 откликов 10 просмотров и 5 ответов.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Смысл какой: у всех всё по разному. Сейчас люди ищут вакансии с релокацией Европа/США, а там ничего особо не поменялось.

Например я в ближайшее время буду искать 3–4 человек. Ну просто потому, что у меня ничего на РФ не завязано.

Ответить
Развернуть ветку
Перронная сеть

А ещё месяц назад был жуткий дефицит кадров, тянущийся ещё с прошлого года.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Solovyev

То, что 50% проблем - это неуверенность в себе, согласен. Часто встречаются люди в подчинении, на порядок умнее своего начальства)

Ответить
Развернуть ветку
Сам Такой

Это не чаще, а практически всегда. ))
Но тут дело вовсе не в "неуверенности в себе", а в том, что у других этой уверенности слишком дох..я. Умные люди всегда сомневаются, пытаются оценить возможные риски и сложности, а дураки лезут напролом и не боятся сложностей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чарльз Мангер

Сменил 37 мест, а потом меня взяли в "Роскомнадзор"...и вот тут я показал "Кузькину Муть"

Ответить
Развернуть ветку
N A

По моим наблюдениям, если у человека был свой бизнес (ИП), то для многих кадровиков это прям как красная тряпка.

Ответить
Развернуть ветку
Сам Такой

У меня был ИП. Но он дублировался обычным стажем и я его не указывал в резюме. Зато это теперь первое, что вылазит в гугле, если забить мое фио. Проблем с кадровиками не заметил, видимо им лень гуглить. ))
Короче говоря, не вбивайте ИП в резюме и все.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

А для стартапов это плюс. Всегда найдётся тот, кто тебя хочет, тебе же всего одна вакансия нужна, не больше. 😊

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Voronin

Ньюфаги знают, что VC расшифровывается как венчурный капитал?

С каждым годом сайт все основательнее превращается в филиал Пикабу, где в топе статей одни жалобы на Озон и Тинькоф от авторов, которых кинули на товар или пару тысяч рублей, а русскоязычных ему аналогов я не знаю. Может кто подскажет?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Аналоговнет

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

V упало, C убежало, так и живём.

Ответить
Развернуть ветку
Апрель Обормотов

Недавно столкнулся с хрюшей из "крупнейшего интегратора"и понял, что в плане найма там ничего и не изменилось.
Забавный опыт

Ответить
Развернуть ветку
Lena *

Согласна со многим.

Но какой смысл рассылать резюме тысячами и даже сотнями?) Это трата времени.
Лучше резюме грамотно подогнать под интересующую вакансию (при условии,что требования совпадают с опытом).
Рекрутер (особенно малограмотный) видит то, что ищет. Вернее, он ищет, то, что нужно. Тоннельное зрение.

И ещё. Все что написано, в резюме, может быть проверено на собесе. Условно, когда пишут что-то из разряда "умение работать в режиме многозадачности", надо быть готовым к тому, что спросят почему вы так решили.
Всё, что пишем, надо быть готовым подкрепить конкретным примером.

И на счет "оцифровки" резюме. Согласна, но это не подо все специальности подходит.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

В среднем очень часто резюме «пропускают», оно не проходит какие-то неизвестные фильтры, поэтому меньше всего трудозатрат — не пытаться их понять и обойти, а просто разослать чуть больше. И где-то случайно не пройти, а где-то случайно пройти. Это непредсказуемый процесс.

Проверяют чёткие измеряемые критерии, да и то не все. Я не призываю врать, просто если кто-то хочет что-то слышать, ну пусть это слышит. Не переделывать мир под себя, а гибко подстраиваться под ситуацию.

Даже здесь, в комментариях, люди продвигают мысль «а вот рекрутёр должен нас уважать». Да зачем это? Пусть не уважает. Какая разница? Мне безразлично уважает меня некая функция или нет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Баландина Ольга

самое главное просто не лить воду в резюме и вы тогда смело сможете найти себе работу

Ответить
Развернуть ветку
Aerogra Aerogravto

Отличный текст! Нужно идти вперёд, не бояться и... ценить себя!

Ответить
Развернуть ветку
Федор Савичев

Не сходится по цифрам. Лидеры по текучке это ресторанный и гостиничный бизнес, там за лет 15 столько мест можно поменять. В маркетинге и рекламе 1-2 года на одном месте все же работают. С таким стажем надо быть сверстником Билла Гейтса, даже если брать по минимуму.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Я считал мелкие работы на заре карьеры и мне не 20. И не 30. 😂

Ну т.е. решил продавать книги и неделю продавал — считаем. По профилю меньше, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Гофт
жажда нового и алкоголизм

Да :)

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец

Спасибо за статью, очень актуально и самое главное без воды))
В связи с тем, что все мои заказчики резко ушли из РФ, я вышел на рынок труда и реально столкнулся с HR барьером.
Думаю, любой прикладной спец (кодеры, дизайнеры, фронтенд и тп) сталкивался с надменными тупыми песдами из рекрутмента.
Короче, посоветуйте, как быстрее обходить эйчар и сразу переходить к техническому общению с тимлидами?

Ответить
Развернуть ветку
НищеBro

Помню не взял чувака, который в резюме написал "а еще пою басом".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Evil Pechenka
Автор

Не любите песни?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Шевчик

Посоветую свой канал с удалёнкой и релокацией: https://t.me/evacuatejobs

Зарплата в валюте. Большинство вакансий с прямыми контактами.

А также подборку ресурсов, которые помогут при поиске работы: https://vc.ru/hr/379399

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

статья хорошая, но всё сводится к обычному способу продажи плохого товара - спамить и п##деть. В надежде рано или поздно найти таки дурачка который поведётся

лично я пытаюсь в другую стратегию - стать хорошим товаром, который ещё и повыбирает кому продаваться

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор
спамить и п##деть

Я начинал с рекламы, потом маркетинг, сейчас продвижение своих проектов. Интересно, что Вы от меня хотели услышать?

И это способ продажи любого товара, хорошего тоже, — распространять информацию и описывать преимущества.

Я как раз и отговариваю людей быть «тайными недооценёнными бриллиантами, которые работодатель как грибник найдёт», сейчас не тот рынок, когда это хорошая стратегия.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бацман

За главред благодарю, слышал про него, но не думал что так важен. Остальное очевидно, хоть и не все делают.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Я пользуюсь на важных текстом Главредом и Свежим взглядом. Они прижились. Свежий взгляд ищет тавтологию.

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Сегодня Печенка мотивирующий, а не какахи в айтишников кидающий.

Ответить
Развернуть ветку
Богданов Никита

Спасибо за статью, интересно было читать, есть некоторые нюансы с которыми не согласен, но это мелочи

Ответить
Развернуть ветку
Вера Вторкова

Неужели кто-то написал об этом! Мерси!

Ответить
Развернуть ветку
Enfessa

Как Алена Владимирская прописала!

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Ой, обожаю её, она мне помогла одну трудную вакансию закрыть, причём совершенно бесплатно. Очень передовая и прогрессивная женщина!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ilia

Автор, что посоветуете писать в резюме когда полностью меняешь сферу деятельности, тем более когда за 30 и/или был большой перерыв официально (по трудовой)? Вроде бы и писать "не относящееся к теме вакансии" нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

• Попытаться подтянуть максимально старые умения под новые.
• Старое писать как бекграунд надёжности.
• Вписать обучение и переквалификацию подробно.
• Говорить, что джуниор и «если возьмёте меня, то готов на всё и всех порву».

Джуниоры как-то устраиваются же. Эта ситуация не отличается. Даже есть плюсы, есть люди которые с бэкграундом возьмут охотнее. Не все такие, но вот я, например, 20-летних опасаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
illusive man

У меня вопрос, как быть с теми кто зарплату оформляет в виде маленькой зарплатной части и большой премиальной. Они говорят что всё в порядке будут исправно всё платить каждый месяц, но в такие периоды как сейчас начинают урезать. Вопрос слать ли таких работодателей или нет, насколько это частое явление ?

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Я могу только своё мнение сказать и его скорее всего заминусуют, и оно никому не понравится.

В России больше нет стартапов, а бизнес летит в задницу и какая комбинация из чёрного рынка и ГУЛАГа в итоге получится — не понятно.

Лучшее, что можно сделать — свалить: https://vc.ru/opinions/385636-novaya-realnost-vragi-i-druzya

Да, мне легко говорить — я уже свалил. И эту статью я писал для друзей и знакомых которые свалили или собираются.

Тем кто остаётся, моё сочувствие, всё, что остаётся — подстраиваться как можно под ситуацию. Если выбор между серой зарплатой и отсутствием работы — ну брать серую, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Манчестер

Ты писал сопроводительные письма ко всем 100 резюме в день? Это-жесть. Нет случайно примеров писем?)

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Писем не сохранилось, последняя наёмная работа у меня была 14 лет назад.

Нет, не писал, конечно, несколько шаблонов, которые творчески правил, для первоначального контакта же не нужен длинный рассказ.

Но вообще я склонен погружаться в неинтересные монотонные задачи, которые всех бесят. 😂

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Леонид Цветков

Если поменять местами буквы Р и В, то будет смешнявка

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bookercatch

Где-то я это уже видел

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Talanov

Как оказывается всё сложно то для не-айтишников

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Бережной

Ну верно все. Кто не нашел работу за 40 раз, тот учит других искать работу.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

«Кто нашёл работу целых 40 раз...»

Ответить
Развернуть ветку
Роман Юркин

Спасибо и лайк за труд. Про кейсы согласен, и примеры кейсов привели, но также было бы интересно увидеть и примеры бомбовых резюме (с вымаранными личными сведениями ессна), и крутейших сопроводов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ксения Винокурова

Сейчас можно самому заполнить уже с помощью конструкторов резюме

Ответить
Развернуть ветку
Herman

Да хоть 10000 раз отправь, что толку, речь про рф.
Ты хороший спец с опытом, есть хорошее резюме, но нет конкретных навыков ?
Ты никому не нужен.

Что раньше что сейчас ясно одно, понятие "опыт" и "навыки" как и их количество меняются так быстро, что вчера ты был отличным специалистом ИТ с опытом в 7 лет, а сегодня твоего опыта уже недостаточно.

Когда изучить новую спецификацию и использовать ее для тебя не проблема, то ищешь компании которые могли бы позволить обучение.
И тут другая суровая реальность, оказывается нахрен ты кому сдался и обучать тебя не будут.
Скажете можно изучить самостоятельно и пробовать с этим опытом пройти ? Скажут нужен "коммерческий опыт", без мата тут никак не ответить.

Ответить
Развернуть ветку
202 комментария
Раскрывать всегда