{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Офис с открытой планировкой — ужасная, отвратительная, очень плохая идея» Статьи редакции

Создатель Ruby on Rails Дэвид Ханссон — об открытых офисах.

Офис с открытой планировкой — ужасная, отвратительная, очень плохая идея. И не потому что нет тех, кому нравится работать в открытом офисе — такие есть. Их немного, на самом деле. А подавляющее большинство либо не одобряет опенспейсы, либо совершенно их ненавидит. И как заставить их работать?

Силой, конечно! Опенспейсы более привлекательны для людей на управляющих позициях, потому что им не нужно так сильно беспокоиться о своём времени и концентрации внимания. Лишь небольшому числу менеджеров приходится тратить несколько часов сосредоточенной работы над одной креативной задачей.

И именно менеджеры отвечают за дизайн помещений и договоры аренды. И именно они устраивают фотосессии в офисе, делают экскурсии для инвесторов, организуют интервью с журналистами. Опенспейс — прекрасный фон для таких мероприятий.

Однако он не способствует продуктивной совместной работе. Новое исследование показывает, что главный аргумент для опенспейса — повышение качества совместной работы — полная чушь.

Переход от традиционных офисов со стенами, дверьми и перегородками к опенспейсам приводит к тому, что общение между людьми становится более редким, а не наоборот. Сотрудники пытаются оградить своё внимание (и здравый рассудок!), заворачиваясь в кокон из наушников, и переключаются на мессенджеры и электронную почту для общения. Ох.

Я почувствовал отвращение к открытому офису ещё в начале тысячелетия, когда работал в нескольких технологических компаниях с такой планировкой. Это было царство рассеянного внимания и стресса. Качество моей работы сильно страдало, как и ментальное здоровье. Я могу с уверенностью утверждать, что я бы никогда не смог создать Ruby on Rails и любой другой свой продукт или креативное достижение в такой среде.

Один случай из тех времён выделяется. Мы уже работали в опенспейсе, но у меня хотя бы был стол возле стены, так что было небольшое ощущение приватности и психологической защищённости.

Потом менеджмент решил, что будет «смотреться лучше», если мы перейдём на круглые столы, где несколько человек сидят спиной в коридор, так что все, кто проходит мимо, смотрели бы на наши экраны. После небольшого восстания, которое продолжалось несколько недель, руководство отступило от этой ужасающей идеи.

Теперь опенспейсы очень распространены. Самое худшее — когда у вас десятки людей из разных отделов в одной комнате. Продажи, маркетинг, поддержка, администрация, программисты, дизайнеры, все остальные. Эти отделы имеют очень разные потребности в тишине или концентрации, звонках или разговорах. Смешать их вместе — это плохая офисная конструкция.

Чуть лучше — но всё ещё не очень круто — иметь десятки людей в одной комнате, но с почти одинаковыми или дополняющими функциями. Программисты, дизайнеры, писатели. Проблема здесь в том, что даже в пределах одной и той же области у разных людей будет очень разное понимание того, как именно им допустимо отвлекаться и разговаривать. Помните, что тех, кто наслаждается опенспейсом, очень мало даже среди творческих людей.

И, вероятно, наилучший вариант — это небольшая комната для команды, насчитывающей менее десяти человек, а лучше всего — менее шести. Раньше я сидел вместе с действительно маленькими командами, и всё было в порядке. Некоторые люди, которые вообще не любят опенспейсы, могут даже наслаждаться такой конфигурацией.

Ничего из этого не ново. Есть бесконечный поток исследований, показывающих, что офис с открытой планировкой — источник стресса, конфликтов и текучки кадров. И всё же это по-прежнему стандарт в технологической сфере. Почти бесспорный. Чёртов цирк.

Мы растрачиваем здоровье и человеческий потенциал в эпическом масштабе, заставляя подавляющее большинство людей, которые не любят или ненавидят опенспейсы, работать в этой среде.

Их работа ухудшается, удовлетворённость падает. И почему? Потому что это устраивает меньшинство? Потому что это будет хорошо выглядеть на нескольких фотографиях? Потому что это поразит незнакомцев, которые посещают офис? Убирайтесь отсюда.

0
179 комментариев
Написать комментарий...
Анатолий Б.

Кабинеты тоже не вариант. Опыт показывает, что как только у сотрудника появляется кабинет, то у него потихоньку начинает расти корона на голове.
В опенспейсах команда комуницирует друг с другом или хотя бы в курсе событий и более вовлеченно участвует в мозговых штурмах. А из кабинетов вообще никого не вытащить - каждому нужно персональное приглашение на планёрку.
Соответственно, замедляется скорость принятия решений, что негативно сказывается на общей атмосфере в компании и на бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

1. Кабинет на рабочуюю группу - идеальная тема. Сидят в своем болотце и коммуницируют. Возникла проблема - обсуждают. Им просто не нужно приглашение на планерку. Они решают вопросы по мере возникновения.

2. Мозговые штурмы не работают. Лучше потратить это время с пользой - пивка сходить попить.

3. Если для принятия решений нужны сотрудники а он и не приходят их принимать, то дело не в короне, а в незаинтересованности сотрудников. Возможно проблемы с процессами. Или с менеджментом.
Скорее всего, даже если их собрать в одном месте, толку будет как от линейки в 9 классе. Директор распинается, ученики лезут под юбки к ученицам. Все при деле.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Видимо, в вашем бизнесе мозговые штурмы не работают. А в моем только они и работают, самые важные вопросы решаются коллегиально.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Colors

Это зависит от психологии в команде, а не от планировки.
Во многих постах здесь вижу нарушение причинно-следственных связей.

не знаю, кто-то обратил внимание на тот факт, что суть - в нищете, как ее не называй. А пардон - в желании сэкономить теми, на кого эти последствия не влияют, и кто их на себе психологически не ощущает.

Вспомнились серии Миллиардов - где "рабы" сидят в ОС, а босс - в кабинетике с звуконепроницаемыми стеклами.

В ОС не сидел (слава богу), но отчетливо помню как сидел в комнате в 12 квадратов, где были директор по продажам и региональный менеджер и +2 юриста. Зашибись картина - двое вечно на трубе, двое - корпят над документами - хуже не придумаешь. А если не корпят и на телефоне, то ту инфу, которую они обсуждают - лучше не слышать клиентам на телефоне тех двоих из продаж. А когда говорили трое - это вообще пипец, там ни говорить, ни слышать было невозможно)

Думаю, в техносфере не лучше... Но боссам пох - они же сэкономили.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

И в ней тоже. Я работал в компании, которая увеличилась за 3 года с 4 человек до 30. Переезжали 4 раза. Потом за год сдулась. Вот как это предусмотреть? И как найти офис, чтобы всему соответствовал? Спросить у каждого сотрудника как бы и с кем он хотел сидеть? Иногда другого помещения нет, а как-то рассадить людей нужно.
Персонал редко мыслит стратегически, в основном каждый выполняет свою маленькую задачу. Учитывая, что сейчас рынок работодателя, а не наёмного, то вряд ли что-то изменится.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Ivanov

Про рынок работодателя - я так понимаю, это вы не про ИТ?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Да, в IT обратная история.
С другой стороны, мой хороший знакомый за 3 месяца смог собрать команду из 40 человек. Зарплаты не космические, у архитектора проекта около 300 тыр. Сидят в опенспейсе:), пилят какой-то секретный агрегатор.

Ответить
Развернуть ветку
176 комментариев
Раскрывать всегда