«Офис с открытой планировкой — ужасная, отвратительная, очень плохая идея» Статьи редакции
Создатель Ruby on Rails Дэвид Ханссон — об открытых офисах.
Офис с открытой планировкой — ужасная, отвратительная, очень плохая идея. И не потому что нет тех, кому нравится работать в открытом офисе — такие есть. Их немного, на самом деле. А подавляющее большинство либо не одобряет опенспейсы, либо совершенно их ненавидит. И как заставить их работать?
Силой, конечно! Опенспейсы более привлекательны для людей на управляющих позициях, потому что им не нужно так сильно беспокоиться о своём времени и концентрации внимания. Лишь небольшому числу менеджеров приходится тратить несколько часов сосредоточенной работы над одной креативной задачей.
И именно менеджеры отвечают за дизайн помещений и договоры аренды. И именно они устраивают фотосессии в офисе, делают экскурсии для инвесторов, организуют интервью с журналистами. Опенспейс — прекрасный фон для таких мероприятий.
Однако он не способствует продуктивной совместной работе. Новое исследование показывает, что главный аргумент для опенспейса — повышение качества совместной работы — полная чушь.
Переход от традиционных офисов со стенами, дверьми и перегородками к опенспейсам приводит к тому, что общение между людьми становится более редким, а не наоборот. Сотрудники пытаются оградить своё внимание (и здравый рассудок!), заворачиваясь в кокон из наушников, и переключаются на мессенджеры и электронную почту для общения. Ох.
Я почувствовал отвращение к открытому офису ещё в начале тысячелетия, когда работал в нескольких технологических компаниях с такой планировкой. Это было царство рассеянного внимания и стресса. Качество моей работы сильно страдало, как и ментальное здоровье. Я могу с уверенностью утверждать, что я бы никогда не смог создать Ruby on Rails и любой другой свой продукт или креативное достижение в такой среде.
Один случай из тех времён выделяется. Мы уже работали в опенспейсе, но у меня хотя бы был стол возле стены, так что было небольшое ощущение приватности и психологической защищённости.
Потом менеджмент решил, что будет «смотреться лучше», если мы перейдём на круглые столы, где несколько человек сидят спиной в коридор, так что все, кто проходит мимо, смотрели бы на наши экраны. После небольшого восстания, которое продолжалось несколько недель, руководство отступило от этой ужасающей идеи.
Теперь опенспейсы очень распространены. Самое худшее — когда у вас десятки людей из разных отделов в одной комнате. Продажи, маркетинг, поддержка, администрация, программисты, дизайнеры, все остальные. Эти отделы имеют очень разные потребности в тишине или концентрации, звонках или разговорах. Смешать их вместе — это плохая офисная конструкция.
Чуть лучше — но всё ещё не очень круто — иметь десятки людей в одной комнате, но с почти одинаковыми или дополняющими функциями. Программисты, дизайнеры, писатели. Проблема здесь в том, что даже в пределах одной и той же области у разных людей будет очень разное понимание того, как именно им допустимо отвлекаться и разговаривать. Помните, что тех, кто наслаждается опенспейсом, очень мало даже среди творческих людей.
И, вероятно, наилучший вариант — это небольшая комната для команды, насчитывающей менее десяти человек, а лучше всего — менее шести. Раньше я сидел вместе с действительно маленькими командами, и всё было в порядке. Некоторые люди, которые вообще не любят опенспейсы, могут даже наслаждаться такой конфигурацией.
Ничего из этого не ново. Есть бесконечный поток исследований, показывающих, что офис с открытой планировкой — источник стресса, конфликтов и текучки кадров. И всё же это по-прежнему стандарт в технологической сфере. Почти бесспорный. Чёртов цирк.
Мы растрачиваем здоровье и человеческий потенциал в эпическом масштабе, заставляя подавляющее большинство людей, которые не любят или ненавидят опенспейсы, работать в этой среде.
Их работа ухудшается, удовлетворённость падает. И почему? Потому что это устраивает меньшинство? Потому что это будет хорошо выглядеть на нескольких фотографиях? Потому что это поразит незнакомцев, которые посещают офис? Убирайтесь отсюда.
Кабинеты тоже не вариант. Опыт показывает, что как только у сотрудника появляется кабинет, то у него потихоньку начинает расти корона на голове.
В опенспейсах команда комуницирует друг с другом или хотя бы в курсе событий и более вовлеченно участвует в мозговых штурмах. А из кабинетов вообще никого не вытащить - каждому нужно персональное приглашение на планёрку.
Соответственно, замедляется скорость принятия решений, что негативно сказывается на общей атмосфере в компании и на бизнесе.
1. Кабинет на рабочуюю группу - идеальная тема. Сидят в своем болотце и коммуницируют. Возникла проблема - обсуждают. Им просто не нужно приглашение на планерку. Они решают вопросы по мере возникновения.
2. Мозговые штурмы не работают. Лучше потратить это время с пользой - пивка сходить попить.
3. Если для принятия решений нужны сотрудники а он и не приходят их принимать, то дело не в короне, а в незаинтересованности сотрудников. Возможно проблемы с процессами. Или с менеджментом.
Скорее всего, даже если их собрать в одном месте, толку будет как от линейки в 9 классе. Директор распинается, ученики лезут под юбки к ученицам. Все при деле.
Видимо, в вашем бизнесе мозговые штурмы не работают. А в моем только они и работают, самые важные вопросы решаются коллегиально.
Это зависит от психологии в команде, а не от планировки.
Во многих постах здесь вижу нарушение причинно-следственных связей.
не знаю, кто-то обратил внимание на тот факт, что суть - в нищете, как ее не называй. А пардон - в желании сэкономить теми, на кого эти последствия не влияют, и кто их на себе психологически не ощущает.
Вспомнились серии Миллиардов - где "рабы" сидят в ОС, а босс - в кабинетике с звуконепроницаемыми стеклами.
В ОС не сидел (слава богу), но отчетливо помню как сидел в комнате в 12 квадратов, где были директор по продажам и региональный менеджер и +2 юриста. Зашибись картина - двое вечно на трубе, двое - корпят над документами - хуже не придумаешь. А если не корпят и на телефоне, то ту инфу, которую они обсуждают - лучше не слышать клиентам на телефоне тех двоих из продаж. А когда говорили трое - это вообще пипец, там ни говорить, ни слышать было невозможно)
Думаю, в техносфере не лучше... Но боссам пох - они же сэкономили.
И в ней тоже. Я работал в компании, которая увеличилась за 3 года с 4 человек до 30. Переезжали 4 раза. Потом за год сдулась. Вот как это предусмотреть? И как найти офис, чтобы всему соответствовал? Спросить у каждого сотрудника как бы и с кем он хотел сидеть? Иногда другого помещения нет, а как-то рассадить людей нужно.
Персонал редко мыслит стратегически, в основном каждый выполняет свою маленькую задачу. Учитывая, что сейчас рынок работодателя, а не наёмного, то вряд ли что-то изменится.
Про рынок работодателя - я так понимаю, это вы не про ИТ?
Да, в IT обратная история.
С другой стороны, мой хороший знакомый за 3 месяца смог собрать команду из 40 человек. Зарплаты не космические, у архитектора проекта около 300 тыр. Сидят в опенспейсе:), пилят какой-то секретный агрегатор.