«Не дождётесь»: разработчики о том, как они не отвечают на сообщения в рабочих чатах
Статьи редакции
Бесконечные уведомления мешают сконцентрироваться, а без них можно пропустить что-то важное? Издание Bubble поговорило с разработчиками, менеджером и психологом о том, как удалёнка привязывает к устройствам и что с этим делать.
У работы из дома много плюсов, но один минус точно есть: нельзя обратиться с вопросом к коллеге за соседним столом. Нужно писать сообщение и ждать ответ, и тут возникает много проблем.
Кто-то привык к синхронной коммуникации и требует молниеносных ответов от всех остальных. Кого-то мелкие вопросы в личке отвлекают от больших задач. А кто-то принимает радикальное решение отключить все уведомления, но то и дело заглядывает в мессенджер, опасаясь пропустить что-то важное.
Организовать удобную онлайн-коммуникацию — целое искусство. Единого правила тут нет, но мы собрали разные мнения. Со статьей нам помогали:
Юлия Белиал — project manager в геймдев-студии beresnev.games, в свободное время консультирует начинающих менеджеров.
Алексей Гладких — backend-разработчик на Python и Rust, амбассадор новичков в программировании.
Тимур Гафиулин — frontend-разработчик и, по его словам, амбассадор хард-скиллов, которых у него нет.
Иван Громов — frontend-разработчик на Vue, работает в F6S.
Почему переписки в рабочих чатах становятся проблемой
Практически каждый, кто работает удалённо, сталкивался со сложностями в общении в онлайне. Одна из проблем — синхронная коммуникация в компании, когда руководство требует оперативно отвечать в мессенджерах на сообщения коллег. Многие этого не любят. Впрочем, и асинхронный формат тоже не идеальный. Рассмотрим главные сложности онлайн-общения в ИТ.
Сообщения отвлекают от работы
Основная задача программиста — писать код. Часть этой работы проходит за клавиатурой, а часть времени занимает обдумывание решений. Постоянные переписки в процесс программирования плохо вписываются.
То, насколько важно быть на связи в рабочие часы — вопрос корпоративной культуры. Во многих IT-компаниях формат коммуникации довольно свободный — нет строгих правил, обязывающих отвечать на любое сообщение в течение пяти минут. И люди ищут способы организовать рабочий процесс.
Стресс от новых задач мешает решать текущие
Рабочие сообщения бывают разными — не всегда это простые просьбы и хвалебные отзывы. Плохие новости или сложные задачи могут выбивать из колеи.
Даже если формат коммуникации асинхронный, непрочитанное сообщение, на которое очень не хочется отвечать, может отвлекать от дел — особенно если человек по натуре тревожный.
Сообщений слишком много
Еще одна проблема — огромный объем входящих сообщений. Чем больше, тем труднее их разгребать. Это мотивирует отвечать синхронно — чтобы потом чат не затерялся в сотне других.
Непрочитанные сообщения вызывают чувство вины
Когда коллеги всегда отвечают оперативно, это может заставить человека подстраиваться под тот же режим — даже если ему синхронная коммуникация неудобна. Желание показать себя с лучшей стороны, искренняя забота о времени коллег, как и конформизм, тоже могут быть причинами. В некоторых компаниях синхронная коммуникация считается хорошим тоном, даже если в ней нет необходимости.
Чувство вины, говорит Белоусов, с точки зрения психологии — это вторичная эмоция. Первичные возникают от реальных событий в жизни, а вторичные — от наших собственных мыслей. А значит, с этим можно работать — понять причины чувства вины и избавиться от него, если оно мешает процессу.
Политика безопасности привязывает к конкретным устройствам
Бывает, что по требованиям безопасности сотрудники могут работать только с техники, которая принадлежит компании. И если это, например, ноутбук, придется постоянно сидеть возле него — ведь на смартфон нельзя установить рабочий мессенджер. Вроде как в этом нет ничего страшного — в офисах люди точно так же сидят полный рабочий день.
На удалёнке график более гибкий, чем в офисе. Но если политика безопасности строгая, а коммуникация нужна синхронная, то и в магазин на 15 минут отойти не удастся. И даже если общаться можно с любых устройств, но непременно синхронно, это ощутимо ограничивает.
Как быть с рабочими сообщениями в выходные
ИТ-специалисты работают и по ненормированному графику — клиенты и коллеги находятся в разных часовых поясах, часть задач надо во что бы то ни было закрыть до утра. А бывает, что люди работают по вечерам и в выходные без объективных причин — либо плохо организовывают свое время, либо просто предпочитают такой график и уходят отдыхать днём в будни.
Но переключаться с рабочих задач необходимо. Если целый день кодил — нужно абстрагироваться от кода. Если много общался — побыть наедине с собой и без компьютера.
У многих есть коллеги, которые пренебрегают отдыхом и продолжают решать рабочие вопросы по выходным. Но все это может напрягать тех, кто отдыхает. Недаром в некоторых компаниях отдых по выходным — это распоряжение менеджмента.
В ИТ приходится работать сверхурочно и быть на связи 24/7. Если это форсмажор — нестрашно. Но если цейтнот становится системой, это повод задуматься.
Когда синхронное общение реально необходимо
В работе программиста общение — это скорее побочная деятельность. Поэтому переписки и созвоны многим мешают выполнять прямые обязанности. Но есть много позиций, где синхронная коммуникация критически важна. Это фаундеры, лиды, менеджеры — все, кто работает не с кодом, а в первую очередь с людьми.
Хорошо, когда формат коммуникации обусловлен реальной необходимостью: те, кому важно оперативно принимать решения, общаются синхронно, а люди, решающие свои большие задачи, не отвлекаются от дел.
Если работа человека заключается в том, чтобы рисовать локации для игры или писать код, в его ежедневной рутине практически нет вопросов, которые требуют быстрого реагирования.
Идеальный рабочий процесс все люди видят по-своему, но асинхронное общение программистам обычно больше по душе. Возможность какое-то время быть не на связи — это действительно ценное отличие удалёнки от офиса, от которого жаль отказываться.
Как организовать онлайн-общение
На удалёнке остро стоит вопрос самоорганизации. В любых условиях можно выстроить удобную для себя систему коммуникации или захлебнуться в переписках, не успевая ничего делать по существу. Собрали лайфхаки от психолога и менеджера.
Отделять работу от отдыха
Быть на связи в рабочее время бывает необходимо, но быть привязанным к устройствам 24/7 — плохая затея.
Просматривать мессенджеры по графику
Хороший тайм-менеджмент — залог успеха. Если рабочее общение трудно отделить от отдыха, а решение больших задач — от мелких вопросов, стоит выработать график и придерживаться его.
Выяснять все важное заранее
Если вы знаете, что для решения своих задач вам может понадобиться информация от коллег, попробуйте уточнять её заранее.
Если синхронная коммуникация необходима — тренироваться быстро переключать внимание
Есть много работ, требующих молниеносной реакции и переключения внимания. Насколько такой формат предпочтителен — вопрос темперамента и индивидуальных особенностей психики. Но если многозадачность и синхронная коммуникация неизбежны, к этому можно адаптироваться.
Общаться в общих чатах
Если вся команда читает обсуждения в общем чате, будет возникать меньше лишних вопросов.
Сокращать созвоны
Созвоны не любят многие удалёнщики. Возможно, из-за них приходится менять пижаму на рубашку или сгонять со стола сладко спящего кота. А ещё они отнимают много времени. Слушать собеседника — с паузами в речи, междометиями и лирическими отступлениями — это дольше, чем прочитать текст. Формат переписки мотивирует людей выражать мысли более чётко и кратко.
Bubble — журнал об образовании, карьере и жизни в цифровом мире, входит в dev.media вместе с dev.by и dev.ua. Статьи по теме:
Я своему сеньору сразу сказал, что с детства занимаюсь боксом и становлюсь вспыльчивым, когда чего-то не получаю, в итоге ответы в чате прилетают раньше, чем я успеваю напечатать вопрос, лид сказал скоро сложит свои полномочия и будет рекомендовать меня, с таким человеком срам/ажайл шалости неумех в управление, за моим инструментом будущее, в общем удаленка каеф, буду скоро статью писать от джуна до сео за неделю 😁
У работы из дома много плюсов, но один минус точно есть: нельзя обратиться с вопросом к коллеге за соседним столом. Нужно писать сообщение и ждать ответ, и тут возникает много проблем.
Это как раз плюс, что никто не подходит и не отвлекает, когда ты сконцентрирован на чем-то еще. Плюс учит людей формулировать мысли
Коллеги учатся сами решать свои вопросы, так как когда пишут вопрос зачастую решаются загуглить и прочитать ответ))
А в офисе естественно спрашивают и моментально получают ответ, а потом снова забывают и снова спрашивают.
В Гугле еще и зачастую обновляются практики на более изящные и коллега мог посоветовать устаревшее решение, а ты по итогу такую красоту скопировал, что он сам кайфанул, когда ревьюил
интересная стаья,ни разу не читала об этом.а сама работаю на удаленке уже 2 года, главное это правильно автоматизировать рабочий процесс непосредственно руководством. создаются чаты,срочные вопросы,вопрос который может подождать и никакой задержки. главное построить в команде позитивный настрой и взаимовыручку и тогда проблем не будет и работа проходит легко. а если коллектив это "змеиный клубок" или негатив, простите, то и за столом соседним в офисе ответа не дождешься и помощи.
Нужно просто фокусироваться на важнейшем, таких задач или каналов не может быть много. Это просто фокус — сосредоточение на самом важном.
Остальное нужно фильтровать/глушить/игнорировать и периодически обновлять фокус внимания.
А синхронно решать все задачи - просто больше ни на что, кроме бесконечных обсуждений времени не останется.
Ох уж эти ваши миллениалы, так любят изобрести то, что уже изобретено. Поставьте себе рацию Zello, задавайте вопросы и получайте ответы в Реал тайме, не реклама.
еще чуть и миллениалы изобретут конференц-связь голосом без необходимости созерцать десяток непричёсанных рож и без отвлечения от основной деятельности?
я список актульных заданных вопросов записываю на листочек вкратце, и потом их прохожу асинхронно по большей части.
иногда да реально накидают кучу вопросов за день, и все "минусики" на бумажке станут "плюсиками" только к концу недели например.
но это не страшно на самом деле, т.к. время резиновое, кто бы что об этом не думал.
приоритет решает.
рабочие чаты читаю время от времени или кто-то меня процитирует и то не всегда, если что-то срочное меня найдут.
На личные сообщения отвечаю практически всегда, никакой проблемы нет.
Тема на самом деле интересная. Тут основной момент связан с тем как внутри позицируется платформа для обмена сообщениями. По хорошему, это инструмент асинхронной коммуникации. Если заранее не проговорить обратное, то странно ожидать от других мгновенного ответа на свои сообщения. Если нужно что-то прям очень срочно, то всегда есть телефон 🤷♂️
Это странно, когда общение не регламентировано. И может, я чего не понимаю, но что быть быть такого срочного, чтобы дергать разработчика, когда хочется, как какого-нибудь аккаунта?
У него ведь не могут меняться задачи в течение дня? А если это происходит, то это плохо организованный процесс, нет?
А если серьезно то для общих вопросов есть общий чат что намного удобнее чем ходить к каждому с вопросом. Ответит тот кто знает и сейчас свободен.
Если это еще и геймифицировано так и вообще отлично.
Но главный плюс удаленки это то что вопросы и ответы сохраняются в истории. И со временем 60% вопросов по проекту отсеиваются на этапе поиска по чатам.
Для срочных вопросов есть голосовой вызов. А так все уведомления общих чатов отключены, персональные по статусу если сейчас не доступен так и ставишь. В офисе приходилось на монитор вешать бумажку что не всех останавливало...
Не вижу проблемы вообще 🤷🏻♂️, удаленка - дар небес.
Аминь брат)
Я своему сеньору сразу сказал, что с детства занимаюсь боксом и становлюсь вспыльчивым, когда чего-то не получаю, в итоге ответы в чате прилетают раньше, чем я успеваю напечатать вопрос, лид сказал скоро сложит свои полномочия и будет рекомендовать меня, с таким человеком срам/ажайл шалости неумех в управление, за моим инструментом будущее, в общем удаленка каеф, буду скоро статью писать от джуна до сео за неделю 😁
Боксер не страшен тому, у кого есть ружьё 😁
Так потому удаленка и каеф говорю же, страстей нагнал и сычуешь в берлоге не отсвечиваешь, а то вдруг и правда за огнестрел схватится😁
Я проработал на удалёнке лет 7 уже в сумме. Честно говоря, клёво только первые пару лет.
Если ты все 7 лет сидел у себя в берлоге, то земля тебе стекловатой.. Надо менять обстановку
Все эти проблемы просто неумение организовать удаленную работу. Работа в офисе создаёт не меньше проблем.
просто много тратишь времени на дорогу туда обратно, гораздо удобнее работать дома.
Комментарий недоступен
Более интересно, как у них процесс выстроен был, раз аж недели времени до этого теряли, не зная, что готово, а что нет.
А что можете порекомендовать, Иван? Учусь сейчас на проджекта и собираю информацию понемногу. Заранее спасибо.
По статусу задач в джире. Там же можно и процент выполнения указывать и сроки
Это как раз плюс, что никто не подходит и не отвлекает, когда ты сконцентрирован на чем-то еще. Плюс учит людей формулировать мысли
Коллеги учатся сами решать свои вопросы, так как когда пишут вопрос зачастую решаются загуглить и прочитать ответ))
А в офисе естественно спрашивают и моментально получают ответ, а потом снова забывают и снова спрашивают.
В Гугле еще и зачастую обновляются практики на более изящные и коллега мог посоветовать устаревшее решение, а ты по итогу такую красоту скопировал, что он сам кайфанул, когда ревьюил
Это уже найдет человек, который умеет гуглить.
Первые разы обычно находится лютая дичь, но в принципе рабочая))
интересная стаья,ни разу не читала об этом.а сама работаю на удаленке уже 2 года, главное это правильно автоматизировать рабочий процесс непосредственно руководством. создаются чаты,срочные вопросы,вопрос который может подождать и никакой задержки. главное построить в команде позитивный настрой и взаимовыручку и тогда проблем не будет и работа проходит легко. а если коллектив это "змеиный клубок" или негатив, простите, то и за столом соседним в офисе ответа не дождешься и помощи.
Нужно просто фокусироваться на важнейшем, таких задач или каналов не может быть много. Это просто фокус — сосредоточение на самом важном.
Остальное нужно фильтровать/глушить/игнорировать и периодически обновлять фокус внимания.
А синхронно решать все задачи - просто больше ни на что, кроме бесконечных обсуждений времени не останется.
Ох уж эти ваши миллениалы, так любят изобрести то, что уже изобретено. Поставьте себе рацию Zello, задавайте вопросы и получайте ответы в Реал тайме, не реклама.
Или нужен какой нибудь push to talk бот для телеги с большой кнопкой и отдельным спейсом для каждого отдела.
еще чуть и миллениалы изобретут конференц-связь голосом без необходимости созерцать десяток непричёсанных рож и без отвлечения от основной деятельности?
Чего же мы ждём;?) пусть миллениалы выкупают наш стартап на посеве
слишком рано. есть риск опередить тренды
я список актульных заданных вопросов записываю на листочек вкратце, и потом их прохожу асинхронно по большей части.
иногда да реально накидают кучу вопросов за день, и все "минусики" на бумажке станут "плюсиками" только к концу недели например.
но это не страшно на самом деле, т.к. время резиновое, кто бы что об этом не думал.
приоритет решает.
Тем кто выше в иерархии надо отвечать чуть быстрее, чем тем, кто ниже.
Если кастомер саппорт пишет с очередным тухлым вопросом - могут подождать и до завтра.
рабочие чаты читаю время от времени или кто-то меня процитирует и то не всегда, если что-то срочное меня найдут.
На личные сообщения отвечаю практически всегда, никакой проблемы нет.
Я бы чарджбэкнул платежи за такие выкрутасы
Тема на самом деле интересная. Тут основной момент связан с тем как внутри позицируется платформа для обмена сообщениями. По хорошему, это инструмент асинхронной коммуникации. Если заранее не проговорить обратное, то странно ожидать от других мгновенного ответа на свои сообщения. Если нужно что-то прям очень срочно, то всегда есть телефон 🤷♂️
Это странно, когда общение не регламентировано. И может, я чего не понимаю, но что быть быть такого срочного, чтобы дергать разработчика, когда хочется, как какого-нибудь аккаунта?
У него ведь не могут меняться задачи в течение дня? А если это происходит, то это плохо организованный процесс, нет?
делай как надо. как не надо-не делай. если делаешь хорошо-то получается
...
и еще десяток капитошек
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
"но один минус точно есть: нельзя обратиться с вопросом к коллеге за соседним столом"
Но есть и плюс:
Коллега за соседним столом не обращается тебе с вопросами, выбивая из потока...
А если серьезно то для общих вопросов есть общий чат что намного удобнее чем ходить к каждому с вопросом. Ответит тот кто знает и сейчас свободен.
Если это еще и геймифицировано так и вообще отлично.
Но главный плюс удаленки это то что вопросы и ответы сохраняются в истории. И со временем 60% вопросов по проекту отсеиваются на этапе поиска по чатам.
Для срочных вопросов есть голосовой вызов. А так все уведомления общих чатов отключены, персональные по статусу если сейчас не доступен так и ставишь. В офисе приходилось на монитор вешать бумажку что не всех останавливало...