Как коммуницировать с командой во время стресса
Меня зовут Александра Клименко. Пару лет назад я работала продактом, теперь я фулл-тайм занимаюсь своим проектом skillslab.center, где мы учим осознанным коммуникациям для жизни и бизнеса. В канале @normalno_delaj я разбираю кейсы роста команд и продуктов, а также важные нюансы коммуникации для успешной работы продуктовой команды.
Сейчас коммуникаций внутри команды у нас даже больше, чем обычно а уровень стресса — сильно выше. Часто мы принимаем решения или говорим что-то, о чем позднее можем пожалеть. Чтобы разобраться, как руководителю общаться с командой в сложных ситуациях, Аня Подображных (автор канала @product_weekdays и моя давняя подруга) взяла у меня интервью.
О чем поговорили:
- как влияет всё происходящее на коммуникации в команде — остались ли еще руководители, которые считают, что «эмоции можно оставить вне работы», и как живется им и их командам
- как действовать в ситуации конфликта из-за эмоций — что будет, если давить на сотрудника, который не сдержался из-за стресса, и как через такой конфликт улучшить отношения
- что делать, если перед вами манипуляция — как отличить это от эмоционального конфликта, к чему приведет игнорирование манипуляции
О каких конфликтах мы говорили? Вот вам пара примеров:
Представим, что в вашей команде разработки отношения отличные, пусть в последнее время все под большим стрессом. Вы пришли к разработчику с вопросом, можно ли «доложить» в спринт небольшую, на 2-3 часа задачку. И в ответ слышите:
Возможно, ваше желание — сказать сотруднику, что он сейчас некорректно выражается, или игнорировать взрыв возмущения и пробовать спокойно договориться, объяснить важность задачи, а может, даже взять вину на себя, ведь и правда не стоило лезть с оценкой — вот тут я объясняю, почему это не лучшие варианты.
Или такая ситуация: весь квартал вы с командой ОЧЕНЬ усердно работали, единственные из всего отдела закрыли квартальные цели. У вас сменился руководитель и первое, что вам говорит новый при знакомстве:
Что будет, если просто не обращать внимания и «сделать выводы» о личности нового руководителя, или согласовать более амбициозные цели? Возможно, стоит указать, что эти цели были согласованы с прошлым руководителем? О том, куда ведут эти и другие варианты, мы говорим в эфире.
Мы с Аней будем рады комментариями и вопросам к эфиру в канале Ани или в моем, приходите.
Также прямо сейчас я веду набор на курс «Осознанные коммуникации для руководителей в ИТ», где мы разбираем в том числе и такие ситуации. Если коммуникации для вас — точка роста, если вам важно сохранить эффективность команды в кризис, но сделать это без манипуляций — встретимся на занятиях :)
Максимально однозначно, громко, опционально матом.
Вывод сделан на опыте работы в прошлом моем коллективе
иногда можно так разговаривать и не во время стресса ))
Виктор, это на какой кейс? или на оба?))
Это мой субъективный опыт(((
Такие кейсы жуткие описаны, что напрашивается тема коммуникации в среде психопатов и моральных уродов. Неужели человеческие отношения редки в ИТ? Я думал это злые языки только шутят так про разработчиков.
Эх. Очень хочется думать, что где-то там есть «нормальные» коммуникации. К сожалению, люди везде не идеальны, просто где-то это больше заметно, где-то меньше.
Я бы не сказала, что это делает людей обязательно психопатами и тем более уродами. В стрессовой обстановке могут проявляться в людях те качества, которые им самим не обязательно нравятся — просто потому, что такой ответ в них сформировала окружающая среда, или они не понимают, какие последствия есть у такого поведения долгосрочно.
Я, конечно, утрирую про психопатов и уродов, и я немного о другом говорил. Просто очень часто можно встретить сейчас советы типа «как реагировать на такие-то эмоции» или «как правильно поступить в такой-то ситуации». Такое ощущение, что сейчас много людей, которые пытаются найти сразу готовое решение, инструкцию, как реагировать на любые события, даже простые, и есть риск, что найдя их, они будут слепо следовать им, развивая хладнокровие и равнодушие, вместо того, чтобы развивать эмпатию, индивидуальный подход, самостоятельно ища решение. Ведь одному человеку поможет успокоиться одно, другому - совершенно противоположное. В любом случае, когда у кого-то сдают нервы, он часто ищет просто человечности, которую он может получить от нормального человека, а не стремится стать целью отработки методологий, как бы с ним поступил с развивающейся психопатией. Я работаю в технологической компании, немного связанной с IT, понимаю, что это отрасль, где часто беда с оценкой приоритетов, планированием, поэтому у них нередки авралы, срочные задачи в последний момент, которые надо решить вчера, стрессы, эмоции, так вот, в этих ситуациях из людей вылезает то самое уродство, которое есть в каждом, но если человек работает в нормальном окружении, то это происходит гораздо реже и быстро гаснет (если человек не урод) поэтому и с последствиями работать не требуется. Хочется, чтобы люди в себе развивали человеческие качества, а не коммуникативные скилы. Много раз наблюдал ситуацию, что если в команде работают супер-профессионалы, которые не очень ладят (даже если они улыбаются друг другу и постоянно коммуницируют, но не сближаются в человеческом плане), то результат будет плачевным, и дружная команда новичков-середнячков обойдет их по эффективности, даже не вспотев.
А чем плохи манипуляции, если их грамотно использовать?
Манипуляции всегда вредят отношениям в долгосрочной перспективе, так как манипулятор побуждает жертву действовать из чувства вины/стыда/жалости/долга, которые вызывает своими словами — к себе, компании и тп. Даже если это работает (а довольно часто мы в такое попадаем, не замечая), рано или поздно от такого человека захочется держаться подальше.
Если вы манипулятор-руководитель — у вас не получится доверительных отношений с командой, будет ниже лояльность сотрудников, быстрее уход в другую компанию от такого руководителя. Или проблема может быть раньше — сотрудник будет бояться совершить ошибку и в итоге не предупредит о трудностях на проекте заранее, что выльется в крупную проблему с клиентом, сроками или что-то в этом духе.
Если это личные отношения, даже когда вы это делаете "ради блага другого" — вы раз за разом обучаете нейронную сетку человека, что около вас он испытывает неприятные эмоции. Как думаете, насколько рад человек будет с вами общаться?
При этом конечно же есть ситуации, где манипуляции выбирают сознательно как инструмент управления. Например, если важна только краткосрочная выгода, не важна долгосрочная репутация hr-бренда, при этом ресурсы довольно дешевы и можно легко заменять людей. Но тут уж выбирайте сами)
Хм, работа же в любом случае подразумевает психологическое насилие над личностью.
ахах ну если так на это смотреть)) но все-таки не у всех все так плохо)
Любая иерархическая структура, а тем более при отчуждении результатов труда будет насилием