{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как коммуницировать с командой во время стресса

Меня зовут Александра Клименко. Пару лет назад я работала продактом, теперь я фулл-тайм занимаюсь своим проектом skillslab.center, где мы учим осознанным коммуникациям для жизни и бизнеса. В канале @normalno_delaj я разбираю кейсы роста команд и продуктов, а также важные нюансы коммуникации для успешной работы продуктовой команды.

Сейчас коммуникаций внутри команды у нас даже больше, чем обычно а уровень стресса — сильно выше. Часто мы принимаем решения или говорим что-то, о чем позднее можем пожалеть. Чтобы разобраться, как руководителю общаться с командой в сложных ситуациях, Аня Подображных (автор канала @product_weekdays и моя давняя подруга) взяла у меня интервью.

О чем поговорили:

  • как влияет всё происходящее на коммуникации в команде — остались ли еще руководители, которые считают, что «эмоции можно оставить вне работы», и как живется им и их командам
  • как действовать в ситуации конфликта из-за эмоций — что будет, если давить на сотрудника, который не сдержался из-за стресса, и как через такой конфликт улучшить отношения
  • что делать, если перед вами манипуляция — как отличить это от эмоционального конфликта, к чему приведет игнорирование манипуляции

О каких конфликтах мы говорили? Вот вам пара примеров:

Представим, что в вашей команде разработки отношения отличные, пусть в последнее время все под большим стрессом. Вы пришли к разработчику с вопросом, можно ли «доложить» в спринт небольшую, на 2-3 часа задачку. И в ответ слышите:

И с каких пор ты стал синиор-разработчиком, который может за меня определить, сколько задача времени займет?

Возможно, ваше желание — сказать сотруднику, что он сейчас некорректно выражается, или игнорировать взрыв возмущения и пробовать спокойно договориться, объяснить важность задачи, а может, даже взять вину на себя, ведь и правда не стоило лезть с оценкой — вот тут я объясняю, почему это не лучшие варианты.

Или такая ситуация: весь квартал вы с командой ОЧЕНЬ усердно работали, единственные из всего отдела закрыли квартальные цели. У вас сменился руководитель и первое, что вам говорит новый при знакомстве:

Какие-то неамбициозные у тебя были цели...

Что будет, если просто не обращать внимания и «сделать выводы» о личности нового руководителя, или согласовать более амбициозные цели? Возможно, стоит указать, что эти цели были согласованы с прошлым руководителем? О том, куда ведут эти и другие варианты, мы говорим в эфире.

Аня Подображных и Саша Клименко — про коммуникацию с командой в сложные времена.

Мы с Аней будем рады комментариями и вопросам к эфиру в канале Ани или в моем, приходите.

Также прямо сейчас я веду набор на курс «Осознанные коммуникации для руководителей в ИТ», где мы разбираем в том числе и такие ситуации. Если коммуникации для вас — точка роста, если вам важно сохранить эффективность команды в кризис, но сделать это без манипуляций — встретимся на занятиях :)

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Viktor Koncedailo

Максимально однозначно, громко, опционально матом.
Вывод сделан на опыте работы в прошлом моем коллективе

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузнецов

иногда можно так разговаривать и не во время стресса ))

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Klimenko
Автор

Виктор, это на какой кейс? или на оба?))

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Koncedailo

Это мой субъективный опыт(((

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Zykov

Такие кейсы жуткие описаны, что напрашивается тема коммуникации в среде психопатов и моральных уродов. Неужели человеческие отношения редки в ИТ? Я думал это злые языки только шутят так про разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Klimenko
Автор

Эх. Очень хочется думать, что где-то там есть «нормальные» коммуникации. К сожалению, люди везде не идеальны, просто где-то это больше заметно, где-то меньше.
Я бы не сказала, что это делает людей обязательно психопатами и тем более уродами. В стрессовой обстановке могут проявляться в людях те качества, которые им самим не обязательно нравятся — просто потому, что такой ответ в них сформировала окружающая среда, или они не понимают, какие последствия есть у такого поведения долгосрочно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Zykov

Я, конечно, утрирую про психопатов и уродов, и я немного о другом говорил. Просто очень часто можно встретить сейчас советы типа «как реагировать на такие-то эмоции» или «как правильно поступить в такой-то ситуации». Такое ощущение, что сейчас много людей, которые пытаются найти сразу готовое решение, инструкцию, как реагировать на любые события, даже простые, и есть риск, что найдя их, они будут слепо следовать им, развивая хладнокровие и равнодушие, вместо того, чтобы развивать эмпатию, индивидуальный подход, самостоятельно ища решение. Ведь одному человеку поможет успокоиться одно, другому - совершенно противоположное. В любом случае, когда у кого-то сдают нервы, он часто ищет просто человечности, которую он может получить от нормального человека, а не стремится стать целью отработки методологий, как бы с ним поступил с развивающейся психопатией. Я работаю в технологической компании, немного связанной с IT, понимаю, что это отрасль, где часто беда с оценкой приоритетов, планированием, поэтому у них нередки авралы, срочные задачи в последний момент, которые надо решить вчера, стрессы, эмоции, так вот, в этих ситуациях из людей вылезает то самое уродство, которое есть в каждом, но если человек работает в нормальном окружении, то это происходит гораздо реже и быстро гаснет (если человек не урод) поэтому и с последствиями работать не требуется. Хочется, чтобы люди в себе развивали человеческие качества, а не коммуникативные скилы. Много раз наблюдал ситуацию, что если в команде работают супер-профессионалы, которые не очень ладят (даже если они улыбаются друг другу и постоянно коммуницируют, но не сближаются в человеческом плане), то результат будет плачевным, и дружная команда новичков-середнячков обойдет их по эффективности, даже не вспотев.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

А чем плохи манипуляции, если их грамотно использовать?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Klimenko
Автор

Манипуляции всегда вредят отношениям в долгосрочной перспективе, так как манипулятор побуждает жертву действовать из чувства вины/стыда/жалости/долга, которые вызывает своими словами — к себе, компании и тп. Даже если это работает (а довольно часто мы в такое попадаем, не замечая), рано или поздно от такого человека захочется держаться подальше.

Если вы манипулятор-руководитель — у вас не получится доверительных отношений с командой, будет ниже лояльность сотрудников, быстрее уход в другую компанию от такого руководителя. Или проблема может быть раньше — сотрудник будет бояться совершить ошибку и в итоге не предупредит о трудностях на проекте заранее, что выльется в крупную проблему с клиентом, сроками или что-то в этом духе.

Если это личные отношения, даже когда вы это делаете "ради блага другого" — вы раз за разом обучаете нейронную сетку человека, что около вас он испытывает неприятные эмоции. Как думаете, насколько рад человек будет с вами общаться?

При этом конечно же есть ситуации, где манипуляции выбирают сознательно как инструмент управления. Например, если важна только краткосрочная выгода, не важна долгосрочная репутация hr-бренда, при этом ресурсы довольно дешевы и можно легко заменять людей. Но тут уж выбирайте сами)

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Хм, работа же в любом случае подразумевает психологическое насилие над личностью.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Klimenko
Автор

ахах ну если так на это смотреть)) но все-таки не у всех все так плохо)

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Любая иерархическая структура, а тем более при отчуждении результатов труда будет насилием

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда