{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Темная сторона целей и KPI. Когда целеполагание мешает бизнесу?

Стратсессия в производственной организации. Топы готовятся представить собственнику свои блестящие бизнес-идеи. Первым берет на себя удар коммерческий директор Васька. Он держится уверенно, красноречиво рассказывает о шагах, которые приведут бизнес к светлому будущему. Другие топы слушают его, открыв рот и затаив дыхание: «Молодец! Как круто он выступает!» Акционер при этом лишь скептически улыбается.

— Скажи, Василий, — говорит собственник, когда директор по продажам замолкает. — А почему ты не сделал эти шаги раньше? Разве нужно было ждать стратсессии? Всё, о чем ты говоришь, очевидно. Ты вполне мог этим заняться месяц или два назад. Что тебе мешало?

Пишу для CIO/CTO/CDTO. Процессы, персонал, мотивация и другие не технические особенности работы ИТ-руководителей. https://t.me/vroderabotaetno

— Да не мог я этим заняться, никак не мог, — встает на дыбы Васька. — У меня нет KPI на эти задачи. Я директор по продажам, моя задача — продавать.

В российских компаниях сложилось убеждение, что цели, KPI — фундамент для построения успешного бизнеса. Многие приписывают целям «волшебные» свойства и ассоциируют их с мотивацией, результативностью команды. Но очень часто компания получает не систему «Офигенно», а систему «Нафиг нужно».

«Эффект кобры», или что получается, когда целеполагание ≠ подумать

Англичане, заседавшие в правительстве Британской Индии, были озабочены огромным количеством кобр, нападавших на людей. Тогда они придумали для местных жителей «KPI» — по несколько рупий за одного змия. Индусы быстро сообразили, как можно получить деньги на халяву: они начали разводить кобр, а после их убивать и сдавать правительству. Когда англичане поняли, что их разводят, и отменили «KPI», ситуация вовсе вышла из-под контроля — индусы выпустили всех домашних змиев на улицу, и озверевших кобр стало в несколько раз больше.

Губернатор одного из американских штатов решил навести порядок в работе копов, патрулирующих городские улицы: он приказал привязать зарплату полицейских к пробегу на спидометрах их рабочих машин. Уже на следующий день изумленные горожане стали свидетелями странной картины: сотни полицейских машин бесцельно носились по городским улицам.

Очень «умные» менеджеры одного банка решили избавиться от вечных толп клиентов в операционных залах. Они установили терминал электронной очереди и ввели KPI — не более 5 минут на одного клиента. Чтобы выполнить KPI, операционисты на многие запросы клиентов стали отвечать: «Вы можете сделать это на сайте банка». В итоге менеджеры избавились не только от очередей, но и от многих лояльных клиентов.

Во всех описанных случаях сработал эффект кобры, когда принятое решение не устраняет проблему, а приводит к противоположному результату.

Измерение всего и вся — любимое занятие топов, а вот с «подумать» у них часто возникают проблемы. При неправильной постановке целей и привязке их к денежному вознаграждению у сотрудников появляется соблазн упростить себе жизнь. Если есть шанс схитрить и получить денежки — зачем мне напрягаться? Происходит подмена внутренней мотивации внешней. Человек перестает сосредотачиваться на процессе, начинает работать «за сахарок» и гнаться за показателями.

Здесь срабатывает закон Гудхарта: если мера превращается в цель, она перестает быть хорошей мерой, так как становится объектом манипулирования. Другими словами, когда KPI используются в качестве системы вознаграждений и наказаний, человек оптимизирует свои действия для достижения нужных результатов. Например, если зарплата сотрудника привязана к количеству автомобилей, проданных за месяц, он будет стремиться продать больше автомобилей даже с убытком.

Особенно часто закон Гудхарта срабатывает в компаниях, где цели, показатели эффективности несовместимы со здравым смыслом. Примером может служить банковская холдинговая компания Wells Fargo, которая в 2016 году оказался в центре внимания СМИ. Сотрудники компании открывали сберегательные и текущие счета от имени клиентов банка без их согласия. Прибегая к мошенничеству, сотрудники пытались выполнить невыполнимые планы продаж.

KPI и креативность — несовместимые понятия

Известный американский ученый Питер Друкер, заложивший основы KPI, считал, что управление, основанное на измеримых целях, имеет преимущества — нельзя улучшить то, что невозможно измерить. С этим утверждением можно поспорить: невозможно измерить креативность, творческие способности, но люди их развивают и совершенствуют.

Далеко не любого специалиста можно загнать в рамки KPI, жестких целей. Например, установить измеримые цели для продажников довольно просто — в качестве KPI можно использовать прибыль от заключенных за месяц сделок. Но как можно измерить работу разработчика, если создание ИТ-продукта — не пошаговый, а творческий процесс?

Конечно, менеджеры с богатой фантазией могут придумать KPI и для разработчиков. Например, количество нарисованных страниц в день, количество созданных фич в месяц. Вроде бы нормальные показатели — что-то можно реально посчитать и использовать в качестве кнута/пряника. Но итогом таких KPI станут падение качества, масштабирование технологического долга, демотивация и выгорание команды, кадровая текучка. Высококлассные специалисты, для которых важна автономия и индивидуализм, убегут в другую компанию.

Мышление разработчика в корне отличается от мышления продажников или офисного планктона. Разработчики в первую очередь ценят творчество и удовлетворение от работы, и если технарей начинают гнобить дурацкими метриками, их увлеченность процессом быстро падает.

Львиная часть проактивности программистов заключается в поиске нестандартных решений, наставничестве, генерации идей для будущих проектов. Всё это невозможно измерить никакими KPI или загнать в жесткие корпоративные рамки.

Субъективные и избыточные KPI — демотиватор команды

По мнению американского ученого Эдварда Деминга, KPI — не объективный показатель, а случайная величина, отражающая субъективное мнение измеряющего. Устанавливая денежное вознаграждение сотрудников в зависимости от случайной величины, руководители снижают их мотивацию.

В большинстве российских компаний KPI внедряются через колено: топы придумывают показатели, а потом просто спускают их вниз. Но политика «я начальник — ты дурак» контрпродуктивна: исследования показывают, что KPI приносят результат только в том случае, когда в их разработке участвуют сотрудники, а топы выступают не в качестве злых надзирателей, а в качестве наставников.

Когда сотрудник участвует в разработке KPI, он перестает сомневаться в их объективности, и показатели переходят из состояния «это их цели» в состояние «это мои цели». Таким образом происходит сшивка целей сотрудников и компании.

Еще одна проблема российского менеджмента — избыточность KPI. Наши топы очень любят резать любую должность, любой процесс на мелкие кусочки, а после каждый из них измерять, рассматривать под лупой. В итоге создаются громоздкие системы показателей, которые затрагивают все аспекты деятельности сотрудников.

Единственная проблема в том, что если людей постоянно тыкать носом, измерять и держать в стрессе, то у них пропадает мотивация. Когда к сотрудникам относятся как к роботам, которые должны ответить на 30 звонков в день, тратя на каждого клиента не более пяти минут, им будет наплевать на успех компании.

Целеполагание по-достигательски — с криками, матами, руганью

Около 30% топов — лидеры с логикой действия Достигателя. Такие руководители — сторонники жесткого целеполагания, стратегии «добиться цели любой ценой». Ради достижения результата Достигатели пренебрегают как собственными потребностями, так и потребностями команды. Они накидывают на сотрудников упряжку и гонят, гонят их рысью. С криками, матами, руганью…

Достигатели любят накручивать KPI: сначала показатели растут от месяца к месяцу, потом от недели к неделе, а после становятся недостижимыми. Но когда команда долго не достигает целей, она теряет мотивацию и выгорает.

Выгоревшие сотрудники часто увольняются, но это для Достигателя это не проблема — набирается новая команда, определяются новые цели. И всё, опять погнали, с криками, матом, руганью.

Зацикленность на целях лишает Достигателей гибкости — способности изменять стратегию, корректировать цели в соответствии с изменениями бизнес-среды, что затрудняет работу компании в условиях неопределенности. Даже если всё вокруг кардинально меняется и цели становятся контрпродуктивны, Достигатель как танк продолжает двигаться по намеченной траектории.

Не цели, а вектор действия. Не KPI, а увлеченность. Как мыслит Стратег?

Согласно исследованиям, к Стратегам относятся только 4% лидеров. От Достигателей они отличаются тем, что не бегут к какой-то определенной цели, не ставят во главу угла KPI, а фокусируются на инновациях и непрерывном развитии компании.

Стратеги — очень эффективные проводники изменений. По сути, изменения для них и есть цель. В основе их действий лежит отсутствие страха перед неопределенностью. И если Достигатели, зацикленные на определенном результате, не способны предвидеть последствия тех или иных действий, прогнозировать будущее, да и просто видеть дальше собственного носа, Стратеги всё это умеют делать.

Стратег не ставит перед командой жестких целей, а определяет лишь некий вектор движения. При этом у него всегда есть несколько гипотез, учитывающих разные обстоятельства, и, соответственно, несколько сценариев решения.

Кроме того, Стратег способен создавать крепкую корпоративную культуру, в которой царят сплоченность, мотивация, энтузиазм, и относится к сотрудникам не как к подчиненным, а как к партнерам. Его способность «отодвинуть» себя и дать свободу сотрудникам позволяет им максимально проявить свой потенциал. В компаниях с такой корпоративной культурой люди работают эффективно без всяких кнутов/пряников, сложносочиненных KPI и жестких целей.

Раньше я тоже сильно топил за цели и результаты, топил любой ценой. И следующая цель должна была быть круче предыдущей. Но предел наступает абсолютно у всех, вопрос времени. И что делать? Отменить цели? Забить на результаты? А как тогда двигаться? ВЕКТОРА!

Звучит не так страшно, как цель, и не несет в себе такой жесткой траектории достижения. Это потому, что вектора завязаны на смыслы: «Нафига ты каждый день ходишь в этот офис?», «Что тебя реально драйвит в работе?»

При этом смысл может быть у каждого свой: директор ловит кайф от процесса слаживания команды, менеджер по продажам — от общения с клиентами, а линейный разработчик — от того, что создает прикольный и нужный продукт. А если при этом мы еще вместе движемся в одном направлении — вот тебе и ненасильственное развитие.

Достигнем ли мы цели, если каждый будет делать то, что ему нравится? Скорее всего да. А важно ли, как именно мы это сделаем? Думаю, что нет!

Кстати, минус KPI и жестких целей еще в том что их можно перевыполнить. Какие тогда выводы делать? - Низкие KPI или слабая команда, получается, или ошибка управленца.

В общем, любая жесткая система сама по себе порождает ограничения и лишнюю нагрузку на людей. Так может пора учиться строить “мягкие” системы?

Ещё больше умных мыслей в телеграм-канале «Вроде работает, но надо тестить» https://t. me/vroderabotaetno

Пишу про особенности работы в сфере ИТ, людей, процессы и про себя.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Александр Ларин
Мышление разработчика в корне отличается от мышления продажников или офисного планктона. Разработчики в первую очередь ценят творчество и удовлетворение от работы

Как же токсично и поверхностно)

Ответить
Развернуть ветку
Цифровые комплексы

Согласен. Все люди ценят творчество и удовлетворение от работы, это не зависит от профессии. И у большинства разработчиков скучная и достаточно однообразная работа, а не тот идеализированный образ, который пытаются приподнести продаватели курсов и прочие. Говорю как разработчик )

Ответить
Развернуть ветку
Какой-то никнейм

Оно действительно отличается - в основном разработчики не спрашивают "а зачем это бизнесу, как это повысит ROI нашего стартапа", а просто делают (впрочем офисный планктон тоже такое не спрашивает, это уже вопросы от продаж и проджектов).
Исключения есть, но их меньшинство.

Но про творчество и удовлетворение - да, это не про всех) Лично мне деньги+комфорт всегда были важнее

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ларин

Про токсичность:
1. Когда разработчики ушли в отдельную касту от "офисных планктонов"?
2. Что за пренебрежение к остальным собратьям? Обученцы, корп. культуристы, аккаунты, да даже теже продажники резко перестали ценить творчество(нерегламентируемые перекуры), кофе машины и мягкие пуфики?
Про поверхностность:
Есть разрабы, которым важны деньги. Есть не разрабы, которым важен абстрактный комфорт (даже среди продажников)

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

А вот тут - очень спорно! Разработчик, который работает в системе, т.е в найме не по договору ГПХ и на крупную ИТ компанию. У него также стоят KPI, например у фронтендера в срок до … числа выпустить верстку сайта с кнопочками тут та, у бэкендера что за кодить и бизнес не волнует его вдохновение, зарплату он получает не творческую. Поэтому это все разговоры в «пользу бедных». Так рассуждают либо тех кого не берут на работу либо очень крутые разрабы, но с ними как правило находят компромиссы. Вся остальная масса работает в интересах ROI и так как говорит бизнес не зависимо от настроения.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин

С разработчиками другая проблема. Есть известная фраза: "Незаменимых людей нет", и это, в общем-то, правда.
Только чем дольше держишь разработчика или сис. админа у себя, тем больше он пускает корни, особенно если его не заставляют писать хорошую документацию к тому что он делает, и тут начинаются проблемы. Новый разработчик приходит, и говорит, что в компании конская залупа, а не код, и уходит до испытательного срока, а старый начинает пальцы гнуть и ничего не делать, потому что на нём всё держится.

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

Может для нового разраба это залупа, а для старого — способ "в срок до … числа выпустить верстку сайта с кнопочками".

Ответить
Развернуть ветку
Davidov Alexander

В вашем же примере наглядно сами проиллюстрировали что «известная фраза» оказалась неправдой 🤣
А то что вы пытаетесь описать под проблемой «разработчика» банальная проблема рукамиводителя

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Я тоже не согласен с такой позицией. Это проблема руководителя (Team Lead), если он будет поддаваться на видение начинающего разраба.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Опять эти Достигатели, Стратеги. Без этих словечек эйчарам житья нет, по ходу дела.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Буров

вот что за эйчары-специалисты по подбору работников

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук

Автор говорит про плохой KPI и рассказывает, как он мешает бизнесу. Сделайте нормальный KPI и живите себе в удовольствие.

Если у вас нет KPI, даже ваш милый домашний продукт превратиться в кашу.

Делать что-то без KPI - это как учиться в университете без факультета и специальности.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

KPI полезен в крупных фирмах, когда у тебя нет достаточного количества сильных линейных руководителей, которые могут потащить за собой коллектив

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

А что оцифровка процессов и постановка задач в условном шиномонтаже не работает? :) Линейный руководитель может и не быть, а быть сильный владелец бизнеса, который ставит себе задачи, разрабатывает стратегию и движется к ней. Вы сами строите планы в жизни?

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Строю, но я строю их сам себе и несу ответственность за их исполнение перед собой. В России менталитет заточен на то что бы обойти KPI, обошел молодец герой, не смог значит лошара. Во много пытаться применить западные технологии не учитывая наш менталитет, часто ведут к провалу и ИБД. Почитайте "Русская модель управления" Прохорова, часть вопросов отпадет сама собой.

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Вы очень доверяете книгам :) Я обычно смотрю на людей и верю им. Если человек не приемлет условиям компании это видно в первые 3 мес. Если компания ставит не реальные или мудреные KPI или систему мотивации - это видно сразу. А Вы на менталитет грешите :)

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Правильно подобранная книга, позволяет сделать выводы и коррелировать это со своим жизненным опытом. Спорить не хочу, у каждого свой жизненный опыт.
Про доверие к книгам, слова KPI, Вижн (ох уж этот новояз), SMART, оцифровка, вы тоже явно не с молоком матери впитали.

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Добавлю - KPI должны быть правильные и решать не только операционные задачи и влиять на стратегию. Цели должны быть SMARTированы и влиять на Вижн компании. Если есть правильная оцифровка: планов, целей, ролей, видна работа компании не только на бумаге, но и на банковском счете каждого участника.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин
Делать что-то без KPI - это как учиться в университете без факультета и специальности.

Скорее без экзаменов слушать увлекательные истории лектора, точнее не слушать.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kurilov

Автор скорее путает понятия:
- KPI - всего лишь показатели производительности, отображающие в измеримом виде эффективность бизнес-процессов. Как датчики в автомобиле. Без них, безусловно, сложно ехать: с какой вы едете скоростью? какие обороты? температура двигателя? расход топлива?
- привязка целей компании к достижению определенных цифр по KPI - совсем другое, здесь легко можно накосячить и получить "эффект кобры"

Ответить
Развернуть ветку
Anton Epeykin

По-хорошему, KPI – это система координат, которая показывает, насколько ты вообще можешь доехать до поставленной цели. А вектором может быть OKR.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Дейков

Тут была статья относительно не давно. Как один сотрудник создавал язык программирования в течение двух недель, при этом бизнесу критично было создать приложение в этот срок.
Сотрудник действовал по вектору, он творил и не боялся неопределённости.
Почему рассматривается КПИ, как только что-то плохое? Есть масса пример, где кпи эффективен. И очень удивляет, что цели ставятся против вектора. Разве одно не следует за другим? Разве не на основание вектора ставятся цели, планируются задачи?

Ответить
Развернуть ветку
kotova lidiya

Хорошая статья. Оппортунистическая модель гораздо более гибкая и эффективная по любым параметрам, чем жёсткая оцифрованная стратегия. Но большинству управленцев это невозможно доказать - слишком много страха и ЧСВ, завязанное на том, что только на их железной хватке компания держится. Штош, рыночек порешает рано или поздно.

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Статья очень классная вышло. Все по делу!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Антошина

Итого, хорошие kpi :
- считаются по понятным, измеримым критериям, без формул полета хомяка в безвоздушном пространстве
- зависят от усилий, знаний и навыков сотрудника
- возможны к достижению при нормальном режиме работы, или чуть-чуть навырост
- увязаны с целями сотрудника и компании, в т.ч. долгосрочными, стимулируют развиваться и расти
- имеют легко выявляемые и постоянно контролируемые признаки схем по обходу правил для их достижения.
- в случае непредвиденного изменения вне разумного контроля, при форс- мажоре, не оставляют работника без средств к существованию.

Ответить
Развернуть ветку
Вера И.

часто бывает такое, что начальник вводит систему KPI, но при этом понятия не имеет как выполняется работа, сколько на это нужно времени и сил

Ответить
Развернуть ветку
Monkey Do
Ещё больше умных мыслей в телеграм-канале

Инфоцыган продает идею отказа от kpi, во дела!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Долгоруков

с одной стороны без кпи нельзя,потому что тупо сотрудникам непонятно какую работу от них ожидают,с другой стороны нужно самим изучить вопрос какой кпи реально выполнить

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Очень много букф и очень мало логики.
KPI ≠ цели. В обычной жизни мы имеем дело с целями и результатами. Цели могут не иметь метрик (цели по SMART — это лишь упрощение), а результаты всегда измеримы (нет результатов = false (Boolean)). В большинстве случаев отдельная метрика показывает лишь часть цели. Управление по метрикам (KPI) ≠ управление по целям (management by objectives, MBO). Друкер писал об MBO и много внимания уделял «задачам менеджера» [там много про мотивацию], Друкер не писал про KPI. Деминг был про «статистическое управление качеством» и замечал: “It is wrong to suppose that if you can't measure it, you can't manage it – a costly myth.”
Любая человеческая деятельность измерима, но не факт, что задания выданные по имеющимся метрикам ведут к достижению цели.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дэвидсон

Так я и не понял - KPI это плохо или хорошо? Kpi это то же самое, что метрики? Сколько KPI должно быть, как их выбрать? Как KPI должны быть связаны с OKR? Как ставить цели ?- брать их из KPI напрямую или как-то иначе? Как менять KPI, как дать сотруднику разработать KPI и не занизить себе планку? Если достигатель все-же достигает нужных ему KPI (прибыль, рост продаж, клиентской базы), то где граница разумности методов достижения - а хотя бы и с кнутом и что...? В общем одни вопросы в этой теме

А ещё - если без KPI, то как определить размеры бонусов - кто молодец, а кто делал вид, что следует векторам...?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Дейков

Это все уже платно, сначала подпишись на ТГ…
Там тебя более качественно разогреют и за 60 000 не дадут ответа

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дмитрий

Спасибо , хорошая статья 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

Умеренный КПИ, думаю, совсем не навредит. Просто чтобы понимать цель проекта

Ответить
Развернуть ветку
Александр Белов

Комментарий по личному опыту, т.к. мы сами разрабатываем решение «1С:Управления по целям и KPI» и проводим консалтинг для компаний-клиентов: KPI могут как раз задавать тот самый вектор развития, если руководитель будет учитывать их выполнение по ситуации и гибко перестраивать под текущие нужды и возможности.

Проще говоря, KPI — инструмент, и им можно как что-то сломать, так и починить. О том, как мы используем этот инструмент, можно почитать тут: https://topfactor.pro/services/services-technology/development-of-kpi.php

И главное, действительно, стремиться к изменениям и росту, а не слепому достижению целей — они только корректируют вектор.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда