Наглядное упражнение для команд и отделов: про настойчивость, лидеров и исполнителей
Меня зовут Роман, я основатель и директор «Логомашины». В этой заметке я расскажу о простой игре, которая поможет укрепить командное взаимодействие и наладить коммуникацию с руководителем.
Я не большой фанат всяческого тимбилдинга, но когда увидел эту игру на одном тренинге, она произвела на меня впечатление. При всей своей простоте игра очень многогранная — каждый увидит что-то своё. Она показывает ограничения людей, иллюстрирует переход от количественных улучшений к качественным и показывает роль исполнителей и руководителей.
Для этого упражнения нужно от десяти человек. Я организовал её на утренней планерке, когда вся команда в сборе, но ещё толком не проснулась.
Я дал ребятам мягкую игрушку, нашего фирменного персонажа, и попросил передать его всем остальным с одним условием: коснуться Логомашинки должен каждый, но несколько человек одновременно касаться не могут.
Немного потупив, ребята начали перекидывать игрушку друг другу. Роняли, смеялись, ошибались, но в итоге завершили круг. Я назвал время круга — полторы минуты.
Теперь я поставил цель: сделать то же самое за минуту. Все немного ускорились и с первого раза уложились в минуту.
Я поставил новую цель — полминуты. После нескольких неудачных попыток все вопросительно посмотрели на меня — очевидно, что коллективом в 20 человек сделать это за полминуты очень сложно.
Тут нужно бы рассказать про треугольник «тиран — жертва — спасатель», который все сотрудники неосознанно разыгрывают с руководителем, но об этом в другой раз. Короче говоря, я был непреклонен: игрушки должны коснуться все, и не дольше, чем за полминуты.
Тогда началось обсуждение: давайте сядем поближе, давайте передавать игрушку по меньшему кругу, давайте ускоряться. В итоге придумали такой способ: игрушка лежит по центру, а каждый касается ее одной рукой. После небольшой синхронизации ребята выполнили упражнение за 20 секунд.
Тут я поставил новую планку — десять секунд. Сразу получил ответ: «Невозможно». Мой ответ: «Возможно». Ребята начали думать.
Чтобы успеть за десять секунд, ребята придумали такое решение: Василий, как самый высокий, скидывает игрушку сверху, а остальные выставляют руки так, чтобы Логомашинка коснулась каждого по отдельности. После десятка бросков и «настройки» рук, был установлен рекорд в пять секунд.
Потом мы расселись на места и обсудили, в чём это мы все поучаствовали.
Какие выводы мы сделали
Я задавал наводящие вопросы, и ребята сделали такие выводы:
- сначала задача казалась невыполнимой, но при должном упорстве решение нашлось;
- мы улучшили исходный результат в 18 раз — с полутора минут до пяти секунд;
- без настойчивости ведущего, все бы решили, что предел на уровне 30-40 секунд;
- у каждого метода решения задачи был предел — чтобы выполнить новый план, недостаточно просто ускориться, нужен более совершенный метод;
- новый метод выполнения задачи придумывал «лидер», который смотрел на картину со стороны и организовал процесс по-новому;
- лидеров было несколько, большинство игроков старались быть хорошими исполнителями;
- каждый раз мы попадали очень близко к новой планке — мы подбирали такой метод и действовали с такой скоростью, чтобы успеть;
- когда планка была в районе минуты, никто не думал, как выполнить задачу намного быстрее;
- когда цели нет, задача выполняется одним из самых неэффективных способов.
Как провести такую игру
- Посадите кругом 10-20 человек — если ваша команда маленькая, добавьте людей по вкусу;
- скажите, что сейчас будет интересно;
- дайте мяч или игрушку с условием — касается каждый, но не одновременно, незаметно засеките время;
- огласите время круга и попросите ускориться;
- когда дойдёте до предела ускорения, настаивайте, что можно коснуться предмета еще быстрее;
- запоминайте «лидеров», которые организуют процесс;
- запоминайте сотрудников, которые умоляют вас сжалиться — скорее всего, это их стратегия и в обычной работе.
Когда задача будет выполнена за секунды, задайте вопросы:
- что вы заметили?
- насколько мы повысили эффективность?
- почему мы сразу не действовали оптимально?
- какие решения и действия были самыми важными?
- как мы перешли от передачи по кругу к другим способам?
В таком обсуждении вы поговорите об ограничениях людей, и возможно, найдёте параллели с текущей работой. Команда обратит внимание на роль исполнителей и руководителей в достижении результата.
Исполнители дают количественные изменения — передают игрушку быстро, внимательно относятся к своим обязанностям, стараются не тупить. Лидеры дают качественные изменения — придумывают более эффективные способы. И, конечно, нужно упорство, чтобы не остановиться на посредственном результате.
Надеюсь, это упражнение пройдёт у вас так же гладко и вы ещё не раз припомните сотрудникам: «А помнишь, ты говорил, что быстрее минуты игрушку не передать?». Если вы, как и я, хотите прокачаться в управлении людьми и собой, подписывайтесь на мой канал в Telegram.
Успехов в управлении командой!
Я бы сразу уволился, если бы мне предложили такую игру на планёрке без возможности отказаться.
О, как раз будут отсеиваться зашоренные люди, не готовые к новым ситуациям, выбивающим из зоны комфорта и заставляющие думать нестандартно. Здорово же!
Будут отсеиваться те люди, которые не хотят в рабочее время заниматься не рабочими вещами?
Считаю упражнение глупым и подходящим разве что для команд, состоящих из специалистов начального уровня.
Улучшение командной работы, а также совместное решение нестандартных задач идет на оптимизацию рабочего процесса.
Кстати, уверен, вы не ходите в туалет и не обедаете - на героя труда идете. К слову, рабочий день еще не окончен, а вы тут на вс.ру отвечаете неизвестному в комменты. Или это часть вашей работы?
Мы и так командой совместно решаем нестандартные задачи) не надо нас от этого отвлекать.
Не знаю, какое это отношение имеет к теме, но у меня полностью свободный график, лишь бы результат был.
Тогда не понимаю, почему вы против проведения мероприятий в рабочем коллективе, нацеленных на повышение эффективности?
Если человек против корпоративной культуры и проведения подобных мероприятий - то пусть увольняется. Так же всем будет лучше, разве нет?
Я не считаю, что это мероприятие поспособствует повышению эффективности в команде хороших специалистов.
пусть увольняется. Так же всем будет лучше, разве нет?Мои наблюдения такие, что люди ведут себя по-разному в разных ситуациях. Отличный лидер в рабочем коллективе может сидеть в задних рядах во время таких упражнений, крутой творческий человек может обдумывать свою рабочую задачу и не включиться в игру. Чем более опытный человек, чем больше у него гибкости в командной работе - тем больше вероятность, что он будет себя вести совсем по другому во время искусственной ситуации. Да и уроков опытные не извлекут никаких - им всё и так понятно.
А нового сотрудника где брать? Уже не говорю про стоимость введения в курс дела.
Так в этом то и суть тимбилдинга - чтобы работали в команде, а не разбредались по углам крутить шестеренки в своей голове.
А нового сотрудника где брать? Уже не говорю про стоимость введения в курс дела.Абсолютно ничего страшного: как показывает опыт, лучше взять нового и малоопытного сотрудника, который будет на волне организации, чем уже опытного, но воспринимающего работу рутиной.
Согласен, саботажника инициатив руководства, некомандного игрока (если требуется сплочение) и и просто нелояльного сотрудника лучше освободить от такой важной работы, пока он не начал отравлять коллектив.
Для вас некомандный игрок - тот, который не хочет делать все распоряжения руководства? Сильно. Я думал это тот, кто не умеет кооперироваться с другими членами команды для выполнения общей работы.
Для меня — нет. Термины я обсуждать с вами не намерен: у вас какая-то каша в голове, с «разными людьми, ведущими себя по-разному» (некое сакральное таинство?), «хорошими лидерами», отсиживающимися сзади, а также гибкостью, которая почему-то приводит к тому, что на упражнении поведение будет «совсем другим».