{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Наглядное упражнение для команд и отделов: про настойчивость, лидеров и исполнителей

Меня зовут Роман, я основатель и директор «Логомашины». В этой заметке я расскажу о простой игре, которая поможет укрепить командное взаимодействие и наладить коммуникацию с руководителем.

Та самая Логомашинка

Я не большой фанат всяческого тимбилдинга, но когда увидел эту игру на одном тренинге, она произвела на меня впечатление. При всей своей простоте игра очень многогранная — каждый увидит что-то своё. Она показывает ограничения людей, иллюстрирует переход от количественных улучшений к качественным и показывает роль исполнителей и руководителей.

Для этого упражнения нужно от десяти человек. Я организовал её на утренней планерке, когда вся команда в сборе, но ещё толком не проснулась.

Я дал ребятам мягкую игрушку, нашего фирменного персонажа, и попросил передать его всем остальным с одним условием: коснуться Логомашинки должен каждый, но несколько человек одновременно касаться не могут.

Немного потупив, ребята начали перекидывать игрушку друг другу. Роняли, смеялись, ошибались, но в итоге завершили круг. Я назвал время круга — полторы минуты.

Теперь я поставил цель: сделать то же самое за минуту. Все немного ускорились и с первого раза уложились в минуту.

Я поставил новую цель — полминуты. После нескольких неудачных попыток все вопросительно посмотрели на меня — очевидно, что коллективом в 20 человек сделать это за полминуты очень сложно.

Тут нужно бы рассказать про треугольник «тиран — жертва — спасатель», который все сотрудники неосознанно разыгрывают с руководителем, но об этом в другой раз. Короче говоря, я был непреклонен: игрушки должны коснуться все, и не дольше, чем за полминуты.

Тогда началось обсуждение: давайте сядем поближе, давайте передавать игрушку по меньшему кругу, давайте ускоряться. В итоге придумали такой способ: игрушка лежит по центру, а каждый касается ее одной рукой. После небольшой синхронизации ребята выполнили упражнение за 20 секунд.

Тут я поставил новую планку — десять секунд. Сразу получил ответ: «Невозможно». Мой ответ: «Возможно». Ребята начали думать.

В математике существует что-то вроде теоремы о решаемости. Сложную задачу не бросаются решать, пока не докажут, что решение в принципе возможно.

В плане управления людьми слышал любопытную байку. Когда в СССР делали, кажется, спутник, ученые никак не могли решить одну прикладную задачу. Разработка встала в тупик, на что руководство сказало: «Странно, американцы уже прошли этот этап». Узнав, что решение существует, наши ученые довольно быстро догадались до него. А вот американцы — нет.

Чтобы успеть за десять секунд, ребята придумали такое решение: Василий, как самый высокий, скидывает игрушку сверху, а остальные выставляют руки так, чтобы Логомашинка коснулась каждого по отдельности. После десятка бросков и «настройки» рук, был установлен рекорд в пять секунд.

Потом мы расселись на места и обсудили, в чём это мы все поучаствовали.

Какие выводы мы сделали

Я задавал наводящие вопросы, и ребята сделали такие выводы:

  • сначала задача казалась невыполнимой, но при должном упорстве решение нашлось;
  • мы улучшили исходный результат в 18 раз — с полутора минут до пяти секунд;
  • без настойчивости ведущего, все бы решили, что предел на уровне 30-40 секунд;
  • у каждого метода решения задачи был предел — чтобы выполнить новый план, недостаточно просто ускориться, нужен более совершенный метод;
  • новый метод выполнения задачи придумывал «лидер», который смотрел на картину со стороны и организовал процесс по-новому;
  • лидеров было несколько, большинство игроков старались быть хорошими исполнителями;
  • каждый раз мы попадали очень близко к новой планке — мы подбирали такой метод и действовали с такой скоростью, чтобы успеть;
  • когда планка была в районе минуты, никто не думал, как выполнить задачу намного быстрее;
  • когда цели нет, задача выполняется одним из самых неэффективных способов.

Как провести такую игру

  • Посадите кругом 10-20 человек — если ваша команда маленькая, добавьте людей по вкусу;
  • скажите, что сейчас будет интересно;
  • дайте мяч или игрушку с условием — касается каждый, но не одновременно, незаметно засеките время;
  • огласите время круга и попросите ускориться;
  • когда дойдёте до предела ускорения, настаивайте, что можно коснуться предмета еще быстрее;
  • запоминайте «лидеров», которые организуют процесс;
  • запоминайте сотрудников, которые умоляют вас сжалиться — скорее всего, это их стратегия и в обычной работе.

Когда задача будет выполнена за секунды, задайте вопросы:

  • что вы заметили?
  • насколько мы повысили эффективность?
  • почему мы сразу не действовали оптимально?
  • какие решения и действия были самыми важными?
  • как мы перешли от передачи по кругу к другим способам?

В таком обсуждении вы поговорите об ограничениях людей, и возможно, найдёте параллели с текущей работой. Команда обратит внимание на роль исполнителей и руководителей в достижении результата.

Исполнители дают количественные изменения — передают игрушку быстро, внимательно относятся к своим обязанностям, стараются не тупить. Лидеры дают качественные изменения — придумывают более эффективные способы. И, конечно, нужно упорство, чтобы не остановиться на посредственном результате.

Надеюсь, это упражнение пройдёт у вас так же гладко и вы ещё не раз припомните сотрудникам: «А помнишь, ты говорил, что быстрее минуты игрушку не передать?». Если вы, как и я, хотите прокачаться в управлении людьми и собой, подписывайтесь на мой канал в Telegram.

Успехов в управлении командой!

0
52 комментария
Написать комментарий...
Наталия Овсянникова

у меня первая мысль была прокатить игрушку по ряду раскрытых на столе ладоней O_o

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Да, если задавать это как задачку, могут сразу разгадать. Поэтому надо предотвратить креатив на первом круге)

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Овсянникова

мне кажется, что условные лидеры сразу могут начать умничать и спойлерить. как это предотвратить? ))))))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Я видел, как это упражнение делали директора и топы российских компаний. Никто не умничал, передавали как миленькие)

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Овсянникова

В свете большого количества комментариев в стиле "зачем заниматься этой хренью" всё-таки задам вопрос: подобное мнение может быть высказано вслух прям там же во время игры - и всё сразу пойдет не по плану (хотя замысел хороший, конечно). Потому что безусловно позитивная реакция на такое вот мероприятие - это на грани фантастики, учитывая суровость российского персонала (я не эксперт, но в ветке таких комментов много). Вам не кажется, что есть смысл выявлять креативность какими-то более "прикладными" для нашей реальности способами? ))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Если все пойдет не по плану — это тоже результат.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда