{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

50+ собеседований и фейковые маркетологи: как я искал того, кто поможет продвинуть IT-стартап

Я разработчик и делаю планировщик встреч. Первая версия была в виде телеграм-бота, которым никто не стал пользоваться. Несмотря на это, я продолжил верить в идею, изменил формат продукта и решил найти маркетолога, который поможет мне в продвижении. Поиск и найм оказались тем еще квестом! Рассказываю, как провел 50+ собеседований и зачем нанял сразу двух сотрудников на одну и ту же позицию.

Привет! С вами снова Роман Рабочий. В предыдущей статье я рассказывал, как создавал новый сервис для планирования онлайн-встреч. Он нужен, чтобы быстро договариваться о созвонах: в один клик в мессенджере отправить ссылку на свое расписание, чтобы собеседник забронировал день и время встречи, а ее данные автоматически упали всем участникам на почту и в календари.

Мне казалось, достаточно сделать хороший продукт, и на него будет спрос, но нет. Я сделал два варианта: сначала телеграм-бота, а потом планировщик, который работал как функция уже известной Маши-секретаря. С ботом никто не хотел общаться, планировщик тоже не подключали.

Я застрял. Не понимал, как и кому продвигать сервис дальше, поэтому решил нанять маркетолога.

Утонул в сотнях откликов, зато убедился, что планировщик — нужная для HR вещь

Изначально я про маркетинг вообще ничего не знал — думал, что эта штука нужна плохим продуктам, а мой планировщик не такой. Мне достаточно как-то хитро настроить рекламу, нагнать туда пользователей, и он сразу продастся. Такая инженерная корона на голове была.

Еще я никогда не нанимал людей: разработчики попадали в команду по знакомству. Так что история с поиском нового специалиста стала двойным стрессом.

Я посмотрел вакансии маркетологов и рекламщиков на сайте поиска работы. Нашел варианты, которые мне подходили, и скопировал текст к себе. Требования к кандидатам были соответствующие: настройка рекламных кампаний, SMM, конверсии, отчетность.

Дальше начался ад: откликов была просто бездна, а я очень надеялся, что люди будут приходить постепенно. Хорошо, что сразу сообразил, как всё организовать через свой же планировщик:

  • Задал в нем временные слоты, когда готов собеседовать людей. На одну встречу заложил 30 минут.
  • На сайте, где разместил вакансию, заранее написал шаблон ответа и настроил автоответы соискателям.
  • В шаблон ответа добавил ссылку на свое расписание.

Так я быстро разобрал отклики, отметил нужных кандидатов и одной кнопкой отправил всем автоответ. Они сами бронировали время в расписании — мне больше не нужно было ничего делать.

Но в первый день случилось непредвиденное. Ко мне в Zoom пришли 10 человек подряд без перерывов — я не предусмотрел их в своем расписании. Это был ужасный опыт! Уже на следующий день я всё исправил: сделал встречи длиннее и добавил свободное время.

Стало легче, и я еще раз убедился, что планировщик просто бомба, идеальный сервис для рекрутинга. Он экономил мне кучу времени и избавлял от десятка обсуждений и переносов.

За 50 собеседований так и не нашел подходящего специалиста, но понял, кто именно мне нужен

Через пару дней я получил первое представление о маркетологах. Всех, с кем успел пообщаться, условно разделил на две категории:

  • Вчерашние выпускники инфокурсов. У них совершенно не связанное с маркетингом образование (был даже физик-ядерщик) и сертификат от онлайн-школы. «Специалисты» с нулевым или вовсе выдуманным коммерческим опытом.
  • Прожженные рекламщики. Сыплют непонятными терминами и хорошо умеют в настройку контекстной и таргетированной рекламы. Как только я начинал их спрашивать, как они видят продвижение, эти ребята рассказывали мне, что настроят рекламную кампанию в Яндексе или ВК.

Среди всех кандидатов нашлись единицы, которые объяснили, что рано вливать деньги в рекламу. Они в первую очередь спрашивали, что у меня за продукт и для кого, а я не мог внятно ответить.

Стало понятно, что настройка рекламы не поможет, пока нет понимания, кому продавать.

Нужно сначала определиться, для кого планировщик: исследовать аудиторию, декомпозировать продукт, разобрать его по винтикам и собрать заново. И разработать стратегию продвижения.

Я знал, что этим занимаются продуктовые маркетологи, и поменял название вакансии и список требований: вместо спеца по рекламным кабинетам стал искать человека, который умеет в исследования, целевые аудитории, анализ потребностей, ценностные предложения и позиционирование.

Наконец на собеседование начали приходить люди с нужным опытом и навыками.

Посмотрел еще 30 кандидатов и нанял двоих одновременно

Не спешите ругать меня за это в комментариях — сейчас объясню, как так получилось.

На первой встрече с кандидатом я моделировал ситуацию: «У меня есть проект, планировщик встреч. Не знаю, как его продвигать. С чего нужно начать?»

Если человек понимал, о чем речь, потому что заранее изучил сайт или почитал про нас статьи в интернете, это сразу давало ему + 10 очков. Тех, кто просил рассказать о продукте с нуля, я отсеивал.

Неожиданный факт. Только 5% людей приходили на первый созвон подготовленными. Им я предлагал пообщаться еще раз.

На втором собеседовании я уже ждал примерных идей: что мы будем делать с проектом через месяц, три месяца, полгода. Детальный план не требовал, мне было достаточно понять, как специалист видит развитие в общих чертах. Пока обсуждали идеи, я смотрел, как человек общается и формулирует мысли, — те самые софт-скиллы.

По итогу двух этапов среди всех кандидатов я отметил двоих: они заранее изучили мой стартап, хорошо подготовились к собеседованиям и при этом были комфортными в общении.

Я не мог выбрать, поэтому решил взять обоих. Они ничего друг о друге не знали, а на случай, если оба окажутся хороши в деле, у меня был план: одного оставить продвигать планировщик, а второго перевести на проект «Маша-секретарь». Вариант смены проекта я заранее обсудил с каждым из них.

Один маркетолог оказался халтурщиком и пытался подсунуть мне чужую стратегию

В первый месяц ребята должны были написать стратегию продвижения и презентовать ее.

Я был постоянно на связи, но один маркетолог сказал, что лишний контроль не нужен, потому что он профи. Пообещал, что в конце первой недели покажет часть работы на созвоне. В назначенный день он не вышел на связь. Это повторилось и в конце второй недели — так меня несколько раз кормили завтраками.

В итоге он принес стратегию, но я увидел в ней нелепые ошибки. Например, на одном из слайдов было написано про «большие издержки хранения на складе» — откуда они у разработчиков SaaS-продукта?

Это было явной халтурой: маркетолог взял другую стратегию, что-то в ней поправил, а про издержки просто забыл удалить.

Неприятно было поймать профи на таком. Человек получил зарплату за месяц, но на следующий день после презентации я предложил разойтись, и он не возражал.

В итоге работать с нами остался второй маркетолог, Макс. Он оказался системным и последовательным специалистом, хотя поначалу у меня были сомнения — очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме.

Макс Кравец

Рома обозначил, что мы будем заниматься планировщиком, уже на первой встрече. С такими продуктами я никогда не работал, поэтому попросил время подумать. Изучил лендинг, потестил планировщик, и мне зашло.

Я составил список вопросов, посмотрел в Вордстат и накидал примерный план действий: изучить нишу, конкурентов, отстроить продукт от них и пойти в тесты на поиски рабочих рекламных каналов. Еще собрал примерный медиаплан на основе опыта и бенчей по категории продукта.

Дальше мы с Ромой проделали огромную аналитическую работу и составили стратегию. В процессе поняли, что планировщику нужен другой формат. Это должен быть самостоятельный продукт, а не функционал Маши-секретаря, и продвигать его нужно на другую аудиторию.

В этот момент мы снова вернулись к идее с ботом-ассистентом. Но теперь главная мысль была в том, чтобы вместо людей, которые просят о встрече, предложить его тем, кто эту встречу создает. Они точно будут рады им пользоваться, потому что это личный помощник, который с ними заодно и помогает в планировании.

Это был совершенно новый подход, внезапный поворот развития продукта — в стартапах он называется «пивот». Мы наконец начали привлекать пользователей, а как именно, расскажу в следующей статье.

Попробовать Планёрку в деле 🚀🚀🚀

0
255 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Видимо, вы никогда свои продукты и проекты не делали.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Эммм, а кто сказал что искал на три копейки?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Так нашел уже.
100-150 на руки было в hh.ru

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Но чота мне кажется немного больше чем...

Очередная статья на тему "Я не могу найти толкового специалиста за 15 000 рублей
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Ну вот видите как оказывается, не всё так полярно. Жизнь вообще сложная штука ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Костиков

Так искали не на скорость, а на качество. Судя по количеству собеседований, дефицита желающих там не было.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Не было. Я вообще удивлен количеством, 300 откликов в день публикации вакансии.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васюкова

Зачем вы ему подсказали?))) Теперь спать не будет))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IA F

"Таким" платят не большой фикс, а небольшой фикс. Остальное бонус от результата. Сама по себе разработка некой стратегии ничего не стоит, если она на практике на работает.
Любая стратегия это гипотеза и нуждается в тестировании и проверке.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васюкова

Вооооттттт!!!! Жму руку!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Только в узком понимании интернет-маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
252 комментария
Раскрывать всегда