А нужны ли нам эйчары? Опыт 300 собеседований: как я получил работу по гороскопу
Конечно, hr-менеджер профессия полезная и очень, очень нужная. Эйчар может выбрать место для корпоратива, вести график отпусков и заказать отличную сувенирку. Но вот стоит ли доверять найм квал. сотрудников эйчару?
Я прошел 300 собеседований на маркетолога, получил 30 офферов и вот что понял:
Как эйчар испортит текст вакансии?
Вакансия это тоже что рекламное объявление. На него смотрят 5 секунд интерес появляется или нет.
Единственная маркетинговая цель вакансии — продать соискателю идею работать в вашей компании. И вот почему ваша вакансия не продает:
1. Непопулярное название
Эйчар выбирает неочевидное название и соискатели не находят поиском такие вакансии. Так как в тексте нет ключевых слов.
2. Вилка ЗП не указана
ЗП при этом может быть вполне конкурентной.
3. Водянистое описание
“Динамично развивающаяся компания” и "дружная команда" не дает никакой информации о компании. При этом в таких вакансия совершенно не ясно, а что компания продает или производит.
4. Обязательное сопроводительное
Эйчары просят пройти тест на внимательность.
Может такой подход годится для найма секретарей и бухгалтеров. Но для маркетологов вряд ли первостепенно. А без сопроводительного такая вакансия не отправляется.
5. “НЕ УДАЛЕННАЯ РОБОТА” в тексте
Можно не ставить галку “удаленная работа”, можно вписать преимущества работы в офисе. ОРАТЬ недружелюбно.
А если из 50 откликов только трое соглашаются в офис, возможно, большинство хороших кандидатов ищет удаленку и лучше договориться с ними, чем получить слабых сотрудников.
Эйчар отбирает резюме в гугл-форме
Когда кандидат откликается, ему сразу приходит приглашение заполнить гугл-док. Такая форма сразу обещает сожрать минут 30 у соискателя. Вопросы в ней банальные:
Кандидат чувствует неуважение к его времени. Ведь в хорошем резюме это уже написано. Но эйчар хочет упростить себе работу и говорит, что “все равно очередь”. Хорошие кандидаты проходят мимо, поэтому эйчар собирает отклики выпускников онлайн-школ. А дальше “маркетологов много, но все плохие”.
Я не видел гугл-форм, которые действительно бы внятно отбирали. Сам составлял для помощника маркетолога воронку в котором сразу проверялись навыки. Я подобрал 3 практических задачки в сумме на 30 минут. Об этом можно почитать тут: Как бизнесу нанимать?
Эйчар отбирает резюме вручную
Обычно если вакансий не очень плохая — набегает много специалистов с курсов. Это создает иллюзию большого спроса, которого не останется, если отбирать по таким критериям:
— достижения указаны в цифрах
— умеет руками делать каналы, которые у вас уже работают
— работал с похожей нишей
Фильтрами хедхантера отобрать такое не получится: просто нет таких фильтров, а по ключам найдутся не все резюме.
Эйчар собеседует
Занимают много времени, дают мало информации о том, решает ли кандидат задачи вашего бизнеса.
Итого: твердые навыки мы проверим коротким тестовым. Опыт и результаты увидем в хорошем резюме. На собеседовании осталось понять нужна ли человеку эта работа, а эйчар еще оценит насколько он приятен ему. Кстати, умный и талантливый сотрудник часто задает вопросы и ведет себя не самым удобным способом. Тогда как приятны эйчару могут быть самые лояльные и удобные кандидаты, которые наиболее лояльны и удобны в силу своей бесполезности.
Вопросы про опыт и ожидание зп важны, но эйчар задает их так что никто не хочет рассказывать это честно.
Сотрудника может мотивировать
1) деньги, 2) уникальный опыт, 3) доп. плюши: льготной ипотеке в IT, удаленке, ДМС, английский, психолог.
Осталось выяснить что мотивирует конкретного сотрудника.
Эйчар тестирует
Тесты эйчаров похожи на бесполезное высшее образование. Если там нужно было высидеть на парах и спихнуть сессию, то тут получай 100 вопросов “хотели бы вы убить человека?” и “а точно никаких людей не ненавидите?”. И к сотому вопросу вы уже ненавидите…
Психологические тесты от эйчара — это уровень тестов в интернете “какой ты котик?”. Вряд ли работодатель узнает о вас больше. Такой тест показывает, что здесь не ценят время кандидата и отбирают по бредовым критериям
Главная инфа которую дает такой тест: сотрудник готов ради этой работы ответить на 200 однотипных вопросов .
Отдельный котел в аду — тесты на IQ. Это интересная развлекаловка, вот только она не имеет никакого отношения к работе. Можно использовать, если есть задача взять человека с логикой. Если вам больше никаких навыков от него не надо. А иначе вы исчерпали время на тесты с этим кандидатом. Вряд ли он ценит вас настолько, чтобы решить еще какие-то осмысленные задачи.
Выводы
Попытка отпугнуть не на финальном этапе — ошибка. Тут как в маркетинге: вначале нужно продать ценность, только потом назвать цену. Эту базовую формулу продаж очень важно использовать, и кто это умеет получает лучших соискателей. Цена в нашем случае — это тот компромисс на который должен пойти классный сотрудник.
P.S Есть место где эйчары действительно полезны. Это IT рекрутинг. Там за senior программистами надо хорошо так побегать, чтобы заполучить их в компанию.
Буду рад вашим примерам или защите эйчаров в комментариях)
Больше про поиск работы и маркетинг в ТГ канале:
Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..
Еще почитать:
Я HR, со многим выше написанным согласна, но вопрос "А нужны ли нам HRы" вообще, как класс - не кажется корректным. Непрофессионально выполняющих свои задачи сотрудников - много во всех сферах, есть плохие продажники, плохие HR-ы, плохие маркетологи и, увы, плохие руководители, но это не делает профессию ненужной.
Не верится, что за 300 пройденных собеседований не было адекватных коллег))
HR - первичный фильтр, я провожу много встреч совместно с нанимающими менеджерами - и могу рассказать еще больше комичных случаев, про то, как оценивают они и какие задают вопросы, так что это проблема очень распространненая)
И в идеальном мире, где люди умеют адекватно отражать свой опыт и навыки в резюме - такой фильтр был бы, конечно, излишним, но в реальности этого нет - поэтому HR прилично так разгружает время нанимающего руководителя - и да, иногда, ошибается, иногда пропускает не тех, отфильтровывает нужных - но в % соотношении общая польза наверняка перевешивает) Хотя со стороны отдельного, не попавшего в команду кандидата, - может так не казаться.
Яна, на 300 собеседований были компетентный эйчары, заголовок, конечно, немного кликбейтный)
Комичные случаи очень интересно почитать, буду рад если поделитесь
Как серпом по яйцам. Сам недавно столкнулся со всем описанным. Я, к слову, тоже маркетолог, так что привет, коллега) Бывает и наоборот, когда с эйчаром все в порядке, но руководитель тот еще самодур. Потом смотришь со временем, а вакансию по пол года не могут закрыть и сразу понимаешь почему.
Привет, коллега!) даа, самодурства тоже хватает)
Вам нет, нужны работодателям, чтоб отсеивать неадекватов
Кому не нужны, не нанимают.
Давайте вопрос иначе поставим. Нужны ли маркетологи? Мне кажется что нет
Валерий, а вы эйчар?
Неадекват не выполнит тестовое и не напишет хорошее резюме. А если он с этим справится я бы усомнился в его неадекватности.
Плюс отсев по критериям, а с отсевом по критериям справляется секретарь, если посмотреть на процесс с точки зрения бизнеса.
Тестовое пишет просто чел с опытом. Вполне может быть неадекватом
с отсевом по критериям справляется секретарьа резюме - на каком-нить ХХ это просто заполнить поля. Много ума (и адекватности не требуется)
Конечно, а еще секретарь справиться с обязанностями маркетолога.
Вообще, ведь это именно так и работает. Если мы переложим функцию на другого человека, то исходный сотрудник типа не нужен. На секретаря возложим обязанности рекрутинга и SMM, обязанности секретаря возложим на бухгалтера, обязанности бухгалтера возложим на сторожа, обязанности сторожа возложим.. тут у меня фантазия закончилась
А давайте маркетологи пол будут мыть. Тогда ж уборщицы не нужны
Валерий, прошу прощения не увидел изначальный посыл про нужность маркетологов) Да, тут тоже планирую отдельную статью))
А кого будем считать неадекватом? чтобы спор был конкретней.
Мой тезис не про то, чтобы любую работу переложить на любого сотрудника.
Просто по опыту трехсот собеседований встречал очень большой процент эйчаров, которые думаю о себе очень много, а по факту портят бизнесу весь найм.
Посыл бизнесу что неплохо проверять критерии по которым эйчары отбирают. Иначе начинают отбирать по гороскопу и личным предпочтениям.
Ошибочное суждение, критерии по которым стоит отбирать сотрудников как правило спускают сверху начальники отделов и директора. Поэтому
в большинстве случаев не hr портят бизнесу весь найм, а директора и начальники. Но так как вы не проходите входной фильтр в виде HR, то конечно все претензии идут в их адрес.
Я например работал в одной компании, где РОП была женщина которая реально отбирала себе сотрудников по гороскопу и спускала такие требования hr-у. Но самый самодур в компании был ее владелец и его друг нач. службы безопасности, через этих 2 челов проходили все ключевые сотрудники компании, hr получала по шапке когда гнала им явный порожняк, поэтому в конце концов HR директор совместно с этими топами составила очень специфические требования которых должны были придерживаться hr-менеджеры, в результате отсев был жесткий, я думаю многие соискатели потом неодумевали почему их таких хороших дальше первичного собеседования не приглашают дальше.
Евгений, спасибо за подробные комменты!
По поводу не проходите эйчаров. У меня даже в первой статьей про 30 удаленных работ есть скрины некоторых офферов, поэтому обвинение не по адресу)
Не скажу что для кандидата есть супер сложность пройти эйчара, как правило достаточно формулы: говори что хотят услышать, а на руководителе уже разбираешься в реальной картине.
Так как эйчары действуют с кандидатом также и в в основном на все вопросы отвечают так как хочет услышать кандидат.
А на счет самодурства согласен
На мой взгляд одна из основных задач текста вакансии – отсеивать неподходящих кандидатов уже на этапе чтения. Для этого, прежде чем писать вакансию, надо ответить себе на вопрос - «Кто точно не подойдет?»
Думаю, большая проблема что вакансию пишут несколько человек, как в трое из простоквашино письмо писали и получается солянка)
p.s. Классный блог, третью статью уже читаю )
Спасибо!)
за сколько пройденных собесов? 1000 ? поразительная значимость 0,2%
Гороскоп частный случай, просто один из веселых. А так помимо гороскопов в статье много скриншотов и примеров как эйчары мешают бизнесу)
казалось бы, Вы маркетолог и Вам должно быть виднее, как маркетологи мешают бизнесу
Да, как маркетологи мешают бизнесу тоже отдельная тема) Кстати, "Вы" и "Вам" с большой буквы это тоже забавная часть в вакансиях.
Вот вы пишите мне явно показывая в тоне что вам неприятно мое мнение и высказывание и были бы рады чтобы я засунул его туда откуда высунул, но зато пишите Вы и Вам.
это нанимающая команда определяет
встречал очень большой процент эйчаров, которые думаю о себе очень много, а по факту портят бизнесу весь наймА среди маркетологов все сплошные топ-профессионалы? я чет так не думаю
Вообще, процесс подбора строится так, потенциальный начальник кандидата присылает заявку на подбор. И вот что там в ней написано, то и вписывают. Включая заголовок
Но поскольку Вы маркетолог, а не бизнесмен, то Вам кажется это злые HR-ы некорректно описывают вакансию или некорректно пишут заголовок. И даже по гороскопу отбирают. Ага.
Это примерно как злые бухгалтеры, которые НДФЛ удерживают (видимо в свой карман)
Валерий,
1. “а среди маркетологов все сплошные топ-профессионалы? я чет так не думаю”
Я не просто сказал что все эйчары поголовно плохие, а привел аргументы, можно их критиковать, а не посыл в целом)
2. “Вообще, процесс подбора строится так, потенциальный начальник кандидата присылает заявку на подбор. И вот что там в ней написано, то и вписывают. Включая заголовок”
Мне как маркетологу тоже регулярно пытаются предложить заголовок в рекламном объявлении. На что я уточняю зачем меня держат: чтобы делать что скажут или чтобы заявки для бизнеса получать. Обычно все хотят заявки и результат. И если хорошему эйчару дают заголовок, уверен что он может донести до руководства, что лучше писать интернет-маркетолог, чем менеджер по маркетингу, так как первое даст результат лучше. КПИ эйчара все-таки количество подходящих кандидатов. А значит он должен вакансию “продать”.
3. “Но поскольку Вы маркетолог, а не бизнесмен, то Вам кажется это злые HR-ы некорректно описывают вакансию или некорректно пишут заголовок. И даже по гороскопу отбирают. Ага.”
Вопрос про гороскоп за мою карьеру мне задали 2 эйчара) Считайте уже статистика. А некорректно описывают вакансию и пишут плохой заголовок не злые эйчары, а либо некомпетентные, либо те которые делают что скажут, не беспокоясь за результат. Кстати, таких сотрудников обычно за отсутствие результата и выгоняют)
Продолжая аналогию с маркетологом. Вы считаете хорошим маркетолога, который клиентов бизнесу не дает, потому что ему дали плохой сайт или заголовок?
каждый должен заниматься своим делом и прежде чем тратить время начальника отдела,пусть кандидат с hr
Екатерина, как раз проблема в том, что до руководителей часто не доходят хорошие кандидаты, так как их отсеивают на других этапах.
Это вы еще на стресс-интервью не попадали, вообще бы начали ненавидеть hr-ов)) Будете собеседоваться на руководящую должность может еще и попадете, будет невесело, особенно если hr будет опытный.
Евгений, на собесах, которые можно назвать стресс-интервью тоже был. Но когда начинался стресс заканчивал, желал счастья и хорошего настроения)
Есть у меня знакомая HR директор, на первый абзац такая реакция: идиоты, hr-ы не заказывают сувенирку и не ведут график отпусков.
Да это понятно, часто даже сам ген. дир. смутно себе представляет чем должен заниматься hr специалист, что уж говорить про линейный персонал.
Евгений, не оч понял в чем контраргумент, поэтому не понял на что лучше ответить. Я же не доказываю в статье что эйчары сувенирку заказывают, это просто утрированное предисловие, чтобы дальше по существу показать распространенные ошибки эйчаров в найме.
Конечно, компетенции некоторых ген. директоров заслуживают статьи "а нужны ли нам ген. директора")
ниже написал чуть подробнее, что ошибки могут быть и не ошибками hr-ов вовсе.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
)) вроде тезис что бывает бесполезное высшее образование не спорный)