Как получить 30 удаленных работ? Опыт 300 собеседований. 9 неочевидных советов для соискателя
Этот метод дал мне конверсию 50% из собеседования в оффер на вакансию «маркетолог» с доходом от 70к.
Меня зовут Слава, 4 года назад я работал маркетологом в агентстве. И решил поискать работу мечты на hh.ru. Я знал, что даже есть агентства, которые закрывают себе клиентов на hh.ru.
Эта уверенность помогла мне выжить 3 первых месяца безуспешных попыток: ходил на собесы, делал изнуряющие тестовые и даже получил работу, с которой сбежал через 2 недели.
Отбор вакансий
Меня интересовала только удаленка и сначала я поставил галку в hh.ru “удаленная работа”. Получил список вакансий, который быстро прочесал, начал искать, как расширить выборку. Я попробовал забивать в поиске “маркетолог удаленно” — хх автоматически выставляет такую же галку. Количество вакансий не увеличилось.
Часто эйчары и работодатели не замечают галку "удаленная работа" в интерфейсе хх, когда пишут вакансию. Поэтому, они пишут слова "удаленная работа" прямо внутри текста. Чтобы найти такие вакансии, нужен расширенный поиск. Если в нем вбить "маркетолог удаленно", хх не ставит галку поиска по "удаленной работе", а ищет именно то, что вбил в поиске. Вакансий становится в разы больше.
Отчасти, конечно, это те работодатели, которые написали:
Но часть хороших удаленных вакансий я нашел именно через такой расширенный поиск.
Отбор вакансий — самый трудоемкий этап. Я шерстил Хэдхантер ежедневно. У меня точно были проблемы на этом этапе, потому что отказов было больше ⅔. Попадались ниши, на которые я откликался на шару: инфобиз, недвижка, ремонт. Чаще всего приходил автоотказ.
Если дело доходило до созвона с эйчаром, меня спрашивали, есть ли опыт в этой сфере. Я плавал, поэтому дальше разговор не шел. Первым шагом я отказался от этих ниш.
Сейчас на хх для этого в расширенном поиске можно использовать минус-слова. Вот мои:
Конечно, тут можно было бы просто искать по нужным мне ключам и деятельности компании. Но такой поиск слишком сужает количество вакансий. Сфера деятельности компании может быть указана неправильно — часто владелец бизнеса имеет несколько разных бизнесов. А иногда вообще нанимает hr-агентство, тогда в профиле компании будет написано, что это агентство.
Вакансия маркетолога может называться по-разному. Я даже знаю анекдотичный кейс, как компания не могла 3 месяца найти маркетолога, потому что назвала вакансию "менеджер по маркетингу" и не получала просмотров. Обычно для поиска себе вакансий я использую ключи:
Теперь оставалось поправить резюме, так чтобы “мои” ниши присылали меньше отказов.
Как я поправил резюме?
Когда я мониторил ХХ, я понял, что ниш в целом не так чтоб много. Вот что в основном есть:
В некоторых у меня был твердый опыт. Поэтому я создал копии резюме с заголовками “маркетолог в <ниша>”. Таким образом я добился соответствия между запросом работодателя и тем, что хочу предложить.
Я сразу понимал, что одним заголовком не отделаюсь, поэтому в каждом резюме расписал в цифрах опыт с нишей из заголовка. Все остальное оставил кратким.
Сопроводительные письма
Я всегда писал сопроводительные. Часто эйчар дает в тексте вакансии “вопрос на внимательность”, так что там может быть односложный ответ.
Если такого теста в вакансии нет, вставляю в отклик краткую заготовку об опыте с данной нишей.
Я продолжал чесать Хэдхантер. Конечно, все равно получал какое-то количество отказов. Но теперь статистика приглашений была в мою пользу.
Работа с откликами
Приглашение на хх.ру — это все еще даже не приглашение к беседе. Часто это милостливое
Когда будете звонить, придется объяснять кто вы и зачем звоните. Конечно, сначала я так делал, но давно уже от этого отошел. Если выждать пару дней, часто эйчар сам перезванивает. В этом случае диалог сложится теплее, ведь ему больше надо.Если у вас есть опыт — вы можете себе позволить ценить его и себя заодно.
Для кандидата на маркетолога классно, когда на связь выходит не эйчар, а сразу владелец или РОП. Это сокращает собес, вы сразу переходите к насущным вопросам. А еще это значит, что начальника-маркетолога в этой компании нет.
Много приглашений содержат анкету:
Первые месяцы я заполнял такое, потом бросил. От заполненных форм я не получил ни одного приглашения. Я сделал выводы, что это трата времени в черный ящик — ты не знаешь, что они ищут, поэтому не можешь подстроиться с ответами. Более того, тут есть имитация заинтересованности со стороны работодателя: тебя как будто отобрали и похвалили, а на самом деле не затратили на это времени и рассылают эту гугл-форму по всем автоматически. При этом от тебя требуют затрат времени — обдумать вопросы и вписать ответы займет минимум 15 минут.
Разговор с эйчаром
Я отношусь к эйчарам, как к необходимому злу: на самом деле мне нужно поговорить с кем-то дальше, но чтобы меня допустили к тому разговору, нужно пройти этап эйчара. Моя задача на этом этапе просто пройти. Если я отклонюсь от цели — завалю собеседование и не узнаю, что же там дальше.
Я заваливал собесы с эйчаром на вопросе “готовы ли вы работать по времени Владивостока, так как работодатель во Владивостоке?”. Понятно, что не готов, но обсуждать это нужно не с эйчаром. А для эйчара я становлюсь просто неудобным кандидатом. Меня отсеивают, и я не получаю возможности договориться с ЛПРом. А тот все еще может оказаться договороспособным.
Иногда эйчар может давать тестовое.
Оно бывает трех видов:
- психологическое,
- маркетинговое от именитого маркетолога,
- маркетинговое про проект
Если и делать из этих трех, то только третье.
Я периодически делал психологические и маркетинговые под проект. Меня пропускали на этап дальше. Но на следующем этапе я ни разу не получил оффер. Я сделал вывод, что тут опять черный ящик и люди выбирают по непонятным критериям.
Поэтому сам сейчас говорю, что не делаю тестовых на этом этапе.
Самопрезентация на собесе
Перелом в конверсии собесов в оффер случился, когда я начал предвосхищать ожидания. Нормальный работодатель хочет, чтобы уделили внимание его бизнесу и предложили план.
Поэтому я поменял ход собеседования: вместо того, чтобы отвечать на вопросы, я сделал презентацию. В ней кратко была инфа обо мне, слайды с похожими проектами, майнд-карта каналов трафика для бизнеса, с которым собеседуюсь. Еще был анализ сайта, рекламы в директе и гугле, вк и инсте.
На анализ по готовому шаблону уходило около часа:
- 20 минут просмотреть сайт и написать 5-7 косяков
- 10 минут подобрать кейсы из готовых слайдов, хоть как-то похожие на проект
- 20 минут собрать на click.ru анализ Яндекс.Директ по конкурентам и по самому клиенту
- 10 минут на соц. сети: в таргетхантере найти рекламу, если была, в запрещенной соц. сети посмотреть библиотеку рекламы
С презентацией ломалась заготовка. Теперь я мог управлять собеседованием. А у работодателя часто не оставалось вопросов. Чаще всего он даже не хотел давать тестовое — он уже все узнал, еще и применительно к своему проекту. Если все-таки тут дают тестовое — значит что-то в презентации скорее всего было неубедительно. Тестовое на последнем этапе, конечно, надо делать.
Презентация помогла избежать перекрестного допроса в стиле “а как вы измеряете roi?”, “а как бы вы масштабировали удачную гипотезу?” и “как нанять и проконтролировать сеошника?”.
Выводы
- Поиск работы — это продажа себя. Поэтому тут можно также отслеживать и корректировать все этапы воронки: резюме, отклик, разговор с эйчаром, разговор с руководителем, тестовое.
- Научился конверсии 50% на собесе с руководителем за счет презентаций. А потом и без презентаций — у меня в голове уже был план, о чем поговорить.
- Спрос волнообразный: в декабре ищут срочно и сваливают висяки за год, в январе и до середины февраля мало хороших вакансий. К апрелю хорошие вакансии разбираются и образуется спад. Новые стартуют в мае, но “давайте после праздников”. Как ни удивительно, вполне есть спрос в июле, а в августе тухло. Для себя сделал вывод:
Я продолжаю иногда ходить на собесы — чтобы не терять форму, адекватно оценить свои зарплатные хотелки, а может даже и работу сменить когда-нибудь.
Еще по этой схеме я хорошо устроил четверых знакомых. Причем одну с нуля в маркетинге.
У вас остался вопрос "а как я успеваю работать на 30 работах?". Ответ прост – я получал оффер, а не работал там. Так что тут ответ "никак", надеюсь, вы не ждали другого)
Еще про поиск работы и работу на работе маркетологом
Эта статья – верхушка айсберга отношений между эйчаром, работодателем и работником. В этих отношениях есть внутренний конфликт: у каждой стороны свои интересы. Я начал канал в телеге по поиску работы, найму людей, работе в маркетинге и конфликтах в рамках работы.
Там уже есть несколько заметок и то ли еще будет:
Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..
Считаю, что все HR - это зло, неоправданное совершенно. Более глупых, безответственных и просто неприятных людей встречать не приходилось. причем они все такие, как на подбор.
Встречал приятных, ответственных и умных эйчаров, такое явление существует) Это как северное сияние: нужно приехать в нужное место, в нужное время, помолиться и вам, возможно, повезет )
Диана, по ощущению на рынке в маркетинге (в pr не знаю) все как и было.
Тут может быть несколько проблем:
1. Знакомые проходят тестовые где смысла нет проходить. Часто причину действительно никто не скажет, а если скажут могут и соврать.
2. Знакомые правда могут быть слишком квалифицированными для вакансии. Например, маркетолог ищет человека под себя, который будет делать что скажут, как скажут и когда. А если человек с опытом у него как правило свое видение ситуации.
3. Я думаю работодатели ищут не лучших из лучших. А удобных, и тех кто поможет решить их проблемы. И вот бывает что лучший маркетолог не устроит человека, которому надо чтобы ему писали лучшие посты в соц. сетях "для директора".
ну да, согласна, такое тоже может быть...
Полезная штука, кстати. Ходить на собесы регулярно, чтобы держать себя в форме. Правда работы эйчарам прибавляете конкретно))
)) Артур, на собесах, по мне, вообще можно много полезного узнать, так как когда начинаешь делиться опытом приятные люди делятся в ответ). Даже если нет идеи менять работу все остаются в плюсе
Хорошая статья, молодец! Сам практикую такое 😅 но за место презы сайт полноценный и %выше, но мой интерес после тестового к ним ниже. Хочется найти одну и надолго, но пока одни разочарования. На хх с октября 😒
Спасибо! Сайт тоже использовал, но преза показалась удобней. Чтобы не скролить, а сменять слайд. А какой процент получался с сайта? С октября в поисках ?
Хорошая статья, спасибо. Про презу совет старый, но получается до сих пор эффективный :)
Алексей, спасибо! Про презу может старый) Раз 5 слышал: "первый раз такое вижу", возможно в среднем по больнице все ленятся ее делать.
+ за статью
а чё там, кстати, с суперджоб? совсем зашкварился? или он остался для охраников в пятёру и разнрабов?
Спасибо! Максим, сначала пробовал и авито и суперджоб, но там гораздо меньше объем и гораздо меньше хороших вакансий.
А как вообще ощущение от количества вакансий на рынке? Их реально стало меньше или с соискателями что-то не так? Многие знакомые жалуются, что найти сейчас работу в маркетинге или пиаре сильно трудно, вроде и собесы проходят, и тестовые, по 10 этапов - потом им просто не перезванивают, даже не объясняя причину. При чем люди с опытом! Такое ощущение, что чем больше опыта, тем сложнее найти нормальную работу. Это так все работодатели выбирают сейчас потому что рынок усох? И ищут лучших из лучших?
Поддерживаю. Проблема есть. Собеседуешься, проходишь тестовое, а в ответ тишина. Как мне кажется нет кадрового голода, и переизбыток специалистов. Сидят выбирают. Опять же средний зарплатный чек по моим наблюдениям падает. В 2013 году когда устраивался - людей можно сказать хантили, даже с минимальным опытом, можно было неплохо увеличивать зарплатную вилку.
Как будто не туда ушел коммент) Диана, по ощущению на рынке в маркетинге (в pr не знаю) все как и было.
Тут может быть несколько проблем:
1. Знакомые проходят тестовые где смысла нет проходить. Часто причину действительно никто не скажет, а если скажут могут и соврать.
2. Знакомые правда могут быть слишком квалифицированными для вакансии. Например, маркетолог ищет человека под себя, который будет делать что скажут, как скажут и когда. А если человек с опытом у него как правило свое видение ситуации.
3. Я думаю работодатели ищут не лучших из лучших. А удобных, и тех кто поможет решить их проблемы. И вот бывает что лучший маркетолог не устроит человека, которому надо чтобы ему писали лучшие посты в соц. сетях "для директора".
Рынок сейчас плохой, найти работу очень сложно.
Упоротость работодателей просто зашкаливает.
А по новостям показывают что в стране не хватает работников.
Но все логично, бизнес климат ужасный. Компаниями управляют неадекваты. Соответственно к сотрудникам отношение скотское. В итоге все плохо.
Вижу хорошие вакансии, но перебирать действительно нужно очень сильно чтобы найти адекватную работу в маркетинге.
жирный плюс за первое предложение в описании профиля :) на ВиСи особенно актуально)
Спасибо! думаю поправить: до 30 первые 3 млн долгов, так более точно))
Крутая статья ,спасибо !
Много полезной инфы .
Без воды .
Рената, большое спасибо!
Комментарий недоступен
Андрей, если эксель расстраивает возможно не стоит идти на аналитика
спасибо за статью, было интересно читать и узнать взгляд автора на вопросы
Спасибо за коммент!
Спасибо за полезную статью!
Спасибо за коммент!
Спасибо
Комментарий удален модератором
Спасибо за коммент!
Вячеслав, отличная статья!
Что могу добавить (также по совокупному опыту многих лет).
1. Если ЛПР (собственник) обещает перезвонить после финального собеса , но не перезванивает, смысла напоминать о себе больше 1 раза - нет. Как правило такой работодатель - сплошной геморрой. Постоянное отсутствие ОС, несоблюдение каких либо дедлайнов, и очень вероятное кидалово с деньгами.
Одно единственное исключение за всю жизнь у меня было - в компании, где "...цены просто ОХ!" с желтой собачкой.
2. Тестовые задания - действительно лотерея. У меня примерно 1 к 5. То есть - на 5 заданий - 1 финальное приглашение на работу. Если есть время и ТЗ не тупые копипасты - почему бы и да?
3. Всегда доверять своей интуиции. Если чувствуешь что где-то "зудит" в подкорке, голосок говорит тебе, что дело нечисто - не поленись. Проштудируй возможные отзывы, отклики о компании.
Сергей, спасибо что поделились своим опытом
Спасибо за советы, пока ни чего стоящего найти не удалось.
Спасибо за коммент! Николай, а на какую вакансию искали
Бедные эйчары..
Дима, вы похоже немного собеседований прошли, иначе жалели бы соискателей)
Не тратьте время на тестовое. Лучшие работодатели дают его после собеседования с руководителем.
А может быть такое что тестовое вообще не дают?
Да, по моему опыту тоже такое бывало, иногда могут дать тестовое в формате: «напишите план работы на пол года»
Конечно. Тестовые дают компании, которые совершенно не разбираются в людях. В норм компаниях даже не знают про какие то там тестовые...
Печалит, что и на НН сейчас встречаются лохотроны, особенно в разделе удаленная работа. А за советы спасибо!
Иван, спасибо за коммент! А какие лототроны видели ?
комм
300 собеседований, как вы выжили? :D
Валерий, это суммарный опыт за несколько лет)
Работая в компании, какой статус ставите в hh? (Рассматриваю входящие, активно ищу…)
Павел, пробовал открывать резюме для всех, но так предложения хуже. В основном агенства. А когда откликаюсь сам не выбирал статус.
Конверсия 50% из собеседования в оффер — это прорыв в киберматрицу работодателей
В целом так это и начал ощущать, когда достаточно потренировался))
Такая же тема) я отправила 400 резюме. В итоге нашла 2 бриллианта. Был уже вопрос моего выбора)
Сколько по времени заняло? Почему так много резюме, слали всем подряд?
Спасибо за дельные советы,учту при собеседовании некоторые из них
Игорь, спасибо за коммент!
Слава, спасибо за опыт.
Костя, спасибо за коммент!
Отличная статья, спасибо!
Ксения, спасибо!
Спасибо большое за наводку с расширенным поиском. Вроде и очевидно, но ни разу не пробовала.
Анастасия, спасибо за комментарий!
"Лучшие работодатели нанимают хороших эйчаров. А те в состоянии оценить вас по резюме". Не соглашусь. У нас был профессиональный эйчар. Часто люди пишут резюме так, что в них ни черта не понятно. Но если есть хоть какая-то надежда, мы отправляли гугл форму. И нет, не всем. Это именно отбор. Тестовое важно, и без него просто ходить на собесы со всеми общаться - часто непозволительная роскошь для руководителя.
А чо вы столько внимания уделяете опыту? Опыт никому не нужен ,с ним не берут...