Не айтишником единым: каких специалистов хантят ИТ-компании
В прошлом году в России появилось более 5000 новых ИТ-компаний, и все они нуждаются в квалифицированных кадрах. При этом вопреки распространенному мнению речь идет не только о разработчиках. Кого сегодня хантят в ИТ-секторе, разбираемся вместе с Еленой Лексиной, руководителем направления рекрутмента Non Tech и Анной Пановой, руководителем направления рекрутмента Product and Tech.
На российском рынке ИТ наблюдается весьма позитивная кадровая динамика: больше половины работодателей (57%) предполагают, что до конца года увеличат численность штата. В ИТ все хорошо и с точки зрения доходов: с прошлого года отрасль лидирует по темпам прироста зарплат. При этом компании нуждаются не только в разработчиках: на сайтах по поиску работы можно встретить большое количество вакансий для дизайнеров, менеджеров, аналитиков и других специалистов. В частности, в Авито среди нетехнических позиций вырос спрос на юристов, GR- и HR-менеджеров, маркетологов, менеджеров по продажам и по работе с рекламой, бизнес и BI-аналитиках, аналитиках по продажам и др. Мы отобрали наиболее востребованные сегодня специальности:
Дизайнеры
Хороший дизайн в значительной степени определяет коммерческий успех. Компании, вкладывающие в привлекательность своей продукции, выигрывают в конкурентной борьбе, говорится в исследовании McKinsey. Чаще всего ИТ-индустрии требуются веб-дизайнеры, UX/UI-дизайнеры и motion-дизайнеры.
Веб-дизайнер отвечает за визуальную составляющую сайта или приложения. В частности, он разрабатывает баннеры, кнопки, анимацию, оформляет имейл-рассылки. Такой специалист работает в тесной связке с разработчиками, которые переводят дизайн в функциональный код.
Задачи:
- рисует макеты лендингов или промосайтов;
- проектирует интерфейсы;
- прорабатывает внешний вид страниц для разных девайсов;
- создает шаблоны для имейл-рассылок.
Motion-дизайнер оживляет статичные объекты, что позволяет лучше удерживать внимание пользователя или иллюстрировать какие-то технологии. Так, Motion Design позволяет доступно объяснить клиенту механизм работы какого-то диджитал-продукта. Кроме того, анимированные изображения широко используются в онлайн-играх и медиа.
Задачи:
- создает анимационную 2D- и 3D-графику (анимирует сайты, мобильные приложения, логотипы и другие элементы);
- готовит дизайн-шоты для Dribbble;
- делает ассеты (графику, модели, звуки, скрипты) и спецификации на сделанные анимации для разработчиков.
UX-дизайнер. Эффективная ИТ-команда не обходится без UX-дизайнеров, которые анализируют пользовательский опыт и определяют, насколько интерфейс интуитивен и удобен для клиента. От его работы зависит, как быстро человек сможет сориентироваться и получить нужную ему услугу. UX-дизайнеры незаменимы при проектировании CRM-систем, дашбордов, внутренних рабочих интерфейсов, мобильных приложений.
Задачи:
- изучает целевую аудиторию;
- создает портреты пользователей;
- продумывает структуру продукта;
- анализирует пользовательский путь;
- тестирует прототипы на фокус-группе.
Продуктовый менеджер
Профессия менеджера по продукту пришла в Россию сравнительно недавно, и спрос на таких специалистов постоянно растет. Продуктовый менеджер отвечает за развитие продукта на всех стадиях — от идеи до выхода на рынок и продвижения. Он формирует список задач по развитию и постоянно взаимодействует с командой разработки. После запуска продукта менеджер отслеживает метрики и ищет способы улучшать продукт для пользователя и увеличивать прибыль бизнеса..
Задачи:
- выясняет ожидания пользователей;
- анализирует конкурентов;
- разрабатывает дорожную карту продукта и общую производственную стратегию;
- планирует KPI (key performance indicator — ключевые показатели эффективности) продукта по срокам;
- доносит требования к продукту до команды разработки;
- проверяет соответствие результата техзаданию.
Аналитик
Решения в компании принимаются с опорой на данные, поэтому аналитики есть в каждой продуктовой команде. От их работы зависят все изменения в сервисе — от элементов интерфейса до новых разработок. Аналитик строит гипотезы, интерпретирует результаты экспериментов, находит новые возможности для бизнеса, и влияет на то, каким будет продукт.
Задачи:
- находит закономерности в разрозненной информации и определяет в них точки роста для бизнеса;
- разрабатывает стратегии оптимизации и автоматизации;
- решает, что попадет в разработку (оценивает потенциал идей и проверяет их экспериментально);
- изучает поведение пользователей;
- создает аналитические фреймворки, чтобы помогать бизнесу принимать решения.
Менеджер по продажам
Специалист отвечает за продажи решений, которые предлагает компания: это может быть программное обеспечение, мобильное приложение, игры, сервисы, платформы и так далее. Для работы в этом сегменте необходимо иметь базовые знания в ИТ, чтобы правильно проконсультировать клиента по особенностям продукта, сроков и бюджета.
Задачи:
- исследует рынок и потребительский спрос;
- привлекает и развивает клиентов;
- ведет отчетность по контактам и продажам;
- анализирует продажи;
- готовит коммерческие предложения.
Бухгалтер
У бухгалтерского и налогового учета в ИТ-сфере есть своя специфика, связанная с законодательством. Например, при соблюдении ряда условий компании могут воспользоваться льготами по страховым взносам за сотрудников, а продажа прав на программное обеспечение не облагается налогом на добавленную стоимость. В остальном бухгалтер в ИТ ведет бухгалтерский и налоговый учет, активно поддерживает новые бизнес-инициативы и продуктовую разработку, процессы и электронный документооборот.
Задачи:
- согласовывает платежи;
- анализирует и согласовывает договора, первичные документы на предмет финансовых и налоговых рисков;
- отправляет отчетность в надзорные органы (Федеральную налоговую службу, пенсионный фонд и так далее);
- рассчитывает заработную плату.
Менеджер по подбору персонала
Для эффективного найма в ИТ менеджер по подбору персонала должен обладать базовыми знаниями о специальности — например, иметь представление о циклах разработки ПО и отличать Java от JavaScript. Это единственное отличие от работы в других сферах.
Задачи:
- собеседует кандидатов и закрывает вакансии;
- помогает руководителям сохранять сотрудников и поддерживать их мотивацию;
- запускает образовательные проекты, готовит учебные программы.
Маркетолог
От маркетолога в ИТ сфере не требуется знание языков программирования, но на базовом уровне понимать разработку необходимо: что такое база данных, кэш, бэкапы и тому подобное. Так как в ИТ сфере распространен интернет-маркетинг, от специалиста ждут, что он владеет инструментами онлайн-продвижения — поисковая оптимизация, таргет, Influencer marketing.
Задачи:
- исследует рынок для вывода нового продукта;
- анализирует маркетинговые мероприятия;
- исследует путь пользователя и восприятие бренда компании;
- готовит информационные материалы (пишет тексты для лендинга);
- разрабатывает программы стимулирования продаж.
- отвечает за разработку и реализацию маркетинговой стратегии, позиционирование продукта;
- формирует гипотезы, тестирует новые каналы привлечения и разрабатывает подходы к оптимизации.
Юрист и специалист по GR
В ИТ юрист работает на пересечении права и технологий, помогает разрабатывать продукты, заниматься вопросами интеллектуальной собственности и рекламы, регулирования и защиты данных. Кроме того, он участвует в обсуждении и оценке законопроектов.
Задачи:
- сопровождает M&A-сделки, процессы согласования договоров и рекламы;
- консультирует по трудовым вопросам и управляет портфелем объектов интеллектуальной собственности;
- структурирует и сопровождает проекты, консультирует команды, готовит и поддерживает пользовательские правила;
- участвует в работе над законопроектами;
- взаимодействует с госорганами (GR).
Так как сфера ИТ активно развивается, спрос на нетехнические позиции будет только расти. Интерес обоюдный, ведь ИТ компании вкладываются в программы адаптации и развития сотрудников, обеспечивают возможность быстро карьерного роста и предлагают неплохие зарплаты.