(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(92893652, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(92893652, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://vk.cc/cmvwYN', text: 'Доступ к 300+ рекламным инструментам', button: 'Получить', color: '#181A1A', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Питомцы на собеседовании и кофе-брейки с руководителями. Как стоит адаптировать новичков в современной компании

Иногда в компаниях неопытных сотрудников бросают в море задач без спасательного круга и в итоге берут того, кто быстрее всех научится плавать сам, — это плохой подход. Если хотите, чтобы новенький как можно скорее эволюционировал в самостоятельного сотрудника, его нужно грамотно адаптировать.

Меня зовут Лера Маркина, я руководитель HR Centra. Мы в отделе относимся к новеньким с вниманием, заботой и организуем им комфортный и поэтапный онбординг. В статье объясню, почему такой способ адаптации круто работает, и расскажу наши лайфхаки, которые помогают ввести сотрудников в работу.

Лера Маркина
Руководитель HR-отдела Centra

На собеседовании создаем кандидату комфортную атмосферу, а не играем в плохого полицейского

В Centra мы не проверяем кандидата на прочность напряженной обстановкой на собеседовании. Наоборот, наша главная задача — снизить стресс, чтобы человеку было комфортно. На встрече сразу предлагаем общаться на «ты» и рассказываем, как будет проходить встреча. Затем переходим к small talk: спрашиваем, как настроение, с радостью посмотрим на питомцев кандидата и покажем своих. Благодаря этому собеседник сможет расслабиться и не будет скованным во время диалога.

После легкой беседы интервьюируем кандидата, а потом сами рассказываем о компании, отвечаем на вопросы, если они есть. Всегда делаем это честно, чтобы человек смог понять, хочет ли работать у нас и вместе расти.

Доверительный разговор создает комфортную атмосферу, в которой не нужно постоянно быть начеку и защищаться. Так мы лучше узнаем кандидата, чем если будем играть с ним в плохого полицейского.

Булочка — собака моей коллеги из HR-команды, была нашим Валентином на День всех влюбленных. Все, кто проходил собеседование в этот день, могли на нее полюбоваться

Подробно готовим новичков к первому дню

Мы не из тех, кто дает новичку только адрес компании, а потом наблюдает, как весь первый день он потерянно ходит по офису, не зная, к кому подойти и где перекусить.

HR Centra отправляет новичку презентацию перед его выходом на работу. В документе есть дорожная карта, где написано всё, что предстоит пройти в первый день: например, получить ноутбук и встретиться с руководителем и наставником. Кроме этого, детальная схема проезда в офис и список документов, которые нужно принести с собой для трудоустройства. Всё это помогает новому сотруднику подготовиться к первому рабочему дню, ничего не забыть и не потеряться.

В презе мы не только перечисляем документы, но и рассказываем, где их нужно получить на предыдущем месте работы

Проводим экскурсию по офису и знакомим с компанией в первый день

В начале дня мы проводим человека по офису: рассказываем, где можно поесть и отдохнуть, в каком кабинете сидят руководители, знакомим с наставником и представляем всей команде. Это помогает сотруднику быстрее включиться в рабочие процессы и меньше стрессовать.

В первый день отправляем новоиспеченным коллегам еще одну презентацию. Да, мы их любим, потому что человек может в любой момент просмотреть материалы, если что-то забудет. В презе есть фото всех руководителей отделов и написано, с какими вопросами к ним можно обратиться. Еще из нее сотрудники узнают про наш корпоративный портал, принципы общения в команде и оргвопросы, например как запланировать переговорку или уйти в отпуск.

В презентации мы подготовили полезные лайфхаки про обеденный перерыв, потому что сытый сотрудник — счастливый сотрудник

Выдаем интерактивный план задач на испытательный срок

Новый сотрудник получает персональную папку, где есть навигатор и подробная информация о будущих рабочих делах. Расскажем, что входит в план задач.

Познакомиться с руководителями отделов и своей командой. Лица лидеров каждой команды новичок уже видел в презентации, поэтому сможет легко их узнать. Сотрудник идет с руководством на чай или обед, чтобы просто поболтать. Так обстановка встречи будет более неформальной.

Новичкам надо много с кем познакомиться, поэтому для удобства мы сделали так, что можно отметить галочкой людей, с которыми уже встретился

Проверить себя по чек-листу испытательного срока. Документ поможет отследить личный прогресс и ничего не забыть, например где лежат шаблоны документов и кому написать, чтобы оформить отгул.

Выполнить список задач. Там указаны даты, приоритеты и сроки дел, чтобы всё нужное сразу было перед глазами.

Новичок может сразу поменять статус задачи, как только ее выполнит, это классно мотивирует сотрудника закончить весь список вовремя

Устраиваем велком-встречу, а не бросаем новичка после первого дня

HR-командой мы всегда проводим велком-встречу для новых сотрудников в первый месяц их работы. Эта рефреш всего, что было в презентации первого дня. Тогда мы даем ребятам много информации, и что-то обязательно вылетает из головы — это нормально.

На встрече мы знакомимся ближе и играем, новичкам это помогает снять напряжение и лучше раскрыть себя, а нам — понаблюдать за их поведением и характерами. Иногда мы понимаем, что человек сильно стесняется, значит, период адаптации может быть для него особенно тяжелым. Тогда просим руководителя отдела уделять новенькому чуть больше времени: чаще предлагать помощь и звать на кофе.

Одна из самых простых игр — угадать название отдела, который зашифрован в фотографиях и картинках. Тут мы спрятали наш HR-отдел ❤

Встречаемся с новичком на экваторе и в конце испытательного срока, чтобы поговорить по душам

Во время испытательного срока с каждым новым сотрудником мы встречаемся дважды:

  • На экваторе, чтобы замерить уровень стресса при адаптации, понять, всё ли человеку нравится и как идут его дела внутри команды.
  • В конце, чтобы сфокусироваться на делах и задачах, которые сотрудник выполнил, и обозначить дальнейшие планы.

Обычно встречи похожи между собой и тематически делятся на три блока.

Погружение в процессы и задачи. Мы узнаем, с чем сотрудник сейчас работает, спрашиваем, столкнулся ли со сложностями, если да — то как их решает. Уточняем, нужна ли наша помощь.

Атмосфера и коллектив, ощущения новенького внутри команды. В этом блоке спрашиваем у него, с кем познакомился, говорим об общей обстановке в команде, что нравится, а что нет.

Ожидания vs реальность. Спрашиваем, совпадает ли работа в Centra с ожиданиями. Подробнее разбираем, какими были предположения и что получилось в итоге.

Далее — финалимся. Если это встреча на экваторе, намечаем задачи на следующие 1,5 месяца с учетом фидбека, а когда беседа в конце испытательного срока — подводим итоги.

На каждой встрече всегда присутствует руководитель отдела или наставник, который делится с новичком обратной связью: говорит, какие задачи получаются классно, а на что стоит обратить внимание и доработать. Человек видит свои слабые места и понимает, где ему нужно уделить больше внимания в работе. А еще лучше замечает собственные успехи, это тоже важно.

В 2023 году Centra планирует расширяться и будет активно искать сотрудников. Ищите наши вакансии на сайте, если хотите, чтобы вас адаптировали на новой должности с такой же заботой.

Расскажите, как проходила ваша адаптация на работе? Что особенно понравилось, а с чем было тяжело?

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://vk.cc/cmvwYN', text: 'Доступ к 300+ рекламным инструментам', button: 'Получить', color: '#181A1A', textColor: '', img: '714a528c-e979-583c-944b-a104d8ac9d6a', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
135 комментариев
Написать комментарий...
Влад Шушкевич

Я родился в восьмидесятые, взрослел в девяностые. Это не могло не оставить следов на психике. Я понимаю, что такие вещи хороши и это классно. Но для меня основной стресс это смолтоки, коты, собаки и все такое прочее. Я буду невольно искать подвох)
Очень хорошо, что более молодые специалисты к подобному отношению относятся как к норме. Очень жаль, что я успел привыкнуть к другим рабочим отношениям.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Хеехехе в точку. А может и неплохо это было, учились брать от жизни максимум, добиваться и давать результат. Очень уж нежные, если в правую булочку не поцеловали, о все стресс, я выгорел.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Вообще-то психология неплохо так развилась на ветеранах Первой мировой войны. Раньше об этом оcобо не задумывались.

Видимо, теперь время рассказывать легенды про 90-е годы в России, что народ был тверже орехов.

Только это мои ровесники, всякое было.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Конечно всякое было, так же как поколение раньше, было еще тверже)) Но вообще, как там говорилось: «Тяжёлые времена рождают сильных людей, сильные люди создают лёгкие времена. Лёгкие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжёлые времена.»

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Смотря кто как считает поколения. Шаг и отсчет бывают разные.

Для меня "поколение раньше" - это мои родители, "шестидесятники", не видевшие войны.

А двумя поколениями раньше мои бабушки и деды, рождения годов 1912..1919.

Люди как люди. Бабушек жалко - они хлебнули 20 век полной чашей. Родителям было гораздо легче, все-таки позитива в время их молодости было много.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

У меня примерно также. Родители попали под каток перестройки. Мои родители врачи, и в 90 врачи нах никому не нужны были. Отец писал диссертацию в сортире на печатной машинке.

Ответить
Развернуть ветку
132 комментария
Раскрывать всегда