Пожалуйста, проверьте фото в своём резюме
По неизвестной науке причине там часто оказывается нечто странное.
За последний год я посмотрел больше 10 тысяч резюме. Хочешь того или нет, первое, на что смотришь, — фотография. Я не перестаю удивляться тому, какие фотографии выбирают соискатели для своих резюме! Не могу молчать, может, кто-то заметит себя в этих примерах, сменит снимок и через неделю получит работу мечты.
Все примеры фото из абсолютно реальных резюме, которые размещены в открытом доступе. Чтобы никого не обидеть, добавил пикселей на лица. Подобрал примеры буквально за последнюю неделю, особо искать не приходится: около четверти резюме с такими примечательными фото.
Групповые фото
Это мне кажется очень странной идеей, иногда даже не сразу понятно, кто из людей, собственно, кандидат. Но групповое фото — стабильно существующий жанр!
Видовые фото
Это встречается ещё чаще, ход мыслей — тоже загадка. О чём нам должно сказать это место? Почему сам кандидат занимает считанные проценты на фото? Как нам при этом разглядеть во взгляде коммуникабельность, открытость и исполнительность, о которых он пишет в разделе «Личные качества»?
Загадочные и независимые
Представьте, что вы знакомитесь с человеком, который смотрит не на вас, а куда-то в сторону. Странно, да? Вроде «я, конечно, здороваюсь, но не очень-то и хотелось». Сюда же поставлю крутых ребят в солнцезащитных очках.
И вот вам сразу фото на пропуск
Действительно, зачем фотографировать себя, если можно сфотать своё фото!
Летающие головы
Это, возможно, считается художественным приёмом на фотосессиях. А в резюме смотрится противоестественно.
Лучшие мои части
На аватарку — самое то, но зачем в резюме?
Могу в дизайн
Такие фото встречаются в резюме почти на любые вакансии, но когда речь идёт о дизайнерах и других творческих профессиях — процент пугающе возрастает.
Бывают ещё фото с сигаретой, в баре за пивом, на фоне бабушкиного ковра или сушилки с трусами, селфи в общественном туалете или около лимузинов — под руку сейчас не попались.
Немного оправданий
Я думаю, первый же комментарий будет в духе «если не фотомоделей ищете, то нечего на фотографии смотреть, надо смотреть на опыт, компетенции и другие вещи, которые имеют отношение к делу». Да, в этом есть доля здравого смысла.
Но, во-первых, нравится нам или нет, рекрутёры тоже люди. Значит, они в какой-то мере склонны «судить о книжке по обложке». Фото в резюме, очевидно, сильно влияет на мнение о соискателе. Хороший рекрутёр контролирует это влияние, плохой — просто отказывает, не особо рефлексируя.
Во-вторых, я убеждён, что по фотографии можно делать кое-какие достоверные предположения.
Если на фото дама с ярким макияжем и высокой причёской сидит за лакированным рабочим столом, на котором букет алых роз в целлофане, а за спиной у неё шкаф с папками на фоне крашеных обоев, грамота «Лучшему работнику 2008 года» и сертификат «1С», можно предположить, что ей не очень подойдёт должность PR-менеджера в кросс-функциональной команде.
если фото влияет, то рекрутер так себе, ведь это одно из самых известных когнитивных искажений — судить о человеке по внешности, тем более о его проф качествах.
На первом уровне полностью соглашусь, пересуды о внешности на уровне сплетен - это полный провал.
Если вдаваться в подробности - фото даёт возможность для более объективного анализа.
Во-первых, с точки зрения подхода к решению задач. У человека есть задача - подобрать или сделать хорошее фото для резюме, и то, как он с ней относится и как ней справляется - уже интересный момент.
Во-вторых, это своего рода психологический проективный тест. Он выбирает такое фото, где он себе нравится, которое выражает что-то ценное, интересное для него.
Суждение о кандидате по фото - это одна из фундаментальных ошибок начальных рекрутеров/HRов. Обычно на курсах или вышестоящие менторы выбивают эту дурь из головы новичков, чтобы в дальнейшем рекрутер оценивал кандидата объективно, без персональной предвзятости.
Если вы до сих пор считаете "летающие головы", "видовые" и "загадочные" фото странными, не актуальными для резюме, я бы порекомендовал вам пообщаться с опытными рекрутерами/HRами. Ну или пару нормальных курсов по скринингу пройти.
"У человека есть задача - подобрать или сделать хорошее фото для резюме"
Практика показывает, что это не приоритетная задача у кандидатов, если они не претендуют на высокую/управляющую позицию. Если это рядовой специалист (особенно "до менеджера" по иерархии) то его фото в большинстве случаев будет включать упомянутые в моем комментарии стили фото.
"Во-вторых, это своего рода психологический проективный тест. Он выбирает такое фото, где он себе нравится, которое выражает что-то ценное, интересное для него."
Все так. Фото летающих голов из примера - самые обычные качественные фото из студии, а не снятые на смартфон в туалете. Загадочные фото, зачастую, тоже сняты фотографами и используются как качественные, а не снятые на тапок.
Видовые - из категории "мне нравится" или по положительным впечатлениям. Обычно у таких кандидатов либо мало, либо нет фото из студии.
Не припомню, что я где-то писал про рекомендации для рекрутёров по анализу фоток. Типа, "получили резюме с "летающей головой" - отказывайте!"
Я пишу про то, что у соискателя есть некоторые инструменты контроля ситуации, один из очевидных - это фото. Что проще с точки зрения повышения вероятности получить работу - выучить второй иностранный язык или сменить фото на более удачное?