{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«То, что специалист растёт, не означает, что должна расти зарплата» Статьи редакции

Почему во многих компаниях информация о зарплатах скрыта и что будет, если все будут знать о доходах коллег — рассказали ИТ-специалисты, юрист и психолог в материале dev.by.

Фото Unsplash

Истории специалистов

1. «Обсуждать зарплату нельзя даже с руководителем»

Два года работала в дизайн-студии. Зарплату у нас было не принято обсуждать (хотя в договоре ничего такого прописано не было, и лично мне об этом даже не говорили, но сама атмосфера не располагала к открытому общению).

Как-то, разговаривая с арт-директором, я решила задать ему несколько вопросов:

  • как можно двигаться в компании;
  • какие есть вилки;
  • и как я могу повысить уровень своей зарплаты.

В беседе я назвала и сумму, сколько получаю.

Потом ещё раз подняла эту тему в разговоре с креативным директором, который считался моим ментором (я была мидлом). Сказала ему, что хотела бы брать более ценные проекты, так как у меня в работе были только внутренние проекты, которые не приносили компании деньги, — а на носу был пересмотр зарплаты.

А дальше у меня состоялся разговор с гендиректором. Он сделал мне выговор за то, что «хожу и обсуждаю вопросы зарплаты с другими дизайнерами» — мол, до него дошли такие слухи, и это очень-очень плохо. Доводы, что я пришла с этим к своим непосредственным руководителям и интересовалась в первую очередь, как мне расти как специалисту, а уж во вторую (и как следствие) — в зарплате, он проигнорировал.

Оказалось, что ни у кого ничего нельзя спрашивать. По поводу повышения зарплаты обращаться можно только к одному руководителю. Но он ещё ни один запрос не одобрил — двое моих коллег ранее пытались: безрезультатно.

Я привела аргументы, почему стоит поднять мне зарплату:

  • хорошие отзывы дизайнеров и менеджеров;
  • удовлетворенность клиентов;
  • сложные проекты.

Но в ответ услышала: «То, что специалист растёт, не означает, что должна расти зарплата». На следующий вопрос, как же может вырасти моя зарплата, гендиректор ответил: «Мы не можем удовлетворить твои требования, нам надо расстаться».

Итог: в начале июня я ушла из компании. Глобальный итог: я счастлива без токсичного работодателя.

2. «Все боялись обсуждать зарплату, потому что думали, что получают меньше других. Но всем платили одинаково»

Десять лет назад после универа я устроилась в небольшую компанию — до 20 человек в штате. Первая бумажка, которую подсунула мне на подпись эйчар — даже не сам контракт, а допсоглашение, в котором говорилось, что зарплата составляет коммерческую тайну и обсуждать её с коллегами или ещё кем бы то ни было нельзя.

Коллектив у нас был молодой, дружный, разница в возрасте самого младшего из нас с самым старшим составляла около пяти лет. Мы работали, как заведённые: с энтузиазмом овертаймили, иногда приезжали в офис по выходным. Никакой личной жизни — одна работа.

Директор на публике говорил, какие мы умнички, и как он это ценит и оценивает в денежном выражении. Но в кабинете один на один мог разнести тебя в пух и прах — дать понять, что все остальные, конечно, большие молодцы, но тебе конкретно до них расти и расти (поэтому у тебя и зарплата такая — «А как ты думала!»).

Один раз на корпоративе один из сотрудников выпил лишнего и встрял в разговор директора с кем-то. Завязалась перепалка, сотрудник выкрикнул: «Сами работайте за свои паршивые столько-то баксов» — и ушёл. Повисла тишина. Праздник быстро свернулся.

На следующий день на кухне мы тихо обсуждали: «Какую сумму он назвал?», «А у тебя сколько в месяц выходит?» Оказалось, всем платили одинаково. И никто не требовал повышения зарплаты, потому что в кабинете директора слышал то же, что и я — «расти и расти».

Кто-то уволился почти сразу после инцидента. Кто-то, как и я, спустя время — нужно было отработать распределение (так вот почему директор любил студентов). Несколько человек застряли надолго: может, их всё устраивало, а может, смогли выбить прибавку к зарплате.

3. «Заплатили, но меньше, чем рассчитывал. Может, это и были санкции»

Семь лет назад начинал карьеру разработчика в одной мутной конторе (выбирать не приходилось, я был джуном и готов был работать, где угодно — лишь бы набрать коммерческий опыт).

Проработал месяц, потом другой — ни копейки не получил. Директор клялся: «Заказчик скоро заплатит, — потерпите». Но время шло, а денег не было.

Курили как-то с коллегами на улице. Один вспомнил, что скоро зарплата. Стали гадать: придёт — не придёт. Я сказал, что было бы неплохо получить все деньги сразу — и назвал, сколько.

Среди куривших был непосредственный начальник, он меня отчитал: мол, «запрещено делиться такой тонкой информацией» с другими людьми. Сказал, что могут последовать санкции (хотя это нигде не было прописано).

А какие санкции, если я фактически работаю бесплатно? Что может быть ещё хуже? Так и ответил ему. Он прошипел, что я могу «хоть сейчас написать заявление», раз уж мне не нравится. И я действительно написал. Уволился — и скоро нашёл новую работу.

Бывшие коллеги получили зарплату спустя пару месяцев. Мне тоже заплатили, но меньше, чем я рассчитывал. Может, это и были санкции — я не уточнял, потому что связываться и что-то доказывать было неохота. На другом месте я уже зарабатывал больше.

4. «Зарплаты — на сайте. Сколько зарабатывает коллега, можно вычислить по тайтлу»

Работаю в Crossover. Конкретные зарплаты опубликованы прямо на официальном сайте компании — без всяких «вилок». Сколько зарабатывает коллега, можно вычислить по тайтлу, — следующая по рангу должность подразумевает двукратную, по сравнению с твоей, зарплату.

Премии и надбавки исключены. Кажется, это минус. Но с другой стороны, тут зарплата изначально в 2-4 раза выше, чем на аналогичных позициях в других компаниях.

Здесь практически нет промо, нельзя прийти с оффером из другой компании и попросить повышения — тебя не станут удерживать, так как очередь из желающих попасть в компанию огромна. Случаи, когда кому-то присвоили следующий тайтл и его зарплата выросла в два раза, — единичны. Обычно, если хочешь большего, нужно заново подаваться и проходить все испытания.

Испытания, к слову, непростые. Всё зависит от тайтла, но у каждого обязательно будет:

  • ССАТ (IQ тест);
  • тест по английскому языку;
  • специфические испытания: девелоперам — на кодинг, техническим менеджерам и архитекторам — на солюшнинг.

Большинство испытаний ограничены по времени.

В компании большая текучка, но не потому что сотрудники упираются в стеклянный потолок, а потому что во многих командах есть контроль перформанса. Время и таски трекаются, есть рейтинг перформеров. Кто-то не выдерживает такую потогонку и сам уходит, а кого-то увольняют по перформансу.

С точки зрения закона, озвучивать можно всегда

Информация о зарплате принадлежит не только нанимателю, но и лично работнику, она содержится в трудовом договоре и не является коммерческой тайной, объяснил юрист-практик Дмитрий Зикрацкий.

В отношении своей зарплаты работник может делать всё что угодно. Он может написать на своём столе: «Моя зарплата — такая-то, я считаю, что это мало!»

Если говорить о зарплатах на предприятии вообще (информации, которой обладает эйчар, бухгалтер или начальник отдела), то в отношении неё может быть установлен режим коммерческой тайны. Но это должно быть прописано специально.

Дмитрий Зикрацкий, юрист

«Если информация о зарплатах закрыта, нет повода обсуждать справедливость их определения»

Часто компании делают информацию о зарплатах закрытой, чтобы избежать конфликтов, считает консультант по психологии командных процессов Денис Искорцев.

«Я бы выделил две причины, почему компании не делают информацию о зарплатах общедоступной. Первая — из-за желания избежать конфликтов на почве сравнения людей между собой. В этом заинтересован и сам работодатель: сотрудники занимаются делом, а не выясняют, сколько кому и почему, и не ходят жаловаться. Но также это на руку и работникам: никто не станет объектом зависти, и наоборот будет чувствовать недооцененным.

Если информация о зарплатах закрыта, нет повода обсуждать справедливость определения зарплат. Это поддерживает ощущение, что в мире есть честность и предсказуемость, — это одна из наших потребностей. Для кого-то такая информация относится к вопросам частной жизни, и её раскрытие будет восприниматься как вторжение.

Другая причина связана с тем, закрытые зарплаты дают возможность руководителю гибко индивидуально договариваться о вознаграждении за работу с сотрудниками.

При открытых зарплатах каждое изменение нужно обосновывать так, чтобы оно не вызывало вопросов у остальных, которые будут примерять на себя не только размер изменений, но и их причины. Некоторые причины подогнать под объективные измеряемые критерии: например, сотрудник выполняет роль наставника для других или является носителем уникальных знаний о продукте или связей с поставщиками и/или клиентами.

Что до моделей с открытыми зарплатами, то они существуют. Например большие системные организации, прежде всего связанные с государством. Там зарплата определяется явными критериями — выслуга лет, тарифная сетка, ранг/должность. Исходя из этого каждый может оценить зарплату коллеги. Эта же информация поможет принимать решения о карьере: что нужно сделать, чтобы получить в этой организации желаемое вознаграждение. Такая история хороша для тех людей, у которых стабильность и предсказуемость — одни из ведущих потребностей.

Другой пример — скандинавские страны. В Швеции информацию о доходах каждого человека легко найти на официальном сайте или даже позвонив по телефону в налоговую. Можно отследить доходы соседа до последней кроны. Эта традиция ведет свою историю еще с 18-го века. Однако сложно представить себе такой же подход на постсоветском пространстве с травматичным опытом раскулачивания, конфискаций и всеобщего уравнивания.

Есть компании, которые делают зарплаты открытыми не только внутри, но и снаружи. Buffer.com публикует на сайте список сотрудников с зарплатой и местом жительства.

В мире есть тенденция сделать зарплаты открытыми, в частности чтобы уменьшить разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами, которым сложнее вести переговоры о вознаграждении. В сентябре в Нью-Йорке, как и уже в нескольких других штатах вступает в силу закон, который обязывает компании публиковать зарплатную вилку в вакансиях. В мае Европарламент принял директиву, которая обязывает страны ЕС принять законы, требующие от компаний публиковать зарплатную вилку в вакансиях, дающие право сотрудникам запрашивать у работодателя информацию об их зарплате и о средней зарплате на аналогичных позициях, и так далее.

Социологи изучают влияние открытых зарплат. Однозначных ответов нет. Есть и плюсы, и минусы.

Открытые зарплаты снижают гендерное неравенство в оплате. Но равные условия оплаты могут снижать производительность — зарплата меньше зависит от качества работы, а более амбициозные сотрудники скорее уйдут в поисках лучшего предложения.

Другое исследование показало, что общая производительность падала в компаниях, где вдруг выяснялись большие различия в зарплатах, и росла в компаниях, где зарплата выплачивалась по понятным правилам.

Ещё выяснилось, что в организациях, где зарплатные вилки известны, сотрудники реже ходят просить повышение. А исследование 2015 года среди 70 тысяч американских работников года показало: чем больше люди знают, почему они получают столько, сколько получают, особенно относительно равных коллег, тем с меньшей вероятностью они увольняются.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире. Другие материалы издания:

0
104 комментария
Написать комментарий...
#startup4eg

Обсуждать ЗП с коллегами 1. некорректно 2. бессмысленно 3. контрпродуктивно )
Вы пришли на работу не ЗП обсуждать, а работать. На собеседовании вам озвучивали все условия работы и других не обозначали. Вот за что вы себя продали, за то работать и будете и вырасти в большинстве средних компаний очень сложно. Обсуждая ЗП с коллегами - вы сеете зерна раздора в коллективе (какой бы он не был). У Пети, Васи и Гали начинается тоже мыслительный процесс, а почему это так не справедливо (всегда кажется что мало, никому еще не показалось что ему много платят и никто не попросил о понижении ЗП в виду того, что он считает что он не достоин..) и коллектив разваливается, и эффективность людей падает (голова занята не тем на работе), соответственно и сама компания страдает (теряет деньги).

И все верно - что такого сотрудника увольняют (неверно с моральной точки зрения - может быть, а с точки зрения директора - все гладко, ему не нужен сотрудник, который по сути поднимает бучу).

Решается все просто, - на one to one встрече с руководителей задаете вопрос о повышении, получаете ответ "Нет" - идет на биржу труда и ищете ту компанию, которая скажет вам "Да" на ту цифру которую вы озвучиваете.. То есть "продаете" себя снова. Или проговариваете с директором новые мотивационные (для вас) истории, обозначаете точки роста до которых надо дойти чтоб получить или премию или повышение..

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Наоборот. Я, как руководитель, рассуждаю просто. Надо исходить из двух допущений:
1. Все в коллективе буду обсуждать и знать зарплаты всех на своем же уровне и на один уровень выше
2. Все в коллективе будут общаться с рекрутерами других компаний и узнавать внешние предложения по зарплатам

Дальше вопрос: как при этих двух допущениях выстроить максимально эффективную систему оплаты? Чтобы народ был мотивирован и текучка была в пределах нормы?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Еликов

Там похоже комментатор из палаток девяностых до сих не вынырнул. Представляю, какие он там "стартапы мутит" и какой там "здоровый" дух в командах ))

Ответить
Развернуть ветку
101 комментарий
Раскрывать всегда