{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«За такие копейки сами дописывайте»: что делать и чего ни в коем случае не делать, если неправильно оценили свою работу

Часто авторы, особенно начинающие, не могут на берегу назвать справедливую цену за свою работу. Кто-то боится, что откажут, а кто-то просто упускает детали задачи, из-за которых текст должен стоить дороже. В результате работают за мало денег, пишут текст «на отвали» или вообще отказываются от работы и уходят в закат.

Привет, я Надя — редактор и ех-копирайтер. Раньше сама неправильно оценивала стоимость своих текстов и боялась просить больше, называла ожидаемую зарплату ниже рынка, а потом жалела и искала, где предложат другие деньги. Сейчас наблюдаю, как по-разному авторы и другие исполнители пытаются увеличить сумму гонорара уже после того, как мы начали работать.

Расскажу, какие методы лучше не использовать, а что может помочь получить больше денег и не потерять доверие. Ещё будут мемы с котиками, чтобы не мучить вас полотном текста.

Допустим, вы автор и взяли в работу статью. Сделали всё, как полагается: изучили ТЗ, уточнили детали, прикинули, сколько времени займёт работа. Назвали цену в 5000 рублей. Начинаете работать и понимаете, что продешевили — нужно было просить не меньше 7000. Например, не учли, что в статью нужно будет вставить ключи, взять интервью у очень своеобразного эксперта или информации по теме очень мало. Что уж, с кем не бывает. Придётся признать свою ошибку и рискнуть попросить доплату у редактора или клиента.

Чего не делать, когда хотите ещё денег

Первое и главное, что не нужно делать — это молчать и терпеть. Такой вариант прокатит только в том случае, если вы не планируете работать дальше и уверены, что этот клиент или редактор не будут вас кому-то рекомендовать. Иначе в будущем придётся объяснять, почему это вы решили так резко поднять оплату, если ещё неделю назад было дешевле. Кроме этого вы рискуете и качеством работы. За несправедливо мало денег стараться не хочется, совсем наоборот, хочется быстрее с этим закончить, сдать и забыть, как страшный сон. Поэтому стоит всё-таки аккуратно обсудить.

Вот, чего не стоит делать, когда ведёте разговор о доплате ↓

Намекать на повышение гонорара. «Ой, у меня так много времени на статью уйдёт, надо было больше денег просить ахах», «Кажется, я попросил маловато», «Ну, если бы мне бы предложили побо-о-ольше…», «А вот в компании N платят больше».

Такие заигрывания сработают разве что на очень добродушном клиенте. Остальные, даже если поймут ваш намёк, повышать гонорар по собственной инициативе вряд ли будут.

Ругаться и агрессировать. «Да за такие деньги скажите спасибо, что я ваще пишу», «Жесть, я отказываюсь это доделывать, копейки свои себе оставьте», «Мда, за такие деньги вы слишком много хотите». Агрессия, грубый сарказм и ругань не помогут договориться. Скорее всего после этого вам не только не заплатят больше, а быстренько подыщут автора на замену, которому и доплатят за срочность.

Винить редактора или клиента. «А чо вы не сказали, что инфы так мало? Я как работать должен?», «Ну вы же сами не предупредили, что там ещё ключи», «Чот правок многовато. … Ну и что, что я ТЗ невнимательно прочитал?». Даже если редактор или клиент действительно упустили какую-то деталь в ТЗ, бросаться на них с обвинениями, чтобы получить больше денег — плохая идея.

Пытаться попросить оплату обманом. «Чтобы добавить в статью ключи, нужно доплатить ещё 2000, вот счёт…», «У меня итерации правок платные, сейчас отправлю счёт и продолжим». Тоже по всем фронтам гиблое дело. Никто не любит узнавать о «скрытых платежах» уже во время сотрудничества. Только вспомните, как бесит, когда оператор списывает лишние 50 рублей с баланса за очередную ну очень нужную фичу, которая непонятно почему вообще подключена. Доверия со стороны клиента резко поубавится, а восстановить его будет очень сложно.

А что делать

Не поверите, что скажу. Совет всем советам, инсайт инсайтов. Нужно пойти и сказать словами, что вы ошиблись, неправильно оценили объём работы и хотите пересмотреть сумму гонорара. Это честно и по-взрослому.

Спокойно обсудите ситуацию и найдите компромиссное решение. «Привет, пишу статью и понимаю, что она потребует больше времени, чем я рассчитывал, потому что [аргументы и факты]. Давай обсудим повышение гонорара? Можем поднять на 2000 рублей?» — вполне жизнеспособный вариант.

После просьбы обычно следует три сценария: вы получаете веское «нет», переходите к обсуждению или клиент соглашается доплатить.

Если ваши аргументы убедили заказчика и он легко согласился на новую цену — кайф. Любите и храните его.

Если убедить не получилось и вы нарвались на отказ — смиритесь и сделайте выводы. Предупредите клиента, что следующая подобная работа будет стоить иначе, а эту закончите, как полагается, без «ну за такие деньги вот вам такой текст». Если отказ был мягким, можно попробовать снизить нагрузку до комфортной, например, попросить прислать больше фактуры или уменьшить объём текста.

Если клиент решает обсудить сумму доплаты — попробуйте найти компромисс. Например, заказчик может предложить тысячу, вместо двух, или попросит подробнее объяснить причины, чтобы решить.

Да, называть стоимость работы, просить повышения зарплаты или гонорара может быть страшно, неловко, а иногда неприятно. Но ещё неприятнее работать по 12 часов, а в это же время копить две недели, чтобы купить новые штаны.

Ещё про тексты, редактуру и авторско-редакторские отношения на канале: делюсь полезными ссылками для работы и историями из практики, рассказываю, как улучшить тексты, и показываю мемы по выходным.

Расскажите, как договариваетесь о повышении зарплаты или гонорара? Было, что работали за несправедливо мало денег?

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Ilya Karbyshev

Я постоянно заказываю тексты. Мой сценарий в такой ситуации: доплачу и больше с таким копирайтером связываться не буду. Цена - его ответственность и риски, а не мои. Ничего взрослого тут нет, это наоборот, начальный уровень, когда человек не понимает что такое бюджет проекта для заказчика

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Даже если копирайтер хороший и это разовая акция?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Андрей Гаврилов

У нас в B2B архпроектировании фраза «У меня итерации правок платные, сейчас отправлю счёт и продолжим» — более чем адекватная. Принято заранее предупреждать, конечно. Я бы такой месседж не называл обманом.

Мой подход — я никогда не требую доплату за договорной объем. Если заказчик увеличит объем, тогда да. А так, считаю, что раз я назначил цену, то ошибка в цене — это моя ответственность. Но на уровне компании это, конечно, не так работает как на уровне исполнителя-одиночки.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Да-да, как раз, если вот не предупреждать заранее, а придумывать на ходу такой месседж, то попахивает обманом уже

На уровне компании всегда по-другому. В мире автора-одиночки и клиента часто договариваться намного проще.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Petra Kavalsky

Нет, неправильный посыл.
Я сама работаю на заказ и если с ценой ошиблась, то даю себе по лбу, но делаю за ту цену, которую назвала. Если в следующий раз этот же клиент придет с таким же заказом, назову скорректированную цену. Если он спросит, почему цена выше, объясню, что в прошлый раз ошиблась и неправильно учла объем работ, что повышать цену на предыдущий заказ посчитала неправильным, так как она была уже утверждена, но на дальнейшие заказы цена будет рассчитываться вот так и так.
Это взрослая позиция, а не то, что вы советуете.
Более того, если речь идет о таких суммах и разницах, как 5000 и 7000, то даже и не стоит себя сильно бить по лбу. Если же ошиблись при заказе в 100 000 еще на сотку, то лучше честно отказаться, объяснив причину.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

почему нет, тож ок позиция, просто ситуации бывают разными

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Коротаева Татьяна

Согласна с теми комментаторами, которые считают, что это всё ответственность исполнителя. Была по обе стороны, и как заказчик, и как исполнитель. Не статьи писала, правда, а рукоделие под заказ, но там в принципе то же самое: накосячил сам при работе, неправильно рассчитал количество материалов - твоя ошибка как исполнителя, значит сам двигаешься по марже, или даже делаешь себе в минус, но заказчика трогать на предмет бабла сверху - это было для меня табу. Потому что я сама в лице заказчика не приемлю, когда после чётко обозначенной цены и сметы работ начинаются какие-то робкие попытки двигать стоимость. Может быть и доплачу, но дел с таким контрагентом иметь больше не буду. Были, конечно, пару постоянных клиентов, которым можно было и в жилетку поплакаться, и на жизнь тяжёлую пожаловаться, чтобы денег отстегнули, но это ж наглость. Нужны деньги - возьму в долг у родственников, у друзей, у банка, но никак не у клиентов.

Есть один вопрос к автору. Представьте следующую ситуацию:

Допустим, вы автор и взяли в работу статью. Сделали всё, как полагается: изучили ТЗ, уточнили детали, прикинули, сколько времени займёт работа. Назвали цену в 5000 рублей. Начинаете работать и понимаете, что...

... выполнили эту работу гораздо быстрее с меньшими усилиями. Ну вот неправильно рассчитали время и затраты, но в свою пользу, было ж наверняка такое. Писали ли вы клиенту "честно и по-взрослому", что мол так и так, получилось объективно дешевле, давайте я вам верну разницу? Или с радостью брали с этого конкретного заказа т.н. сверхприбыль, "покупали новые штаны" за один день, и всё равно продолжали просить с новых заказов доплаты за свои же ошибки?

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Zhurba

Если это ваше первое сотрудничество с заказчиком и вы в первом же проекте не можете точно назвать суммы и просите доплату после того как вы заключили договор - я бы точно больше не работал с таким исполнителем.
Если вы, как исполнитель просите сумму ниже рыночной - это ваше право и ваше преимущество перед конкурентами. Не хотите писать "за копейки" - устанавливайте цену сразу, а не после того, как договор подписан и вы решили, наконец, прочитать, что от вас требуется.

Ответить
Развернуть ветку
Bruce Robertson

Неважно что было в заметке, если в конце стоит фраза "а вот мой телеграм-канал" — то я ставлю минус, всегда. Заебали.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Согласна, вообще офигели, ходют тут телеграмами своими разбрасываются, лучше бы на завод пошли

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Абрамов

Сколько дельных советов привели, за котомемчики отдельный респект

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

ой спасибо!! Я старалась

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Левченко

Это ответственность любого исполнителя правильно оценивать свои затраты и назвать правильную цену. Если ошибся, это должен быть уроком для него и в будущем точнее оценивать, а в этот раз доделать за те деньги, что называл изначально (если просьбы о правках адекватные, конечно).

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Да, это конечно, но есть и альтернативные варианты

Ответить
Развернуть ветку
Elena Che

Очень детская позиция - перекладывание ответственности на заказчика
Почему моя маржа или расходы должны страдать из-за того, что исполнитель не умеет оценивать свои трудозатраты?
Имхо, только если ТЗ меняется на ходу и количество правок оговорено изначально - то тогда увеличение стоимости допустимо.
А если вы не понимаете рыночной стоимости своего труда - то это ваши проблемы, а не заказчика

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

А вообще я вот что подумала. Хорошо, чтобы исполнитель знал о таких вещах изначально. Например, я не знала, что конкретно ты например готова обсуждать условия по ходу текста. Или что ты сама назначаешь цену за работу, а не просто транслируешь мнение заказчика. Тогда я б и разговаривала по-другому может) потому что я вообще это все узнала только в процессе работы)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

И тут же тоже помогает просто подойти и обсудить
Но предупреждать, что кто-то готов обсуждать условиях по оплате в процессе - уже чутка ту мач, никто априори не готов их обсуждать

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Elvin

Круто, когда можешь решиться и заявить, что недооценил масштаб работы и нужно бы прибавить гонорар

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Главное - не делать так регулярно, а один раз да, можно и признать ошибку и попытаться исправить

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

Ооо
А чё так можно было?
Это прям все обо мне

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

а кстати да, думаю, наше с тобой сотрудничество тоже где-то в этой статье ахахах
Хорошо, что не в пункте про агрессию.
Так можно, а тебе иногда даже нужно

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Чайка О.

Была в шкурке копирайтера. Бросила, потому что увидела нерешаемые проблемы: а) отсутствие экспертности по широкому списку тем; б) отношение заказчиков к создаваемому копирайтером продукту.
Проблема "а" сильно урезает возможности заработка. Специализация сокращает круг заказов, а разброс по темам увеличивает затраты времени на создание контента, иногда — критично и непредсказуемо (об этом и данная публикация, нет?).
Проблема "б" многогранна, но хочу отметить один аспект (как бы в ответ комментариям об утвержденном бюджете и сроках) — заказчику стоит помнить, что написать текст — это всё-таки творчество (мы же не утверждаем заранее, что все копиры ваяют на автомате и не создают новое, а рерайтят по-черному?). Я вижу решение в 1) специально разработанном договоре, в котором учтены нюансы; 2) ориентации на решение задачи, а не жесткое соблюдение установленных рамок (но тут имеет значение какого рода тексты нужны заказчику — действительно ценные, уникальные, экспертные или проходные).
Но это только моё мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Да, примерно об этом

текст копирайтеров не всегда про творчество. это в любом случае навыки и опыт, но на старте его может быть недостаточно, чтобы сразу справедливо оценить работу

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта Земелько

Мемы с котами разбавляют серьезность статьи)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

в этом смысл всех мемов с котами

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

А то даже среди заказчиков, как видишь, мнения разные. Кто-то и пошлет потом такого исполнителя

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Ну да, это нормально, мы к сожалению живем не в утопии, где все люди одинаковые и не нужно подстраиваться

Ответить
Развернуть ветку
Антон Татаринов

И опять мемы с котиками делают статью лучше

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

ну а как иначе, это же котики

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеенков

Побольше бы понимающих заказчиков)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Я удивляюсь, как их иногда много
Ну, если поискать прям конечно
При чём чем больше они готовы платить за работу, тем больше понимают такие штуки

Ответить
Развернуть ветку
Афанасий Трепыхалов

Что за тексты?
Есть примеры?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Примеры каких текстов именно?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Кот.Финанс

Да, дать заднюю в цене это очень по взрослому 😁😆

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

ну, если расценивать так, то конечно

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Главное четко понимать свою компетенцию, компетенцию редактора и компетенцию заказчика.
Правки по делу это обучение, в свое время меня впервые в жизни приняли на работу редактором и дали текст заместителя министра соседней страны. Я убрал стилистические ошибки и понес текст главному редактору и получил вопрос почему я не выполнил свою работу и оставил ошибки в каждом предложении. Я на повышенных тонах возразил и тогда главный редактор посадил меня рядом с собой и начал править объясняя свои действия. Действительно ошибки были в каждом предложении. Мастер-класс я на всю жизнь запомнил и как-то на деньги намекать в этой ситуации рука не поднялась. Таких случаев очень мало. Сюда же можно отнести реальные ошибки пропущенные те или иные.
Второй вариант это правки на почве самодурства, когда либо редактор, либо заказчик пытаются доказать, что они умнее автора. "Вот перепишите вот тут, а почему я не знаю". Это может продолжаться до бесконечности.
Сюда же можно отнести правки на почве стремления к идеалу, когда заказчик на полном серьезе говорит, "вот все переписали, как я сказал, получилось же лучше чем было", то, что писатель при этом получил за свой труд вдвое меньше у него не укладывается в мозгу. Что-то обсуждать, особенно в спокойном тоне с такими людьми бессмысленно, это для них признак слабости, они будут продолжать дальше и дальше. Иногда помогает либо угроза ухода, либо угроза описания сложившегося положения на специализированных форумах. Мозги у подобных людей работают нормально и если текст реально нужен, они отлично понимают, что лучше прекратить садиться исполнителю на шею, поскольку далеко не факт, что другой лучше будет.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Самойлов

Эти лайфхаки применимы во многих сферах. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда