Как стать СТО? Большое исследование RosExpert и #безвотэтоговотвсего. Гайд и карьерные рекомендации
Предисловие от авторов
Вас приветствуют Юрий Бочаров, старший консультант практики «Технологии, Медиа и Телекоммуникации» в RosExpert, TG @whooisjohngalt и Сергей Щербинин, CEO безвотэтоговотвсего. рф, TG @ssherbinin
Мы — неравнодушные люди, которые с разных сторон вовлечены в ИТ индустрию: Юра — опытный хэдхантер в ИТ-секторе, одна из специализаций которого поиск CTO / CIO / CDO, а Сережа — бывший топ-менеджер в ИТ (CIO/CDO УБРиР, ex-Райффайзенбанк, Лаборатория Касперского).
В диалогах с рынком мы обнаружили, что вопрос «как становятся СТО», несмотря на горячие обсуждения в сети, все еще покрыт мраком. Ответы на него дают совершенно разные: кто-то считает, что СТО должен обязательно писать код; другие убеждены, что руководить командой важнее; кто-то считает, что «нормальные» СТО должны быть выпускниками топовых технических вузов, а кто-то не считает образование критичным. Кажется, что нет в ИТ-сообществе какого-то одного стандарта или мнения..
Или всё же есть? 🤔
Чтобы внести ясность и попробовать разрушить пару стереотипов, мы затеяли это Большое Исследование на тему «Как стать СТО?». Оно адресовано:
- Всем тем, кто хотел бы в перспективе занять позицию СТО в топ/средней компании (совсем маленькие стартапы — нам кажется, не совсем будет релевантно).
- Компаниям-работодателям, которые нанимают/растят в своей компании СТО
В желании сделать материал конкретным, качественным и максимально полезным, мы решили привлечь к написанию статьи состоявшихся и авторитетных СТО и спросить их, как они строили свою карьеру? Чему учились, какой путь прошли, какие ошибки совершали и какие карьерные рекомендации могут дать?
Мы вам очень благодарны за ваш вклад!
Итак начнем!
Образование
Согласно опросу, 90% респондентов считают, что потенциальному кандидату на должность CTO важно иметь профильное высшее техническое образование, так как оно закладывает фундамент для аналитического мышления и навыков решения сложных задач. У 80% опрошенных СТО высшее образование именно техническое.
Но не все считают, что наличие профильного образования критически необходимый фактор:
Чему стоит поучиться, если есть амбиция стать CTO?
СТО — полноправный топ-менеджер и эта роль сегодня одна из ключевых в любой компании, неважно, чем она занимается: оказывает ли какие-либо услуги, производит ли макароны, спутники, лекарства или создаёт ИТ-продукты. Кандидатам на эту роль важно постоянно учиться и развиваться: помимо технических знаний, стоит понимать основы экономики, менеджмента, разбираться в бизнесе компании, где вы работаете (например, ваша компания производит макароны: вам как СТО важно знать, какое сырьё необходимо, какое оборудование, где его покупать, как его обслуживать, как работают ваши конкуренты, какая экономика вашей компании и др.).
Чему ещё рекомендуют дополнительно поучиться: 100% опрошенных отметили важность развития soft skills, навыков переговоров и коммуникаций. Например, можно пройти курсы: как быть лидером, как создавать команды, как слушать клиентов, убеждать партнеров. Ещё советуют поучиться финансам, коучингу, пройти тренинги по DISC (типология оценки личности), product management, почитать книги «Пять пороков команд», «Team Topologies».
Если самостоятельно сформировать себе план обучения не получается, можно обратиться за карьерной консультацией, под присмотром ментора составить свою стратегию развития карьеры, где обучение неотъемлемая часть.
В каких компаниях можно вырасти в СТО?
Начинать карьеру в идеале со стажировки в крупной ИТ-компании, большинство опрошенных сходятся в мысли, что крупные ИТ-компании так или иначе ставят культуру разработки и управления. Не стоит забывать про тезис, что выходцы из крупных компаний стартап построить могут, а наоборот — уже вряд ли, это скорее исключения.
Участники исследования не рекомендуют долго задерживаться СТО в компаниях с иерархичной директивной культурой и привлекательным компенсационным пакетом, это может сказаться на вашей карьере в будущем. Соблазн выйти на роль СТО в такие компании очень понятен, но когда такой кандидат захочет вернуться на рынок, где совсем другие правила и зарплатные вилки, выглядеть он может в глазах нанимающего СЕО или акционеров как overpriced и при этом underqualified.
Важно учитывать, что профиль CTO зависит от типа компаний. В продуктовых компаниях полученные ИТ-навыки будут сильно отличаются от тех, где ИТ является сервисом для основного бизнеса. Полезная школа — работа в ИТ-компании с хорошо выстроенными процессами.
Каких мест работы стоит избегать?
Большинство работающих на рынке СТО сходятся во мнении, что стоит избегать работы в забюрократизированных компаниях, в компаниях с высокой текучкой и сомнительным HR-брендом, а также в местах с деструктивными отношениями в коллективе. Будьте осторожны, выбирая компании, деятельность которых не нацелена на достижение результата, — бюрократических, процессных.
Как выбрать правильного руководителя?
Тот же приём про сбор рекомендаций применим и к выбору босса: прежде чем соглашаться на офер, стоит собрать рекомендации о будущем руководителе у его бывших коллег и подчинённых (например, задать им простой вопрос: как вы оцениваете своего бывшего босса?). Выяснить, насколько он профессионален и чему у него можно поучиться, совпадают ли у вас базовые ценности.
Кроме того, хорошо обратиться к знакомым консультантам-хедхантерам и HR, которые хорошо знают, что творится в более-менее крупных компаниях. Вообще, полезно выстраивать хорошие отношения с хедхантерами и HR и сохранять их в течение карьеры. А ещё обязательно поищите выступления будущего босса в интернете, статьи, публикации.
Рекомендации собраны? С консультантами поговорили? Позвонили знакомому HR? Нашли выступления и статьи? Отлично! Теперь вы готовы! Следующий шаг — личная встреча.
Каких ошибок стоит избегать будущему СТО?
Опрошенные СТО советуют не зацикливаться на своей области знаний, не бояться ошибок, рекомендуют опираться на отлаженные процессы в компании, а не на уникальных сотрудников. Не стоит «тащить» на себе все задачи. Нужно уметь доверять команде и не стоит выстраивать отношения с подчинёнными в стиле «я начальник — ты дурак», также не стоит сосредоточивать массу задач на себе, не научившись выстраивать процессы делегирования. Опрометчиво не думать о рисках принимаемых решений, игнорировать их, не иметь готовые сценариии развития событий. Критичным является отсутствие взаимопонимания с бизнесом, с CEO — этим надо заняться с первых шагов в новой компании.
Не стоит зацикливаться только на своей области.
Технологии такая же составляющая бизнеса, как и финансы или коммерция. Иногда больше или меньше, но тем не менее никак не отдельная независимая функция. У многих бизнес-подразделений есть тенденция отделять ИТ в «небизнес». Этому не стоит следовать, лучше объяснять, насколько технологии влияют на бизнес.
Ключевые компетенции СТО
Мы попросили наших респондентов назвать топ-3–5 компетенций, которые, по их личному мнению, они бы спросили сегодня на интервью сами у себя. В результате у нас получился довольно интересный список ключевых компетенций при найме СТО в современную ИТ-компанию. Для удобства мы решили разбить ответы на две части: soft skills и hard skills.
Как стать лидером своей команды?
Как можно заметить из таблицы выше, одна из важнейших компетенций для СТО — это лидерство. Её отметили почти все участники исследования. И мы согласны: хороший лидер подаёт пример команде, как нужно работать, и показывает, что с ним команда добьётся большего, он вовлекает подчинённых, зажигает их, ведёт за собой.
Корпоративная культура
Все СТО, когда мы спрашивали, какую культуру они строят у себя в командах, сходятся в нескольких главных ценностях и тезисах: они считают, что в здоровой корпоративной культуре обязательно должны присутствовать следующие ингредиенты:
- Открытость
- Доверие
- Честность
- Уважение
- Право на ошибку
- Безопасность
- Общая идея (сообщество единомышленников)
Карьерные рекомендации будущим СТО
Заключение от авторов статьи
Современные СТО — это уже давно намного больше, чем просто технический директор. Это комплексная роль, которая для многих компаний является ключевой и во многом определяющей успешность всего бизнеса. При этом в индустрии нет сложившегося мнения о том, откуда берутся СТО, так же как и что вкладывается в понимание этой роли. СТО в крупной интерпрайзе масштаба федерального банка — это, как правило, техдир одного из направлений бизнеса, отвечающий за создание и реализацию технологической стратегии по вверенной ему вертикали. В то же время есть множестве компаний, в которых роль СТО распространяется на всю компанию и все технологические слои (разработка, инфраструктура, архитектура и т. д.), в связи с этим часто возникает путаница между «разными СТО». В любом случае то, что их объединяет, это необходимость сочетать в себе как минимум три важных знания:
− Технологии,
− Бизнес,
− Лидерство.
СТО — это про технологический вектор, ведь он вместе с командой должен осознать бизнес-стратегию и предложить наиболее оптимальный, взвешенный по цене, масштабируемый и отказоустойчивый сценарий технологической реализации. В то же время СТО — это не гик и технарь, который любит играть в дорогие айтишные игрушки, он очень чётко должен понимать бизнес-контекст и уметь работать в разных сценариях (компания в фазе роста и инвестиций vs кризис и экономия).
Ну и, пожалуй, главное: СТО — это про людей. Давно канули в Лету времена, когда СТО называли «самого умного гика». Сейчас главная часть работы любого СТО — это организация работы и создание среды для команды инженеров, которая затем может свернуть горы и достичь целей компании. И настоящий СТО должен тратить не менее 50% своего времени на работу с людьми и командой.
Мы надеемся, вам были полезны наше исследование и материал, который получился. Помните, по этому пути прошли многие до вас, совершенно необязательно повторять все ошибки и наступать на грабли, которые на этом пути, ведь можно внимательно изучить чужой опыт, и ваш Путь будет чуточку более устойчивым и мудрым.
Желаем вам успехов!
Остались вопросы? Нужна консультация?
Смело пишите нам!
Больше полезной информации вы можете найти в наших Telegram-каналах: RosExpert и #безвотэтоговотвсего
Искренне ваши 🖤 ,
Сергей Щербинин (CEO безвотэтоговотвсего. рф, TG @ssherbinin)
и Юрий Бочаров (Sn. Consultant RosExpert, TG @whooisjohngalt)