{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как стать СТО? Большое исследование RosExpert и #безвотэтоговотвсего. Гайд и карьерные рекомендации

Предисловие от авторов

Вас приветствуют Юрий Бочаров, старший консультант практики «Технологии, Медиа и Телекоммуникации» в RosExpert, TG @whooisjohngalt и Сергей Щербинин, CEO безвотэтоговотвсего. рф, TG @ssherbinin

Мы — неравнодушные люди, которые с разных сторон вовлечены в ИТ индустрию: Юра — опытный хэдхантер в ИТ-секторе, одна из специализаций которого поиск CTO / CIO / CDO, а Сережа — бывший топ-менеджер в ИТ (CIO/CDO УБРиР, ex-Райффайзенбанк, Лаборатория Касперского).

В диалогах с рынком мы обнаружили, что вопрос «как становятся СТО», несмотря на горячие обсуждения в сети, все еще покрыт мраком. Ответы на него дают совершенно разные: кто-то считает, что СТО должен обязательно писать код; другие убеждены, что руководить командой важнее; кто-то считает, что «нормальные» СТО должны быть выпускниками топовых технических вузов, а кто-то не считает образование критичным. Кажется, что нет в ИТ-сообществе какого-то одного стандарта или мнения..

Или всё же есть? 🤔

Чтобы внести ясность и попробовать разрушить пару стереотипов, мы затеяли это Большое Исследование на тему «Как стать СТО?». Оно адресовано:

  • Всем тем, кто хотел бы в перспективе занять позицию СТО в топ/средней компании (совсем маленькие стартапы — нам кажется, не совсем будет релевантно).
  • Компаниям-работодателям, которые нанимают/растят в своей компании СТО

В желании сделать материал конкретным, качественным и максимально полезным, мы решили привлечь к написанию статьи состоявшихся и авторитетных СТО и спросить их, как они строили свою карьеру? Чему учились, какой путь прошли, какие ошибки совершали и какие карьерные рекомендации могут дать?

В исследовании приняли участие более 30 СТО из ведущих российских и международных компаний, таких как Avito, Tinkoff, Яндекс, Lamoda, VK, М. Видео-Эльдорадо, DoDo, Райффайзенбанк, BelkaCar, Paysend, Nebius. ai, Hepsiburada, Leroy Merlin, ATOM (электромобили) и другие.

Мы вам очень благодарны за ваш вклад!
Итак начнем!

Образование

Согласно опросу, 90% респондентов считают, что потенциальному кандидату на должность CTO важно иметь профильное высшее техническое образование, так как оно закладывает фундамент для аналитического мышления и навыков решения сложных задач. У 80% опрошенных СТО высшее образование именно техническое.

«Базовое техническое образование очень важно. В моей практике гениальные самоучки — это всегда хорошие одиночки и крайне посредственные командные игроки. Даже за счёт того, что разговаривают на чуть-чуть другом языке, и коммуникации становятся сложнее и «дороже»,

— говорит 👤 Михаил Бижан, СЕО «М. Тех» («М. Видео-Эльдорадо»)

Но не все считают, что наличие профильного образования критически необходимый фактор:

«Зависит от того, как вы растёте: вас повышают или хантят с рынка. Я попал на позицию CTO в одну из компаний через собеседование, и мой диплом МФТИ был преимуществом. Кроме того, акционеры компании были тоже из МФТИ. Но если говорить про рост внутри компании, то определяющим будет заработанная репутация, а не диплом»

— считает 👤 Эмиль Абдулнасыров CTO Lamoda.

«Техническое образование нужно, но не критично. Я экономист по образованию, но ИТ у меня начиналось как хобби — с 7-го класса школы».

— отмечает 👤 Андрей Попов, СТО Paysend (ex-CIO Райффайзенбанк)

Чему стоит поучиться, если есть амбиция стать CTO?

СТО — полноправный топ-менеджер и эта роль сегодня одна из ключевых в любой компании, неважно, чем она занимается: оказывает ли какие-либо услуги, производит ли макароны, спутники, лекарства или создаёт ИТ-продукты. Кандидатам на эту роль важно постоянно учиться и развиваться: помимо технических знаний, стоит понимать основы экономики, менеджмента, разбираться в бизнесе компании, где вы работаете (например, ваша компания производит макароны: вам как СТО важно знать, какое сырьё необходимо, какое оборудование, где его покупать, как его обслуживать, как работают ваши конкуренты, какая экономика вашей компании и др.).

«Нужно получать бизнес-образование, основной работе вы и так научитесь. А умение общаться с бизнесом критично».

— считает 👤 Андрей Сумин, директор бизнес-юнита VK.

«Лучшее дополнительное образование для СТО будет в той области бизнеса, где он работает. Для банков — финансы, для ритейла — торговля и логистика, химия для фармы».

— говорит 👤 Михаил Бижан, СЕО «М. Тех» («М. Видео-Эльдорадо»).

«Чаще всего у ИТ-специалистов хорошо развиты «харды«, но у менеджера (а CTO — это в первую очередь менеджер) более широкий набор знаний. И не последнюю очередь в нём занимает именно »софты». Стоит учиться менеджменту, начиная с самого базового уровня типа ситуационного лидерства и до джедая а-ля management by values, servant leadership. Обязательно понадобятся переговорные, презентационные навыки, управление командами».

— считает 👤 Николай Кныш, СТО Leroy Merlin Russia.

«Быть руководителем (неважно, CTO, у которого 2000 человек в подчинении или 100) — это про то, как нужно мыслить, чтобы решать задачи на этом уровне. Это не столько про инструментарий, сколько про майндсет и уровень зрелости подходов»

— считает 👤 Вадим Мадисон, CTO TechPlatform Avito.

Чему ещё рекомендуют дополнительно поучиться: 100% опрошенных отметили важность развития soft skills, навыков переговоров и коммуникаций. Например, можно пройти курсы: как быть лидером, как создавать команды, как слушать клиентов, убеждать партнеров. Ещё советуют поучиться финансам, коучингу, пройти тренинги по DISC (типология оценки личности), product management, почитать книги «Пять пороков команд», «Team Topologies».

Если самостоятельно сформировать себе план обучения не получается, можно обратиться за карьерной консультацией, под присмотром ментора составить свою стратегию развития карьеры, где обучение неотъемлемая часть.

В каких компаниях можно вырасти в СТО?

Начинать карьеру в идеале со стажировки в крупной ИТ-компании, большинство опрошенных сходятся в мысли, что крупные ИТ-компании так или иначе ставят культуру разработки и управления. Не стоит забывать про тезис, что выходцы из крупных компаний стартап построить могут, а наоборот — уже вряд ли, это скорее исключения.

Участники исследования не рекомендуют долго задерживаться СТО в компаниях с иерархичной директивной культурой и привлекательным компенсационным пакетом, это может сказаться на вашей карьере в будущем. Соблазн выйти на роль СТО в такие компании очень понятен, но когда такой кандидат захочет вернуться на рынок, где совсем другие правила и зарплатные вилки, выглядеть он может в глазах нанимающего СЕО или акционеров как overpriced и при этом underqualified.

«Лучше идти в быстрорастущие компании: там постоянно происходят изменения, появляются новые возможности, много интересных задач. Я бы поостерёгся выбирать работодателя с “красной” директивной культурой — там сложно проявить себя и вырасти. А также в совсем маленькие стартапы (до 20–30 чел), где можно надолго остаться в рамках инженерной работы»

— считает 👤 Павел Притчин, СТО DoDo.

Важно учитывать, что профиль CTO зависит от типа компаний. В продуктовых компаниях полученные ИТ-навыки будут сильно отличаются от тех, где ИТ является сервисом для основного бизнеса. Полезная школа — работа в ИТ-компании с хорошо выстроенными процессами.

«Надо идти в направления, где задачи являются основополагающими в бизнес-модели, требуют глубокого погружения в технологии реализации, когда закладывается новый тренд в индустрии».

— считает 👤 Дмитрий Агеев, VP Product and Tech в ATOM EVs.

«На раннем старте очень хороши консалтинговые ИТ-компании: там отличные программы для старта карьеры, обилие проектов, которое позволяет сформировать кругозор и посмотреть на разные практики. Также хороший будет старт в компаниях с известным брендом и tech-брендом. И всегда есть вариант сделать свой стартап и проявить себя как предприниматель. Это контринтуитивно, но очень сильно подкупает СEO и акционеров, которые в душе предприниматели».

👤 Эмиль Абдулнасыров, CTO Lamoda.

«Тут нет одного решения. Важны не столько размер или продукт, сколько команда и атмосфера. Важны наставники, с которых можно брать пример и учиться, перспективы роста в компании. Начинать лучше с большой компании. Там выше шансы оказаться рядом с правильными лидерами. Растущая компания и индустрия даёт больше возможностей для развития и получения опыта. И не нужно бояться менять место, если развития нет».

— говорит 👤 Алексей Шевенков, CTO Hepsiburada.

Каких мест работы стоит избегать?

Большинство работающих на рынке СТО сходятся во мнении, что стоит избегать работы в забюрократизированных компаниях, в компаниях с высокой текучкой и сомнительным HR-брендом, а также в местах с деструктивными отношениями в коллективе. Будьте осторожны, выбирая компании, деятельность которых не нацелена на достижение результата, — бюрократических, процессных.

«Избегайте компании, в которых разработка — подчинённая функция вида «подай-принеси».

— советует 👤 Данила Штань, СТО Nebius (ex-«Яндекс»).

«Тяжело вырасти там, где под СТО понимают больше управление ИТ ландшафтом (ИТ-директора): всё-таки CTO занимается разработкой и внедрением собственных продуктов, а не управлением и внедрением сторонних решений. Хотя почти везде начиная с определенного масштаба эти роли начинают сильно пересекаться».

— говорит 👤 Алексей Рыбак, СTO EdTech компании (ex-CTO «Везёт», Badoo)

«Стоит избегать государственных или семейных компаний. В обоих случаях нарушается базовая мотивация бизнеса работать на результат».

— считает 👤 Дмитрий Круглов, СТО «Яндекс. Беспилотные технологии» (ex-Arrival).

«Не стоит выбирать компании, в которых всё строится на двух вещах: «хватай мешки, вокзал отходит” и "давай сделаем по-братски». Нужно смотреть на зрелость процессов и стабильность их работы».

— отмечает 👤 Вадим Мадисон, CTO TechPlatform Avito.

Мы также рекомендуем воспользоваться одним из инструментов в арсенале Executive search — собрать рекомендации о компании. Найти бывших сотрудников (в идеале — предыдущего СТО), написать им в соцсетях, если есть телефон — в мессенджерах, с большой вероятностью человек пойдёт на контакт и поделится инсайтами.

Как выбрать правильного руководителя?

Тот же приём про сбор рекомендаций применим и к выбору босса: прежде чем соглашаться на офер, стоит собрать рекомендации о будущем руководителе у его бывших коллег и подчинённых (например, задать им простой вопрос: как вы оцениваете своего бывшего босса?). Выяснить, насколько он профессионален и чему у него можно поучиться, совпадают ли у вас базовые ценности.

Кроме того, хорошо обратиться к знакомым консультантам-хедхантерам и HR, которые хорошо знают, что творится в более-менее крупных компаниях. Вообще, полезно выстраивать хорошие отношения с хедхантерами и HR и сохранять их в течение карьеры. А ещё обязательно поищите выступления будущего босса в интернете, статьи, публикации.

Рекомендации собраны? С консультантами поговорили? Позвонили знакомому HR? Нашли выступления и статьи? Отлично! Теперь вы готовы! Следующий шаг — личная встреча.

«Самый правильный этап — собеседование. На собеседовании нужно готовиться не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Небезразличие со стороны кандидата заметно и также влияет на положительный результат интервью».

— 👤 Алексей Шевенков, CTO Hepsiburada

«Собеседование — это двусторонний процесс. Спросите будущего руководителя про индивидуальный и командный вклад, про его сильные и слабые стороны, про его персональный график работы: возможно, он 24/7 онлайн, вам такое подходит?».

— добавляет 👤 Павел Притчин, СТО DoDo

Каких ошибок стоит избегать будущему СТО?

Опрошенные СТО советуют не зацикливаться на своей области знаний, не бояться ошибок, рекомендуют опираться на отлаженные процессы в компании, а не на уникальных сотрудников. Не стоит «тащить» на себе все задачи. Нужно уметь доверять команде и не стоит выстраивать отношения с подчинёнными в стиле «я начальник — ты дурак», также не стоит сосредоточивать массу задач на себе, не научившись выстраивать процессы делегирования. Опрометчиво не думать о рисках принимаемых решений, игнорировать их, не иметь готовые сценариии развития событий. Критичным является отсутствие взаимопонимания с бизнесом, с CEO — этим надо заняться с первых шагов в новой компании.

Не стоит зацикливаться только на своей области.

Многие молодые тимлиды считают, что они только «пишут код», «делают технологии», «бизнес-команда отвечает за остальное». Это не так.

Технологии такая же составляющая бизнеса, как и финансы или коммерция. Иногда больше или меньше, но тем не менее никак не отдельная независимая функция. У многих бизнес-подразделений есть тенденция отделять ИТ в «небизнес». Этому не стоит следовать, лучше объяснять, насколько технологии влияют на бизнес.

«Не надо считать, что ты самый умный разработчик/аналитик/инженер. А если это вдруг и правда так — возможно, ты не на своём месте. Не стоит пренебрегать важностью HR-вопросов. CTO — это про людей, стандарты и выстраивание идеального SDLC. Совершенно точно это не про саркастические комментарии в коде и плотность зелёных квадратиков в Contributions в личном профиле Github».

— говорит 👤 Михаил Бижан, СЕО «М. Тех» («М. Видео-Эльдорадо»).

Ключевые компетенции СТО

Мы попросили наших респондентов назвать топ-3–5 компетенций, которые, по их личному мнению, они бы спросили сегодня на интервью сами у себя. В результате у нас получился довольно интересный список ключевых компетенций при найме СТО в современную ИТ-компанию. Для удобства мы решили разбить ответы на две части: soft skills и hard skills.

Как стать лидером своей команды?

Как можно заметить из таблицы выше, одна из важнейших компетенций для СТО — это лидерство. Её отметили почти все участники исследования. И мы согласны: хороший лидер подаёт пример команде, как нужно работать, и показывает, что с ним команда добьётся большего, он вовлекает подчинённых, зажигает их, ведёт за собой.

«Настоящий лидер умеет слушать людей, принимать решения, делегировать как можно больше, но и давать для этого пространство и ресурсы»

— 👤 Андрей Попов, СТО Paysend (ex-CIO Райффайзенбанк).

«Вам стоит быть с командой максимально объективным. Всё время фильтровать своё субъективное мнение. Быть последовательным, ставить амбициозные цели, а не давать способы их достижения»

— считает 👤 Дмитрий Круглов, СТО «Яндекс, Беспилотные технологии» (ex-Arrival).

«Команда должна понимать, что при вашем вкладе в команду результаты выше, чем без вас»

— говорит 👤 Андрей Сумин, директор бизнес-юнита VK.

«Больше слушать — меньше говорить. Звучит просто, но очень сложно выполнимо на практике. Показывать личным примером свою вовлечённость, заинтересованность в результате, готовность идти на диалог с соседней функцией и пр. Настроить операционный ритм: графики групповых и индивидуальных встреч, их повестку, пунктуальность и пр.»

— считает 👤 Эмиль Абдулнасыров, CTO Lamoda.

«1. Выполняйте свои обещания. Если не сможете, сообщите заранее.
2. Выстраивайте командную игру, пресекайте интриги и конфликты.
3. Не ставьте себя выше своих подчинённых в плане взаимоотношений. Вы менеджер, у которого есть иногда финальное слово, но не злоупотребляйте им.
4. Делегируйте и доверяйте, но при этом держите в голове, что вы отвечаете за каждый факап по делегированным задачам или зонам ответственности»

— 👤 аноним.

Корпоративная культура

Все СТО, когда мы спрашивали, какую культуру они строят у себя в командах, сходятся в нескольких главных ценностях и тезисах: они считают, что в здоровой корпоративной культуре обязательно должны присутствовать следующие ингредиенты:

  • Открытость
  • Доверие
  • Честность
  • Уважение
  • Право на ошибку
  • Безопасность
  • Общая идея (сообщество единомышленников)

«Мы придерживаемся открытости, не скрываем сложные решения от людей, делимся максимально контекстом и данными (в том числе финансовыми), честно спрашиваем обратную связь. Следующий пункт — доверие. Мы доверяем людям, их решениям. Если ты лидер какого-то продукта или направления, то решение за тобой, минимум препятствий. Нам важно продуктовое мышление. Надо не просто делать операционку, но и менять системы, думать о своих клиентах, стейкхолдерах. Пробовать что-то новое, но и поддерживать надёжным то, что уже есть»

— говорит 👤 Павел Притчин, СТО DoDo.

Карьерные рекомендации будущим СТО

«Не полагайтесь на интуицию. CTO — это менеджер, при этом менеджер технический. Ваша задача — освоить максимально все аспекты современного менеджмента, при этом постоянно развивать кругозор в технических, архитектурных, инфраструктурных вопросах. Именно от ваших решений во многом будет зависеть стабильность бизнеса. Принимая их, вы должны иметь возможность выслушать все стороны, задать правильные вопросы, очертить риски. И это всегда стресс. Умение его уменьшить своими решениями и справляться с кризисами — залог стабильной и качественной работы CTO»

👤 аноним.

«Как можно раньше начинайте вкладываться в soft skills».

— советует 👤 Дмитрий Круглов, СТО «Яндекс, Беспилотные технологии» (ex-Arrival)

«Как правило, все кандидаты в СТО — отличные технари. Бездарей я не видел. Проблема всегда в софт-скилс. Поэтому совет: качайте софт-скилы, учитесь общаться с бизнесом и любить бизнес. Учитесь принимать обратную связь. Примите и пропустите через себя утверждение: вы НЕ идеальны. И скорее всего, ваши софты ниже, чем у людей в другой профессии».

— поддерживает 👤 Эмиль Абдулнасыров, CTO Lamoda (ex-«Ситилинк»)

«Софты важнее хардов. Это помогает осознать, что вокруг вас не му**ки, а люди, ожидания которых вы обманули, ими надо управлять».

👤 Данила Штань, СТО Nebius (ex-«Яндекс»)

«Усиленно работать, качать коммуникации, учиться работать с разными людьми, постоянно (!) учиться и развиваться».

Алексей Шевенков, СTO Hepsipurada (ex-«Яндекс. Маркет»)

«Ошибки — совершать. Людей — слушать. С дураками — не работать. Код писать — это клёво, но если вы этого не умеете, то это не криминал».

Андрей Попов, СТО Paysend (ex-CIO Райффайзенбанк)

«Важно интересоваться бизнес-моделью и продуктом того, что делаете. Смотреть, как эти бизнес-модели отличаются от сегмента к сегменту. Успешный СТО должен разбираться в проектном менеджменте. И конечно, очень важно развивать собственный нетворк: и чтобы строить свою команду, и для выгодных парнёрств, и для кругозора, и в конце-концов для собственной карьеры.»

Алексей Рыбак, СTO EdTech компании (ex-CTO «Везёт», Badoo)

«Между большим доходом и перспективным бизнесом выбирай бизнес и интересные вызовы. Потом ты всё равно получишь большой доход. Не забывай восстанавливаться, твоё выгорание — это не только твоё плохое настроение, но ещё и низкая эффективность твоей команды и негативное влияние на весь бизнес»

— говорит Михаил Бижан, СЕО «М. Тех» («М. Видео-Эльдорадо», ex-«OTP Bank»)

Заключение от авторов статьи

Современные СТО — это уже давно намного больше, чем просто технический директор. Это комплексная роль, которая для многих компаний является ключевой и во многом определяющей успешность всего бизнеса. При этом в индустрии нет сложившегося мнения о том, откуда берутся СТО, так же как и что вкладывается в понимание этой роли. СТО в крупной интерпрайзе масштаба федерального банка — это, как правило, техдир одного из направлений бизнеса, отвечающий за создание и реализацию технологической стратегии по вверенной ему вертикали. В то же время есть множестве компаний, в которых роль СТО распространяется на всю компанию и все технологические слои (разработка, инфраструктура, архитектура и т. д.), в связи с этим часто возникает путаница между «разными СТО». В любом случае то, что их объединяет, это необходимость сочетать в себе как минимум три важных знания:

− Технологии,

− Бизнес,

− Лидерство.

СТО — это про технологический вектор, ведь он вместе с командой должен осознать бизнес-стратегию и предложить наиболее оптимальный, взвешенный по цене, масштабируемый и отказоустойчивый сценарий технологической реализации. В то же время СТО — это не гик и технарь, который любит играть в дорогие айтишные игрушки, он очень чётко должен понимать бизнес-контекст и уметь работать в разных сценариях (компания в фазе роста и инвестиций vs кризис и экономия).

Ну и, пожалуй, главное: СТО — это про людей. Давно канули в Лету времена, когда СТО называли «самого умного гика». Сейчас главная часть работы любого СТО — это организация работы и создание среды для команды инженеров, которая затем может свернуть горы и достичь целей компании. И настоящий СТО должен тратить не менее 50% своего времени на работу с людьми и командой.

Мы надеемся, вам были полезны наше исследование и материал, который получился. Помните, по этому пути прошли многие до вас, совершенно необязательно повторять все ошибки и наступать на грабли, которые на этом пути, ведь можно внимательно изучить чужой опыт, и ваш Путь будет чуточку более устойчивым и мудрым.

Желаем вам успехов!
Остались вопросы? Нужна консультация?
Смело пишите нам!

Больше полезной информации вы можете найти в наших Telegram-каналах: RosExpert и #безвотэтоговотвсего

Искренне ваши 🖤 ,
Сергей Щербинин (CEO безвотэтоговотвсего. рф, TG @ssherbinin)
и Юрий Бочаров (Sn. Consultant RosExpert, TG @whooisjohngalt)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда