Страх непопулярных решений, токсичная мультизадачность и ещё 7 ошибок руководителей

Разбираемся, как ничего не упустить хоть в стартапе, хоть на производстве.

Юлия Аравина, наставница на курсе «Управление командой» и коуч IT-руководителей, рассказала, какие существуют особенности управления разными проектами и какие ошибки чаще всего совершают начинающие руководители. А ещё — как этих ошибок избежать.

Юлия Аравина
наставница на курсе «Управление командой» и коуч IT-руководителей

Чем занимается начинающий руководитель

Начинающий тимлид может выполнять как управленческие функции, так и экспертные. Основная обязанность тимлида — это управление:

  • людьми: мотивацией, загрузкой; постановка и контроль задач, планирование;
  • проектами, продуктом, рабочими процессами;
  • кросс-командными коммуникациями.

В разных проектах есть своя специфика работы руководителя. В таблице разобрали, с чем приходится сталкиваться тимлидам в проектах разных форматов.

Теперь разберём девять самых распространённых ошибок начинающих руководителей.

Ошибка № 1. Нежелание делегировать

Начинающие руководители, которые вырастают из специалистов, часто не только берут на себя управленческие обязанности, но и продолжают выполнять задачи в качестве экспертов. В результате рабочих часов становится в полтора, а иногда и в два раза больше.

Делегируя задачи, руководитель помогает сотрудникам расти и развиваться в профессии. В долгосрочной перспективе это экономит время — отдать задачу подчинённому быстрее, чем делать всё самому.

Причины:

  • отсутствие навыка делегировать задачи;
  • неумение говорить «нет»,
  • недоверие к профессионализму команды;
  • неумение расставлять приоритеты,
  • отсутствие навыка тайм-менеджмента.

Как избежать:

Ошибка № 2. Неумение просить о помощи

Часто начинающие тимлиды боятся — или не хотят — обращаться к своим руководителям за помощью или советом, потому что считают, что должны всё делать сами.

Неумение просить о помощи и признавать ошибки приводит к тому, что сроки часто оказываются пропущены, а задачи — не выполнены.

Ошибка № 3. Приоритизация операционных задач

Когда начинающий руководитель входит в должность, он может всё внимание обратить на горящие проблемы, игнорируя стратегические задачи. Тимлиду важно уметь не только разрешать ежедневные проблемы, но и видеть перспективы — развитие продукта или проекта.

Ошибка № 4. Неумение разделять границы

Если тимлид вырос в руководителя из специалиста, ему может быть сложно с психологической точки зрения привыкнуть к тому, что его бывшие коллеги теперь — подчинённые, с которыми нужно выстраивать новые границы. Это может быть непросто психологически, особенно если не с кем посоветоваться, как выстраивать отношения с командой.

Ошибка № 5. Обесценивание своей работы

Начинающему наставнику может казаться, что, когда он был специалистом, его работа имела ощутимый результат, а теперь — будучи руководителем — ему приходится много времени проводить на встречах, поэтому результат работы может ощущаться как менее значимый.

Ошибка № 6. Токсичная мультизадачность

В проектах с небольшим бюджетом начинающему руководителю часто приходится делать всё и сразу. Например, в НКО тимлид может быть одновременно переводчиком с языка жестов, руководить командой и проектами, заниматься фандрайзингом. Рано или поздно продуктивность падает — просто потому, что один человек не может быть настолько мультизадачным.

Ошибка № 7. Непонимание возможностей для роста

Любому сотруднику — и начинающему руководителю в том числе — важно понимать собственные карьерные перспективы. Если тимлид не получает регулярный фидбек о своей работе от непосредственного начальника, он не будет понимать, какие у него сильные и слабые стороны, возможности для роста. Ощущение изолированности и неудовлетворённости своей работой будет расти.

Ошибка № 8. Страх принимать непопулярные решения

Начинающие руководители часто боятся честно разговаривать с подчинёнными и давать им корректирующую обратную связь. Сказать сотруднику, что его компетенции не соответствуют ожиданиям, может быть непросто. Но если этого не сделать, будет хуже и команде, и проекту. Ещё сложнее — уволить некомпетентного сотрудника.

В обязанности тимлида входит не только управление продуктом и командой, но и наблюдение за настроениями среди подчинённых. Например, если на какого-то сотрудника регулярно поступают жалобы, начинающий руководитель должен принять соответствующие меры.

Ошибка № 9. Неумение защитить команду от других подразделений

В сфере IT нередко бывают конфликты между подразделениями: одним кажется, что коллеги работают медленно, другим — что плохо, третьим — что могли бы делать больше, и так далее. Задача тимлида — всегда оставаться на стороне своих подчинённых и защищать их от неконструктивных претензий других отделов.

Если начинающий тимлид не будет защищать границы команды, это приведёт к перегрузке и выгоранию сотрудников.

Причины:

  • отсутствие опыта кросс-функциональных переговоров;
  • отсутствие зафиксированных регламентов взаимодействия между подразделениями;
  • слишком высокий авторитет руководителей других отделов в глазах начинающего тимлида.

Как избежать:

  • напрямую обсуждать проблемы с руководителями других отделов;
  • собрать реалистичные ожидания от работы команды от коллег из других отделов;
  • отфильтровывать нереалистичные ожидания и аргументировать, почему команда в данный момент не может их выполнить;
  • проговаривать, прояснять и фиксировать договорённости с другими отделами.

Всех ошибок избежать вряд ли получится. Ошибаться — нормально, но если есть возможность научиться на негативном опыте коллег, стоит этим воспользоваться.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
MadeTask - выплаты по миру

Lелегировать задачу коллегам или - о, ужас! - на аутсорс - это еще и серьезный психологический шаг для менеджера. Шаг инициации его, как руководителя. Про это тоже важно помнить, потому что делегирования некоторые прямо боятся.
Возможно, тут еще есть элемент борьбы - вместе с делегированием ты как бы передаешь ответственность, а еще и статус. "Если я все свои задачи сейчас раздам, значит, меня вообще можно целиком заменить, а ну как эти подчиненные вообще лучше меня справятся".

Ответить
Развернуть ветку
Вл КОн

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Федоров

Вот у меня "тимлид" дак "тимлид". Сидеть весь день в тиктоке и изредка орать как ебанутая)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Г.

Интересная статья. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Попов

Хорошая структурированная статья, бесит только обилие "жаргонизмов" менеджмента при прочтении

Ответить
Развернуть ветку
Трякин Михаил

Спасибо за статью!

Кажется нужно определиться с образом "тимлида". Это собирательный образ? Тимлид = Проджект? Туда же уточнение про "начинающий". Сколько он "начинает" уже?

Далее по "Ошибкам":

1) Делегирование нельзя назвать ошибкой начинающего руководителя. Умение делегировать часто встречается и на C-level и вообще является показателем "крутости" управленца.

2) Заменил бы на принцип "застрял - скажи". Потом это уже трансформируется в "застрял - проверил зону ответственности - эскалировал". Эскалировал мудро, принеся своему боссу три решения, а не пустой вопрос. Мы же заинтересованы растить ПМ-ов, а не форвардов!

3) Если ты только начал, наверное тебе не дадут приоритезировать развитие продукта. Задачки расставлять (тикеты) ты уже должен уметь или хотя бы знать как.

4) В "причинах" написана чушь. Если говорим про IT, то ты всегда работаешь в команде с умными людьми с техническим складом ума и скорее всего ты не всегда самый умный из них. Надо сразу находить способы взаимодействия.

Дальнейшие пункты считаю несущественными на начальном этапе становления тимлида. С опытом все придет. Сначала закрываем основание пирамиды, потом уже лезим в "высокие материи".

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов
Ответить
Развернуть ветку
Sergey Chetverikov

Господи, ну зачем такие таблицы мелким шрифтом делать?
Из же невозможно прочитать.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya

Как зачем? Чтоб вы скорее купили курс :)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда