Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши». «Рамблер» против «Яндекса»
В недавнем выпуске новостей отец русского дизайна прошёлся по спору между «Яндексом» и «Рамблером» за товарный знак «Афиша». Давайте разберёмся, где ошибся Лебедев и почему предпринимателям опасно слушать такие советы.
Предыстория. «Рамблеру» с 2003 года принадлежит товарный знак «Афиша». В 2019 году Роспатент зарегистрировал товарный знак «Яндекс. Афиша» на те же виды деятельности, что уже были заняты знаком «Рамблера». «Рамблеру» это ожидаемо не понравилось и они пошли в Палату по патентным спорам, чтобы аннулировать регистрацию знака «Яндекс.Афиша».
Лебедев встал на сторону «Яндекса»:
Не скажет. Я — патентный поверенный РФ №2151 и я скажу, что вот эта история про «общеупотребимое слово нельзя зарегистрировать как товарный знак» — это одно из самых опасных и в то же время самых распространенных заблуждений, которое выливается многим предпринимателям в сотни тысяч рублей штрафов и компенсаций.
Давайте разберемся, как работает «общеупотребимость» на самом деле.
Открываем п.1 ст. 1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений… вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида».
Это значит, что нельзя зарегистрировать товарный знак «Шаурма» на шаурму, а вот зарегистрировать название «Шаурма» как бренд веб-студии — вполне себе можно. Товарные знаки защищаются не сами по себе, а в отношении конкретных товаров и услуг. Если название указывает на сам товар, то в регистрации откажут, а если не указывает, то зарегистрируют. «Белая ромашка» на цветы — откажут, «Белая ромашка» на кафе — зарегистрируют.
Про словарные слова Лебедев тоже не прав. Если бы Роспатент регистрировал бы только абсолютно выдуманные новые слова типа «Яндекс» или «Инстаграм», то товарных знаков в России регистрировали бы не по 60 000 каждый год, а раз так в десять меньше. За последние три года работы через меня прошло больше тысячи товарных знаков, и большая часть названий — это обычные слова вроде «Серебряная скважина» (доставка воды) или «Волшебные детки» (магазин детской одежды).
Если раньше не было детского садика «Хоровод», то это название зарегистрируют как товарный знак для услуг детских садов. Если не было ресторана «Каштан», значит зарегистрируют «Каштан» на услуги общепита. И не важно, есть эти слова в словаре или нет, главное, чтобы они не указывали на свои же товары и услуги и не были уже кем-то заняты.
Ровно та же история и с «Афишей».По словарю «афиша» — это объявление о спектакле, концерте или фильме. Получается, что зарегистрировать слово «афиша» на товары «объявления» и однородные им товары и услуги нельзя. Но вот зарегистрировать слово «Афиша» как название журнала или веб-сервиса вполне себе можно. Именно это и сделал «Рамблер».
Дальше Артемий показывает обложку журнала Афиша и говорит, мол, на самом деле журнал назывался не «Афиша», а «Афиша на две недели в Москве».
Окей, открываем Реестр товарных знаков Роспатента и ищем знак «Афиша».
Товарный знак «Афиша» был зарегистрирован еще в 2001 году издательским домом «Коммерсант». Никаких «двух недель в Москве» тут нет.
«Рамблер» в 1998 году запустил сайт afisha.ru и в 2003 году выкупил у Коммерсанта права на товарный знак «Афиша». По сей день знак принадлежит ООО «Компания Афиша», которая входит в состав «Рамблера». Именно поэтому, когда Роспатент в 2019 году зарегистрировал «Яндекс.Афиша», «Рамблер» пошел в Палату по патентным спорам за аннулированием этого товарного знака.
Законны. Палата по патентным спорам в итоге согласилась с «Рамблером» и вынесла решение, которым «Яндекс.Афише» прекратили охрану товаров и услуг, занятых «Афишей» «Рамблера».
Я соглашусь с Лебедевым только в одном — последний год юристы «Рамблера» то и дело попадают в новостные сводки по каким-то странноватым поводам. Чего стоит только дело NGINX, когда «Рамблер» попытался безуспешно засудить программистов, работавших в компании бог знает сколько лет назад. Но в споре по товарному знаку юристы «Рамблера» поступили вполне логично.
Проведу аналогию: представьте, что вы зарегистрировали товарный знак «Глашатай» и запустили свой веб-сервис. Развиваете его пятнадцать лет, а потом приходит «Яндекс» и подает заявку «Яндекс.Глашатай». Эксперты Роспатента с большим пиететом относятся к заявкам крупных компаний — в итоге товарный знак регистрируют, несмотря на то, что должны были отказать. Вряд ли бы вы обрадовались такому решению Роспатента. Вот и «Рамблер» не оценил — пошел в Палату по патентным спорам и Палата с ним согласилась.
Да, «Яндекс» теперь хочет обжаловать решение Палаты в суде, но это не значит, что суд удовлетворит требования «Яндекса». По сути весь спор сведется к тому, что суд будет выяснять, в каких случаях слово «афиша» указывает на товары и услуги, а в каких — нет. И учитывая, что Палата по патентным спорам уже вынесла достаточно обоснованное решение, шансов у «Яндекса» прямо скажем немного. Но спор намечается очень неоднозначный и оттого вдвойне интересный.
К сожалению, миф «если слово словарное, значит кто угодно может использовать его в своем бизнесе» очень распространен. Именно в это заблуждение и попал Лебедев, именно из-за этого заблуждения несколько тысяч предпринимателей каждый год попадают в разбирательства из-за товарных знаков.
Например, открывает человек детский магазин. Как назвать? Да называет его не долго думая «Детский мир». Общеупотребимое же название, вроде как. А потом выясняется, что «Детский мир» — это зарегистрированный товарный знак, который принадлежит тому самому ОАО «Детский мир» с 1985 года. Дальше начинаются претензии, суды, штрафы и компенсации.
Ответственность за нарушение чужого товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ. Конечно, миллионы в таких делах взыскивают не часто, но 500-700 тысяч рублей взыскать вполне могут. Поэтому если название компании более оригинально, чем «Ремонт обуви» для ремонта обуви или «Автосервис» для автосервисов, лучше заранее посоветоваться с патентным поверенным и выяснить, можно ли использовать выбранное название в бизнесе или нельзя.
Поверенный проверит название по официальным базам Роспатента, посмотрит зарегистрированные знаки и поданные заявки и даст отчет. Это надежнее, чем полагаться на слова блогера про «общеупотребимые названия» и «словарные слова».
Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации (споры, проверка названия по базам Роспатента) — пишите мне в личку, в телеграм @bchlf или ВКонтакте.
Если товарные знаки вам пока что не актуальны, но показалась полезной сама публикация — заходите ко мне в Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.
Мои прошлые публикации на vc.ru о товарных знаках:
- Товарные знаки для тех, кто ведёт бизнес в интернете: защищаем домен, управляем отзывами и контролируем конкурентов
- Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России.
- Что недоговаривают юристы при регистрации товарных знаков.
- Как вести бизнес без регистрации товарного знака и не загреметь в суд.
- Как продавцы франшиз манипулируют подменой понятий.
В таких спорных делах часто доходит до того, что ВЦИОМ проводит опрос, чтобы помочь суду дать взвешенный ответ на какие-то субъективные вопросы. Давайте проведем свой:
Классно, пойду зарегаю товарный знак "Лучшая работа" и буду нагибать сайт rabota.ru за использование моего ТЗ.
Вам не кажется что это идиотизм?
Не получится, у сайта «rabota.ru» товарный знак зарегистрирован еще в 2009 году: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=423349
вижу строку "Неохраняемые элементы товарного знака" а где "охраняемые"? сам логотип?
Все, что неохраняемое, то охраняемое :) У них комбинированный товарный знак — слово в графическом исполнении. Но слово защищается и само по себе, вне зависимости от графики.
Я не вижу что в документе прописано что слово "Работа" ими защищено )) ГДЕ это указано?
Товарный знак — «Работа.ру». Доменная зона «.ру» выделена, как неохраняемый элемент, следовательно «работа» — охраняемый элемент. Это следует из самого документа)
Но как они могут зарегистрировать такой ТЗ если он нарпямую указывает на услугу - предоставление работы? А по вашим словам цветочный магазин не может иметь ТЗ "цветок"? Это полный бред и каша в интерпретации закона.
Не совсем так)
С законом тут все в порядке, на самом деле. МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг), который распределяет товары и услуги, принят Ниццким соглашением еще в 1957 году. Его приняли почти все страны и с тех пор каждые пять лет обновляют.
В соответствии с этим справочником, само по себе «предоставление работы» не является услугой. Ведь платят на за предоставление работы, а за услуги рекламы или за публикацию объявлений, например. И в отношении этих услуг слово «работа» будет обычным товарным знаком, что мы собственно и наблюдаем в регистрации этого товарного знака. При этом у «работы.ру» там целая серия товарных знаков.
Спс. За ответы. А немного усложню. К слову справочник - будет также применяться? Например spravochnik.ru продает справочные объявления. И 2ой вопрос - если не продает, а просто размещает информацию - как по Вашему мнению могут на это посмотреть?
Если не продает — то тут товарные знаки вообще не при чем, т.к. они действуют только в случае с индивидуализацией товаров и услуг — коммерцией.
По первому вопросу — справочные объявления это же не товар, я не видел, чтобы объявления продавали сами по себе как таковые) Продавать скорее всего будет или типографические услуги по печати объявлений, или рекламные услуги по их публикации. Но тут, все-таки, я думаю Роспатент скажет, что это указание на услуги.
Хотя, с другой стороны, есть пара старых знаков со словом «справочник»: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTMAP&rn=1895&DocNumber=2006737017
https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTMAP&rn=1895&DocNumber=2006732375
Спорный вопрос, в общем)