Товарные знаки для тех, кто ведёт бизнес в интернете: защищаем домен, управляем отзывами и контролируем конкурентов

Казалось бы, регистрация брендов в Роспатенте — это история про заводы и предприятия: вот наша одежда, еда или электроника, вот наша торговая марка. Но на деле каждый третий товарный знак сегодня принадлежит компании, которая продает свои товары и услуги через интернет. Давайте разберемся, для чего эти компании регистрируют товарные знаки.

В закладки

Я юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ №2151. В прошлой статье «Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России» мы поговорили о том, для чего предприниматели и небольшие компании регистрируют товарные знаки. Там мы разобрали, как с помощью регистрации своего бренда в Роспатенте можно обезопасить свои вложения в рекламу, выйти на новые каналы продаж и защититься от конкурентов и патентных троллей.

Статья собрала почти 15 тысяч просмотров и разлетелась в 700 закладок, а среди сотни комментариев мы разобрали много популярных вопросов, большая часть которых касалась бизнеса в интернете, доменов и рекламы. Поэтому в этот раз мы пройдемся по интернет-бизнесу: я расскажу, для чего интернет-магазины, веб-студии и другие компании, которые продают свои товары и услуги через интернет, регистрируют свои названия и логотипы в Роспатенте.

Если у вас нет ни бизнеса, ни времени читать всю статью — сохраните в закладки. Она точно пригодится вам, когда вы запустите ваш первый коммерческий проект в интернете. А тем, кто уже продает свои товары и услуги в интернете, надеюсь, статья поможет если не заработать, то хотя бы не потерять несколько сотен тысяч рублей на споры и суды с правообладателями.

Защитить свой домен от других владельцев товарных знаков

ООО «Мистер Джинс» зарегистровали домен «masterjeans.ru» и запустили интернет-магазин джинсовой одежды. Несколько лет компания вкладывала в рекламу и поисковое продвижение. Сайт поднимался в поисковой выдаче, шел трафик, шли и продажи.

Но тут появляется другая компания — владелец товарного знака «Masterjeans». Эта компания подает в суд: требует аннулировать домен и выплатить миллион рублей компенсации за нарушение товарного знака по ст. 1515 ГК РФ. Кто прав?

Казалось бы, решение простое: если компания зарегистрировала домен раньше, чем появился товарный знак, то домен остается ей, а если позже — то пускай отдает домен и платит компенсацию. Но если бы все было так просто, суды по товарным знакам и доменам не затягивались бы на несколько лет, а юристы не писали бы про них диссертации.

Проблема в том, что товарный знак — это интеллектуальная собственность, а у доменов такого статуса по закону нет. Домены — это всего лишь «техническое средство адресации», как сказал Суд по интеллектуальным правам в одном из своих постановлений. Поэтому суды в спорах защищают товарный знак, а не домен. И судам, к сожалению, абсолютно наплевать, сколько денег вложено в продвижение домена и сколько еще придется потратить на переезд домена и ребрендинг.

Дело «Masterjeans» прошло четыре инстанции и закончилось тем, что с владельца домена взыскали 100 тысяч рублей компенсации, 100 тысяч рублей расходов на юристов истца и еще 52 100 рублей на нотариусов и госпошлины. Кроме того, суд запретил использовать домен masterjeans.ru — сейчас этот домен уже не работает. Если бы компания вовремя зарегистрировала свой товарный знак на себя, всей этой истории просто бы не случилось.

Суды в подобных спорах интересуют такие вопросы:

  1. Насколько сильно похожи домен и знак?

  2. Действует ли товарный знак на те виды деятельности, что ведет владелец домена?
  3. Конкурируют ли между собой владельцы домена и знака?
  4. Была ли регистрация домена совершена недобросовестно?
  5. Что было зарегистрировано раньше?

Если на первые два вопроса будет дан положительный ответ, то суд вынесет решение в пользу товарного знака. Ответы на остальные вопросы повлияют только на масштаб негативных последствий для владельца домена: домен могут запретить использовать вообще, а могут только запретить вести через него определенный бизнес; компенсацию могут взыскать полностью или частично.

Вот навскидку еще десяток подобных дел:

  1. Дело №А56-82652/2019 — суд запретил использовать домен, с владельца домена взыскали 300 000 рублей компенсации
  2. Дело №А29-2710/2019 — суд запретил использовать домен, компенсацию не требовали
  3. Дело № 307-ЭС17-4496 — суд запретил использовать домен и взыскал 300 000 рублей компенсации
  4. Дело №А40-279659/2018 — суд запретил использовать домен, зарегистрированный на 10 лет раньше товарного знака, взыскал только госпошлину
  5. Дело №А40-119557/2018 — суд запретил использовать домен, зарегистрированный на 15 лет раньше товарного знака, взыскал госпошлину и расходы на юристов истца
  6. Дело № 305-ЭС15-4698 — суд запретил использовать домен, взыскал госпошлину и расходы на юристов истца
  7. Дело №А40-151017/2016 — суд запретил использовать домен, взыскал 10 000 рублей компенсации и судебные расходы
  8. Дело № 305-ЭС17-8656 — суд запретил использовать домен, взыскал 10 000 рублей компенсации и судебные расходы
  9. Дело №А56-21705/2016 — суд запретил использовать домен и взыскал 100 000 рублей компенсации
  10. Дело №А40-33136/2019 — суд запретил использовать домен, компенсацию не просили

Такие суды как правило не заканчиваются в одной инстанции, а проходят минимум две-три. Получается, что разбирательство в судах занимает год-два, а на юристов, пошлину и компенсации уходит 200-300 тысяч рублей.

Миллионные компенсации по таким делам я особо не встречал, обычно компенсации взыскивают в пределах нескольких сотен тысяч рублей. А вот домены как правило запрещают использовать полностью и не ограничиваются отдельными видами деятельности.

Иногда владельцам доменов удается отбиться от таких исков, например, если окажется, что сам товарный знак был зарегистрирован незаконно. Но это будет предметом отдельного спора, поэтому владельцу домена придется идти с отдельными заявлениями в Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу или другой суд. Там нужно будет разбираться:

  1. Законно ли Роспатент вынес решение о регистрации этого знака?
  2. Использует ли владелец свой товарный знак в бизнесе, или он зарегистрировал его только для того, чтобы мешать работать всем остальным?
  3. А не зарегистрировала ли компания товарный знак специально, чтобы навредить владельцу домена?
  4. А не стало ли название домена коммерческим обозначением компании?

Этот спор будет идти параллельно с первым, и далеко не факт, что первый спор приостановят на то время, пока будет идти разбирательство в той же Палате по патентным спорам. Получается, что проще и дешевле зарегистрировать товарный знак и не допустить подобного спора, чем потом ходить по судам.

Убрать из интернета плагиаторов и подделки

Несколько лет я работаю с компанией «Jelly Shots». Их бизнес — кейтеринг алкогольных желе. Они приходят на мероприятие, расставляют красивый столик и угощают гостей своими «джеликами». Прибыль компании приносит не только сам кейтеринг, но и сеть франшиз. Клиенты узнают о компании как правило в интернете.

В какой-то момент в сети без спроса появляется еще один «Jelly Shots», который полностью копирует их бизнес, да еще и вместе с названием. Оригинальной компании, естественно, это не нравится: они вкладывали деньги и время в свою компанию явно не для того, чтобы кто-то вот так нагло пришел и воспользовался их репутацией.

​Плагиаторы перерисовали на коленке логотип и убрали букву «s» из второго слова. Но от этого нарушение не перестало быть нарушением.

Достаем свидетельство на товарный знак «Jelly Shots» и Гражданский Кодекс. По ст. 1484 ГК РФ само предложение товаров под товарным знаком уже считается использованием знака. Это значит, что нам не нужно устраивать никаких контрольных закупок, само предложение товара в интернете под нашим знаком — это уже нарушение. Пишем жалобу в «ВК», и буквально через пару дней видим заглушку на месте сообщества.

​Служба поддержки «ВКонтакте» согласилась с нашими доводами и заблокировало группу

Когда в интернете появляется другая компания с таким же названием, потеря трафика и спад продаж — это только часть проблем. Со временем появляются и другие. Например, если компания-плагиатор плохо работает, то о ней начинают писать плохие отзывы в интернете, и неподготовленный покупатель может решить, что все эти отзывы пишут об одной и той же компании.

Если у вас есть товарный знак, а другая компания в соцсетях решила им воспользоваться, пишите жалобы в поддержку и администраторам сообществ. ВК, Инстаграм, Фейсбук и Ютуб достаточно оперативно реагируют на такие жалобы и защищают владельцев знаков от плагиаторов.

Иногда путаница между компаниями с одинаковыми названиями доводит до смешного. Например, у моих доверителей из Нижневартовска была такая история: их компания «МедАльянс» заказала поставку товаров, водитель поставщика посмотрел адрес «МедАльянса» в 2ГИСе и привез фуру в другую компанию с таким же названием «МедАльянс». Там фуру разгрузили местные сотрудники, фура уехала.

Понятное дело, что потом все-таки разобрались, куда пропал товар и всё вернули заказчику. Но чтобы такое не повторилось, мы попросили второй «МедАльянс» изменить название и сослались на наш товарный знак. Они согласились.

Чтобы выдавливать конкурентов из контекстной рекламы

Допустим, вы запустили новый проект: сайт, с помощью которого за минуту можно узнать цену на починку машины во всех автосервисах города и записаться на самый выгодный приём. Придумали классное название, запустили рекламу — бизнес пошел в гору.

Но вот спустя несколько лет появляется аналогичный сервис. Мало того, что они делают тоже самое, так они еще и начинают крутить рекламу по вашему названию. Люди пишут в Яндексе название вашего сервиса, а первой ссылкой им появляется не ваш сайт, а вылазит сайт конкурента, куда они в итоге и попадают. У вас падает трафик и продажи, цена клика начинает расти.

Но конкурент не знает, что ваше название зарегистрировано в Роспатенте.

Вы достаете из кобуры свидетельство на товарный знак и взводите курок. Недобросовестная конкуренция не пройдет. Выстрел — и Федеральная антимонопольная служба проводит проверку и штрафует нарушителя на сумму от 100 до 500 тысяч рублей по ст. 14.33 КоАП РФ. Второй выстрел — и суд взыскивает в вашу пользу компенсацию в несколько сотен тысяч рублей за нарушение товарного знака по ст. 1515 ГК РФ. Вы сдуваете дымок с свидетельства на товарный знак и возвращаетесь к привычной работе.

То, что я рассказал выше — не выдумка, а краткий пересказ свежего судебного дела в Москве. С нарушителя уже взыскали 200 000 рублей, но правообладатель посчитал, что этого мало и Суд по интеллектуальным правам его поддержал. Дело еще не закончилось и остался открытым только один вопрос: увеличит ли следующий суд компенсацию.

Раньше недобросовестной конкуренцией признавали только использование чужих названий в текстах и заголовках объявлений контекстной рекламы. На ключевые слова суды особо внимания не обращали. Но в прошлом году вышел Пленум Верховного Суда, где в п.172 суд сказал, что использование чужих товарных знаков в качестве ключевых слов может быть признано недобросовестной конкуренцией.

Тогда я написал про это публикацию «Как попасть на 500 тысяч рублей за незаконную рекламу по названиям конкурентов в интернете». Статья набрала почти 50 000 просмотров и вызвала бурную дискуссию: чуть ли не каждая третья компания крутит рекламу «по конкурентам» и не все были готовы поверить в то, что теперь это стало незаконно.

Сейчас некоторые предприниматели, которые крутят рекламную кампанию по ключевым словам с названиями конкурентов, получают такие запросы от Федеральной антимонопольной службы:

Прошедший год расставил все по своим местам. ФАС подтвердила, что использование чужих товарных знаков в качестве ключевых слов является нарушением, и выпустила разъяснения. Дела по таким нарушениям идут в ФАС и судах, практика постепенно растет. Поэтому если в вашей сфере конкуренция в контекстной рекламе высока, а клики стоят дорого — проверьте, не крутится ли кто по вашему названию. Возможно вам удастся отбить часть трафика.

Удалить клеветнические отзывы о компании в интернете

Даже о самой лучшей компании в мире рано или поздно напишут плохой отзыв в интернете. Причем скорее всего его напишут не недовольные клиенты, а конкуренты или сами отзовики. На мой взгляд, отзывы в интернете уже давно перестали быть честным источником информации, сейчас большая часть отзывов — это реклама, конкурентская заказуха и откровенный рэкет.

Работают инфовымогатели достаточно незатейливо. О компании появляется придуманный плохой отзыв в интернете, а когда директор компании просит удалить клевету, отзовик требует деньги.

​Справедливости ради отмечу, что деньги в основном требуют какие-то непонятные мелкие отзовики. Тем не менее, они хорошо индексируются и всплывают на первой странице поиска, заставляя компании отвечать на неприятные вопросы клиентов

Конечно, если подать в суд на отзовик, то скорее всего суд заставит удалить отзыв. В прошлом году после решения Верховного суда завершилось знаковое для практики дело: сайт-отзовик заставили удалить фейковые отзывы и заплатить компенсацию. Верховный суд наконец-то подтвердил, что доказывать истинность информации должен ее распространитель, то есть сам отзовик, а не истец. Но дело заняло два года. Все эти два года компания тратила деньги на юристов, а отзывы висели на отзовиках и осложняли жизнь компании.

Компаниям проще, когда такие истории решаются без суда: отзовик получает претензию и просто сам удаляет отзыв. Для этого отзовику нужно написать такую претензию, чтобы у него отпало всякое желание влазить в конфликт. Чем больше ссылок на законы и суды будет в претензии, чем больше сумму убытков заявит истец, тем больше вероятности, что заявитель просто сотрет отзыв и решит не ввязываться.

Вот тут то и понадобится товарный знак. Дело в том, что если у компании нет товарного знака, она может говорить только об убытках, причиненных ей негативным отзывом. Эти убытки нужно посчитать и доказать: например, в том деле компания ссылалась на то, что с ней заключили договор на оказание услуг, а потом не заплатили и расторгли его со ссылкой на плохие отзывы.

Когда у компании есть зарегистрированный товарный знак, можно просить взыскать не только убытки, но и компенсацию. Штука в том, что компенсацию не нужно рассчитывать и доказывать, а можно просто потребовать любую сумму в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей по ст. 1515 ГК РФ. Претензия со ссылкой на Реестр товарных знаков Роспатента и требованием миллиона рублей компенсации выглядит внушительнее, чем просто претензия.

Та же история касается и негативных отзывов в соцсетях. Если о компании сняли порочащий ролик и выложили его на YouTube, можно заблокировать видео на основании нарушения права на товарный знак, подав жалобу через специальную форму самого YouTube. Тоже самое происходит в Инстаграме и Вконтакте: если какие-то фейковые страницы пишут гадости о вашей компании, можно обратиться к администрации сообществ или администрации самой соцсети, сославшись на товарный знак.

Внимательные юристы по интеллектуальной собственности могут сказать мне сейчас, мол, как же так, Алексей, ведь негативный отзыв о компании не является прямым использованием ее товарного знака по смыслу ст. 1515 ГК РФ. Так и есть. Но не все модераторы соцсетей, групп в соцсетях и сайтов-отзовиков разбираются в интеллектуальной собственности также хорошо, как мы с вами. Модераторам проще согласиться с владельцем товарного знака и удалить спорный контент, чем поддерживать свободу слова троллей и клеветников.

Если модерация не отреагировала на жалобу или отклонила ее, просто подавайте повторно. Новая жалоба попадет к другому модератору, который может принять другое решение. По некоторым видео на YouTube модерация одобряла мои запросы только с четвертого-пятого раза.

Для чего компании, которые ведут бизнес в интернете, регистрируют товарные знаки в Роспатенте:

  1. Можно запретить использовать имя своей компании или товара всем остальным. С нарушителей можно взыскать компенсацию до 5 млн рублей, но на деле больше 1 млн рублей взыскивают редко.
  2. Если у компании нет товарного знака, может оказаться, что он уже давно есть у другой фирмы. Владелец знака в любой момент может подать на нарушителя в суд, полицию, ФАС и Роспотребнадзор. Когда знак компании зарегистрирован, такая история ей точно не грозит.
  3. Если компания использует домен и продает свои товары и услуги через интернет — стоит зарегистрировать домен в качестве товарного знака, чтобы это не сделал кто-то другой.
  4. Когда у компании есть товарный знак, ей проще управлять репутацией в интернете. Модерация соцсетей удаляет плагиаторов и страницы с поддельными товарами, а большинство отзовиков соглашаются удалить клеветнические отзывы.
  5. С товарным знаком можно выставить товар на маркетплейсы — Вайлдберрис, Ламоду и другие. Без товарного знака или хотя бы поданной заявки маркетплейс может отказаться от партнерства.

Несмотря на все плюсы, которые даёт регистрация товарного знака, я не считаю, что каждому предпринимателю свой товарный знак прямо-таки необходим. Например, если вы только-только запустили свой первый проект и еще непонятно, взлетит он вообще или нет, заниматься регистрацией товарного знака еще рано.

В прошлой публикации я рассказывал, в каких случаях вполне можно обойтись и без товарного знака. Но если вы работаете на конкурентном рынке, растите собственный бренд и регулярно вкладываетесь в рекламу — я бы предложил посмотреть в сторону регистрации.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации (споры, проверка знака по базам Роспатента) — пишите мне в личку или в телеграм @bchlf или ВКонтакте.

Если товарные знаки вам пока что не актуальны, но понравилась сама публикация — заходите ко мне в Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.

Мои прошлые публикации на vc.ru:

{ "author_name": "Алексей Башук", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 89, "likes": 35, "favorites": 309, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 118447, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 07 Apr 2020 16:52:30 +0300", "is_special": false }
Право
Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России
Хорошее название помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохое может её обанкротить.
Объявление на vc.ru
0
89 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Спасибо за статью, интересно и видно, что у автора много практики за плечами.
Вообще конечно, я не понимаю, разве это справедливо: ты зарегистрировал сайт, а потом через пять лет кто-то приходит и пытается тебе запретить его использовать. Это конечно не камень в огород автора, это скорее вопрос к нашим самым справедливым судам в мире.

Ответить
3

Во первых далеко не всегда суды встают на сторону владельца ТЗ, если он зарегистрирован позднее домена а деятельность сайта на этом домене не пересекается с направлениями МКТУ (например сайт новостной а спустя несколько лет зарегистрирован ТЗ по шмоткам), по которым зарегистрирован ТЗ или знак обслуживания. У меня есть несколько номеров дел домен против ТЗ, где подобные дела прошли несколько инстанций вплоть до СИП и владельцу ТЗ было отказано во всех требованиях - но они у меня не на этом компьютере (с которого пишу) поэтому поверьте на слово. Или можете сами даже поискать в интернете по запросу "споры товарный знако против домена" и подобным - найдете немало разборов дел.
В вторых сарказм по отношению к российским судам в данном случае не уместен - опять же во первых потому что российское законодательство в области ТЗ соответствует (было приведено в свое время) к международным нормам и во вторых - за границей ничуть не легче ситуация.

Ответить
3

Кстати,  Иван, спасибо, что написали, я вас узнал, вы мне в прошлом году писали комментарий к одной из статей с предложением написать статью про конфликты товарных знаков и домены, а я пообещал, что напишу. Вот :)  

Ответить
1

Да, я тоже видел такие решения,  подтверждаю.
Я в публикации писал про вопрос, на который обращают внимание суды — «Действует ли товарный знак на те виды деятельности, что ведет владелец домена?» — я именно про эту историю. Если у компании товарный знак зарегистрирован на одежду, это не значит, что она может теперь отсуживать все домены подряд. Претензии предъявлять то могут какие угодно, понятное дело, но в суде такой правообладатель сможет справиться только с теми, кто на похожем на товарный знак домене тоже занимается продажей одежды.

Ответить
1

а как быть, если товарный знак зарегистрирован, но домен зарегистрировали какие-то сквоттеры, сайта на нем нет, а есть страничка "домен продается за 100500 миллионов"? Можно забрать у них домен, если на нем нет сайта?

Ответить
1

Если домен зарегестрировал позже ТМ- с огромной вероятностью домен можно забрать. 
Продажа домена без сайта однозначно является примером недобросовестного использования. 

Ответить
1

А если домен зарегистрирован раньше тм? 

Ответить
1

Надо пробовать. Судя по статье в России есть большие шансы забрать домен. Тут уже работа юриста и подход суда может решить так или иначе. Например, если никогда не было сайта, да еще куча доменов на продажу на том же администраторе - одно, если был сайт и работал, но закрылся по разным причинам и владелец решил продать домен- другое. 

Ответить
1

Не, это именно сквоттеры, у них тысячи доменов на перепродажу по космическим ценам.

Спасибо за ответы :-)

Ответить
1

Можно попробовать, вполне)
Смотрите, есть шикарное дело: https://kad.arbitr.ru/Card/67609d16-ed4d-4cac-a41d-cec14ad54711 
В чем там суть истории: 
1. В 2003 году сквоттер регистрирует в зоне ру домен с названием известной американской марки обуви
2. В 2010 году американская компания расширяет знак на РФ и спустя немного времени подает иск к нашему сквоттеру
3. Сквоттеру запрещают использовать домен и взыскивают с него компенсацию в размере 300 000 рублей.
Мотивация:
у него не было одноименной компании в РФ или товарного знака → у него не было законных прав и интересов в отношении этого доменного имени;
сайт он не использовал никак → на сайте выставил предложение о продаже домена за два миллиона рублей → значит это злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция

Решение устояло в апелляции и в кассации, суд по интеллектуальным правам подтвердил, что решение было правильным. Даже Верховный Суд поддержал это решение.

Поэтому я бы попробовал, благо есть на что опереться. Напишите мне в телеграм @bchlf, давайте попробуем.

Ответить
1

"регистрирует в зоне ру домен с названием известной американской марки обуви"- тут простое дело, так как ТМ уже была, и даже если не в России, то это все равно ТМ. Тем паче, что SAUCONY - ну очень известная марка, о чем есть и в определении ВС.
Да и тут сначала ТМ "№ 444909 (приоритет от 05.05.2010)" - а потом домен появился - "Регистрация ..saucony.ru, ... произведена 21.12.2013"

Ответить
0

С одной стороны да, но с другой стороны «Saucony» не предоставляли подтверждений своей известности, например, тех же опросов ВЦИОМа, поэтому не думаю, что их известность легла в основу решения. Просто сейчас что суды, что ППС очень трепетно относятся к доказыванию известности, и многие суды по коммерческим обозначениям слетают из-за того, что у компании не получилось доказать свою известность.
По регистрации домена — смотрите, там на пятой странице решения СИП написано, что домен был зарегистрирован в 2003 году.
Но в целом это дело не единственное, поэтому само направление такой практики против сквоттеров не может не радовать.

Ответить
0

" домен был зарегистрирован в 2003 году."- где то опечатка, получается, пропустили единичку :)
Я думаю, наличие американской регистрации уже было бы достаточным для решения забрать домен. По крайней мере WIPO точно приняло бы решение в пользу ТМ. Зачем было вообще в суд идти?

Ответить
0

я посмотрел данные whois по этому домену, все-таки там в 2003 году регистрация домена была произведена, получается, что опечатка в решении Верховного Суда, а в решении СИП как раз правильно все написали)

Ответить
1

спасибо за ответ. Сейчас рановато еще, потому что у нас ТМ еще в стадии регистрации, но фактически деятельность под ней началась до того как тот домен был зарегистрирован. Когда встанет вопрос, обязательно вам напишу :-)

Ответить
1

тогда документируйте все и обращайтесь к автору стать- успех почти гарантирован. 

Ответить
1

Все таки суд WIPO  будет смотреть по третьему пункту о добросовестной регистрации и использованию. С огромной вероятностью там получится отстоять домен зарегистрированный ранее ТМ при добросовестном его использовании. А как следует из статьи, в России отбирают такие доменные имена, хоть и не всегда. Как вывод: российская практика считает приоритетным не срок регистрации и добросовестное использование а наличие ТМ. Хотя везде есть рекомендации использовать правила wipo. 

Ответить
0

Вам спасибо, что читаете :)

Да, я согласен, что такой подход к защите доменов мало кому может показаться справедливым. Суды, получается, исходят из того, что если компания использует название домена как средство индивидуализации на рынке, то они должны были сами регистрировать его как товарный знак вовремя. Но мне кажется, что учитывая достаточно сложное даже с точки зрения юриста законодательство в этой области, суды могли бы относиться более лояльно к владельцам доменов. Тем более мировая практика такая есть, взять ту же политику доменных споров ICANN. Там, конечно, полно своих оговорок, но тем не менее.

Другое дело, что практики по доменам не так много, и очень многое зависит от конкретного суда и юриста, который ведет дело. Ведь даже если иск правообладателя удовлетворят, есть очень большая разница между решением где домен запрещают использовать вовсе и взыскивают компенсацию и решением, где просто запрещают использовать домен в части определенных товаров и услуг. 

К счастью, бывает и положительная практика: некоторым компаниям удается доказать, что сам знак был зарегистрирован незаконно, другие компании расходятся по видам деятельности с правообладателем. Но в любом случае это все суды, причем не один, а несколько инстанций.

Ответить
3

Как коллега-юрист по интеллектуальной собственности скажу, что разбор очень хороший. Несколько моментов. Первый - споров по доменам было уже приличное количество с момента вступления в силу ч4 ГК РФ. Второй - я лично сталкивался со случаями, когда правообладатели предпочитали не идти в суд, но выкупать домены т.к. это было дешевле и гораздо быстрее, особенно с учётом ситуации с доменом Denso (отдельная и очень долгая история, когда нашей команде пришлось обращаться даже в ICANN т.к. после решения Президиума ВАС домен быстро «увели» через другое юрлицо к другому регистратору). И последнее - очень жаль, что в 2020 году приходится объяснять такие базовые вещи нашим предпринимателям, поскольку большинство задумывается о защите ИС в последний момент (в моей практике это процентов 90 IT-компаний).

Ответить
1

А почему сразу не решать через WIPO Arbitration and Mediation Center? Так же проще и решения действительны и для России.

Ответить
1

И через них это тоже решалось. Проблема была в том, что сквоттер никак не хотел отдавать домен и «пулял» его между аффилированными лицами, включая собственных регистраторов доменов - отсюда обращение в ICANN. Причём позицию формулировал очень аккуратно, то есть вымогательство притянуть было нереально.

Ответить
3

Давно подписан на вас, как всегда интересная статья, спасибо, что пишете))

Ответить
2

Для вящего понимания нужно добавить: могут существовать одинаковые "словесные" ТЗ или знаки обслуживания  , но с разными владельцами, потому что зарегистрированы по разным классам МКТУ (за исключением т.н. "общеизвестных" которых очень мало по сравнению с остальной массой).
Поэтому если вам понравился чей-то ТЗ и он не отнесен к "общеизвестным" -   смотрите по каким классам он зарегистрирован и регистрируете его по другим классам, если конечно эти классы вам подходят, а таких ситуаций не мало ибо классы МКТУ очень размыты и в понимании современной структуры консьмеризма во многом перекрываются.
Соответственно в этом случае на законных основаниях будут два домена, содержащие ТЗ или знак обслуживания (понятно что в разных доменных зонах).

Ответить
2

Да, согласен. Когда я пишу «разойтись по видам деятельности», я именно это и имею ввиду. Единственное, что если выходить на этот уровень подробностей, то я бы еще добавил, что нужно смотреть не только по МКТУ, но и по однородности товаров, потому что однородные товары могут жить и в абсолютно разных классах МКТУ.

Ответить
1

Алексей, плохо знаком с Российской практикой судов. Как в России при доменных спорах учитывают наличие наименований в фигуративных ТМ. Например, в фигуративной ТМ есть слова «Москва Такси». Сам ТМ «Москва такси» для класса 39 нельзя зарегистрировать как словесную ТМ. Может ли правообладатель фигуративной ТМ заблрать домен «Москва.taxi”? Как по мне то нет, ибо слова используемые в фигуративной ТМ не дают исключительные права на их использование. Как вы считаете, какое решение суда в России вероятно? Спасибо!

Ответить
2

Николай, я понял про что вы, у нас это называется «комбинированный товарный знак», а «Москва Такси» — «элементы, не обладающие различительной способностью». Такие элементы у нас могут быть включены в состав комбинированного знака, но только в качестве неохраняемых элементов (trademark disclaimer) и только в том случае, если они не занимают доминирующего положения в комбинированном знаке.
Таких дел именно по доменам я не встречал. Но в целом, учитывая, что дискламированные элементы не являются предметом самостоятельной правовой охраны, я согласен с вами и тоже думаю, что правообладатель комбинированного знака «логотип + неохраняемые словесные элементы» не сможет в суде забрать домен, состоящий из этих словесных элементов, потому что его товарный знак защищает только саму графическую композицию и не защищают словесные элементы отдельно, вне этой композиции. 

Ответить
1

Да, спасибо. Забыл как по русски правильно называть "«комбинированный товарный знак" :).
Вот еще интересный момент- тоже чисто теоретический. Может ли быть признана word ТМ в России, например - Милан Такси. Понятно, что в Италии и на латинице - нет. Но как быть в России? Как тут с транслитерацией будет поведение роспатента? Помнится в старые времена так "Советское Шампанское" защитили (или байка?). Есть например реально Париж Такси служба. 
Еще раз спасибо! 

Ответить
1

Скорее всего в регистрации такого товарного знака откажут, сославшись на то, что словесный элемент «Милан» может быть воспринят как указание на местонахождение лица, оказывающего товары и услуги, а значит или не обладает различительной способностью, или вводит потребителей в заблуждение. Элемент «такси» будет сразу же дискламирован и не будет учитываться экспертизой.

Патентный поверенный, в свою очередь, будет давить на то, что слово «Милан» в отношении услуг такси воспринимается как семантически нейтральное. То есть «Милан» на одежду получил бы стопроцентный отказ, потому что покупатели могут решить, что одежда производится в Милане, а вот с услугами такси — вряд ли. В таком случае регистрацию гарантировать не получится, но некоторый шанс пройти экспертизу будет. Чем больше доводов соберет поверенный и чем обстоятельнее напишет ответ на предварительный отказ, тем больше вероятности, что Роспатент с ним согласится. Дальше все будет зависеть от эксперта Роспатента и от поверенного.

У меня в практике было несколько таких случаев, например, недавно мы получили свидетельство на «Альшань», это название населенного пункта, но для того, чтобы его получить, пришлось обжаловать отказ Роспатента в Палате по патентным спорам. Обжаловали, получили. А в другом случае мы регистрировали знаки «Кьявари» и «Chiavary», тоже название населенных пунктов. Там по «Chiavary» мы получили отказ, а вот «Кьявари» продавили через ответ на предварительный отказ, и в итоге один «Кьявари» зарегистрировали. Доверителю этого хватило, в ППС по «Chiavary» мы не пошли.

Вам спасибо за интересные вопросы :)

Ответить
2

Спасибо вам за профессионализм! Вопросов могу ещё накидать по спорным и очень интересным тематикам:)
Это если есть желание тут обсуждать.

Ответить
1

Давайте, интересно :)

Ответить
1

Милан может тут трактоваться как имя. Популярное на Балканах. Ещё сложнее например Rim. RIM такси. Могут точно зарегистрировать, но даст ли это право на сайты с упоминанием rIm?

Ответить
1

У нас экспертиза Роспатента будет исходить из того, какая ассоциация будет у среднестатистического российского потребителя в отношении конкретных товаров и услуг. То есть мы то с вами можем сказать, что Милан — это имя, но экспертиза скорее всего сочтет это указанием на город :)
Про RIM — скорее всего пройдет. Правда такие знаки уже заняты. Про право на сайты с упоминанием — все будет зависеть от того, сходен ли до степени смешения домен и знак, а также от видов деятельности, однородны они или нет.

Ответить
1

Спасибо! Тут уже интереснее. 

Ответить
0

Нашел такую истекшую регистрацию- ROMA
001811272. Класс 39. Испания. Как ее вообще могли дать?
Так же есть очень интересное решение по barcelona.com - https://www.wipo.int/amc/en/domains/decisions/html/2000/d2000-0505.html, где как оказалось есть масса ТМ регистрированных, в том числе Barcelona. Домен отдали, хотя согласно Same is according Directive (EU) 2015/2436 of the European Parliament and of the Council of 16 December, Article 14 - 1.(b) “A trade mark shall not entitle the proprietor to prohibit a third party from using, in the course of trade: —--, geographical origin, —--- or other characteristics of goods or services”. А согласно  Article 4 (С) вообще сомнительна такая регистрация. Да, 2015 год наступил позже, но, должно же быть было такое и в испанском законе, по идее...

Ответить
0

Скорее всего причина в том, что в Евросоюзе нет экспертизы как таковой, там оппозиционный порядок регистрации. У них знак регистрируют, если на него не пришла оппозиция от других правообладателей. То есть по сути у них экспертиза переложена на самих предпринимателей. Вот видимо там заявку подали, никто оппозицию не подал и она прошла)

Ответить
1

Не согласен с вами. Вам в Берлине не зарегистрируют ТM BERLIN. Не ЕС, но вот по Норвегии. В связи с либерализацией такси все стали регистрировать word TM "Город Taxi". Раньше они имели полную монополию очень часто. 100% отказов. Невозможно, так как состоит из описания города и услуги, а этим должны иметь право пользоваться все предприниматели. Даже по праву использования не проходит. Нет и точка. Вот один из примеров https://search.patentstyret.no/Trademark/201908463/?searchId=1735584&caseIndex=33, могу перевести ответ, если надо. 

Ответить
0

Интересно, посмотрю, спасибо. То есть они экспертизу по абсолютным основаниям для отказа все-таки проводят, а вот вопросы сходства уже отдают на откуп правообладателям.

Ответить
0

Думаю и сходство проверяют. посмотрю отказы. там все достаточно строго. 

Ответить
0

Сходство с чужими знаками EUIPO точно не проверяет, они только на оппозиции смотрят)

Ответить
0

Но с Барселоной вопрос не сходства, а использования только имени города в качестве ТМ. Что вообще близко к бреду. Понятно,можно торт Москва сделать ТМ, по по информационным услугам имя города зарегистрировать - странное решение.

Ответить
1

потому что его товарный знак защищает только саму графическую композицию и не защищают словесные элементы отдельно, вне этой композиции.

Получается что регистрация графической ТМ не защищает домен?  Нужно обязательно словесную ТМ?

Ответить
1

Смотрите, все зависит от того, является ли у вас само слово на товарном знаке охраняемым.
Если у вас, условно, знак для такси представляет собой слово «Такси» и над ним графический логотип, то слово будет неохраняемым элементом и не будет охраняться отдельно от картинки, потому что слово указывает на вид услуг и не обладает различительной способностью. А если у вас для той же службы такси знак «Oneway» и графика, то слово «oneway» будет охраняться отдельно, в том числе и для защиты домена пригодится.

Ответить
1

Спасибо, но еще раз уточню:
Если у меня первый вариант - название "такси" с графическим элементом. Текстовую ТМ не дадут, дадут только графическую. Она защитит домен?

Ответить
1

Нет, не защитит, потому что слово «такси» в отношении услуг таксопарков не будет являться элементом, подлежащим самостоятельной правовой охране.

Ответить
0

а что же тогда делать для защиты домена?

Ответить
1

Это очень специфическая история. Я бы в таком случае все равно зарегистрировал бы комбинированный товарный знак. Пускай там слово и выделили бы в неохранямое, но зато это уберегло бы меня на тот случай, если кто-то другой решит зарегистрировать похожее слово и потом придти ко мне с претензиями.
На первый взгляд мой совет может показаться странноватым, но дело в том, что уже был один такой спор, который прошел несколько инстанций и дошел до суда по интеллектуальным правам. Дело закончилось не очень хорошо для владельца домена, к сожалению. Я писал разбор этого суда в Т—Ж: https://journal.tinkoff.ru/omg/pilki-pilki-pilki/ 

Ответить
1

Слова в этом случае являются только частью изображения и не являются самостоятельными символами. Другими словами, нельзя зарегистрировать слова и сочетания, не обладающие различительной способностью и не отвечающие другим требованием к ТЗ, просто поместив их на изображение, зарегистрированное как ТЗ

Ответить
0

Как бы да. но могут в некоторых случаях учитывать и сами надписи на комбинированном ТМ. Об щтом есть где то в решениях wipo.  А как в России с право применением? 

Ответить
1

Алексей добрый день,
Есть ли у Вас опыт защиты интеллектуальной собственности (видеокурсов) ?
Если точнее, взыскание денежных средств с пиратов за продажу интеллектуальной собственности (видеокурсов)?

Ответить
2

Нет, такими делами я не занимался. В моей практике был случай, когда мы блокировали рекламу, которая вела на лендинг по продаже курсов. Тогда все получилось, и доверитель на этом остановился. 
Я бы предложил идти в суд в таком деле только в том случае, если нарушитель — организация. Если там какой-то пират-частник, то решение суда будет сложно исполнить — у него может просто не оказаться денег, к тому моменту как дело дойдет до решения. И компенсацию, скорее всего, присудят очень маленькую, несопоставимую с затратами времени и денег на суды. 

Ответить
1

Для вящего понимания нужно добавить - 2: есть такая очень важная для всех коммерсов статья в ГК РФ, часть 4, статья 1487 "Исчерпание исключительного права на товарный знак" следующего содержания: "Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия."
В чем правовой смысл этой статьи? А в том, что если владелец ТЗ или его официальный представитель ввели на территории России какой либо товар,  имеющий на упаковке ТЗ (или на самом товаре), то любое другое лицо (физическое или юридическое) НЕ ВСТУПАЯ НИ В КАКИЕ ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ имеет право продавать этот товар на территории России, распространять в рекламных целях изображение товара с ТЗ на нем, упоминать в прайс-листах, рекламных текстах аудиорекламе, на сайте и т.д.
НО!!!!!!!! Нужно понимать что при таком использовании ТЗ должно четко прослеживаться его отношение именно к товару а не к фирме, его перепродающей  - т.е. случай, когда коммерсант просто наляпал на свой прайс чей-то ТЗ в линейке других логотипов производителей, с которыми его фирма работает, под статью об исчерпании прав не попадает ( на это нужно получать отдельное разрешение правообладателя в рамках дилерского договора например).

Ответить
1

Да, если бы этой статьи не было, то все реселлеры и дилеры оказывались бы нарушителями. Это знаете, как вопрос «а если я куплю в магазине айфон и продам его на авито, нарушу ли я товарный знак?». Нет, конечно, для этого как раз и есть такая штука, как исчерпание прав. Поэтому, условно, если секонд-хенд торгует одеждой через интернет, это не значит, что он нарушает права производителей одежды.

Ответить
1

С доменом .ru понятно. А если у меня домен в зоне .com. Если я регистрирую ТМ в РФ то это как-то защищает такой домен? Или мне надо делать какую-то международную регистрацию? Почитал про мадридскую систему, но как-то дорого защищать ТМ в 100+ странах просто для защиты домена в зоне .com.

Ответить
1

Вся история про домены и товарные знаки в РФ относится только к доменам в доменной зоне .ru и .рф, а также другим кириллическим зонам, и организациям, которые ведут коммерческую деятельность в РФ.
В отношении доменов в зоне .com споры решаются через Всемирную организацию интеллектуальной собственности в соответствии с политикой UDPR. 
Правила ICANN по доменам несколько более лояльны, чем российская судебная практика, поэтому только ради защиты домена я не стал бы регистрировать товарный знак на все страны подряд. Вместо этого я бы провел международный поиск, выбрал бы самое свободное название, а потом подал бы заявку на регистрацию товарного знака в РФ. Потом уже по мере потребностей расширения рынка сбыта для моего товара я бы уже постепенно расширял действие знака на другие страны. Но только ради домена я бы это делать не стал.

Ответить
1

Интересная статья и не менее интересные комментарии. Две компании занимающиеся регистрацией доменов. Схожие названия. Как это ? Причем более старой компании приходится тратится на яндекс директ - деньги немалые. 

Ответить
1

Спасибо, рад быть полезным. 
Про «Ники» — может быть у них есть договоренности между собой, может быть это вообще подразделения одной и той же компании, а может быть nic.ru еще просто не сходил в суд. Вариантов может быть много, о них мы не узнаем, пока они сами не расскажут или не пойдут в суд.

Ответить
1

Да, вы правы, конечно. Авторское право и право на средства индивидуализации — это абсолютно разные миры. В этом контексте я использовал слово «плагиат» в бытовом, а не юридическом смысле. Также как и слово «клевета» в части про клеветнические отзывы, ведь в юридическом смысле «клевета» — это конкретное преступление, предусмотренное ст. 128.1 УК РФ.

Ответить
1

Подписываюсь.
Мне в статье не хватило только одного параметра - ориентировочная стоимость защиты (патенты, копирайты, товарные знаки и т.д.)

Видимо, необходима ступенчатая программа (маркетологи любят слово "стратегия") для защиты по всем фронтам, в зависимости от прогресса компании и увеличения её капитализации.

Ответить
0

Спасибо.
Если все не ограничивается одним товарным знаком и у компании есть и другие объекты, которые стоит защитить, то тут лучше рассчитывать цену по каждому конкретному проекту в отдельности. 
У кого-то просто бывает один товарный знак в РФ, а у кого-то целая серия из товарных знаков, часть из которых уходит на международку. Для кого-то «защитить программу» — это только получить авторское свидетельство, а для кого-то — запатентовать изобретение, товарный знак и дизайн в качестве промобразцов.   
Поэтому цена защиты интеллектуальной собственности компании зависит от конкретной ситуации и от задач, которые стоят перед компанией. Напишите мне в телеграм @bchlf, давайте посмотрим и решим, как лучше действовать.

Ответить
0

Мастерджинс, джелишотс и третьи, мед альянс или как их там, могли бы защититься при помощи фирм. наименования и не надо было бы платить за регистрацию товарного знака.

Ответить
2

Если бы все решалось только за счет одного фирменного наименования, то каждый год в РФ не регистрировали бы по 60 000 товарных знаков, а споры в судах не доходили бы до Верховного Суда. Да и смысл бы института товарных знаков бы вообще пропал. 
А так вообще вопрос соотношения прав на фирменное наименование, коммерческое обозначение и товарный знак, конечно, интересный сам по себе. У фирменного наименования куча своих недостатков, — фирменного наименования не может быть у ИП, за его нарушение нельзя взыскать компенсацию, его нельзя передать по франшизе, у компании не может быть больше одного фирменного наименования, и еще куча других нюансов. 

Ответить
0

До Верховного суда доходят споры по различным категориям дел, поэтому вряд-ли это можно считать мерилом значимости правового вопроса.
Конечно же фирм. наименования и ТЗ обладают различными свойствами и речь была не о том, что что-то из этого не нужно.
А о том, что с учётом потребностей конкретного лица фирма вполне может стать хорошей бесплатной(!) альтернативой товарному знаку.
Если например у вас юр. лицо, которое оказывает только услуги, например розничные магазины с одним наименованием, вам не интересно создание франшизы, в обозримом будущем вы не планируете расти в другие регионы и вы умеете работать с фас. Компенсации это да, аргумент, но ее ещё с нищего конкурента поди получи, да и не всем бизнесам эта правовая возня может быть интересной, пресекли нарушение, да и ладно. Нужны, нужны товарные знаки, но не всем и не всегда, о чем иногда некоторые регистраторы забывают упомянуть.

Ответить
1

Есть еще очень большой и важный момент: налоговая не проверяет фирменные наименования на сходство и тождество при регистрации компании. Это значит, что если компания не задумается о регистрации товарного знака, то о том, что такое название уже является товарным знаком другой компании, она узнает скорее всего уже из претензии правообладателя. А там уже начнутся суды, ребрендинги и вот это вот все.

Давайте по порядку.
Мастерджинс ровно на этом и обжегся. Открыли компанию, зарегистрировали домен. Знак не регистрировали, скорее всего даже не проверяли название при регистрации. Потом объявился правообладатель, забрал домен и еще 250 тысяч сверху. Фирменное наименование не спасло.
Джеллишотс. Регистрировали товарный знак, чтобы продавать франшизу. Без ТЗ этого сделать в принципе нельзя, да и рискованно достаточно, даже если пойти по пути лицензионных договоров, а не нормальной коммерческой концессии.
МедАльянс. Вокруг уже было несколько организаций с такими же названиями, которые появились позже них. Решили, что лучше зарегистрировать ТЗ, чем ждать, пока это сделает кто-то другой.

Про то, что знаки не всем нужны — да конечно не всем. Согласен с тем, что нужно учитывать потребности компании. Кроме этого, нужно учитывать особенности рынка и специфику ее обозначения. Я про это писал отдельную статью и в публикации на нее тоже сослался: «Как вести бизнес без регистрации товарного знака и не загреметь в суд» — https://vc.ru/legal/64996-kak-vesti-biznes-bez-registracii-tovarnogo-znaka-i-ne-zagremet-v-sud 

 

Ответить
2

"потому что товарный знак истца был зарегистрирован раньше, чем компания ответчика" - вижу, что нет приоритета.

Ответить
1

Налоговая в этом плане да, халтурит. По видимому их больше цифры интересуют, а не буквы. Но мы с вами знаем, что это вполне поправимо. Просто на этапе регистрации фирмы надо провести самостоятельную проверку на тождество и сходство по реестрам ЕГРЮЛ (доступ к который кстати бесплатный) и Роспатента. Как это делается для ТЗ.
По мастерджинсу, из вашего текста так понял, что им не помогло фирм наименование, т.к. оно не было тождественно доменному имени (фирма Мистер джинс, а домен Мастер джинс). Если бы была обратная ситуация, регистрация противопоставленного ТЗ вполне могла была быть признана недействительной.
По мед альянсу тоже вопрос, зачем им ТЗ, если у них есть фирма. Допустим зарегистрирует кто-то значок после них, но всеравно ведь, старшее фирм. наименование будет иметь приоритет в таком случае, со всеми вытекающими.

Ответить
2

1. Налоговая не халтурит, у них в принципе нет обязанности проверять название регистрируемой компании на тождество и сходство с другими названиями. 

2. Самостоятельная проверка по Реестрам ЕГРЮЛ будет неполноценной по двум причинам: 
—в базе ЕГРЮЛ нет данных о ранее зарегистрированных товарных знаках. А товарных знаков на порядок больше, чем фирменных наименований, лишь только потому, что фирменное наименование может быть только у юрлиц и только одно, а товарные знаки могут быть и у ИП, и их у одного лица может быть несколько десятков.

Представьте, вы регистрируете фирму «Вектор», ищете в ЕГРЮЛ — там таких нет. Открываете свою, работаете. А потом оказывается, что за десять лет до вас кто-то уже зарегистрировал такой знак. Вы оказываетесь нарушителем со всеми вытекающими, и фирменное наименование вам тут не поможет. Естественно, в базе ЕГРЮЛ вы бы этот товарный знак не увидели, там же их просто нет.

— база ЕГРЮЛ не показывает толком сходные результаты поиска. То есть если вы поищите в ЕГРЮЛ «Вектор», то «Вектар» вам не выпадет, а он схож до степени смешения с исходным. Соответственно, по ЕГРЮЛ нужно будет перебирать все возможные созвучия, и не факт, что вы найдете все, что нужно найти.

В общем, проверка по базе ЕГРЮЛ принципиально не может заменить проверку по товарным знакам. Она может быть только небольшим дополнением к поиску по базам Роспатента, но ни в коем случае не заменой. В противном случае вы рискуете просто посадить компанию на пороховую бочку.

3. У ООО «Мистер Джинс» было два домена. «masterjeans.ru» и «misterjeans.ru». Признание регистрации товарного  знака недействительной тут бы не вышло, потому что товарный знак истца был зарегистрирован раньше, чем компания ответчика. Как раз тот случай, который я описал выше.

4. По МедАльянсу. Пока товарный знак зарегистрирован — он действует, и суды, полиция и ФАС будут его защищать. То есть если у компании нет ТЗ, а у кого-то он есть, то с нарушителя сначала взыщут компенсацию, а потом уже он сколько угодно будет ходить по судам и доказывать незаконность регистрации.

Признание регистрации знака недействительной — это длинный, недешевый и отдельный процесс, на время которого судебное дело по взысканию компенсации суды могут и не приостановить. Учитывая, что оспаривание регистрации знака стоит примерно в пять раз дороже, чем регистрация, проще зарегистрировать знак и работать себе спокойно, особенно учитывая, что эта регистрация стоит дешевле, чем один офисный диван и учитывая, что кроме снижения рисков регистрация дает еще массу других бонусов.

Ответить
1

1. Это и имелось ввиду. Мы же понимаем, что для налоговой могли бы установить такую обязанность, но не делают этого, возможно потому, что налоговая этого не очень хочет+ систему устоявшуюся перекубливать придется.

2.Почитайте внимательно, речь была о одновременной проверке регистрируемой фирмы и по реестру ЕГРЮЛ (он один) и по реестрам Роспатента, а не о подмене одного другим. В плане показа сходных результатов поиска бызы товарных знаков тоже не абсолютно работают, тоже не факт, что найдете все, что нужно. По этим базам всеравно надо разные варианты проверять, хотя да, может немного проще из-за некоторой автоматизации.
Но полагаю хороший поверенный и так и так по ЕГРЮЛ проверят заявляемое обозначение, не так ли? А то вдруг после регистрации ТЗ выявиться старшее сходное фирм. наименование и тогда регистрацию ТЗ могут признать недействительной и заявитель попадет на штрафы и суды и слив маркетинговых затрат, а поверенный получит как минимум, порицание.

3.Вы пишете что Мастерджинс открыли компанию, зарегистрировали домен. Знак не регистрировали, скорее всего даже не проверяли название при регистрации, после чего пришел правообладатель и накрутил им хвосты. А потом пишете, что шансов в принципе не было т.к. товарный знак истца был зарегистрирован раньше, чем компания ответчика.
Вот и ответ, дело не в слабости фирменного наименования как средства индивидуализации. Тут бы и товарный знак им не помог, т.к. они уже в принципе не первые. Дело в соотношении средств индивидуализации по старшинству. Если бы мастерджинс провел проверку фирм. наименования по реестру ТЗ при регистрации фирмы, то они бы увидели препятствующий знак, выбрали бы другое наименование и проблемы бы возможно не было.

4.А фирменное наименование считаете, в такой ситуации защищать никто не будет? И в ФАС и в судах прекрасно понимают, что по своей юр. силе эти средства равноценны и вполне себе приостановят рассмотрение заявления правообладателя такого ТЗ, если в ППС решается вопрос о лишении этого ТЗ правовой охраны. Это скорее о качестве работы юриста.
Тут ключевым является вопрос старшинства и однородности деятельности. Интересно было бы взглянуть на заявление от правообладателя младшего товарного знака к правообладателю старшего фирм. наименования, о нарушении его права на ТЗ.
Вообще, вопрос судебных тяжб в чьей -либо судьбе зависит не только от качества правовой защиты, но и от других факторов, например манеры ведения дел, окружения, рыночной ситуации, репутации, удачливости.
Ведь само по себе обладание искл. правом на ТЗ не панацея, это еще не гарантирует защиту от долгих, муторных судов из-за этого права с кем либо.
И потом, признание ТЗ  недействительным не такой это уж и долгий процесс. Сейчас палата за 2-3 месяца справляется.
Оспаривание регистрации ТЗ может конечно по расценкам какой-то патентной фирмы и в 20 раз дороже офисного дивана стоить, но по факту-то речь о подаче одного -двух процессуальных документов в ППС+ ВКС по скайпу, что вполне соотносится с объемом работы по охране ТЗ, а может даже в каких то случаях и меньше.
В принципе, при желании Мед альянс может сам в такой ситуации проявить активность и начать "выкашивать" все сходные средства индивидуализации, до котроых сможет дотянуться и тогда проблемы будут у парня с более младшим товарным знаком Медальянс.
Опять же не утверждаю, что что-то не нужно или одно хуже другого, просто некоторых результатов вполне можно достигать фирменным наименованием.

Ответить
3

Регистрация ТМ стоит недорого в простых и честных случаях, поэтому ее стоит делать.Фирменное наименование тоже должно быть оригинальным с отличительными особенностями, иначе никакой Металлстрой не даст никакой защиты.
 То что спорах по IP очень много зависит от казалось бы косвенных факторов - без сомнения. и так не только в России. Например в Норвегии суд принял иск на запрет использования наименования напитка JAllaXXXXXX, так как нарушает право TM Sprite. Основание- заявление в газете владельца,что "если нам не разрешают использовать слово Sprite, мы просто заменим все буквы в слове Спрайт на Х". 

Ответить
1

То, что фирменное наименование должно быть оригинальным- это заблуждение. Фирменнное наименование, в отличии от товарных знаков, охраняется независимо от оригинальности и это одна из сильных сторон фирмы.

Ответить
0

Оно не должно, но если у Вас фирма "Металл" то что она может защитить?

Ответить
2

Регистрация фирменного обозначения Металл может защитить исключительное право лица на обозначение "Металл" для его индивидуализации. Больше никаких юр. лиц с наименованием Металл в округе, только вы. В описательном смысле конечно вы не запретите другим лицам использовать слово металл, например в предложениях к продаже вроде "Продам Металл" "Изделия из металла" и т.п. Но это и для товарных знаков так же работает.
Но если вы немного иначе подойдете к этому вопросу, то например вполне можете защитить неохраняемое по правилам для ТЗ обозначение, например прямо указывающее на ваш вид деятельности вроде: "Центр металла и арматуры №1". И сможете запрещать такое использование конкурентам.

Ответить
0

Весь смысл защиты по ТЗ это или защита крутых наименований, или уже известных, стоящих сами по себе. В приведенном примере не то не то не важно.Никто и не спорит, что наименование фирмы, ТЗ и домен вместе- это правильное решение. 

Ответить
2

1. Такую обязанность не будут вводить, но не потому что это государство плохое, а потому что поверенный по товарным знакам — это отдельная профессия. Есть такое понятие даже как «российская школа экспертизы товарных знаков». И никто не будет из налогового инспектора лепить эксперта по ТЗ.
2. Про одновременную проверку согласен, да. Надо смотреть и по ТЗ, и по базе ЕГРЮЛ.
3. Да. Но проблема в том, что большинство компаний при регистрации не смотрят в базу ТЗ, а занимаются этим только спустя несколько лет. А там дальше как повезет.
4. Суды не приостанавливают дело на время разбирательства в ППС. Если юрист постарается, то он может выбить отложение дела, но суд может и отказаться откладывать заседание, а если и согласится, то этого срока может не хватить.
Чтобы сделать документы в ППС, нужно потратить гораздо больше времени как минимум на подготовку и изучение ситуации, плюс сами документы гораздо сложнее. Трудоемкость процесса выше, и стоит все это поэтому дороже.
А так, конечно, согласен, вопрос соотношения прав на фирменное наименование и ТЗ — это вообще интересная история, конечно.

Ответить
0

"Мастерджинс" - разве тут нельзя было по приоритету первого использования (если они были первыми) пойти и доказать, что это незарегистрированный торговый знак?

Ответить
0

А они не были первыми, в том то и дело. Они просто открыли компанию и запустили интернет-магазин, а о том, что используют чужой ТЗ узнали, видимо, уже только когда получили досудебку.

Ответить
0

Да, потом увидел эту инфу в Вашем посте. Ну тогда тут вопрос приоритета все и решил, даже не наличие или отсутствие ТЗ, как и указал Кшиштоф.

Ответить
1

В России можно с тем же именем несколько фирм найти.

Ответить
1

И что же? Бывают ситуации при которых существует несколько сходных до степени смешения товарных знаков, зарегистрированных на разных правообладателей в разных классах.
И таких ситуаций только больше будет становиться.

Ответить
1

Разные классы тут ключевое. Это достаточно нормально.

Ответить
0

Если сходные ТЗ по разным видам деятельности-это нормально, а если сходные фирмы с разным видом деятелньости-это ненормально?

Ответить
1

думаю да, не нормально. очень широкое поле для аферистов, что в наших условиях - опасно. как видите, государство думает иначе. 

Ответить
0

Право же интересная логика у вас....

Ответить
0

​Плагиаторы перерисовали на коленке логотип и убрали букву «s» из второго слова.

Так плагиат - это присвоение авторства (ч. 1 ст. 146 УК РФ). Т.е. даже речь не про всё авторское право, а про одно полномочие - право авторства (ст. 1265 ГК РФ), входящее в состав авторского права.

А в статье речь про ТЗ, который к объектам авторского права не относится. Соответственно, вряд ли нарушителей исключительного права на ТЗ правильно называть "плагиаторами".

Ответить
2

Да, вы правы, конечно. Авторское право и право на средства индивидуализации — это абсолютно разные миры. В этом контексте я использовал слово «плагиат» в бытовом, а не юридическом смысле. Также как и слово «клевета» в части про клеветнические отзывы, ведь в юридическом смысле «клевета» — это конкретное преступление, предусмотренное статьей 128.1 УК РФ.

Ответить
0

У меня есть домен gospodbog.com могу ли я зарегистрировать как бренд веб студии к примеру?

Ответить
1

Попробовать можно, но есть большой шанс получить отказ на основании противоречия общественным интересам, гуманности и морали (пп.2 п.3 ст. 1483 ГК РФ). 

Ответить
0

Натянутые формулировки. Может попробую

Ответить
2

А формулировки по товарным знакам всегда будут такие, потому что в ГК РФ про отказ в регистрации знака всего одна статья, а вот в руководстве для экспертов Роспатента эта статья раскрывается на триста с лишним страниц :)

Если пробовать, то там нужно в любом случае готовиться к предварительному отказу Роспатента, в ответе на который нужно будет давить на фантазийность обозначения, слитное написание, фонетику и все такое.

Ответить

Прямой эфир