Как вести бизнес без регистрации товарного знака и не загреметь в суд

Можно работать и не знать, что название твоей фирмы кому-то принадлежит, а ты нарушаешь множество законов. Но это не повод закрывать компанию или бежать регистрировать товарный знак. Сегодня я расскажу о трёх способах, как работать без регистрации товарного знака так, чтобы ничего за это не было.

Меня зовут Алексей Башук, я управляющий партнер "Башук Чичканов, юридическая фирма". Моя прошлая статья о том, что недоговаривают юристы при регистрации товарных знаков, вышла в топ vc.ru и собрала 13 тысяч просмотров, поэтому сегодня мы продолжаем.

Каждый год в России регистрируют больше 60 тысяч товарных знаков — названия и логотипы компаний и товаров. Если компания не успела зарегистрировать свой товарный знак, в любой момент может объявиться настоящий правообладатель, который зарегистрировал это название раньше.

Правообладатель может заставить нарушителя сменить название и взыскать с него компенсацию до 5 млн рублей через суд. Федеральная антимонопольная служба оштрафует нарушителя на 500 тысяч рублей за нарушение закона «О рекламе», на 100 тысяч оштрафует Роспотребнадзор — за введение потребителей в заблуждение, а полиция проведет проверку, чтобы выяснить, нет ли в действиях нарушителя состава экономического преступления.

Именно этим запугивают предпринимателей юристы, которые обзванивают компании из списка «2ГИС» и пытаются продать услуги по регистрации товарного знака всем подряд. В теории юристы правы, но на деле всё не так однозначно, и товарный знак нужен далеко не всем.

Во-первых, суды редко взыскивают 5 млн рублей. Средняя сумма компенсации крутится вокруг 1 млн рублей: 500–600 тысяч взыскивают суды в регионах, миллион и больше обычно взыскивают только московские и петербургские суды. Роспотребнадзор и ФАС на первый раз могут вообще обойтись предупреждением, а штраф даже если и выносят, то обычно 100–150 тысяч рублей, но никак не 500 тысяч.

Во-вторых, не всем компаниям нужны товарные знаки. Если компания легко и без затрат может сменить имя и её доходы не уменьшатся, то товарный знак ей не нужен. Например, компании, куда клиенты приходят благодаря связям директора, поэтому они не вкладываются в рекламу и всем всё равно, как называется очередное ООО «Вектор».

Но если вы не занимаетесь обналичкой и не решаете вопросики на тендерах, у вас обычный небольшой бизнес, то вопроса с товарными знаками не избежать. Вот три способа, как работать без регистрации товарного знака и не попасть на штрафы и ребрендинг.

Первый способ: прямо указывайте в названии на товар

«Шаурма» для ларька с шаурмой, «Кафе» для кафе или «Одежда для всей семьи» для магазина одежды — это не товарные знаки, а просто указания на вид товаров. С такой вывеской можно работать сколько угодно, и ничего вам за это не будет. По закону нельзя зарегистрировать названия, которые указывают на название товара или его свойства, а раз нет правообладателей, нет и претензий.

Такой вариант подходит для предпринимателей, которые открывают маленькую точку у себя в городе и не планируют мировую экспансию. В уютное кафе, парикмахерскую или автосервис люди приходят за хорошим продуктом, а не из-за красивого названия. Едва ли вычурное название приведет много клиентов. Зато проблем создать может, если окажется, что это чужой товарный знак.

Некоторые юридические компании нанимают продажников, вхолодную звонят всем подряд и пытаются втюхать регистрацию товарного знака даже тем, кому она не нужна. Иногда им это удается.

С таким названием можно было работать и без регистрации товарного знака. В итоге Роспатент так и не зарегистрировал знак на оклейку машин карбоновой пленкой, а оставил только глажку белья и травлю крыс. Деньги на регистрацию потрачены впустую
С таким названием можно было работать и без регистрации товарного знака. В итоге Роспатент так и не зарегистрировал знак на оклейку машин карбоновой пленкой, а оставил только глажку белья и травлю крыс. Деньги на регистрацию потрачены впустую

К названию товара можно добавить свойства товара, его происхождение, цену или назначение. Название с такими элементами тоже никто не сможет присвоить. Если вы занимаетесь тонировкой машин в Курске, то назовитесь «Тонировка46», «Тонировка-Авто», «Курская тонировка», «Доступная тонировка» или «Твоя тонировка» и спокойно работайте без регистрации знака.

Да, с точки зрения московского маркетолога название так себе, но для регионального бизнеса вполне пойдет, и проблем точно не возникнет.

Только учитывайте, что «Детская одежда» — это указание на товар, а «Детский мир» — это уже вполне себе товарный знак. Даже если вам кажется, что название обычное и у всех на слуху, может оказаться, что оно уже давно кем-то занято.

Один магазин в моем городе пять лет проработал под названием «Детский мир», пока через три года не пришел настоящий «Детский мир» и не объяснил, что так нельзя. К счастью, «Детский мир» не стал воевать и просто попросил сменить название. Теперь магазин называется «Солнышко» (до тех пор, пока не объявится правообладатель знака «Солнышко»). Nuff said.

Обычно всё заканчивается хуже. С барбершопа в Новосибирске взыскали 300 тысяч рублей за название «Брадобрей». Цветочный магазин из Кирова нарушил товарный знак «Макси Флора» и теперь выплатит правообладателю 500 тысяч рублей. Питерский салон маникюра «Золотая пилка» по решению суда задолжал 1 млн рублей компенсации, по 500 тысяч за каждый салон. Такие дела — судебная рутина, каждый год по России их проходит несколько тысяч.

И ради всего святого, не используйте в названиях «лучший», «№1» и подобные приставки. Прибыли это вам не добавит, а проблем создать может: с точки зрения ФАС это незаконное присвоение первенства, штраф до 100 тысяч рублей.

Второй способ: назовите бизнес своими фамилиями

Adidas, Suzuki, Ferrari, Max Factor, «Лаборатория Касперского», «Коркунов» и тысячи других компаний названы фамилиями основателей или их производными. Такое название вызывает доверие покупателей, показывает клиентам личную ответственность основателя за результат.

При этом названия-фамилии с гораздо большей вероятностью свободны для использования, чем любые другие. Поэтому если вы только начинаете бизнес, можно назвать компанию своей фамилией и не регистрировать товарный знак, проблем быть не должно.

Исключения бывают в двух случаях: если фамилия очень распространенная, и какой-нибудь бренд уже успел зарегистрировать «Sokolov» раньше вас, или ваша фамилия созвучна с фамилией очень известного человека. Тогда теоретически правообладатель сможет предъявить вам претензии, но пока что в российской судебной практике не было случаев, чтобы кого-то засудили за использование своей же фамилии.

Имя Филиппа Киркорова зарегистрировано на все существующие товары и услуги. Теоретически, если вы тоже Киркоров, прежде чем называть компанию своей фамилией стоит спросить разрешения у Филиппа Бедросовича
Имя Филиппа Киркорова зарегистрировано на все существующие товары и услуги. Теоретически, если вы тоже Киркоров, прежде чем называть компанию своей фамилией стоит спросить разрешения у Филиппа Бедросовича

Не стоит стесняться, даже если ваша фамилия необычная или немного странная. Это даже хорошо, будет лучше запоминаться клиентам. А приятные ассоциации с вашим именем будут возникать потом, когда ваш продукт займет достойное место на рынке.

Не имя красит человека, а человек имя: если бы вы пятьдесят лет назад открыли автомобильный завод и делали бы лучшие машины в мире, вашу фамилию тоже произносили бы сейчас с придыханием, какой бы она ни была.

Когда мы с моим другом много лет назад открывали юридическую компанию, мы назвали её нашими фамилиями: «Башук Чичканов, юридическая фирма». Поначалу было непривычно и даже немного неудобно: мы сидели вдвоём в маленьком обшарпанном офисе, какая там юридическая фирма. Когда звонил телефон, мне самому было как-то неловко отвечать «Башук Чичканов, юридическая фирма, здравствуйте».

Потом как-то быстро пролетели годы. Сегодня наш офис занимает целое здание, в нашей команде есть патентный поверенный, адвокаты и переводчики. Мы регистрируем товарные знаки для компаний и предпринимателей из более чем ста городов России, от Калининграда до Магадана, отстаиваем интересы доверителей в Палате по патентным спорам и ведем проекты по международному праву в США, Канаде и Евросоюзе. Теперь наше название выглядит вполне уместно, и с фирменным стилем даже неплохо смотрится:

Кружка из нашего брендбука смотрится неплохо, правда, три года руки не доходят их заказать
Кружка из нашего брендбука смотрится неплохо, правда, три года руки не доходят их заказать

Та же история произойдет и у вас. Сначала, пока дело ещё маленькое, название-фамилию местами будет даже неловко использовать. Но пройдёт время, ваша компания вырастет и фамильные названия встанут на свои места. Не стесняйтесь использовать свои фамилии.

Фамильное название можно зарегистрировать как товарный знак, чтобы никто кроме вас не мог использовать ваше название. Но это совсем необязательно делать на старте бизнеса. С названием-фамилией можно спокойно работать несколько лет без регистрации и только потом, когда вы сами решите стать монопольным обладателем названия, регистрировать знак.

Всё сказанное выше не относится к именам без фамилий, они-то все уже давно заняты патентными троллями.

Патентные тролли — компании, которые регистрируют сотни расхожих названий, ничего не производят и наживаются на компенсациях. Знаки, состоящие только из имен они облюбовали уже давно
Патентные тролли — компании, которые регистрируют сотни расхожих названий, ничего не производят и наживаются на компенсациях. Знаки, состоящие только из имен они облюбовали уже давно

Третий способ: назовите бизнес выдуманным словом

Этот вариант подходит для стартаперов, которым хочется использовать оригинальное название, но ещё нет уверенности в том, что бизнес взлетит, а пока каждая копейка на счету.

В таком случае можно назвать компанию придуманным словом, которого еще нет в русском и английском словарях. Если вы возьмете первые слоги фамилий основателей или слово из языка индейцев арапахо, высока вероятность того, что такое название свободно и в ближайшие пару лет его никто не займет.

Именно так в свое время поступил «Яндекс»: название «Яндекс» Аркадий Волож придумал в 1997 году, а товарный знак «Яндекс» подали на регистрацию только в конце 2000 года, когда стало понятно, что поисковая система приносит прибыль.

Товарный знак «Яндекс» подали на регистрацию через три года после запуска поисковика
Товарный знак «Яндекс» подали на регистрацию через три года после запуска поисковика

Выдуманное название — не панацея. Каждый год в России регистрируют больше 60 тысяч товарных знаков. Всегда есть вероятность, что среди них найдется очень похожее на ваше. Но одно можно сказать точно: чем более сложный мыслительный процесс приведет вас к выбору названия, тем больше вероятности, что это слово будет свободно.

Итоги

  1. Если просто придумать название и работать без регистрации знака, можно ненароком нарушить чужие права. За нарушение товарного знака правообладатель через суд может взыскать около 1 млн рублей, изъять товары из продажи и натравить проверки госорганов. Чтобы продолжить работать, придётся провести полный ребрендинг.
  2. Если в названии прямо указать на товары, услуги или их свойства, регистрировать товарный знак не нужно. Кто угодно может открыть «Детскую одежду» или «Тонировку для всех», и ничего ему за это не будет.
  3. Если хочется чего-то поинтереснее, можно назвать компанию своей фамилией. Если ваша фамилия не Иванов или Киркоров, скорее всего, никто не регистрировал ее как товарный знак. Можно спокойно работать без регистрации товарного знака и никто не сможет к вам придраться.
  4. Если впереди дерзкий стартап с размытыми, но большими перспективами, назовите его вымышленным словом. Чем необычнее будет слово, тем меньше вероятности, что его кто-то займёт, пока вы будете идти к успеху.
  5. Регистрация товарного знака — важное и нужное дело, если ваша компания вышла на постоянную прибыль, вкладывается в рекламу, бренд и планирует развиваться дальше одного города. Если у вас небольшой региональный бизнес без наполеоновских планов, смело выбирайте один из предложенных выше вариантов и не заморачивайтесь с регистрацией.

Все советы выше написаны на основе ошибок нескольких десятков предпринимателей из самых разных городов России, с которыми мне довелось общаться за последние несколько лет. Сохраните эту статью в закладки на тот случай, когда соберетесь запускать бизнес.

А вы когда-нибудь сталкивались со спорами по товарным знакам? Кто-нибудь пытался использовать ваше название или может быть вы сами получали претензии? Чем в итоге всё закончилось?

3737
41 комментарий

Комментарий недоступен

2
Ответить

Максим, спасибо за вопрос. К сожалению, такие ситуации встречаются достаточно часто, когда не очень честные конкуренты пытаются таким способом выдавить с рынка другие компании.

Я бы предложил сначала отправить в Роспатент письмо протеста против регистрации товарного знака конкурента. Потом, если бы письмо протеста не сработало, и конкуренту все-таки зарегистрировали товарный знак, я пошел бы в Палату по патентным спорам с возражением против регистрации, чтобы аннулировать его товарный знак. Если и Палата откажет, то можно идти в суд, но обычно такие дела заканчиваются в Палате.

Дело в том, что по п. 8 ст. 1483 ГК РФ Роспатент не регистрирует товарный знак, если он слишком похож или идентичен коммерческому обозначению другой компании, которая начала использовать его раньше. Коммерческое обозначение — это название или логотип, который вы просто используете без регистрации товарного знака. Нюанс в том, что у Роспатента есть база товарных знаков, но нет базы коммерческих обозначений, поэтому без вашей инициативы они просто не узнают о том, что этот знак нарушает ваши права.

С коммерческим обозначением нужно будет показать в письме протеста и потом доказать в Палате во-первых, что у вас есть на него право, потом доказать, что это право возникло раньше, а потом еще и доказать, что ваше обозначение стало известным среди потребителей в регионе. Это непростая, но посильная процедура, хотя и достаточно долгая. Конечно, было бы лучше, если бы вы сами раньше подали свой знак на регистрацию, но сейчас это обсуждать уже поздно, поэтому нужно исходить из того, что есть.

Для того, чтобы подтвердить все вышеуказанные тезисы, вам нужно будет собрать документы, которые показывают, как и где вы использовали свое обозначение. Это могут быть договоры с рекламодателями, договоры на поставку фирменной упаковки, на изготовление вывески, сведения о домене, договоры аренды, договор с дизайнером, который разрабатывал вам логотип, и любые другие документы, которые показывают, как у вас появилось обозначение и где вы его использовали.

Главное не затягивайте сейчас с принятием ответных мер. Если вы в письме протеста не покажете Роспатенту, что у вас есть коммерческое обозначение, то Роспатент зарегистрирует товарный знак конкурента. Тогда он станет правообладателем и получит полное право обращаться в суд и госорганы за защитой своих "прав".

8
Ответить

По поводу логотипа и названия вы точно можете попробовать через нарушение авторских прав.
Мол, это ваша разработка, вот доказательства что логотип создан Вами или для Вас.

3
Ответить

Михаил, спасибо за интересный пример.

Я посмотрел это дело, мотивировочной части решения там еще нет, но я практически уверен в том, что суд снизил компенсацию с миллиона до 50 000 только потому, что Tele2 толком не успели запустить симкоматы в широкое коммерческое использование. Это косвенно следует из материалов дела, где пишут, что причиной для претензий стал пресс-релиз Tele2 о запуске «первых в России» симкоматов.

Дело в том, что для того, чтобы взыскать большую компенсацию за нарушение товарного знака, нужно доказать, что нарушитель использовал товарный знак для получения прибыли. Здесь же Tele2 только и успели запустить несколько первых аппаратов и не нанесли фактически никакого ущерба истцу. Получается нарушение оказалось чисто формальным.

В таких случаях суды часто срезают компенсации. Аналогичная история была в деле с "Ламодой", когда на сайте "Ламоды" продавалась обувь под чужой маркой "Highlander". "Ламоде" предъявили иск на 5 000 000, а взыскали только 50 000, потому что выяснилось, что "Ламода" не успела толком напродавать этой обуви, да и вообще оказалось, что истец сам не производит и никогда не производил обувь, считайте, патентный тролль. http://www.vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1513196

Правообладатель "Симкомата" очень поторопился, прямо скажем. Вот если бы он подождал год-два, пока Tele2 полномасштабно запустили бы симкоматы, то компенсация была бы гораздо, гораздо больше. Это подтверждается и массой примеров из судебной практики.

Тем не менее, подождем полной версии решения суда. Мне тоже интересно, чем там закончится, но я прямо уверен, что дело как раз в этом. Еще раз спасибо за пример, как раз проверим мое чутье.

По поводу стоимости регистрации, к счастью, все не так страшно, 500 000 за регистрацию это какая-то космическая сумма, я никогда не встречал таких цен ни у кого. Регистрация товарного знака под ключ сейчас стоит в среднем 50-60 тысяч рублей, из них 30-40 стоят услуги юристов, и 20-30 госпошлина.

Миллион может стоить только разве что признание товарного знака общеизвестным в РФ, но это совсем другая история. Общеизвестных знаков на всю Россию всего 200 штук, и там знаки типа "Ведомости", "Лукойла", "Сбербанк". Там цена складывается из необходимости проведения огромного соцопроса ВЦИОМом, который нужен для подтверждения широкой известности знака. Но едва ли кому-то из нас с вами это когда-нибудь понадобится)

4
Ответить

А расскажите как нам про споры доменных имён и товарных знаков. Какие там ситуации бывают?

1
Ответить

О, это целый большой пласт историй. Там все очень неоднозначно, практика судов еще не такая обширная, как хотелось бы. Поэтому, думаю, это будет отличной темой для следующей статьи.

Если кратко, то приоритет отдается товарным знакам. Идеальный вариант — открыть бизнес, подать знак на регистрацию, зарегистрировать одноименный домен. Тогда все точно будет защищено.

Сложности возникают тогда, когда домен есть, а товарный знак принадлежит другой компании, или наоборот, товарный знак есть, а домен кто-то занял. Тогда начинают выяснять, что было раньше, товарный знак или домен, выражено ли в домене коммерческое обозначение компании и есть ли оно вообще у нее, потом разбираются как так получилось вообще, потому что одно дело, когда оба участника добросовестные, а другое, когда владелец товарного знака зарегистрировал знак только для того, чтобы попробовать отобрать домен у конкурента.

В общем вариантов развития событий очень много, спасибо за идею для статьи :)

2
Ответить