Во-вторых, не всем компаниям нужны товарные знаки. Если компания легко и без затрат может сменить имя и её доходы не уменьшатся, то товарный знак ей не нужен. Например, компании, куда клиенты приходят благодаря связям директора, поэтому они не вкладываются в рекламу и всем всё равно, как называется очередное ООО «Вектор».
Комментарий недоступен
Максим, спасибо за вопрос. К сожалению, такие ситуации встречаются достаточно часто, когда не очень честные конкуренты пытаются таким способом выдавить с рынка другие компании.
Я бы предложил сначала отправить в Роспатент письмо протеста против регистрации товарного знака конкурента. Потом, если бы письмо протеста не сработало, и конкуренту все-таки зарегистрировали товарный знак, я пошел бы в Палату по патентным спорам с возражением против регистрации, чтобы аннулировать его товарный знак. Если и Палата откажет, то можно идти в суд, но обычно такие дела заканчиваются в Палате.
Дело в том, что по п. 8 ст. 1483 ГК РФ Роспатент не регистрирует товарный знак, если он слишком похож или идентичен коммерческому обозначению другой компании, которая начала использовать его раньше. Коммерческое обозначение — это название или логотип, который вы просто используете без регистрации товарного знака. Нюанс в том, что у Роспатента есть база товарных знаков, но нет базы коммерческих обозначений, поэтому без вашей инициативы они просто не узнают о том, что этот знак нарушает ваши права.
С коммерческим обозначением нужно будет показать в письме протеста и потом доказать в Палате во-первых, что у вас есть на него право, потом доказать, что это право возникло раньше, а потом еще и доказать, что ваше обозначение стало известным среди потребителей в регионе. Это непростая, но посильная процедура, хотя и достаточно долгая. Конечно, было бы лучше, если бы вы сами раньше подали свой знак на регистрацию, но сейчас это обсуждать уже поздно, поэтому нужно исходить из того, что есть.
Для того, чтобы подтвердить все вышеуказанные тезисы, вам нужно будет собрать документы, которые показывают, как и где вы использовали свое обозначение. Это могут быть договоры с рекламодателями, договоры на поставку фирменной упаковки, на изготовление вывески, сведения о домене, договоры аренды, договор с дизайнером, который разрабатывал вам логотип, и любые другие документы, которые показывают, как у вас появилось обозначение и где вы его использовали.
Главное не затягивайте сейчас с принятием ответных мер. Если вы в письме протеста не покажете Роспатенту, что у вас есть коммерческое обозначение, то Роспатент зарегистрирует товарный знак конкурента. Тогда он станет правообладателем и получит полное право обращаться в суд и госорганы за защитой своих "прав".
По поводу логотипа и названия вы точно можете попробовать через нарушение авторских прав.
Мол, это ваша разработка, вот доказательства что логотип создан Вами или для Вас.
Вспомнилась история с Симкоматом.
https://vc.ru/tech/42226-foto-novyy-simkomat-ot-izhevskoy-kompanii-simkomat
https://www.comnews.ru/content/118856/2019-04-03/tele2-rasplatitsya-za-simkomat
И штрафом в 50,000
Мне кажется Вы слишком гиперболизируете проблему и необходимость оформления товарного знака, который сделать очень не дешево. Если не ошибаюсь сделать товарный знак стоит от 500,000 до 1 млн рублей.
Михаил, спасибо за интересный пример.
Я посмотрел это дело, мотивировочной части решения там еще нет, но я практически уверен в том, что суд снизил компенсацию с миллиона до 50 000 только потому, что Tele2 толком не успели запустить симкоматы в широкое коммерческое использование. Это косвенно следует из материалов дела, где пишут, что причиной для претензий стал пресс-релиз Tele2 о запуске «первых в России» симкоматов.
Дело в том, что для того, чтобы взыскать большую компенсацию за нарушение товарного знака, нужно доказать, что нарушитель использовал товарный знак для получения прибыли. Здесь же Tele2 только и успели запустить несколько первых аппаратов и не нанесли фактически никакого ущерба истцу. Получается нарушение оказалось чисто формальным.
В таких случаях суды часто срезают компенсации. Аналогичная история была в деле с "Ламодой", когда на сайте "Ламоды" продавалась обувь под чужой маркой "Highlander". "Ламоде" предъявили иск на 5 000 000, а взыскали только 50 000, потому что выяснилось, что "Ламода" не успела толком напродавать этой обуви, да и вообще оказалось, что истец сам не производит и никогда не производил обувь, считайте, патентный тролль. http://www.vsrf.ru/stor_pdf_ec.php?id=1513196
Правообладатель "Симкомата" очень поторопился, прямо скажем. Вот если бы он подождал год-два, пока Tele2 полномасштабно запустили бы симкоматы, то компенсация была бы гораздо, гораздо больше. Это подтверждается и массой примеров из судебной практики.
Тем не менее, подождем полной версии решения суда. Мне тоже интересно, чем там закончится, но я прямо уверен, что дело как раз в этом. Еще раз спасибо за пример, как раз проверим мое чутье.
По поводу стоимости регистрации, к счастью, все не так страшно, 500 000 за регистрацию это какая-то космическая сумма, я никогда не встречал таких цен ни у кого. Регистрация товарного знака под ключ сейчас стоит в среднем 50-60 тысяч рублей, из них 30-40 стоят услуги юристов, и 20-30 госпошлина.
Миллион может стоить только разве что признание товарного знака общеизвестным в РФ, но это совсем другая история. Общеизвестных знаков на всю Россию всего 200 штук, и там знаки типа "Ведомости", "Лукойла", "Сбербанк". Там цена складывается из необходимости проведения огромного соцопроса ВЦИОМом, который нужен для подтверждения широкой известности знака. Но едва ли кому-то из нас с вами это когда-нибудь понадобится)
А расскажите как нам про споры доменных имён и товарных знаков. Какие там ситуации бывают?
О, это целый большой пласт историй. Там все очень неоднозначно, практика судов еще не такая обширная, как хотелось бы. Поэтому, думаю, это будет отличной темой для следующей статьи.
Если кратко, то приоритет отдается товарным знакам. Идеальный вариант — открыть бизнес, подать знак на регистрацию, зарегистрировать одноименный домен. Тогда все точно будет защищено.
Сложности возникают тогда, когда домен есть, а товарный знак принадлежит другой компании, или наоборот, товарный знак есть, а домен кто-то занял. Тогда начинают выяснять, что было раньше, товарный знак или домен, выражено ли в домене коммерческое обозначение компании и есть ли оно вообще у нее, потом разбираются как так получилось вообще, потому что одно дело, когда оба участника добросовестные, а другое, когда владелец товарного знака зарегистрировал знак только для того, чтобы попробовать отобрать домен у конкурента.
В общем вариантов развития событий очень много, спасибо за идею для статьи :)