{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кассационный суд общей юрисдикции признал незаконной отмену заказа Ozon в одностороннем порядке

Спустя год судебных тяжб мой спор с интернет-магазином Озон дал свои плоды. Решения судов о законности отмены заказа Озоном отменены , а дело - направлено на новое рассмотрение.

Давно не публиковал свои кейсы, а теперь есть чем поделиться. Сразу скажу - судебные баталии по этому делу продолжатся, однако уже есть положительные подвижки.

Осенью 2021 мною заказано пальто за 2340 рублей в интернет-магазине "Озон" у продавца ООО "Котон Текстиль".

На следующий день заказ отменён в одностороннем порядке, по словам поддержки - в связи со сложностями на складе. Поскольку приближалась зима я купил его в другом месте и обратился 21.10.2021 с исковым заявлением со следующими требованиями:

- о признании абзаца 10 пункта 1.4.2 Условий продажи товара противоречащим как Закону о защите прав потребителей, так и Гражданскому кодексу Российской Федерации;
- взыскание убытков в разнице между стоимостью пальто в размере ~700 рублей;
- взыскании морального вреда в размере 15 000 рублей и потребительский штраф.

Суд в качестве соответчика привлёк продавца ООО "Котон-Текстиль". Представитель Озон в судебном заседании уже заявил, что отмена заказа произошла из-за брака в товаре, а не проблемах на складе как указывалось поддержкой.

Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 19.04.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований сослался исключительно на статью свободы договора, а также оферту интернет-магазина "Озон".

Не согласившись с вынесенным решением обратился с апелляционной жалобой в Московский городской суд. Апелляционным определением Московского городского суда от 18.07.2022 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции не исследовал ни одного довода апелляционной жалобы, не применял нормы Закона о защите прав потребителей и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, апелляционное определение также состояло из ссылки на свободу договора и оферту Озона.

И спустя год после подачи иска (25.10.2022) Второй кассационный суд общей юрисдикции признал незаконным отмену заказа, отменил решения нижестоящих судов, поскольку они не исследовали Пленум ВС РФ от 25.12.2018 № 49, нормы пункта 2 статьи 310, пункта 3 статьи 426, статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 16 Закон о защите прав потребителей. Таким образом, суды на новом рассмотрении будут должны исследовать материалы дела с учётом вышеуказанных норм.

Суд кассационной инстанции также постановил исследовать есть ли вина продавца ООО "Котон-Текстиль" в сложившейся ситуации.

Впереди ждёт новое рассмотрение и как я полагаю не одна инстанция, однако кассация указала нижестоящим судам на нормы, запрещающие одностороннюю отмену заказа.

При этом есть вероятность что требования будут удовлетворены исключительно в отношении Озон, если вина продавца в отмене заказа не будет установлена.

Хронология рассмотрения дела:
- 21.10.2021. Обращение в суд с исковым заявлением;
- 19.04.2022. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований;
- 12.05.2022 подана апелляционная жалоба;
- 18.07.2022 вынесено апелляционное определение Московского городского суда об оставлении решения без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения;
- 10.08.2022 подана кассационная жалоба;
- 25.10.2022 вынесено определение Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции о возврате дела на новое рассмотрение.

Напоследок выкладываю несколько страниц позиции Второго кассационного суда в части разъяснений о том какие нормы надо применять при отмене заказа. Полный текст будет уже размещён позднее на сайте 2КСОЮ.

Соответственно суд будет также устанавливать с кого взыскивать убытки и штраф - с ООО "Котон Текстиль" или с Озона.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Василий Черепанов

Коллега, отличное дело! жалко что публика обошла его вниманием

Ответить
Развернуть ветку
human

а публике надо иски на миллионы и экше. А судебная практика пишется как раз вот в таких вот мелких делах на тысячи или десятки тысяч рублей . Но люди этого не понимают увы

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухин

У вас суммы в 100 раз больше и споры интереснее !

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Zloy Marketolog

@human Вот видишь как оно бывает в реальности. Собственно о чем я и талдычил) Если два суда признали правомерной даже тупую отмену заказа, то какие там к черту статьи ГК. Да и далеко не каждый человек будет подавать апелляцию и тем более кассацию. Вопросы конечно есть к квалификации судей...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Богданов

Вот они, издержки профессии.
Строитель может гордиться тем, что построил дом.
Кто-то что-то в космос запускает или людей кормит.
А юрист вынужден гордиться тем, что год(!) своей жизни потратил на то, что доказал свою правоту ... ценой 2340 рублей.
p.s.: Сам из этой же профессии, так что комментарий в т.ч. и в свой огород.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
Вот они, издержки профессии. Строитель может гордиться тем, что построил дом. Кто-то что-то в космос запускает или людей кормит. А юрист вынужден гордиться тем, что год(!) своей жизни потратил на то, что доказал свою правоту ... ценой 2340 рублей. p.s.: Сам из этой же профессии, так что комментарий в т.ч. и в свой огород.

Вы так говорите будто я 365 дней в году потратил на дело)) несколько часов на составление искового/позиций и всё)) я юрист по профессии и на работе у меня некоторые дела шли по 5 лет даже) То что судебный процесс шел год и ещё продлится минимум полгода это не значит что я только живу им, а только составлю позицию/пояснения на возражения/отзыв отправлю и всё, забыл о деле до следующего заседания/получения возражений)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
Моё почтение. Сам сужусь уже больше года. Неужели моралку не порежут?

У меня порежут где-нибудь до 1000-2000, в Москве в потребительских спорах не дают никогда много как правило.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Ddd

Спасибо! У меня аналогичная ситуация с Яндекс маркетом. Только те сначала предложили промокод на сумму разницы в ценах, а потом передумали его выдавать. Возьму Ваш кейс как основу для иска.
https://irecommend.ru/content/ocherednaya-lzhivaya-rasprodazha-1111-i-vruny-iz-podderzhki-marketpleisa

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор

Для тех кто еще следит - сегодня в ходе заседания суд удовлетворил требования частично. В какой части и с кого узнаем как будет полный текст решения (в судебное заседание не явился) и опубликую отдельный пост.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Халиуллина

слежу за вами) в феврале будет ясно) спасибо коллега)))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор

На новом рассмотрении сегодня суд частично удовлетворил требования, будет мотивированное решение отдельный пост опубликую.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мухин

У @Василий Черепанов намного интереснее!! Собственно этот пост и доказывает это

Ответить
Развернуть ветку
human

ерунду не пиши . Твой Черепанов писал что береться только за выигрышные дела . Ошибка выжившего так сказать. если отбирать дела то конечно будет казаться что там дела лучше если не знать что дела изначально были отобраны как выигрышные

Только вот судебная практика формируется кучей таких обычных дел а не теми которые были у Черепанова

Ответить
Развернуть ветку
Maksim K

Добрый день. А можно номер дела или определения во 2 кассационом?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
Добрый день. А можно номер дела или определения во 2 кассационом?

8Г-22685/2022 [88-24082/2022]

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Liliya

Вы молодец, что не остановились и еще написали кейс!
Простому покупателю конечно сложно в этом разобраться, да и услуги юриста не дешево обойдутся. Поэтому многие просто опускают руки, а ведь таких потерпевших немало. А еще никто не хочет соблюдать закон.

Я сейчас тоже хочу подать в суд на Озон, но у меня немного другая история. Я приобрела брюки, сумма тоже смешная (2058 руб), но одев их я обнаружила, что товар ненадлежащего качества (ткань осыпается и красит).

1. Отправила Озону заказным письмом претензию, но она лежит на почте и ее не получают.
Но в чате пришла отписка, что возврат брака в течение 7 дней, а мы вам передали хороший товар.
2. Написала жалобу в Роспотребнадзор. Они позвонили и сказали, что Озон ответил вам чушь и срок возврата по ЗЗПП до двух лет, если не установлен гарантийный срок. Но прежде чем подавать в суд, нужно самой сделать экспертизу товара. Сейчас жду официальный ответ на бумаге.

Вот и не знаю как дальше быть и есть ли смысл?
(Уважаемые читатели, только не пишите, что вот из-за двух тысяч рублей. Да, дело принципа и справедливости)

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Здравствуйте, уважаемая Лилия.

Что именно вас смущает в данной ситуации? В Роспотребнадзоре вам все правильно сказали - даже если на товар не установлен гарантийный срок, то в течение 2 лет потребитель в случае обнаружения недостатков вправе провести экспертизу и обратиться к продавцу с требованием о возврате.

В вашем случае остается только подыскать подходящую экспертную организацию, далее договориться об экспертизе, также заказным письмом отправить Озону повторное требование о возврате денег и уведомление об экспертизе с датой, временем и местом проведения, дождаться получения Озоном письма или истечения срока хранения письма и далее провести экспертизу и обращаться в суд. В суде вы вправе потребовать компенсацию стоимости экспертизы, неустойку 1% в день от цены товара, а также штраф 50% от присужденной в вашу пользу суммы.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Гусев

Скажите, где можно посмотреть условия продажи товара? Не могу найти на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
Скажите, где можно посмотреть условия продажи товара? Не могу найти на сайте.

https://docs.ozon.ru/common/pravila-prodayoi-i-rekvizity/usloviya-prodayoi-tovarov-dlya-fizicheskih-lits-v-ozon-ru

При этом сейчас обратил внимание что они удалили пункт который я обжаловал об отмене озоном заказа по инициативе озона.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Константин Кузнецов

Просто наше общество не организованно и у каждого своя рубашка ближе к телу. Вот если бы одного покупателя площадка так кинула, а процентов хотябы 30 покупателей перестали хотябы в течение одного месяца покупать на этой говноплощадке, тогда бы все пришло в норму. А то Роспотребнадзор этим не занимается (умыли ручки), иди гражданин сам в суд и борись с этой бандой.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Гусев

Здравствуйте, скиньте номера дел плз

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
Здравствуйте, скиньте номера дел плз

Чуть выше публиковал, 8Г-22685/2022 [88-24082/2022]

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артём Дьяков

Вы молодец, держите в курсе по делу пожалуйста. Интересно, к каким выводам суд первой инстанции придет при новом рассмотрении. Уже известна дата заседания?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
Вы молодец, держите в курсе по делу пожалуйста. Интересно, к каким выводам суд первой инстанции придет при новом рассмотрении. Уже известна дата заседания?

Предварительное на 26 назначили. Ну в части откажут в любом случае поскольку пункт оферты озон уже убрал, а вот остальное суды поидее должны учесть.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
badResistor

Озон самое редкостное уг по отмене заказов в одностороннем порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai

Интересно все это.

Ответить
Развернуть ветку
Insom

очень полезный кейс, спасибо!
у меня сейчас с озон ситуация следующая: 24 января мной было оформлено и оплачено 4 заказа на озон у одного продавца (рив гош), с первоначальной доставкой на 26 и 27 января. затем даты доставки стали переносить, не менее 5 раз (причем статусы заказов то в сборке у продавца, то передается в доставку, то у курьера), а 1.02 все заказы просто отменили под предлогом того, что товара нет в наличии, хотя товар был в наличии, я могла его перезаказать сегодня, да и менеджер поддержки подтверждал мне ранее наличие товара (есть скрины и видеофиксация). в поддержке сослались на их правила, что заказ может быть отменен в одностороннем порядке из-за отсутствия товара, но товар на сайте до сих пор доступен к заказу (озон утверждает, что это из-за технических проблем, информация обновляется не сразу), я предполагаю, что это произошло из-за того, что продавец просто облажался с распродажей и не захотел отгружать товар по низкой цене (товары на 56к я заказа на скидках за 12к). такая чудесная история.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Роксана, здравствуйте. Простите, что подвели с заказами. Уточните, пожалуйста, номер одного из них. Всё детально проверим.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Poet Moem

у меня четко аналогичная ситуация :) но я не сдаюсь, хочу идти в суд и роспотребнадзор

Ответить
Развернуть ветку
InShik

Здравствуйте, у меня сейчас похожий с вашим случай, опубликовала свой, но в комментариях мне люди повально пишут, что я проиграю дело, так как Озон сейчас заявляет в судах, что он ненадлежащий ответчик, так как не продавец товара, а просто агрегатор информации (с чем я, например, решительно не согласна). У вас в судах получается Озон такого не заявлял?

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда