Заказать логотип и не нарушить закон: что нужно учитывать при сотрудничестве с дизайнерами?
Логотип есть почти у любого бизнеса. И у гиганта рынка “Chanel”, и у продуктового магазина “Авокадо”. Это то, что повышает узнаваемость и запоминается потребителям.
Обычно за разработкой логотипа предприниматель обращается к дизайнеру. Но кому в таком случае принадлежат права на изображение: автору или заказчику? И как создать такой логотип, чтобы случайно не нарушить закон?
Небольшая история из практики. Михаил К. - владелец производства газированных напитков из Подмосковья. В 2021 году он решил обновить логотип и обратился за помощью к дизайнеру. Как только изображение было готово, его сразу подали на регистрацию в Роспатент.
Спустя месяц Михаил обратил внимание на оформление стены в кофейне. На ней были львы. Точь-в-точь такие же, как на его логотипе. Выяснилось, что дизайнер решил не отрисовывать сложные элементы и скачал картинку с бесплатного стока. Как и еще сотня дизайнеров по всему миру.
Подобные ситуации - не редкость в работе с частными дизайнерами и агентствами. Чтобы логотип действительно был оригинален и защищал бизнес, нужно сделать две вещи:
1.Убедиться, что логотип подходит для регистрации
Каждое обозначение, отрисованное дизайнером, нужно проверять на возможность регистрации в качестве товарного знака.
К логотипу, как и к любому товарному знаку, Роспатент предъявляет требования. Он должен:
- быть уникален - не повторять другие логотипы и их составляющие;
- обладать различительной способностью - давать узнаваемость бизнесу;
- не вводить в заблуждение потребителей - например, не "врать" про место производства или состав продукта;
- соответствовать законам РФ.
Задача дизайнера - создать изображение по техническому заданию. Ваша задача - донести, что это изображение должно быть единственным в своем роде.
Буквально: для регистрации в Роспатенте в вашей категории товаров или услуг не должно быть даже похожего товарного знака.
Проверить логотип на патентопригодность можно тремя способами:
- при помощи онлайн-ресурсов;
- в открытых реестрах ФИПС;
- обратившись к специалистам в сфере интеллектуальной собственности.
Онлайн-ресурс проверяет знак достаточно поверхностно и не дает гарантии регистрации, как и самостоятельная проверка в реестрах. Вы получите перечень схожих товарных знаков, но без "расшифровки", описания рисков и рекомендаций по доработке.
Обратиться к специалистам - наиболее надежный способ. Некоторые патентные бюро проводят анализ обозначений бесплатно. Например, наше. Это может занять несколько дней, зато вы получите экспертное заключение.
2. Правильно передать права на логотип
По закону в момент создания логотип принадлежит автору или компании, в которой он работает. (ст. 1257 и ст. 1259 ГК РФ).
Дизайнер так и останется автором логотипа - это право неотчуждаемо. А исключительные права должны перейти заказчику. Это даст возможность законно использовать изображение.
Как правильно передать права?
- По договору авторского заказа или подряда
Такой вариант подойдет, если дизайнер будет создавать изображение с нуля под ваши требования. Договор авторского заказа заключается только с физическими лицами - автором или группой соисполнителей. Договор подряда - с агентством.
- По договору передачи (отчуждения) исключительных прав
Заключается при передаче готового изображения. Вы покупаете логотип у дизайнера или агентства. С этого момента больше никто не может использовать его в коммерческих целях без вашего разрешения.
ВАЖНО! В документе обязательно должно быть:
- изображение, на которое передаются права. Его можно поместить в приложение;
- указание, что дизайнер создал логотип самостоятельно без использования элементов чужого творчества.
Проследите, чтобы исключительное право передавалось вам в полном объеме и не по лицензии. У лицензии есть срок, и одна из сторон может ее отозвать.
Когда процесс завершен, подпишите акт приема-передачи. Он подтвердит факт перехода исключительного права к вам.
Лебедев монополистом стал на гос. заказах
Если мне не изменяет память, он и начинал с них. С появления интернета в России, он уже с самых первых дней получал заказы от верхов.
Дизайн слишком обширный рынок, чтобы стать там монополистом. Ещё куча студий делают проекты на государство
Никто не мешает это сделать и вам
А в чем опасность была, если у Михаила газвода, а там кофейня? Разные же сферы деятельности?
Любой товарный знак регистрируется в определенных классах МКТУ. Это своего рода перечень видов деятельности, в которых можно будет работать под знаком. Михаил планировал зарегистрировать товарный знак в том числе для кафе и ресторанов. У него была стратегия развития в этом направлении. То есть сферы все-таки совпадали.
Роспатент с большой вероятностью отказал бы такому товарному знаку. Он не оригинален. А оригинальность - одно из важнейших условий регистрации.
Комментарий недоступен
В тексте как раз говорится о том, что авторское право неотчуждаемо. Автор остается автором навсегда. А вот исключительные права нужно получить.
И автор остается владельцем своего произведения, пока не подписан акт приема-передачи, если другие условия не прописаны в договоре.
Комментарий недоступен
Более того, при передаче исключительных прав ДепТрансу, у него появятся и право владения, и право пользования, и право распоряжения.
Правильно сказано - при передаче. Изначально логотипом владеет и распоряжается автор или организация, в которой он работает. Исключительное право переходит заказчику только после подписания акта приема-передачи, если иное изначально не было прописано в договоре.
Однако у вас схема, на которой право владения приравнено к авторству и остаётся за исполнителем, расположена после абзаца, в котором говорится о передаче исключительных прав. Это вводит читателя в заблуждение.
Согласна, поправлю.
Не так давно столкнулся с ситуацией где заказчик хочет зарегистрировать логотип. И по ходу существующий договор не совсем корректно составлен.
Подскажите, у вас есть форма договора по которой передача права на логотип будет правильной.
В договоре авторского заказа, подряда или отчуждения регистрация фигурировать не должна. Конечные цели заказчика - это его зона интересов. К автору они не имеют отношения.
Договор может быть типовой, а детали, важные для обеих сторон, согласуются в частном порядке. Здесь нет какой-то универсальной формы.
Спасибо за ответ.
Комментарий недоступен
Отличная статья!
Как приятно читать советы не от напыщенных юристов из Москвы, а от опытных юристок из Кирова!
Браво, Елена !
Пишите ещё !
Спасибо, Лев! Рада, если статья правда была полезна вам)
Жду 27 июня, когда будет можно оформлять товарные знаки на самозанятых...
Это логотипы метро из 1993, чем они отличаются от Лебедевских? Или это его творчество?
Совершенно очевидно, что тут наклон ног у буквы М на 0.1 градуса меньше, чем в новом логотипе. Так что сотни миллионов рублей потратили не зря!
Да похоже оба со стоков скачали.
"В сентябре 2014 года был анонсирован стандартизированный логотип московского метрополитена. Логотип был представлен студией Артемия Лебедева как часть нового бренда всего московского транспорта. Основой для единой эмблемы послужила усреднённая форма логотипов, которые появлялись в разное время в стенах метрополитена (синий полукруг исчез) . Дизайнером обновленной буквы выступил Константин Коновалов, за год до этого поставивший на публичное обсуждение вопрос стандартизации символа метро."
цитата из https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0
Интересно, а если автор логотипа был фрилансер и при «продаже» логотипа не были подписаны документы о передаче прав на использование, то кому принадлежат эти права? Фрилансеру или заказчику?
По закону логотип продолжает принадлежать автору, если нет никаких подтверждений, что права на него приобрел заказчик.
Тому, у кого связей в судебной системе больше.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен