Экс-глава бывшего партнёра «Почты России» проиграла суд с АСВ на 49 млн рублей — она считает решение несправедливым Статьи редакции
Мария Старикова говорит, что была наёмным директором и выполняла решения акционеров, которые бросили компанию при появлении проблем.
Арбитражный суд Москвы 25 июня удовлетворил иск Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и привлёк бывшего гендиректора ООО «Оффпрайс» Марию Старикову к субсидиарной ответственности по долгам компании. Суд обязал её выплатить 49,4 млн рублей.
АСВ представляло интересы «Финпромбанка», в котором у «Оффпрайс» был кредит. Эти деньги компания тратила на проект для «Почты России» — «Оффпрайс» должна была создать онлайн-площадку, где пользователи могли бы заказывать товары с доставкой по всей России. Проект требовал больших затрат на рекламу, техподдержку и другие задачи, рассказала Старикова vc.ru.
Суд встал на сторону агентства и пришёл к выводу, что сделки, которые компания проводила под руководством Стариковой, были невыгодными и привели к невозможности расплатиться с кредиторами.
Старикова с решением суда не согласна — она говорит, что выполняла решения акционеров и ушла, как только начались проблемы с финансированием. Она намерена подать апелляцию.
Чем занимался и кому принадлежал «Оффпрайс»
Компания «Оффпрайс» появилась в апреле 2015 года, она управляла купонным сервисом Kupanda и онлайн-магазином товаров со скидками Costmart. Эти сервисы запустил сооснователь Biglion Олег Савцов после того, как покинул Biglion из-за конфликта с партнёром Владимиром Виноградовым. В «Оффпрайс» перешла часть сотрудников Biglion.
В июне 2015 года «Оффпрайс» стал партнёром «Почты России» по развитию торговой площадки 2015.russianpost.ru, на которой пользователи могли заказать около 300 видов товаров с доставкой по России. Изначально партнёром проекта должен был стать Biglion, но «Почта России» выбрала Costmart. Пилот начался в июле.
Компания «Оффпрайс» была зарегистрирована специально для проекта с «Почтой России», она выступала оператором онлайн-площадки, рассказала Старикова на своей странице в Facebook. По её словам, собственники создали ещё одно юрлицо для технической поддержки проекта — ООО «Итерсофт». Штат второй компании насчитывал более 40 человек, включая программистов, дизайнеров, контент-менеджеров и других специалистов.
Между двумя компаниями был заключён договор: «Интерсофт» по заказу «Оффпрайса» разрабатывал и поддерживал площадку, управлял сайтом и его контентом, продажами, клиентскими сервисами. Компании заключили контракт в апреле 2015 года, за год «Оффпрайс» выплатил «Интерсофту» 64,3 млн рублей, сказано в решении суда.
Для расчётных счетов и зарплатных проектов «Оффпрайс» и «Интерсофт» выбрали «Финпромбанк». Совладелец «Финпромбанка» Анатолий Гончаров был одним из инвесторов «Оффпрайса», писали «Ведомости» в сентябре 2015 года. Старикова тоже сказала vc.ru, что у проекта были инвесторы из «Финпромбанка», но назвать их затруднилась, так как не была лично знакома с ними.
«Оффпрайс» был зарегистрирован на Старикову, а «Интерсофт» — на Сергея Молчанова. Они были владельцами всего три месяца — в июле 2015 года 99% долей обеих компаний перешли к кипрской Deleva Holdings, которая затем увеличила доли до 100%. Источник «Ведомостей» объяснял изменения появлением среди инвесторов Гончарова и его партнёров.
Старикова объяснила, что зарегистрировала юрлицо на своё имя по просьбе основателя проекта Олега Савцова — он ещё обсуждал с инвесторами условия сделки, а проект уже нужно было запускать. Позднее доли её и Молчанова выкупила кипрская компания, подтвердила Старикова.
В начале 2016 года у «Финпромбанка» начались трудности, из-за чего возникли перебои с финансированием проекта «Оффпрайс», пишет Старикова. В сентябре 2016 года «Финпромбанк» лишился лицензии, а в октябре 2016 года суд признал банк банкротом, и тот перешёл под управление АСВ.
Проект с «Почтой России» был свёрнут, а Kupanda и Costmart закрылись в сентябре 2016 года.
Позиция бывшего гендиректора «Оффпрайса»
АСВ считает Старикову ответственной за все действия в «Оффпрайсе», но она не согласна с такой точкой зрения и решением суда и настаивает, что она лишь наёмный менеджер, а все решения принимались собственниками компании. Её адвокат обращался в АСВ с попытками объяснить ситуацию, но там ничего не ответили, говорит она.
По словам Стариковой, когда в конце 2015 года — начале 2016 года «Финпромбанк» столкнулся с трудностями, начались перебои с финансированием проекта: были задержки по выплатам поставщикам, зарплатам сотрудникам и по другим платежам. В апреле 2016 года Молчанов и Стариков написали письма собственникам с просьбой решить вопросы.
В конце апреля Молчанов и Старикова были освобождены с занимаемых должностей, а собственники решили закрыть бизнес, пишет бывший гендиректор «Оффпрайса».
Если бы проблем с финансированием не возникло, проект с «Почтой России» должен был выйти на окупаемость к концу 2016 года, говорит Старикова.
Она утверждает, что АСВ в иске предоставляет ситуацию однобоко, приводя в качестве доказательств только выписки «Оффпрайса». Старикова уверена, что выписки «Интерсофта» могли показать, что «никакого вывода прибыли и активов из компании не было», а все полученные средства шли на выплаты зарплат и налогов. Но суд отклонил её просьбу приобщить эти документы.
Как ситуация описана в решении суда
- В марте 2017 года Арбитражный суд Москвы ввёл в «Оффпрайс» процедуру наблюдения по иску о банкротстве, который подал один из поставщиков компании. «Финпромбанк» в лице АСВ также потребовал вернуть 42,58 млн рублей по кредиту, временный управляющий включил требования банка в третью очередь.
- В январе 2018 года суд прекратил процедуру банкротства «Оффпрайса» — арбитражный управляющий не обнаружил в компании ни денег, ни имущества для погашения долгов.
- В ноябре 2018 года «Финпромбанк» в лице АСВ подал иск о привлечении Стариковой как бывшего руководителя «Оффпрайса» к субсидиарной ответственности, который Арбитражный суд Москвы в итоге удовлетворил.
- На момент сделки с «Интерсофтом» Старикова занимала должность гендиректора и была единственным владельцем «Оффпрайса».
- Суд считает соглашение с «Интерсофтом» убыточной сделкой. «Оффпрайс» платил не только за выполненные работы, но и ежемесячно выплачивал 500 тысяч рублей в качестве абонентской платы. За год «Оффпрайс» заплатил 64,3 млн рублей — это около 50% от стоимости активов компании, которая на конец 2015 года составляла около 119 млн рублей.
- Ссылаясь на открытые источники, судья пишет, что другие компании оказывают аналогичные услуги значительно дешевле. Кроме того, суд указывает на то, что компания «Интерсофт» зарегистрирована за 12 дней до заключения контракта и до этого «не имела опыта работы в разработке программ для ЭВМ и их сопровождении».
- «Интерсофт» был зарегистрирован по адресу массовой регистрации, у компании был минимальный уставной капитал в размере 10 тысяч рублей и не было собственного сайта. Это, как пишет судья, нехарактерно для разработчика программного обеспечения.
- Спустя год после регистрации и получения более 60 млн рублей прибыли «Интерсофт» прекратил какую-либо деятельность, из-за чего в августе 2018 года ФНС исключила компанию из ЕГРЮЛ.
- Суд приходит к выводу, что Старикова специально построила схему, в которой выгоду получала кипрская Deleva Holdings, под контроль которой «Оффпрайс» и «Интерсофт» перешли летом 2015 года, а у «Оффпрайса» не было возможности получить прибыль и расплатиться с кредиторами.
Представитель АСВ пообещал прокомментировать ситуацию со Стариковой позднее.
Мнение юриста
Шансов оспорить решение суда у Стариковой немного, считает юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Олег Пермяков. По его мнению, за время судебных разбирательств ответчица не предоставила весомые аргументы в защиту своей позиции.
это божественно. можно засудить разом все компании, которые тратят на софт больше 20 лямов в год
Если б не брали деньги от государства, никому не было бы дела 🤷🏽♂️
Комментарий недоступен
это обычный спор хозяйствующих субъектов
Ну да, только за один из хозяйствующих объектов (финпромбанк) отвечало государство в лице АСВ. В размере 1,4 килорубля на одно физлицо )
1.4 килорубля? да я пью виски дороже...
1.4 мегаРубля он хотел сказать.
Комментарий недоступен
Здесь явно нездоровая схема:
1. Компания-заёмщик регистрируется на директора, хотя фактически бенефициары другие люди.
2. Кредит выводится по договору на другую свеже-зареганую на адрес массовой регистрации компанию. Что мешало завести разработчиков в основное юр. лицо и платить им з/п из кредита? Тогда вопросов было бы гораздо меньше.
по закону у ИТ компаний есть льгота по налогам с зп , при том существенна. В связи с этим практически всегда разработчиков оформляют в другую компанию и получают на нее льготу. Надо понимать , что зарплата на данном проекте была вся официальная и разница платить ли 30 % или 14% довольно существенная
Тогда понятно, извините за необоснованные подозрения.
я о том и говорю - теперь любую компанию можно так засудить если она больше 20 лямов на автоматизацию потратит
Комментарий недоступен
А где в РЖД пострадавшая сторона? Они заплатили 80 млн. своих денег и получили, что хотели (наверное).
Тут люди схематозным способом потратили 50 млн. чужих денег, ничего за эти деньги не создано, отдувается за в итоге за всё государство (т.е. косвенно мы все) — логично привлечь к ответственности схематозников.
не было никакого схематоза . Бизнес был абсолютно прозрачен , счета и зарплатные проекты были открыты в финпромбанке у обеих компаний. При согласовании выдачи кредита, банк прекрасно все видел и контролировал . А сейчас АСВ, имея полную информацию по движению денег по обеим компаниям , предоставляет данные только по Оффпрайс и говорит что был вывод активов .
Тогда, возможно, АСВ просто хочет найти крайних.
ну да
так и РЖД схематозным образом потратила 80 лямов, в итоге гос-во не получило ни прибыли, ни налогов. где вы видите разницу?
А в чём схематоз?
а в чём схематоз у этой фирмы?
Вы всегда отвечаете вопросом на вопрос?:)
Возможен был схематоз с выводом средств через другое юр. лицо. Но вот директор объяснила, что это была вполне обоснованная налоговая оптимизация.
Вы внимательно читайте: оплата одного специалиста 2000р, при такой сумме в 17лямов, можно нанять 4 специалиста на год, а в компании было 40, так что ещё дёшево))).
Ну а теперь возьмём зарплату в 1000р в час, 40 сотрудников, получится 83 200 000р.
Так что 64,3 ляма, это реально по божески, учитывая что средняя зарплата в фирме меньше 80к, так как кроме зарплаты есть ещё налоги, аренда офиса, и прочие расходы. Если мы говорим о белой и пушистой компании.
в том то и дело , что все зарплаты были абсолютно официальные и налоги все с них платились
Адвоката нужно поменять. Я на пальцах объяснил где деньги. А если почта России выбрала такою компанию, то вы тут при чем? Вам отбиваться в суде. Даже использовая аргументы оппонентов.
Суд не стал рассматривать дело по существу , не смотря на предоставленный полный отзыв адвоката и копии документов доказывающих мою невиновность. Адвокат хороший , а вот в судах ужас что творится
Ну тогда до верховного суда, потом в ЕСПЧ.
Интересно, зачем они вторую компанию-разработчика регистрировали? Получить льготы по налогам как ИТ-компании?
Ведь если бы её не было, то и вопросов у суда было бы гораздо меньше — кредит ушёл на зарплаты сотрудников, всё честно.
все верно , получить льготу по налогам как ИТ- компания
А суд на этот аргумент что говорит?
Суд не стал рассматривать дело по существу , он вообще не внял нашим доводам. Не смотря на предоставленный подробный отзыв на 9 листах и подтверждающие документы моей невиновности , суд длился всего 40 минут в общей сложности.
Мария, а можете рассказать, что было сделано за эти деньги?
Планировался же про сути интернет-магазин, мне кажется, 60 млн. более чем достаточно, чтобы запустить и сайт, и склад ,и систему учёта?
«Если исходить из расчёта, что в году всего 8760 часов, то получается, что затраты составят 2000 рублей в час * 8760 часов = 17 520 000 рублей. Что составляет в четыре раза меньше суммы при условии оказания услуг 24 часа в сутки семь дней в неделю иными аналогичными организациями, чем в соответствии с условиями договора с ООО «Интерсофт».
из решения Арбитражного суда Москвы»
Судья от Бога 🤦🏽♂️ Дальше арифметики в школе не ушёл 💁🏽♂️
247 рабочих дней в году * 8 часов и на 40 сотрудников = 79 040 раб часов если умножить на ставку 2 000 в час = 158 080 000 руб
Вот такая арифметика
"Просто место проклятое" ©